Любите ли вы проптех, как люблю его я?

Анна Данченок, руководитель практики стратегического консультирования в сфере недвижимости, PwC в России, рассказала CRE.ru о том, почему инвестиции в технологии проптех возрастут в разы в новом десятилетии (на примере офисной недвижимости).

3951

Недвижимость не зря относят к наиболее инертным отраслям бизнеса – новые форматы здесь приживаются долго, а инновации внедряются медленно. В качестве иллюстрации – объем рынка инвестиций в проптех (property technology) составляет всего 30% от соответствующего показателя сегмента fintech.

Почему так происходит? Посмотрим на сами объекты. Совершим короткую экскурсию в офисное здание класса А в Москве 10 лет назад и сейчас – и постараемся оценить, что изменилось. Не так-то много: обстановка и дизайн общественных зон остались неизменными (разве что в новых объектах теперь используются более светлые и натуральные цвета, стало заметным влияние моды на минимализм интерьеров). В лобби появились кофейни и вендинговые автоматы/постаматы, которых раньше не было или было существенно меньше. Выделились зоны принятия курьерских служб. Кое-где у входа в БЦ стоят баннеры, предлагающие скачать приложение объекта, ориентированное на арендаторов. На вывесках в составе ключевых арендаторов появились коворкинговые гиганты. На офисных этажах особых изменений не произошло – арендаторы за 10 лет производили мелкий ремонт или обновление зон, кое-где внедрялись ABW-принципы (activity-based working или организация пространства с учетом различных выполняемых сотрудником функций с разнообразием форм коллективной работы и досуга).

Вот и ответ – если не изменились, и сам продукт (офисное здание) для конечных пользователей все еще оставался конкурентоспособным, то небольшие инвестиции в инновации вполне объяснимы.

А теперь посмотрим на ситуацию глазами нас сегодняшних, больше месяца проработавших из дома: будут ли объекты с менталитетом 2010-х годов все также актуальны для сотрудников посткризисных времен? А если нет, то что делать УК существующих бизнес-центров?

Итак, после короткой эйфории первых недель офисной жизни и социальных радостей мы как сотрудники спросим себя – что мешает нам работать из дома если не все время, то хотя бы значительную его часть? Параллельно об этом задумывается уже сейчас и работодатель – если бизнес выдержал месяц «удаленки», зачем платить 500-700 долл. за каждый кв. м в год? Если ввести, например, обязательную 3-дневную офисную неделю для каждого сотрудника, то затраты на размещение сократятся на 25-30% (учитывая, что в какие-то дни концентрация сотрудников будет больше).

Поэтому УК и собственники БЦ уже сейчас должны быть готовы ответить на вопросы арендаторов «Зачем нам возвращаться в офис?».

Как ни удивительно, но на этот вопрос есть два ответа, и оба больше относятся к неформальным стимулам, чем математическим обоснованиям.

1. Продуктивность

Stoddart Review связывает эффективность работы с качеством рабочего места, где продуктивность удовлетворенного сотрудника на 12% выше по сравнению с неудовлетворенным. Корректной оценки динамики продуктивности в условиях

самоизоляции сделать пока невозможно – все-таки условия слишком отличны от обычной жизни и стандартного графика работы. Однако за время изоляции проблема отсутствия выделенного рабочего места и невозможность концентрации обострилась.

Примеры технологий, влияющих на продуктивность и well-being сотрудников:

· Сенсоры для отслеживания движения людей в офисе, которые не только позволяют экономить расходы на потребление ресурсов, но и создавать дизайн помещений, учитывающий поведенческие модели сотрудников, например, позволяя идентифицировать неиспользуемые зоны офиса, которые можно конвертировать в принтрум или поставить кофейный автомат с барной зоной.

· Окна, позволяющие увеличивать длительность естественного освещения в помещении за счет изменения угла попадания лучей.

· Счетчики, учитывающие показатели естественного света, качества воды, шумовое загрязнение и другие физические характеристики помещения.

· Приложение, позволяющее контролировать все аспекты рабочей обстановки и взаимодействие между арендаторами и эксплуатационной службой и IT- поддержкой с одновременным доступом к данным сенсоров и счетчиков.

2. Вовлеченность

Взаимодействие с коллегами, обмен опытом, идеями и брейнсторминг, как мы все убедились, - такие виды общения гораздо эффективнее проходят в оффлайн. Разговоры по дороге за кофе, случайно подслушанные обсуждения успехов других групп, неформальное общение между коллегами – все это иногда дает больший импульс рабочему процессу, чем еженедельные митинги для обсуждения текучки. Что еще сделать, чтобы офис стал не просто местом работы, а своеобразным хабом, где можно работать, общаться, развлекаться, а также решать бытовые задачи, не отвлекаясь от работы?

Примеры технологий:

· Приложения для арендаторов, включающие возможность бронирования переговорных комнат, рабочих мест (для зданий, работающих по формату коворкинга), заказа пропуска для гостей, где собрана информация о мероприятиях, организацией которых занимается УК - концерты, выставки, спортивные занятия. В подобных приложениях также реализуется консьерж-сервис, позволяющий арендаторам не только решить рабочие задачи, но и сдать вещи в химчистку или ремонт, заказать доставку еды или цветов, узнать о предложениях в соседних ресторанах и другие услуги.

· Инструменты предиктивной аналитики, использующей машинное обучение для анализа предыдущего поведения арендаторов, позволяющие, например, предложить забронировать определенную переговорную комнату с уже известными заранее кейтеринговыми предпочтениями, заказать кофе определенного типа или напомнить о заказе и многое другое.

Безусловно, опыт самоизоляции внесет коррективы в существующие операционные модели компаний, однако, при своевременном реагировании девелоперов и УК на меняющиеся потребности арендаторов, офис по-прежнему останется необходимой инфраструктурой для бизнеса.



иГРОКИ РЫНКА

Технологии Доверия

Данченок Анна

Аудит и оценка

Технологии Доверия

Материалы по теме

Исследования рынка

Пандемия и экономическая нестабильность не отразились на офисном рынке Москвы в I квартале

Негативное воздействие внешних факторов начало оказывать влияние на рынок офисной недвижимости Москвы только в марте, поэтому существенно не отразилось на результатах I квартала 2020 года. В краткосрочной перспективе ожидается снижение активности со стороны арендаторов, но активность крупных пользователей с большой долей вероятности сохранится, считают в CBRE.
23.04
Экспертный анализ

Смерть опенспейса и восход коворкинга: почему крупные компании отказываются от классических офисов в пользу сервисов

Сегмент гибких рабочих пространств в последние годы переживает стремительное развитие – и проходит через трансформацию. В 2019 году было совершено рекордное количество сделок по запуску новых коворкингов общей площадью около 70 000 квадратных метров. В Москве в 2020 году аналитики Colliers International прогнозировали увеличение рынка на 69%. Пандемия, безусловно, внесет свои коррективы в развитие офисного сегмента в целом, однако становится ясно, что бизнес все чаще будет отдавать предпочтение концептуальному коворкингу с многообразием зон и сервисов, чем классическому open space. Окажутся ли компании в мире гибких офисов, и придется ли собственникам бизнес-центров превратиться в сервисных операторов?
21.04
Точка зрения

Эволюция офиса: что ждет рабочие пространства после коронавируса?

Евгения Лучицкая, официальный представитель A-Store Estates, девелопера проекта Neopolis, рассуждает о том, как меры, принятые в связи с распространением коронавируса, повлияют на офисные пространства.
10.04

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01
Источник: Пресс-служба ADG group
События

ADG порадовала семьи

Новогодние мероприятия в районных центрах «Место встречи» посетили 6,5 тыс. человек.
 
17.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre