Есть ли у гостиниц шанс продержаться на плаву?

Об истории влияния пандемии на гостиничный рынок и перспективах этого рынка рассуждает Андрей Дегтярев, генеральный директор инвестиционно-консалтинговой компании Ales Capital.

3496

Ситуация, в которой сегодня оказался весь бизнес – конечно, уникальна. Никто из нас, в начале года делая прогнозы на среднесрочную перспективу, не мог заложить в сценарии тотальную изоляцию всего мира друг от друга. Конечно, есть отрасли, которые даже выиграли от текущего коллапса, но их не так много. А вот гостиничный бизнес оказался среди наиболее пострадавших.

Стремительное падение спроса началось в середине марта – тогда все гостиницы вне зависимости от статуса столкнулись практически с 90% отменой бронирования на апрель-май. Правда, тогда еще была надежда, что это продлится недолго и к высокому сезону можно будет рассчитывать на восстановление туристического потока по основным популярным направлениям.

Однако в начале апреля стало понятно, что быстрого отскока не будет. Сегодня в гостиницах, которые продолжают работать, загрузка не превышает 5%. Это в первую очередь люди, которые подобно знаменитому писателю Владимиру Набокову предпочитают жить в гостиницах долгое время. Те, кто самоизолируется в гостиницах, а не дома. И, наконец, те немногие, кто продолжает ездить в командировки, но таких – единицы. Очевидно, что такая загрузка не позволяет даже покрыть расходы, не говоря о том, чтобы что-то зарабатывать.

При самом оптимистичном сценарии внутренний туризм может восстановиться в июле-августе, и это будет очень хорошо, потому что гостиницы смогут отыграть хотя бы часть высокого сезона. Отыграть, конечно, условно, ибо очевидно, что в лучшем случае это будет 30-40% загрузки и цены придется держать на невысоком уровне, ибо предложение будет существенно превышать спрос.

При пессимистичном сценарии каждая четвертая гостиница может не открыться до конца года. Однако, это не значит, что собственники решат ликвидировать бизнес. Альтернативный и более эффективный вариант – заморозить его до второго квартала следующего года. Это позволит максимально сократить расходы. Если говорить о постоянных расходах, то экономия может составить 30-40%, переменные расходы, которые включают в себя уборку, оплату коммунальных услуг и проч., соответственно, сократятся практически на 100%. При этом в отличие от ресторанной отрасли заморозка в гостиничном сегменте не столь критична – основные бронирования на следующий год можно наработать на время закрытия гостиницы в период межсезонья. Гостиницы не так чувствительны к приостановке, в то время как кафе, закрытое на год, скорее всего потеряет львиную долю своих клиентов. Конечно, на момент разморозки встанет вопрос о наборе персонала, однако, нужно понимать, что после кризиса предложение на рынке труда в сфере услуг будет существенно превышать спрос, а оплата сотрудников сферы услуг – не только в гостиничной отрасли – сократится на 20-30% от докризисного уровня. Вероятно, вернуться к привычному уровню оплаты гостиницы смогут не ранее, чем через 1-2 года.

Есть ли сегодня у гостиниц реальный шанс продержаться на плаву? По сути, единственный способ привлечь хотя бы немного клиентов – это размещать медперсонал и сотрудников экстренных служб. В отдельных регионах какие-то гостиницы это делают, но нужно понимать, что загрузка все равно остается минимальной, как и цены за размещение – речь идет примерно о 25-30% от среднегодового тарифа. То есть, это скорее гуманитарная помощь, чем бизнес-решение. Кроме того далеко не все гостиницы находятся в шаговой доступности от медицинских учреждений. Да и персонал гостиницы отнюдь не горит желанием работать в непосредственной близости с людьми, которые ежедневно контактируют с больными коронавирусом. И принуждать сотрудников к этому тоже неправильно.

Фактически сегодня собственники гостиниц вынуждены оценивать жизнеспособность своего бизнеса в ситуации тотальной неопределенности, понимая лишь одно - ни в этом году, ни в следующем привычного дохода не будет. Значит, нужно максимально оптимизировать издержки, сокращая не только переменные, но и постоянные расходы. Сегодня многие ведут переговоры с арендодателями о снижении ставки, однако, это не единственная опция, и нужно анализировать полный спектр постоянных расходов, отказываясь от всего, что не является сегодня абсолютно необходимым. Пожалуй, в этом и есть целительный эффект всех кризисов – остановиться, чтобы пристально посмотреть на бизнес-модель в целом.



Материалы по теме

Исследования рынка

В отелях Москвы в марте в 2 раза упала заполняемость

Последние события, происходящие во всём мире, оказали огромное влияние на операционные показатели гостиничного сегмента. В марте заполняемость гостиниц Москвы упала до 25-30% против привычных 60-70%, по данным Colliers International.
20.04
Экспертный анализ

Гостиницы Москвы и Петербурга теряют в день по 258 млн рублей

Сегодня из-за коронавируса убытки гостиниц в Москве составляют 210 млн рублей в день, в Санкт-Петербурге - 48,1 млн рублей. В случае введения режима чрезвычайной ситуации ежедневные убытки гостиниц двух столиц составят 317,3 млн рублей, считают в Rusland SP Hospitality.
23.03

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (11-17 ноября)

Новости офисной недвижимости, как по части сделок, так и по части новых проектов и архитектурных концепций, открытия в новосибирской «Ауре», назначение в Kalinka и новый проект в формате light industrial.
17.11
Источник: Самолет
Назначения

Анна Акиньшина - новый гендиректор «Самолета»

Ранее Анна занимала должность финансового директора группы. 
18.11
Источник: ГК «Кортрос»
Проект

«Кортрос» дал старт Tate

В основание башен Tate в районе Марьиной рощи залили первый куб бетона.

 
18.11
Источник: domclick.ru
Аукцион

Москва предлагает бизнес в ЮЗАО

Предприниматели могут приобрести коммерческое помещение в Ломоносовском районе.
 
18.11
Источник: Profit Management
Открытие

В «Мёбельбурге» открыли лекторий и коворкинг

Управляет объектом компания Profit Management.
18.11
Источник: Пресс-служба MR Group
Открытие

MR Group открыла офис продаж Jois

Состоялось открытие офиса продаж премиального проекта Jois от MR Group.
 
15.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre