Ситуация, в которой сегодня оказался весь бизнес – конечно, уникальна. Никто из нас, в начале года делая прогнозы на среднесрочную перспективу, не мог заложить в сценарии тотальную изоляцию всего мира друг от друга. Конечно, есть отрасли, которые даже выиграли от текущего коллапса, но их не так много. А вот гостиничный бизнес оказался среди наиболее пострадавших.
Стремительное падение спроса началось в середине марта – тогда все гостиницы вне зависимости от статуса столкнулись практически с 90% отменой бронирования на апрель-май. Правда, тогда еще была надежда, что это продлится недолго и к высокому сезону можно будет рассчитывать на восстановление туристического потока по основным популярным направлениям.
Однако в начале апреля стало понятно, что быстрого отскока не будет. Сегодня в гостиницах, которые продолжают работать, загрузка не превышает 5%. Это в первую очередь люди, которые подобно знаменитому писателю Владимиру Набокову предпочитают жить в гостиницах долгое время. Те, кто самоизолируется в гостиницах, а не дома. И, наконец, те немногие, кто продолжает ездить в командировки, но таких – единицы. Очевидно, что такая загрузка не позволяет даже покрыть расходы, не говоря о том, чтобы что-то зарабатывать.
При самом оптимистичном сценарии внутренний туризм может восстановиться в июле-августе, и это будет очень хорошо, потому что гостиницы смогут отыграть хотя бы часть высокого сезона. Отыграть, конечно, условно, ибо очевидно, что в лучшем случае это будет 30-40% загрузки и цены придется держать на невысоком уровне, ибо предложение будет существенно превышать спрос.
При пессимистичном сценарии каждая четвертая гостиница может не открыться до конца года. Однако, это не значит, что собственники решат ликвидировать бизнес. Альтернативный и более эффективный вариант – заморозить его до второго квартала следующего года. Это позволит максимально сократить расходы. Если говорить о постоянных расходах, то экономия может составить 30-40%, переменные расходы, которые включают в себя уборку, оплату коммунальных услуг и проч., соответственно, сократятся практически на 100%. При этом в отличие от ресторанной отрасли заморозка в гостиничном сегменте не столь критична – основные бронирования на следующий год можно наработать на время закрытия гостиницы в период межсезонья. Гостиницы не так чувствительны к приостановке, в то время как кафе, закрытое на год, скорее всего потеряет львиную долю своих клиентов. Конечно, на момент разморозки встанет вопрос о наборе персонала, однако, нужно понимать, что после кризиса предложение на рынке труда в сфере услуг будет существенно превышать спрос, а оплата сотрудников сферы услуг – не только в гостиничной отрасли – сократится на 20-30% от докризисного уровня. Вероятно, вернуться к привычному уровню оплаты гостиницы смогут не ранее, чем через 1-2 года.
Есть ли сегодня у гостиниц реальный шанс продержаться на плаву? По сути, единственный способ привлечь хотя бы немного клиентов – это размещать медперсонал и сотрудников экстренных служб. В отдельных регионах какие-то гостиницы это делают, но нужно понимать, что загрузка все равно остается минимальной, как и цены за размещение – речь идет примерно о 25-30% от среднегодового тарифа. То есть, это скорее гуманитарная помощь, чем бизнес-решение. Кроме того далеко не все гостиницы находятся в шаговой доступности от медицинских учреждений. Да и персонал гостиницы отнюдь не горит желанием работать в непосредственной близости с людьми, которые ежедневно контактируют с больными коронавирусом. И принуждать сотрудников к этому тоже неправильно.
Фактически сегодня собственники гостиниц вынуждены оценивать жизнеспособность своего бизнеса в ситуации тотальной неопределенности, понимая лишь одно - ни в этом году, ни в следующем привычного дохода не будет. Значит, нужно максимально оптимизировать издержки, сокращая не только переменные, но и постоянные расходы. Сегодня многие ведут переговоры с арендодателями о снижении ставки, однако, это не единственная опция, и нужно анализировать полный спектр постоянных расходов, отказываясь от всего, что не является сегодня абсолютно необходимым. Пожалуй, в этом и есть целительный эффект всех кризисов – остановиться, чтобы пристально посмотреть на бизнес-модель в целом.