Colliers оценили вакантность в стрит-ритейле на 7,5%

По данным аналитиков компании, вакантность за год увеличилась на 2,2 п.п. При этом ставки на помещения в основных торговых коридорах демонстрируют разнонаправленный тренд.

4858

По данным аналитиков компании, вакантность за год увеличилась на 2,2 п.п. При этом ставки на помещения в основных торговых коридорах демонстрируют разнонаправленный тренд.

По итогам I полугодия 2020 г. средний уровень вакантности на центральных улицах Москвы увеличился за 12 месяцев на 2,2 п.п. (7,5% в I полугодии 2020 г. против 5,3% в I полугодии 2019 г.), а за квартал — на 1,1 п.п. (7,5% во II квартале 2020 г. против 6,4% в I квартале 2020 г.).

Рост доли свободных помещений был зафиксирован на центральных торговых улицах (8,3% против 4,2% в I полугодии 2019 г.), на Бульварном кольце (8,3% против 6,6% в I полугодии 2019 г.) и на Патриарших прудах (6,3% против 6,1% в I полугодии 2019 г.). На Садовом кольце и на пешеходных улицах уровень вакантности за год снизился на 0,9 п.п. и 0,8 п.п. соответственно по сравнению с концом июня 2019 г.

В целом рост вакантности в I полугодии 2020 г. произошел за счет закрытия магазинов, которые были неэффективными либо не смогли пережить возникшие форс-мажорные обстоятельства. Помимо магазинов закрывались точки общественного питания, которые в период самоизоляции могли работать только навынос. Отделения банков из-за перевода услуг в онлайн также продолжали сокращать свое присутствие в центральных локациях. Сувенирные лавки тоже стали закрывать свои магазины в центре столицы в связи с уменьшением туристического потока из-за эпидемиологической обстановки по всему миру.

Лариса Еремина, заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers International: «Сектор стрит-ритейла более чувствителен к изменениям, нежели другие сектора коммерческой недвижимости, но тем не менее он гораздо быстрее может адаптироваться к изменениям и быстрее восстановиться. На сегодняшний день большинство участников рынка начинают адаптироваться к новым реалиям, данный шаг поможет им увидеть новые возможности на центральных улицах Москвы. В результате ритейлеры смогут постепенно вернуться к планам развития. Помимо этого, освобождаемые неэффективными бизнесами площади будут занимать продуктовые сети и общепит. Количество новых международных брендов будет ограничено в стрит-ритейле, но рынок останется динамичным, чему будет способствовать развитие новых концепций существующими на рынке ритейлерами и наличие помещений, предлагаемых на привлекательных условиях».


С точки зрения возможности сохранить арендуемые площади в активе наибольший урон эпидемиологическая обстановка нанесла сегменту общественного питания. Доставка еды через посредников и предоставление услуги самовывоза не смогли обеспечить стабильный доход общепиту, который присутствовал ранее; многие ресторанные сети сообщили, что займутся оптимизациями своих сетей и пересмотрят бизнес-модель развития. Отчасти подобное положение иллюстрирует и динамика закрытий на центральных коридорах Москвы — на заведения общественного питания пришлось 42% от общего количества всех закрытий во II квартале 2020 г. 12% закрытий пришлось на сферу банков и финансовых услуг, активно переводящих свои сервисы в онлайн.


 

Коммерческие условия

Увеличение уровня вакантности и появление нового числа свободных качественных помещений под общепит и магазины различных профилей сказываются на динамике ставок аренды. Во II квартале 2020 г. ставки аренды на ряде центральных торговых коридоров и пешеходных улиц имеют разнонаправленную динамику. Так, во II квартале 2020 г. верхний диапазон ставок увеличился на Тверской (28%), Кузнецком Мосту (25%), Новом Арбате (9%), Арбате (2%) по сравнению с показателями в I квартале 2020 г.

Нижний диапазон, напротив, снизился в Столешниковом переулке (10%), на Тверской (9%), Петровке (24%), Мясницкой (28%), Новом Арбате (18%), Арбате (13%). Такое увеличение/снижение связано в первую очередь с появлением на рынке новых предложений, как дорогостоящих, так и наоборот, например на Тверской ул., д. 6, стр. 1 (150 м²), Кузнецком Мосту, д. 18/7 (107 м²), Пятницкой ул., д. 54, стр. 1 (108 м²), Петровке, д. 21, стр. 1 (286 м²) и др.


 

Открытия

Во II квартале 2020 г. было отмечено небольшое число открытий в связи с ограничениями по COVID-19, преимущественно из сферы общепита. Правда, только одно (бар Underdog) из трех открытий имеет полноформатное заведение, два остальных функционируют в формате корнера на Усачевском рынке (бар UNICO) и навынос (творческое объединение S11 во главе с создателем клуба «Солянка» Романа Бурцева — Two One Food Religion).

В целом период самоизоляции подтолкнул многих ритейлеров начать сотрудничество с другими категориями арендаторов, которые могут быть не взаимодополняющими. Знаковыми в период COVID-19 в России стали партнерства ритейлеров электронной и бытовой техники и продуктовых сетей. Розничная сеть DNS, один из крупнейших продавцов электроники и бытовой техники в России, объявила о соглашении с X5 Retail Group: дочерняя структура компании 5Post начала доставлять заказы из интернет-магазина DNS в собственные постаматы, расположенные в магазинах «Пятерочка». На данный момент сложная эпидемиологическая обстановка бросает вызов рынку, и многие компании начинают взаимодействовать и формировать работающую инфраструктуру, способную выдержать пиковые нагрузки и предоставить покупателям максимально качественный сервис. Помимо сотрудничества с DNS компания X5 Retail Group объявила о запуске сервиса доставки интернет-заказов из «М.Видео» и «Эльдорадо». На первом этапе проект реализован в Москве и Подмосковье, где заказы доставляются более из чем 2 000 пунктов выдачи и постаматов в магазинах торговой сети «Пятерочка».

На помощь ресторанам и кафе в период ограничительных мер пришли как крупные операторы онлайн-доставок еды (Delivery Club и «Яндекс.Еда»), так и продуктовые ритейлеры. Совместными усилиями фуд-ритейлеры «Вкусвилл», «Перекресток» и «Лента» объединились с ресторанами и кафе в формате mixed-сотрудничества. Теперь на прилавках продуктовых магазинов посетитель может взять готовую продукцию заведений общепита, таких как «АндерСон», рестораны сети Novikov Group, Oisii, «Рецептор», «Шоколадница» и др. Помимо этого, партнеры сами берут на себя всю коммуникацию с покупателями и также обеспечивают доставку.


 



Материалы по теме

Экспертный анализ

Вакантность в стрите на Невском выросла до 10%

Сувенирные магазины массово покидают главную торговую магистраль Санкт-Петербурга. 
 
18.06
Исследования рынка

Город засыпает, просыпается мафия: какие объекты стрит-ретейла больше всего пострадали во время карантина

Количество выездов групп быстрого реагирования на объекты торгового бизнеса и уличного ретейла в марте текущего года по отношению к аналогичному периоду прошлого года увеличилось на 2%, основной причиной выездов стали попытки проникновения на объекты. Сильнее всего за время вынужденного карантина пострадали объекты HoReCa, а также фитнес-центры и beauty-ретейл, увеличение количества тревожных вызовов по этим объектам достигало 57%.

20.05
Исследования рынка

В стрит-ритейле Москвы стало на 25% меньше открытий в I квартале 2020 года

Количество закрытий в центральных торговых коридорах Москвы в I квартале 2020 года превысило количество открытий, что привело к росту доли свободных помещений. Среди операторов, которые открыли свои объекты, лидируют рестораны и кафе с долей 57%.
15.04

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre