Colliers оценили вакантность в стрит-ритейле на 7,5%

По данным аналитиков компании, вакантность за год увеличилась на 2,2 п.п. При этом ставки на помещения в основных торговых коридорах демонстрируют разнонаправленный тренд.

2964

По данным аналитиков компании, вакантность за год увеличилась на 2,2 п.п. При этом ставки на помещения в основных торговых коридорах демонстрируют разнонаправленный тренд.

По итогам I полугодия 2020 г. средний уровень вакантности на центральных улицах Москвы увеличился за 12 месяцев на 2,2 п.п. (7,5% в I полугодии 2020 г. против 5,3% в I полугодии 2019 г.), а за квартал — на 1,1 п.п. (7,5% во II квартале 2020 г. против 6,4% в I квартале 2020 г.).

Рост доли свободных помещений был зафиксирован на центральных торговых улицах (8,3% против 4,2% в I полугодии 2019 г.), на Бульварном кольце (8,3% против 6,6% в I полугодии 2019 г.) и на Патриарших прудах (6,3% против 6,1% в I полугодии 2019 г.). На Садовом кольце и на пешеходных улицах уровень вакантности за год снизился на 0,9 п.п. и 0,8 п.п. соответственно по сравнению с концом июня 2019 г.

В целом рост вакантности в I полугодии 2020 г. произошел за счет закрытия магазинов, которые были неэффективными либо не смогли пережить возникшие форс-мажорные обстоятельства. Помимо магазинов закрывались точки общественного питания, которые в период самоизоляции могли работать только навынос. Отделения банков из-за перевода услуг в онлайн также продолжали сокращать свое присутствие в центральных локациях. Сувенирные лавки тоже стали закрывать свои магазины в центре столицы в связи с уменьшением туристического потока из-за эпидемиологической обстановки по всему миру.

Лариса Еремина, заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers International: «Сектор стрит-ритейла более чувствителен к изменениям, нежели другие сектора коммерческой недвижимости, но тем не менее он гораздо быстрее может адаптироваться к изменениям и быстрее восстановиться. На сегодняшний день большинство участников рынка начинают адаптироваться к новым реалиям, данный шаг поможет им увидеть новые возможности на центральных улицах Москвы. В результате ритейлеры смогут постепенно вернуться к планам развития. Помимо этого, освобождаемые неэффективными бизнесами площади будут занимать продуктовые сети и общепит. Количество новых международных брендов будет ограничено в стрит-ритейле, но рынок останется динамичным, чему будет способствовать развитие новых концепций существующими на рынке ритейлерами и наличие помещений, предлагаемых на привлекательных условиях».


С точки зрения возможности сохранить арендуемые площади в активе наибольший урон эпидемиологическая обстановка нанесла сегменту общественного питания. Доставка еды через посредников и предоставление услуги самовывоза не смогли обеспечить стабильный доход общепиту, который присутствовал ранее; многие ресторанные сети сообщили, что займутся оптимизациями своих сетей и пересмотрят бизнес-модель развития. Отчасти подобное положение иллюстрирует и динамика закрытий на центральных коридорах Москвы — на заведения общественного питания пришлось 42% от общего количества всех закрытий во II квартале 2020 г. 12% закрытий пришлось на сферу банков и финансовых услуг, активно переводящих свои сервисы в онлайн.


 

Коммерческие условия

Увеличение уровня вакантности и появление нового числа свободных качественных помещений под общепит и магазины различных профилей сказываются на динамике ставок аренды. Во II квартале 2020 г. ставки аренды на ряде центральных торговых коридоров и пешеходных улиц имеют разнонаправленную динамику. Так, во II квартале 2020 г. верхний диапазон ставок увеличился на Тверской (28%), Кузнецком Мосту (25%), Новом Арбате (9%), Арбате (2%) по сравнению с показателями в I квартале 2020 г.

Нижний диапазон, напротив, снизился в Столешниковом переулке (10%), на Тверской (9%), Петровке (24%), Мясницкой (28%), Новом Арбате (18%), Арбате (13%). Такое увеличение/снижение связано в первую очередь с появлением на рынке новых предложений, как дорогостоящих, так и наоборот, например на Тверской ул., д. 6, стр. 1 (150 м²), Кузнецком Мосту, д. 18/7 (107 м²), Пятницкой ул., д. 54, стр. 1 (108 м²), Петровке, д. 21, стр. 1 (286 м²) и др.


 

Открытия

Во II квартале 2020 г. было отмечено небольшое число открытий в связи с ограничениями по COVID-19, преимущественно из сферы общепита. Правда, только одно (бар Underdog) из трех открытий имеет полноформатное заведение, два остальных функционируют в формате корнера на Усачевском рынке (бар UNICO) и навынос (творческое объединение S11 во главе с создателем клуба «Солянка» Романа Бурцева — Two One Food Religion).

В целом период самоизоляции подтолкнул многих ритейлеров начать сотрудничество с другими категориями арендаторов, которые могут быть не взаимодополняющими. Знаковыми в период COVID-19 в России стали партнерства ритейлеров электронной и бытовой техники и продуктовых сетей. Розничная сеть DNS, один из крупнейших продавцов электроники и бытовой техники в России, объявила о соглашении с X5 Retail Group: дочерняя структура компании 5Post начала доставлять заказы из интернет-магазина DNS в собственные постаматы, расположенные в магазинах «Пятерочка». На данный момент сложная эпидемиологическая обстановка бросает вызов рынку, и многие компании начинают взаимодействовать и формировать работающую инфраструктуру, способную выдержать пиковые нагрузки и предоставить покупателям максимально качественный сервис. Помимо сотрудничества с DNS компания X5 Retail Group объявила о запуске сервиса доставки интернет-заказов из «М.Видео» и «Эльдорадо». На первом этапе проект реализован в Москве и Подмосковье, где заказы доставляются более из чем 2 000 пунктов выдачи и постаматов в магазинах торговой сети «Пятерочка».

На помощь ресторанам и кафе в период ограничительных мер пришли как крупные операторы онлайн-доставок еды (Delivery Club и «Яндекс.Еда»), так и продуктовые ритейлеры. Совместными усилиями фуд-ритейлеры «Вкусвилл», «Перекресток» и «Лента» объединились с ресторанами и кафе в формате mixed-сотрудничества. Теперь на прилавках продуктовых магазинов посетитель может взять готовую продукцию заведений общепита, таких как «АндерСон», рестораны сети Novikov Group, Oisii, «Рецептор», «Шоколадница» и др. Помимо этого, партнеры сами берут на себя всю коммуникацию с покупателями и также обеспечивают доставку.


 



иГРОКИ РЫНКА

Консалтинг и брокеридж

Colliers

Материалы по теме

Экспертный анализ

Вакантность в стрите на Невском выросла до 10%

Сувенирные магазины массово покидают главную торговую магистраль Санкт-Петербурга. 
 
18.06
Исследования рынка

Город засыпает, просыпается мафия: какие объекты стрит-ретейла больше всего пострадали во время карантина

Количество выездов групп быстрого реагирования на объекты торгового бизнеса и уличного ретейла в марте текущего года по отношению к аналогичному периоду прошлого года увеличилось на 2%, основной причиной выездов стали попытки проникновения на объекты. Сильнее всего за время вынужденного карантина пострадали объекты HoReCa, а также фитнес-центры и beauty-ретейл, увеличение количества тревожных вызовов по этим объектам достигало 57%.

20.05
Исследования рынка

В стрит-ритейле Москвы стало на 25% меньше открытий в I квартале 2020 года

Количество закрытий в центральных торговых коридорах Москвы в I квартале 2020 года превысило количество открытий, что привело к росту доли свободных помещений. Среди операторов, которые открыли свои объекты, лидируют рестораны и кафе с долей 57%.
15.04

журнал CRE 17 (395)

Октябрь 1
Журнал CRE №17 (395) доступен как в печтной версии, так и в PDF-формате. Ознакомиться с PDF-версией можно ЗДЕСЬ Номер выпущен при поддержке: Union Brokers unionbrokers.ru/     MD Facility Management www.mdpm.ru   Raven Russia www.rrpa.ru   Radius Group www.radiusrussia.com В НОМЕРЕ:  Актуально НЕПРОСТОЕ БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ Прогнозы на ближайшие перспективы исключают локдаун   Тема номера ВРЕМЯ КУРЬЕРА Почему доставка остается ложкой дегтя для развития e-commerce и омникан...

Популярное

Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (4 - 10 октября)

Назначения в CBRE, FM-оператор для Павелецкой Плазы, открытие ТРЦ Грозный Молл и отчет об офисной конференции, организованной CRE Event.
11.10
Игроки рынка

LCM выделила услуги для ритейлеров в отдельное направление

Сейчас LCM Retail сотрудничает с 20 ритейлерами, заинтересованными в активной экспансии в регионы.
11.10
Проект

«Пионер» приступил к строительству торгово-офисного центра

Общая площадь ТОЦ Botanica составит почти 90 тыс. кв. м. Ввод запланирован на 2024 год.
13.10
Назначения

В Cushman & Wakefield 5 новых назначений

Компания объявила о назначениях международных партнеров и партнеров по региону ЕМЕА.
14.10
Сделка

«Сберлогистика» арендует 55 000 кв. м под Воронежем

Компания займет складские помещения в логистическом комплексе «XXI век», первая очередь которого будет введена в эксплуатацию в 2022 году.
12.10
Сделка

В «PNK Парке Домодедово 1» сдали 29 000 кв. м

Склад для центра автозапчастей «ШАТЕ-М Плюс» будет построен по схеме built-to-lease.
13.10
Открытие

«Светофор» бросил якорь в ТРК «РТС «Томилино»

В ТРК «РТС «Томилино» новый якорный арендатор – «Светофор». Магазин площадью 900 кв.м. располагается на 1-м этаже здания. 
11.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre