Торговый рынок Москвы: итоги II квартала от CBRE

Аналитики CBRE подвели итоги II квартала 2020 г. на рынке торговой недвижимости Москвы.
 
6512
Новое строительство и уровень вакантных площадей
  • Объем нового ввода по итогам 2020 г. может составить 360 тыс. кв. м. Сроки открытия крупных объектов девелоперами по-прежнему не переносились на 2021 г. Несколько крупных ТЦ были открыты в 1 полугодии, остальные находятся на завершающей стадии строительства. Объем ввода новых площадей, заявленных на 2020 год, сократится незначительно, на 10-15%.
  • Уровень вакантных площадей по итогам 1 полугодия 2020 г. составил 6,6%, увеличившись за три месяца на 0,6 п.п. В течение второго квартала собственники и арендаторы находились в стадии активных переговоров о расторжении договоров, скидках и их продолжительности. В связи с этим количество закрытий во втором квартале было минимальным. Тем не менее доля площадей, поставленных собственниками ТЦ в ротацию, увеличилась. По нашей оценке, рост уровня вакантных площадей придется на вторую половину года.
  • Объем свободных площадей будет формироваться за счет закрытия наименее успешных локаций в рамках программ торговых операторов по оптимизации сетей и тех помещений, где арендатору и арендодателю не удалось договориться по коммерческим условиям.
Коммерческие условия
  • Прайм-ставка аренды в топовых и ключевых торговых центрах Москвы снизилась относительно значения за I квартал на 15% и составила 218 тыс. руб./кв. м/год и 72 тыс. руб./кв. м/год соответственно. Большинство собственников ТЦ Москвы предоставили скидки по арендной плате в период приостановления деятельности торговых операторов. Максимальный период скидок был предоставлен до конца 2020 г., наиболее распространенный вариант - до 1 сентября.
  • Размер скидки во всех случаях зависел от профиля арендатора и позиции собственника ТЦ. Например, для fashion-операторов торговой галереи скидки находились в диапазоне 10-30%, для фитнес-клубов, операторов развлечений и ресторанов были предоставлены скидки от 50% и более, в некоторых случаях предоставлялись арендные каникулы с оплатой эксплуатационных расходов.
  • Последствия принимаемых мер борьбы с распространением COVID-19 отразились на условиях договоров, заключаемых в новых реалиях. Учитывая полученный новый опыт с остановкой деятельности на несколько месяцев, стороны при заключении договоров аренды стремятся защитить свои позиции в случае возникновения новых чрезвычайных ситуаций. Собственники ТЦ стараются зафиксировать повышенный процент с товарооборота, арендаторы - предоставление скидок или возможность выхода из договора (break option) в случае, если деятельность арендатора невозможна по независящим от него причинам.
Восстановление посещаемости торговых центров Москвы
  • В период временных ограничений посещаемость торговых центрах Москвы снизилась до 30% относительно показателя за аналогичный период прошлого года. Активное восстановление началось после снятия основных ограничений: по итогам июня Shopping Index (данные собраны компанией Watcom) составил 66% к июню 2019 г., а уже в конце июня-начале июля - 75-80% г/г., что соответствует тенденции, наблюдаемой в Китае и в городах Европы после снятия ограничений. В наиболее успешных торговых центрах посещаемость восстановилась на 90-100%.
  • На фоне восстановления посещаемости отмечается рост продаж относительно докризисного периода, особенно в магазинах одежды и товаров для дома. В связи с тем, что развлекательная составляющая ТЦ оставалась закрытой, трафик в торговых центрах после повторного открытия был целевым, что отразилось на высокой конверсии продаж.
Александра Чиркаева, руководитель направления аренды торговых помещений CBRE в Москве, комментирует: «С начала июня мы наблюдаем активный возврат трафика в торговых центрах Москвы: в среднем на конец июля восстановление составило 75-80%. Интересно, что в ТЦ в спальных районах Москвы посещаемость восстановилась быстрее, до 90-100% в сравнении с предыдущим годом, а вот в центре, в моллах в пределах Садового кольца, цифра составляет 65-70% - трафик возвращается медленнее.  Одновременно ретейлеры отмечают рост продаж относительно докризисного периода, особенно в магазинах одежды, обуви, товаров для дома. В связи с тем, что развлекательная составляющая ТЦ  долгое время оставалась закрытой, трафик в торговых центрах после повторного открытия был целевым, что отразилось на высокой конверсии продаж. Безусловно, все говорят об отложенном спросе и ожидают августа и сентября, а вот среди оказывающих положительное влияние факторов отмечают то, что этим летом многие отложили свои планы на отпуск и остались в городе, что положительно влияет на показатели арендаторов в торговых центрах и в стрит ретейле».
 
 
 
 
 


иГРОКИ РЫНКА

ГК Пионер

Чиркаева Александра

Консалтинг и брокеридж

CORE.XP

Материалы по теме

Точка зрения

Торговые центры одолеют кризис только при условии господдержки

Акоп Сейсян, исполнительный директор сети районных ТЦ «Ареал», о том, что сегодня происходит на рынке торговых центров и как собственники договариваются с арендаторами, мерах поддержки, которые необходимы отрасли, и сценариях развития ситуации.
22.04
Исследования рынка

Как изменится лицо рынка торговой недвижимости в 2020-х гг.

Эксперты компании PwC представили результаты исследования рынка торговой недвижимости и рассказали, что ждет торговые центры с период с 2020 по 2030-е годы.
 
11.03
Исследования рынка

В Москву возвращаются суперрегиональные торговые центры

По итогам 2019 г. в Московском регионе увеличилась средняя площадь введенных в эксплуатацию торговых центров. Это свидетельствует о тренде укрупнения торговых центров в формате «суперрегиональные», на которые пришлось уже 45% в общем объеме ввода.
02.03

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre