Тенденции рынка недвижимости в период пандемии (на базе итогов продаж РАД)

Наталья Круглова, советник генерального директора, руководитель департамента продаж РАД в Москве и Московской области
 
 
4843
Общие итоги продаж РАД по всей России за I полугодие – 13 млрд руб. 70% этой суммы принесли аукционы по недвижимости - 9 млрд руб. При этом ровно половина данной суммы пришлась на столичный регион.

Аукционы в Москве и Московской области - это 6,5 млрд руб. в общем объеме продаж РАД. 4,6 млрд из них – аукционы по недвижимости – цифры хорошие даже для докризисного рынка.

Эти результаты достигнуты на фоне пандемии, отсутствия возможности осмотра активов, нерабочих дней в апреле-июне, а также повсеместного информационного давления о кризисе, стагнации рынка и отсутствии сделок из-за расхождений покупателей и продавцов в представлениях об актуальной стоимости недвижимости в сегодняшней конъюнктуре.

Рассмотрим подробно результаты продаж в Москве и Московской области.

Если сравнить суммы сделок по недвижимости в первом и втором квартале 2020 г., то есть до пандемии и в период карантинных мер, то они практически идентичны – 2,12 млрд руб. и 2,48 млрд руб. соответственно. Что говорит о несущественном влиянии пандемии на поведении инвесторов, участвующих в торгах. Это разительно контрастирует с общей ситуацией на рынке, где объем инвестиционных сделок упал во втором «ковидном» квартале до значений 2008 г.

Некоторые особенности закрытых сделок будут отмечены ниже.

В недвижимости все крупные сделки сформированы продажами отдельно стоящих зданий, следующий по объему сегмент – это стрит-ретейл, за ним идут продажи загородной недвижимости и офисных помещений. 

При количественно сопоставимых результатах продаж в 1 и 2 кварталах (2,1 млрд и 2,5 млрд соответственно) слегка поменялась структура распределения сделок по сегментам.

По-прежнему основной массив продаж формируется за счет коммерческой недвижимости (отдельно стоящие здания и стрит-ретейл, офисы). В первом квартале сумма сделок по коммерческой недвижимости составила 1,97 млрд руб., или 93% от всей суммы проданной недвижимости. Во втором квартале доля коммерческой недвижимости снизилась до 1,6 млрд руб. и составила 64% в обороте продаж РАД, но к ней добавились продажи земельных участков и жилой недвижимости.

То есть мы видим, что общая положительная динамика рынка загородных активов, спровоцированная пандемией, была адекватно отыграна продажами РАД – они добавили к коммерческой недвижимости именно ту разницу, которая позволила закрыть второй квартал с лучшим результатом, чем первый, при более сложной структуре активов.

Жилая недвижимость во 2 квартале пользовалась также большим спросом. По сравнению с 1 кварталом ее объем вырос в 5,5 раз и составил 680 млн руб.

Земельные участки, проданные за 2 квартал в количестве 57 лотов, по сумме внесли вклад в 3 раза больший, чем в 1-м квартале, и их количество в продажах во втором квартале удвоилось.

Выводы

В отношении ликвидности имущества, которое востребовано клиентами, можно сделать следующие выводы (приведены на основании продаж по Москве, исключение – земельные участки в Московской области).

1. Отдельно стоящие здания вызывают интерес покупателей при цене не более 120 тыс. руб./м2 – это общее ожидание рынка, несмотря на то, что РАД в Москве проводил сделки и по 177 тыс. руб. /м2 (здание 1,5 тыс. м2, на Садовая-Черногрязской улице, 22), и по 138 тыс. руб. / м2 (500 м2, Малый Головин пер., д.8). У особняков большие потери площадей и высокие затраты на содержание, и рынок очень сдержанно на реагирует на их предложение. Интерес вызывает только цена, позволяющая получить окупаемость от арендного потока на уровне 10-12 лет, с учетом всех особенностей таких зданий. При этом мы отмечаем очевидный рост продаж данного сегмента. За прошедшие полгода РАД продал 10 особняков – каждый 3-й из тех, что были в реализации. Это хороший показатель для данного, определенно эксклюзивного, сегмента, даже в условиях растущего рынка.

Рост числа сделок в данном сегменте продолжается со второго полугодия 2019 г., и несмотря на карантинные меры и общее снижение активности рынка по стране тенденция набирает обороты. Так, во втором полугодии 2019 г. РАД реализовал в Москве 10 особняков. При этом за первое полугодие 2019 г. было продано только 3 подобных объекта, и столько же ушло за предыдущий период – конец 2018 г.

2. Стрит-ретейл имеет широкую ценовую дисперсию, которая диктуется качеством и локацией конкретного объекта, но в среднем клиент ищет цену в диапазоне 100-150 тыс. руб./ м2. Нами проводились сделки и по 420 тыс. руб./ м2 (помещение 30,3 кв. м, в Москве, на ул. 9-я Парковая, д. 18), и по 305 тыс. руб./м2 (помещения 253,1 кв. м в Москве, на Комсомольском пр-т, д. 42).

Целый ряд объектов был продан по цене 230-215 тыс. руб./м2. Это помещение 75,6 кв. м на ул. Крупской, д. 19/17; помещение 99 кв. м на Строгинском бульваре, д. 26; и помещения 544 кв. м на Ленинградском пр., д. 76.

Однако средние рыночные показатели по реализации данного типа активов по нашей аналитике находятся на уровне 100 тыс. руб./м2. О востребованности рынком этого сегмента недвижимости можно судить по тому, что подразделением РАД в Москве продается каждый второй объект стрит-ретейла. Также часть объектов, по согласованию с собственниками, уходит в аренду. Эти данные свидетельствуют о высоком спросе на объекты стрит-ретейла, а значит, о предпринимательской активности, которая не снижается вопреки многочисленным кризисным прогнозам.
 
Встроенные помещения коммерческого назначения продаются, если их цена ниже 100 тыс. руб. / м2. Ожидания клиентов сосредоточены в диапазоне 50-80 тыс. руб./м2. При этом нами проведены сделки по «Сити» – два объекта проданы по 350 тыс. руб./м2 (155 кв. м и 246,8 кв. м, на Пресненской набережной, д. 8, башня «Город Столиц»); за 210 тыс. руб./м2 продано помещение 86,5 кв. м в Большом Строченовском пер. д. 4; за 204 тыс. руб./м2. продано помещение 113 кв. м. на ул Алабяна, 13.  По офисным помещениям также продается каждый 2,3 объект.

Земельные участки имеют ликвидность практически только в случае жилого назначения. Популярностью пользуются западное, юго-западное и южное направления от Москвы, при расстоянии до 30 км, цена за 1 сотку земли не должна превышать 100 тыс. руб./Га. При этом и здесь есть исключения - нами были проданы 14 ЗУ в п. Сосенское, вблизи д. Зименки, по 400 тыс. руб. за сотку. Все же остальные продажи близки к общей закономерности. По сравнению с коммерческой недвижимостью, эффективность продаж ЗУ значительно ниже - 10 из 69, то есть востребован оказывается примерно каждый 7 актив. Мы видим также рост интереса к участкам индустриального назначения – пока таких сделок у нас было мало, но мы ждем рост их числа во второй половине 2020 г.

Тем самым, можно сказать, что аукционные продажи являются едва ли не единственным «антикризисным» инструментом для сведения ожиданий продавцов и покупателей недвижимости. В том числе в этом состоит отгадка сохранения высокой активности в данном сегменте на фоне полного упадка остального рынка продажи недвижимости.

Ведь в торгах, с учетом жесткой регламентации их процедуры, невозможно продать актив ниже рынка – не позволит конкуренция, но при этом, если методика ценообразования была корректной, он и не останется мертвым грузом в портфеле продающей стороны.

Недвижимость не стала ни хуже, ни лучше за время кризиса. Изменились ожидания от нее. Но ожидания – очень ситуативны, что мы видим по фондовому рынку, где влияние настроений инвесторов наиболее явно выражено. При этом недвижимость – это долгосрочная, сберегательная инвестиция, и оказываются правы те инвесторы, которые видят длинный горизонт и не придают значение пиковым колебаниям рынка, пользуясь испугом других участников для выгодных приобретений.

Мы видим большую мудрость тех покупателей, которые готовы собирать сейчас активы, в том числе в трофейных локациях, используя возможности рынка. Мы видим также, что на рынке очень много свободной ликвидности, которая сейчас активно высвобождается из банковской системы. И на фоне этих обстоятельств мы ждем не снижения в 3-4 квартале, а новых рекордных продаж недвижимости.
 
 


иГРОКИ РЫНКА

РАД

Круглова Наталья

Другое

РАД

Материалы по теме

Исследования рынка

Город засыпает, просыпается мафия: какие объекты стрит-ретейла больше всего пострадали во время карантина

Количество выездов групп быстрого реагирования на объекты торгового бизнеса и уличного ретейла в марте текущего года по отношению к аналогичному периоду прошлого года увеличилось на 2%, основной причиной выездов стали попытки проникновения на объекты. Сильнее всего за время вынужденного карантина пострадали объекты HoReCa, а также фитнес-центры и beauty-ретейл, увеличение количества тревожных вызовов по этим объектам достигало 57%.

20.05
Экспертный анализ

Электронные торги для госактивов: быстрая продажа массового товара

АО «Российский аукционный дом» (РАД) при поддержке Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) провел конференцию «Электронные аукционы для государственного имущества». 
11.05
не указано

В России состоялся первый открытый аукцион недвижимости

Вчера, 20 июля, компания Penny Lane Realty и  аукционный дом Lecort провели первый в России открытый аукцион элитной недвижимости. На торги было представлено 33 лота (один из них, правда, был снят перед аукционом). Куплено было семь - на общую сумму $12,3 млн. Таким образом, организаторам удалось продать 21% от всех выставленных объектов.
21.07

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre