В связи с предпринимаемыми мерами борьбы с распространением коронавируса в 1 полугодии 2020 г. в региональных городах не открылось ни одного нового торгового центра, а 25% изначально запланированного девелоперами объема нового ввода в 2020 г. уже перенесено на следующий год.
Заявленный девелоперами объем нового ввода торговых площадей в региональных городах составляет около 500 тыс. кв. м. Фактически будет открыто 330 тыс. кв. м. Запуск ряда крупных объектов заявлен на конец года, в связи с этим сохраняется вероятность дальнейшего переноса дат открытия на 2021 год.
По данным исследования CBRE 57% торговых площадей, заявленных к открытию во второй половине 2020 г., расположены в городах с численностью населения от 100 до 500 тыс. человек.
Свободные площади
До конца 2020 г. мы не ожидаем значительного увеличения объема свободных площадей в региональных ТЦ: собственники заинтересованы в сохранении арендаторов в условиях низкого спроса, а ретейлеры, в свою очередь, в удачных локациях в качественных объектах.
В объектах, готовящихся к открытию в 2020 г., уровень вакантных площадей находится на минимальном уровне.
Восстановление посещаемости ТЦ и потребительской активности
Восстановление потребления к докризисному уровню на фоне сокращения реальных располагаемых доходов населения в 2020 г., возросшей безработицы произойдет не ранее второй половины 2021 г.
Согласно данным отчета CBRE, более высокие показатели трафика и продаж после повторного открытия характерны для современных торговых центров, расположенных в крупных городах. Покупатели медленнее возвращаются в торговые центры в городах с низким уровнем доходов, а также в городах, где по-прежнему сохраняется дефицит качественного предложения.
Многие ретейлеры фиксируют рост продаж относительно докризисного периода, особенно в магазинах одежды, обуви, товаров для дома, чему способствовали ослабление ограничительных мер в сочетании с реализацией отложенного спроса.
Торговые операторы
После открытия торговых центров товарообороты ретейлеров демонстрируют рост относительно докризисных значений. Так, продажи одежды и обуви начиная со второй половины июня находятся на уровне 15-30% выше относительно февраля 2020 г. В регионах, где открыты кафе и рестораны, товарообороты вернулись к докризисному уровню в начале июля и продолжают расти. Развлечения, в том числе кинотеатры, открыты частично с большим количеством ограничений, что отражается на низких показателях восстановления – обороты на 30-50% ниже относительно февраля 2020 г. На трафике кинотеатров в т.ч. сказывается ограниченное количество выходов новинок.
Рост рынка онлайн-торговли в 2020 г. будет преимущественно сформирован такими категориями, как FMCG, товары для дома и ремонта, бытовая техника и электроника. Продажи одежды и обуви онлайн увеличатся всего на 1,7% г/г. - торговые центры остаются основным каналом для покупки одежды и обуви.
Территориально онлайн-продажи по-прежнему сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге, на долю регионов приходится меньшая доля продаж (например, 30% у Wildberries). Тем не менее, активная экспансия онлайн-ретейла в регионах усиливается, что отразится на показателях ближайших лет.
Заявленный девелоперами объем нового ввода торговых площадей в региональных городах составляет около 500 тыс. кв. м. Фактически будет открыто 330 тыс. кв. м. Запуск ряда крупных объектов заявлен на конец года, в связи с этим сохраняется вероятность дальнейшего переноса дат открытия на 2021 год.
По данным исследования CBRE 57% торговых площадей, заявленных к открытию во второй половине 2020 г., расположены в городах с численностью населения от 100 до 500 тыс. человек.
Свободные площади
До конца 2020 г. мы не ожидаем значительного увеличения объема свободных площадей в региональных ТЦ: собственники заинтересованы в сохранении арендаторов в условиях низкого спроса, а ретейлеры, в свою очередь, в удачных локациях в качественных объектах.
В объектах, готовящихся к открытию в 2020 г., уровень вакантных площадей находится на минимальном уровне.
Восстановление посещаемости ТЦ и потребительской активности
Восстановление потребления к докризисному уровню на фоне сокращения реальных располагаемых доходов населения в 2020 г., возросшей безработицы произойдет не ранее второй половины 2021 г.
Согласно данным отчета CBRE, более высокие показатели трафика и продаж после повторного открытия характерны для современных торговых центров, расположенных в крупных городах. Покупатели медленнее возвращаются в торговые центры в городах с низким уровнем доходов, а также в городах, где по-прежнему сохраняется дефицит качественного предложения.
Многие ретейлеры фиксируют рост продаж относительно докризисного периода, особенно в магазинах одежды, обуви, товаров для дома, чему способствовали ослабление ограничительных мер в сочетании с реализацией отложенного спроса.
Торговые операторы
После открытия торговых центров товарообороты ретейлеров демонстрируют рост относительно докризисных значений. Так, продажи одежды и обуви начиная со второй половины июня находятся на уровне 15-30% выше относительно февраля 2020 г. В регионах, где открыты кафе и рестораны, товарообороты вернулись к докризисному уровню в начале июля и продолжают расти. Развлечения, в том числе кинотеатры, открыты частично с большим количеством ограничений, что отражается на низких показателях восстановления – обороты на 30-50% ниже относительно февраля 2020 г. На трафике кинотеатров в т.ч. сказывается ограниченное количество выходов новинок.
Рост рынка онлайн-торговли в 2020 г. будет преимущественно сформирован такими категориями, как FMCG, товары для дома и ремонта, бытовая техника и электроника. Продажи одежды и обуви онлайн увеличатся всего на 1,7% г/г. - торговые центры остаются основным каналом для покупки одежды и обуви.
Территориально онлайн-продажи по-прежнему сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге, на долю регионов приходится меньшая доля продаж (например, 30% у Wildberries). Тем не менее, активная экспансия онлайн-ретейла в регионах усиливается, что отразится на показателях ближайших лет.
Надежда Цветкова, руководитель направления аренды торговых помещений CBRE в регионах России, комментирует: «Несмотря на то, что в большинстве регионов торговые центры были закрыты на карантин, интерес ретейлеров к новым проектам сохраняется. Так, с начала июня в региональных торговых центрах при участии нашей компании было заключено большее по сравнению с годом ранее количество сделок по аренде совокупной площадью более 10 335 кв. м».