Два пути развития формата апартаментов: псевдо-жилье и сервисные апарт-отели
Традиционно в России Москва задает основные темпы развития различных рынков, в том числе рынка недвижимости. Но сегмент сервисных апарт-отелей стал исключением – первые проекты появились в Санкт-Петербурге.
В начале 2000-х здесь была разработана Программа перевода промпредприятий за черту города, которая просуществовала до 2018 г. За это время из города выехали примерно 50 предприятий. В этот же период подобная программа стартовала в Москве. Учитывая историческое развитие городов, высвобождались земельные участки с нежилым назначением с интересной локацией и развитой транспортной доступностью.
В Санкт-Петербурге девелоперы, приобретающие промышленные территории, по возможности проводили работу по внесению изменений в генплан и переводу назначений участков под жилую застройку. И выводили на рынок жилые проекты класса бизнес и выше. Массовая застройка уходила в проекты комплексного развития территорий (Девяткино, Кудрово, Шушары, Балтийская жемчужина, намывные территории на юге и Васильевском острове). Дефицита земельного банка под жилое строительство не ощущалось. В таких рыночных условиях формат апартаментов смог развиваться естественным путем по мировому сценарию – сервисные апарт-отели для временного проживания.
В Москве же земельный банк под строительство жилых домов истощен. При этом численность населения города растет огромными темпами. На этом фоне на участках бывших промтерриторий с коммерческим назначением начали появляться проекты апартаментов для постоянного проживания. И в столице формат апартаментов начал развиваться как псевдо-жилье – альтернатива квартире по более выгодной стоимости.
Первые проекты сервисных апарт-отелей в России: принятие рынком и покупателями
Развитие сегмента именно сервисных апарт-отелей началось с нашего пилотного проекта в Санкт-Петербурге – это апарт-отель YE`S Hoshimina, который был введен в эксплуатацию в 2014 г. Продажи стартовали в 2011 г. Безусловно, на запуске продаж мы столкнулись с непониманием со стороны покупателей. При продаже юнитов мы предлагали доходные программы, которые были в новинку. Первый юнит мы продали только через месяц после старта продаж. В течение реализации первого проекта много времени уходило на то, чтобы объяснить покупателям, что сервисный апарт-отель - это инвестиционный продукт, все его плюсы, в том числе наличие УК, которая будет управлять апартаментами. Анализируя продажи, мы видим, что в основном покупателями юнитов в первом сервисном апарт-отеле стали люди среднего возраста (35-55 лет), которые приобретали апартаменты как инструмент второстепенного постоянного дохода. Все юниты были проданы до получения акта ввода в эксплуатацию, а инвестиционные продажи составили 90%.
После запуска проекта в Санкт-Петербурге мы запустили первый апарт-отель в Москве. И уже на столичном рынке проблем с непониманием проекта не было. Инвесторы совершенно отчетливо понимали, чем наш продукт отличается от псевдо-жилья: при покупке апартаментов покупатель понимает, что он получает готовый бизнес. Основная доля покупателей в проекте YE`S Mitino – это московские инвесторы (порядка 70%), остальные 30 % – покупатели из Санкт-Петербурга и регионов.
Сервисные апарт-отели. Реальность двух столиц и регионов
Если вернуться к настоящему времени, то апарт-отель YE`S Marata в Санкт-Петербурге, который в октябре откроет двери для посетителей, был реализован в продажу на 100% еще до получения акта ввода в эксплуатацию. Юниты апарт-отеля YE`S Botanica в Москве со вводом в конце 2020 г. распроданы на 72%, в апарт-отеле YE`S Technopark вводом в 2021 г. – на 84%. При этом порядка 90% все продаж – это инвестиционные сделки. Продажи в апарт-отеле YE`S Astana в Казахстане, который откроется в 2021 г., достигли отметки в 70%, и это исключительно инвестиционные продажи, и доля в 15% от всех продаж – это покупатели из России. Для российских инвесторов покупка апартаментов в другой стране – возможность диверсифицировать страновые риски. Для покупателей из Казахстана – возможность вложить средства в быстроразвивающийся деловой центр своей страны.
А вот в регионах сегмент сервисных апарт-отелей развит слабо, а перспективы – не ограничены. Внутренняя миграция с каждым годом растет: студенты приезжают учиться в крупные города, современные новые промышленные предприятия требуют трудовых ресурсов, повышается спрос на внутренний туризм, развивается деловой туризм. Эти факторы указывают на необходимость строительства сервисных апарт-отелей в регионах. При этом мы видим и реальный спрос со стороны региональных девелоперов: если раньше они только обращались к нам за консультациями, то с 2020 г. мы начали активные переговоры с девелоперами по развитию франшизы в Нижнем Новгороде, Тюмени, Казани, Калининграде и других городах.
Портрет покупателя сервисных апартаментов
В 2020 г. портрет покупателя юнитов в сервисных апартаментах совершенно очерчен: это люди в возрасте 35-55 лет с постоянным доходом, которые приобретают недвижимость с целью сохранить и приумножить свои накопления, как возможность диверсифицировать свой доход. География покупателей не ограничивается жителями Москвы и Петербурга, инвестированием в сервисные апартаменты интересуются и региональные покупатели из Тюмени, Екатеринбурга, Калининграда, Казани, ХМАО и ЯНАО и других городов и округов.
Примечательно, что в период коронакризиса объемы продаж не снижались, поскольку на фоне нестабильной экономической ситуации, падения курса рубля, снижения ставок по доходам недвижимость остается надежным инструментом как минимум сохранения средств. А доходные программы в сегменте сервисных апарт-отелей – инструмент постоянной прибыли.
Конечно, в марте этого года многие эксперты говорили о полном крахе индустрии гостеприимства, в том числе и сегмента сервисных апарт-отелей. Но вопреки прогнозам апарт-отели оказались наиболее устойчивы к коронакризису – загрузка нашей сети с марта по июнь не опускалась ниже 65%. При постепенном снятии ограничений уровень загрузки начал расти, и уже в октябре мы планируем выйти к показателю загрузки в 80-85% по всей сети.
Традиционно в России Москва задает основные темпы развития различных рынков, в том числе рынка недвижимости. Но сегмент сервисных апарт-отелей стал исключением – первые проекты появились в Санкт-Петербурге.
В начале 2000-х здесь была разработана Программа перевода промпредприятий за черту города, которая просуществовала до 2018 г. За это время из города выехали примерно 50 предприятий. В этот же период подобная программа стартовала в Москве. Учитывая историческое развитие городов, высвобождались земельные участки с нежилым назначением с интересной локацией и развитой транспортной доступностью.
В Санкт-Петербурге девелоперы, приобретающие промышленные территории, по возможности проводили работу по внесению изменений в генплан и переводу назначений участков под жилую застройку. И выводили на рынок жилые проекты класса бизнес и выше. Массовая застройка уходила в проекты комплексного развития территорий (Девяткино, Кудрово, Шушары, Балтийская жемчужина, намывные территории на юге и Васильевском острове). Дефицита земельного банка под жилое строительство не ощущалось. В таких рыночных условиях формат апартаментов смог развиваться естественным путем по мировому сценарию – сервисные апарт-отели для временного проживания.
В Москве же земельный банк под строительство жилых домов истощен. При этом численность населения города растет огромными темпами. На этом фоне на участках бывших промтерриторий с коммерческим назначением начали появляться проекты апартаментов для постоянного проживания. И в столице формат апартаментов начал развиваться как псевдо-жилье – альтернатива квартире по более выгодной стоимости.
Первые проекты сервисных апарт-отелей в России: принятие рынком и покупателями
Развитие сегмента именно сервисных апарт-отелей началось с нашего пилотного проекта в Санкт-Петербурге – это апарт-отель YE`S Hoshimina, который был введен в эксплуатацию в 2014 г. Продажи стартовали в 2011 г. Безусловно, на запуске продаж мы столкнулись с непониманием со стороны покупателей. При продаже юнитов мы предлагали доходные программы, которые были в новинку. Первый юнит мы продали только через месяц после старта продаж. В течение реализации первого проекта много времени уходило на то, чтобы объяснить покупателям, что сервисный апарт-отель - это инвестиционный продукт, все его плюсы, в том числе наличие УК, которая будет управлять апартаментами. Анализируя продажи, мы видим, что в основном покупателями юнитов в первом сервисном апарт-отеле стали люди среднего возраста (35-55 лет), которые приобретали апартаменты как инструмент второстепенного постоянного дохода. Все юниты были проданы до получения акта ввода в эксплуатацию, а инвестиционные продажи составили 90%.
После запуска проекта в Санкт-Петербурге мы запустили первый апарт-отель в Москве. И уже на столичном рынке проблем с непониманием проекта не было. Инвесторы совершенно отчетливо понимали, чем наш продукт отличается от псевдо-жилья: при покупке апартаментов покупатель понимает, что он получает готовый бизнес. Основная доля покупателей в проекте YE`S Mitino – это московские инвесторы (порядка 70%), остальные 30 % – покупатели из Санкт-Петербурга и регионов.
Сервисные апарт-отели. Реальность двух столиц и регионов
Если вернуться к настоящему времени, то апарт-отель YE`S Marata в Санкт-Петербурге, который в октябре откроет двери для посетителей, был реализован в продажу на 100% еще до получения акта ввода в эксплуатацию. Юниты апарт-отеля YE`S Botanica в Москве со вводом в конце 2020 г. распроданы на 72%, в апарт-отеле YE`S Technopark вводом в 2021 г. – на 84%. При этом порядка 90% все продаж – это инвестиционные сделки. Продажи в апарт-отеле YE`S Astana в Казахстане, который откроется в 2021 г., достигли отметки в 70%, и это исключительно инвестиционные продажи, и доля в 15% от всех продаж – это покупатели из России. Для российских инвесторов покупка апартаментов в другой стране – возможность диверсифицировать страновые риски. Для покупателей из Казахстана – возможность вложить средства в быстроразвивающийся деловой центр своей страны.
А вот в регионах сегмент сервисных апарт-отелей развит слабо, а перспективы – не ограничены. Внутренняя миграция с каждым годом растет: студенты приезжают учиться в крупные города, современные новые промышленные предприятия требуют трудовых ресурсов, повышается спрос на внутренний туризм, развивается деловой туризм. Эти факторы указывают на необходимость строительства сервисных апарт-отелей в регионах. При этом мы видим и реальный спрос со стороны региональных девелоперов: если раньше они только обращались к нам за консультациями, то с 2020 г. мы начали активные переговоры с девелоперами по развитию франшизы в Нижнем Новгороде, Тюмени, Казани, Калининграде и других городах.
Портрет покупателя сервисных апартаментов
В 2020 г. портрет покупателя юнитов в сервисных апартаментах совершенно очерчен: это люди в возрасте 35-55 лет с постоянным доходом, которые приобретают недвижимость с целью сохранить и приумножить свои накопления, как возможность диверсифицировать свой доход. География покупателей не ограничивается жителями Москвы и Петербурга, инвестированием в сервисные апартаменты интересуются и региональные покупатели из Тюмени, Екатеринбурга, Калининграда, Казани, ХМАО и ЯНАО и других городов и округов.
Примечательно, что в период коронакризиса объемы продаж не снижались, поскольку на фоне нестабильной экономической ситуации, падения курса рубля, снижения ставок по доходам недвижимость остается надежным инструментом как минимум сохранения средств. А доходные программы в сегменте сервисных апарт-отелей – инструмент постоянной прибыли.
Конечно, в марте этого года многие эксперты говорили о полном крахе индустрии гостеприимства, в том числе и сегмента сервисных апарт-отелей. Но вопреки прогнозам апарт-отели оказались наиболее устойчивы к коронакризису – загрузка нашей сети с марта по июнь не опускалась ниже 65%. При постепенном снятии ограничений уровень загрузки начал расти, и уже в октябре мы планируем выйти к показателю загрузки в 80-85% по всей сети.