Как девелоперам избежать налоговых претензий из-за недобросовестных подрядчиков?

Денис Савин, адвокат, старший юрист BGP Litigation
 
4830
По предварительным оценкам, потери российских девелоперов из-за остановки строек в связи с пандемией коронавируса могут достигнуть 1,3 трлн руб. В попытке оптимизировать затраты многие строительные компании прибегают к услугам подрядчиков, предлагающих минимальные цены. При этом сами подрядчики также пытаются сократить издержки, минимизируя свои налоговые обязательства. Зачастую - используя нелегальные схемы.

На практике самые крупные налоговые претензии связаны с контрагентами, а судебная практика по этим спорам складывается не в пользу бизнеса.

Часто встречаются ситуации, когда строительная компания закупает материалы или работы у контрагента по выгодным ценам, контрагент выполняет принятые на себя обязательства и даже работает по пост оплате. А через год или два проходит выездная налоговая проверка, по результатам которой компания лишается права на вычет НДС и получает отказ в расходах по этому контрагенту. Бизнес недоумевает: как так, ведь все работы выполнены? На что налоговый орган указывает на то, что подрядчик не обладал достаточными материально-трудовыми ресурсами, следовательно, не исполнил принятых на себя обязательств, и первичные документы по сделке содержат недостоверные сведения об исполнителе.

Наиболее эффективный инструмент для защиты себя от будущих претензий со стороны налоговых органов — внедрение на этапе заключения договора налогового комплаенса. Его суть сводится к проведению комплекса проверочных мероприятий, индексирующего контрагента по критериям риска. Оценка проводится на основании критериев, выработанных Федеральной налоговой службой, которые используются налоговыми органами для выявления сомнительных контрагентов.

Комплекс мероприятий можно разбить на три составляющие:
  1. Получение от контрагента стандартного комплекта документов.
  2. Обоснование выбора конкретного контрагента.
  3. Проверка наличия у контрагента трудовых и материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения договора.
Важно: проведение всех процедур должно быть завершено до момента заключения договора с контрагентом.

Внутренние регламенты

Перед началом сбора документов от подрядчика рекомендуется провести «аудит» внутренней документации, регламентирующей проверку контрагентов перед заключением с ними сделок. Для этого строительной компании необходимо разработать соответствующие внутренние процедуры, регламенты, инструкции и проекты документов (запросы и чек-листы), по результатам которых она будет оценивать подрядчика до подписания договора.

Также нужно понять, насколько текущие материалы, которые используются в компании, соответствуют современным тенденциям развития НК РФ (54.1) и складывающейся судебной практики. У многих до сих пор используются морально устаревшие регламенты, которые в текущей практике представляются бесполезными, т.к. работа по проверке направлена просто на сбор бумажек, а не на соответствие контрагентов необходимым критериям.
 
Получение от контрагента стандартного комплекта документов
                                                                                               

Этот этап процедуры направлен на проявление «должной осмотрительности». Сбор документов о контрагенте, подтверждающих добросовестное ведение им своей предпринимательской деятельности. Все документы должны быть заверены подписью руководителя или лица, уполномоченного действовать от имени организации по доверенности (при наличии оригинала доверенности).

В перечень стандартного пакета документов должны входить:
  1. Устав (редакция, действующая на момент заключения договора).
  2. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
  3. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
  4. Документ, подтверждающий полномочия руководителя / Доверенность на лицо, действующего от имени контрагента.
  5. Копия паспорта руководителя / Копия паспорта лица, действующего по доверенности от имени контрагента.
  6. Выписка из ЕГРЮЛ на дату, предшествующую заключению договора.
  7. Информация о наличии судебных дел с участием контрагента.
  8. Информация о наличии завершенных и / или незавершенных исполнительных производств в отношении контрагента.
  9. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за три года, предшествовавших заключению договора.
  10. Налоговые декларации с отметками о принятии их налоговым органом за три года, предшествовавших заключению договора.
  11. Договор аренды и / или свидетельство о праве собственности на помещение, являющееся местом нахождения контрагента.
  12. Копия банковской карточки контрагента с образцами подписей, заверенная банком.
  13. Справка об исполнении контрагентом обязанности по уплате налогов на дату не ранее двух недель до заключения договора.
  14. Штатное расписание или справка о среднесписочной численности сотрудников за год, предшествовавший дате заключения договора.
  15. Справки по форме СЗВ-М за 6 месяцев, предшествующих дате заключения договора.
Большинство компаний относятся к этим процедурам формально, сводя проверку контрагента к сбору документов по списку. Фактически же в рамках 54.1 НК РФ необходимо выявлять реальное соответствие контрагента заданным параметрам, а также анализировать возможности выполнения контрагентом обязательств по договору в оговоренные в нем сроки. Например, если пятиэтажный дом можно построить за полгода силами 10 рабочих, то выполнить аналогичные работы за месяц - нереалистично. Следовательно, если контрагент, имеющий 10 работников по договору, обязуется за месяц построить такой дом, то девелопер должен такую сделку остановить на этапе проверки контрагента. Такие процедуры и взаимодействия между структурными подразделениями должны быть четко прописаны в регламентах компании.
Продолжение следует
 


Материалы по теме

Советы юристов

Строительство и пандемия: нарушение сроков по договору подряда

Введенные в связи с пандемией ограничения повлияли на сроки исполнения договоров подряда. Что делать, если вы понимаете, что не сможете сдать результат заказчику в сроки, указанные в договоре? Рассказывают эксперты юридической компании Enforce Law Company.
13.04
KnowHow

Как исключить риски при выборе генподрядчика?

Эдгар Карапетян, генеральный директор ООО «СТРОЙБИЗНЕСГРУППА»
 
20.06
Советы юристов

Что делать, если заказчик противодействует выполнению подрядных работ?

Александр Жуков, частнопрактикующий юрист, https://lawkey.ru/
 
12.03

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (30 июня - 6 июля)

CORE.XP отправляется на курорт, «Магнит» наращивает логистику и производство, IBC Real Estate развивает офисное направление, а «Золотое яблоко» и «Дом.РФ» ищут новые офисы. Эти и другие новости, а также свежие материалы из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
06.07
Источник: УК Lynks Property Management
Открытие

Demix расширяется в Казани

В ТРЦ «Южный» открылся новый магазин Demix площадью 360 кв. м — это вторая торговая точка бренда в Казани, ориентированная на спорт и активный образ жизни.
01.07
Источник: KravtGroup
Игроки рынка

KravtGroup проводит ребрендинг при участии Студии Артемия Лебедева

Отельер и девелопер получит название Kravt Hotels & Homes. Кроме того, компания запускает новый флагманский бренд Muse. Полностью завершить ребрендинг сети планируется до конца 2025 года.
07.07
Источник: AZIMUT Hotels
Экспертный анализ

Тяжёлый люкс: как будет сегментироваться рынок коллективных и непрофильных инвестиций

Коллективные и непрофильные инвесторы всё реже выбирают стратегию «догнать и перегнать инфляцию». Теперь им нужны  лоты и паи не просто в «районах с местами приложения труда», но в «статусных» деловых локациях, «премиальный лайт индастриал», «звёздные» юниты в отелях, «элитные» квартиры для арендного бизнеса и т. д. Самые быстрые и дальновидные собственники и девелоперы уже заняты авральной «переупаковкой», изменением позиционирования и маркетинговых кампаний для проектов, анонсированных или вышедших не в «высоких» сегментах. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
01.07
Источник: CRE
Проект

CORE.XP подключилась к проекту экокурорта в Переславле-Залесском

По условиям заключенного с Ortiga Development договора, CORE.XP реализует комплексный пакет по проведению исследования и создании маркетинговой концепции проекта. 
02.07
Источник: CRE
Игроки рынка

«Магнит» запустил контрактное производство

«Магнит» запустил направление контрактного производства на собственных производственных мощностях, суммарной площадью более 100 тыс. кв. м. В рамках проекта компания уже сотрудничает с несколькими брендами, предлагая полный цикл выпуска и продвижения продукции.
02.07
Источник: CRE
Переговоры

«Золотое яблоко» ищет штаб-квартиру в Москве

Ритейлер планирует арендовать офис на 10-12 тыс. кв. м. Годовая аренда такого объема может стоить порядка 720 млн рублей.
02.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre