Урбанистика и бизнес: как трансформируется коммерческая недвижимость в городской среде

В современном меняющемся мегаполисе эволюционирует и восприятие такого продукта как офисный квадратный метр. Арендаторы чем дальше, тем больше хотят платить не за площади как таковые, а за связанный с ними комплекс услуг – от организации рабочих условий для сотрудников до торгового и даже гостиничного сервиса. Как уже сказалась и еще скажется такая трансформация на бизнесе арендодателей, рассуждает Мария Котова, генеральный директор УК Avica, бизнес-пространство Romanov Dvor.

3717

По прогнозам футурологов, крупные города сегодня переживают децентрализацию, когда отдельные комьюнити возникают прямо на местах из числа жителей, объединенных общими интересами. В нынешний «коронакризис» этот тренд лишь ускорился: люди вдруг осознали, что на работу ехать вовсе не обязательно – она сама придет к ним. И хотя возвращение в офис для многих – лишь вопрос времени, уже очевидно, что само рабочее пространство уже никогда не будет прежним. Работодателям неминуемо придется искать для своих сотрудников баланс между службой и домом, т.е. делать пребывание в офисе максимально комфортными.

Какой образ возникает в уме, когда мы говорим об офисе? В Москве – это монументальные постройки «Москва-Сити» из стекла и бетона. Такой мы видели коммерческую недвижимость в западных фильмах и сериалах и не успели оглянуться, как именно этот облик стал частью архитектуры города, его визитной карточкой. Но вы будете удивлены, когда узнаете, что в центральной части города в роли офисов сегодня выступают вековые здания. Сохранившие свой исторический облик, они приютили сегодня сотрудников транснациональных корпораций, причем создали внутри уютную обстановку, которой иной раз нет даже дома.

Пример – бизнес-пространство Romanov Dvor в одноименном переулке в непосредственной близости от Кремля. Один из его корпусов – не что иное как бывший доходный дом 1883 года, в котором когда-то размещались квартиры профессоров и преподавателей Московского Императорского университета. Внешний вид здания при реконструкции удалось сохранить практически полностью, внутри располагаются комфортабельные и современные офисы. В корпусе по соседству находятся несколько кафе, ресторанов, автоматизированный магазин правильного питания, премиальный фитнес-центр и даже кинотеатр. Вот почему подобные бизнес-центры правильнее именовать пространствами – привычные офисные квадраты здесь фактически образовали этакие города внутри городов.

Происходила такая трансформация не в одночасье. Облик города, и коммерческая недвижимость в том числе, менялся с появлением новых технологий и подходов. Владельцы офисов одними из первых ощутили их важность – об этом их просили сами арендаторы. Скажем, необходимость в собственных местах для некоторых сотрудников отпала за счет использования VR- и AR-форматов: так нет нужды оплачивать командировочные (в офис в другом городе или на конференцию можно «слетать», не вставая из-за стола), да и расходы на аренду ниже. А во время и после самоизоляции значительно вырос спрос на переговорные студии с возможностью использования Zoom- и Skype-трансляций.

Адаптивность к запросам вообще стала одним из основных преимуществ рынка коммерческой недвижимости в этом году. Она, к примеру, проявилась в усилившемся тренде на гибкие рабочие пространства – гибриде классических офисов и коворкингов. С другой стороны, пережив карантин, люди (и организации) ставят во главу угла вопросы безопасности, совмещения потраченного времени и получения большей выгоды, а также саморазвития. И один из приоритетов здесь – наличие комфортного и симпатичного уголка для работы, соответствующего ЗОЖ-нормам и просто поднимающего настроение. Особенно такой подход характерен для миллениалов – поколения, которое начинает доминировать среди трудоспособного населения во всем мире. Его представители предъявляют высокие требования к месту работы (более современное, более комфортное). Вот почему все чаще можно встретить запросы на объекты с благоустроенной внутренней территорией, с полноценным комьюнити-центром.

В Romanov Dvor мы называем это «четвертым местом» − местом неслучайных встреч, столь же важным, как и первые три – дом, работа и прочие локации, где происходят спонтанные контакты. На таких площадках участники объединяются в группы, с одной стороны, единомышленников с похожими ценностями, с другой стороны, избирательных людей. Так, к примеру, у нас появился бизнес-клуб «Атланты», в котором собираются бизнесмены, чтобы решать глобальные задачи, созидать и создавать новые проекты. Каждый находит здесь что-то свое.

Скоро ожидается открытие нового клубного пространства Noôdome – платформы для диалога и интеграции прогрессивных идей, людей и проектов из сфер бизнеса, культуры, образования, науки и технологий. Клуб займет 6 тыс. кв. м. на территории Romanov Dvor.

Многое из того, что повлияло на современный рынок коммерческой недвижимости, зарождалось ранее. Немало идей приходит из обратной связи от арендаторов (нужно лишь их услышать!), которые, представляя крупные корпорации с головными офисами за рубежом, импортируют технологии и подходы. Вместе с тем шеринговая экономика, деглобализация и повсеместный уход в онлайн уже были частью нашей жизни. Можно сказать, что пандемия лишь ускорила принятие некоторых решений, дала мощный толчок. Стоит ли ее за это винить?



иГРОКИ РЫНКА

Котова Мария

Инвестиции

AVICA

Материалы по теме

Точка зрения

Город многофункционального значения

Сергей Никешкин, партнер и главный архитектор бюро «Крупный план»
 
29.06
Экспертный анализ

Чем хороши бизнес-парки?

За полтора года в Московском регионе не появилось ни одного бизнес-парка.
 
26.08

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre