Урбанистика и бизнес: как трансформируется коммерческая недвижимость в городской среде

В современном меняющемся мегаполисе эволюционирует и восприятие такого продукта как офисный квадратный метр. Арендаторы чем дальше, тем больше хотят платить не за площади как таковые, а за связанный с ними комплекс услуг – от организации рабочих условий для сотрудников до торгового и даже гостиничного сервиса. Как уже сказалась и еще скажется такая трансформация на бизнесе арендодателей, рассуждает Мария Котова, генеральный директор УК Avica, бизнес-пространство Romanov Dvor.

3578

По прогнозам футурологов, крупные города сегодня переживают децентрализацию, когда отдельные комьюнити возникают прямо на местах из числа жителей, объединенных общими интересами. В нынешний «коронакризис» этот тренд лишь ускорился: люди вдруг осознали, что на работу ехать вовсе не обязательно – она сама придет к ним. И хотя возвращение в офис для многих – лишь вопрос времени, уже очевидно, что само рабочее пространство уже никогда не будет прежним. Работодателям неминуемо придется искать для своих сотрудников баланс между службой и домом, т.е. делать пребывание в офисе максимально комфортными.

Какой образ возникает в уме, когда мы говорим об офисе? В Москве – это монументальные постройки «Москва-Сити» из стекла и бетона. Такой мы видели коммерческую недвижимость в западных фильмах и сериалах и не успели оглянуться, как именно этот облик стал частью архитектуры города, его визитной карточкой. Но вы будете удивлены, когда узнаете, что в центральной части города в роли офисов сегодня выступают вековые здания. Сохранившие свой исторический облик, они приютили сегодня сотрудников транснациональных корпораций, причем создали внутри уютную обстановку, которой иной раз нет даже дома.

Пример – бизнес-пространство Romanov Dvor в одноименном переулке в непосредственной близости от Кремля. Один из его корпусов – не что иное как бывший доходный дом 1883 года, в котором когда-то размещались квартиры профессоров и преподавателей Московского Императорского университета. Внешний вид здания при реконструкции удалось сохранить практически полностью, внутри располагаются комфортабельные и современные офисы. В корпусе по соседству находятся несколько кафе, ресторанов, автоматизированный магазин правильного питания, премиальный фитнес-центр и даже кинотеатр. Вот почему подобные бизнес-центры правильнее именовать пространствами – привычные офисные квадраты здесь фактически образовали этакие города внутри городов.

Происходила такая трансформация не в одночасье. Облик города, и коммерческая недвижимость в том числе, менялся с появлением новых технологий и подходов. Владельцы офисов одними из первых ощутили их важность – об этом их просили сами арендаторы. Скажем, необходимость в собственных местах для некоторых сотрудников отпала за счет использования VR- и AR-форматов: так нет нужды оплачивать командировочные (в офис в другом городе или на конференцию можно «слетать», не вставая из-за стола), да и расходы на аренду ниже. А во время и после самоизоляции значительно вырос спрос на переговорные студии с возможностью использования Zoom- и Skype-трансляций.

Адаптивность к запросам вообще стала одним из основных преимуществ рынка коммерческой недвижимости в этом году. Она, к примеру, проявилась в усилившемся тренде на гибкие рабочие пространства – гибриде классических офисов и коворкингов. С другой стороны, пережив карантин, люди (и организации) ставят во главу угла вопросы безопасности, совмещения потраченного времени и получения большей выгоды, а также саморазвития. И один из приоритетов здесь – наличие комфортного и симпатичного уголка для работы, соответствующего ЗОЖ-нормам и просто поднимающего настроение. Особенно такой подход характерен для миллениалов – поколения, которое начинает доминировать среди трудоспособного населения во всем мире. Его представители предъявляют высокие требования к месту работы (более современное, более комфортное). Вот почему все чаще можно встретить запросы на объекты с благоустроенной внутренней территорией, с полноценным комьюнити-центром.

В Romanov Dvor мы называем это «четвертым местом» − местом неслучайных встреч, столь же важным, как и первые три – дом, работа и прочие локации, где происходят спонтанные контакты. На таких площадках участники объединяются в группы, с одной стороны, единомышленников с похожими ценностями, с другой стороны, избирательных людей. Так, к примеру, у нас появился бизнес-клуб «Атланты», в котором собираются бизнесмены, чтобы решать глобальные задачи, созидать и создавать новые проекты. Каждый находит здесь что-то свое.

Скоро ожидается открытие нового клубного пространства Noôdome – платформы для диалога и интеграции прогрессивных идей, людей и проектов из сфер бизнеса, культуры, образования, науки и технологий. Клуб займет 6 тыс. кв. м. на территории Romanov Dvor.

Многое из того, что повлияло на современный рынок коммерческой недвижимости, зарождалось ранее. Немало идей приходит из обратной связи от арендаторов (нужно лишь их услышать!), которые, представляя крупные корпорации с головными офисами за рубежом, импортируют технологии и подходы. Вместе с тем шеринговая экономика, деглобализация и повсеместный уход в онлайн уже были частью нашей жизни. Можно сказать, что пандемия лишь ускорила принятие некоторых решений, дала мощный толчок. Стоит ли ее за это винить?



иГРОКИ РЫНКА

Котова Мария

Инвестиции

AVICA

Материалы по теме

Точка зрения

Город многофункционального значения

Сергей Никешкин, партнер и главный архитектор бюро «Крупный план»
 
29.06
Экспертный анализ

Чем хороши бизнес-парки?

За полтора года в Московском регионе не появилось ни одного бизнес-парка.
 
26.08

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre