Урбанистика и бизнес: как трансформируется коммерческая недвижимость в городской среде

В современном меняющемся мегаполисе эволюционирует и восприятие такого продукта как офисный квадратный метр. Арендаторы чем дальше, тем больше хотят платить не за площади как таковые, а за связанный с ними комплекс услуг – от организации рабочих условий для сотрудников до торгового и даже гостиничного сервиса. Как уже сказалась и еще скажется такая трансформация на бизнесе арендодателей, рассуждает Мария Котова, генеральный директор УК Avica, бизнес-пространство Romanov Dvor.

3547

По прогнозам футурологов, крупные города сегодня переживают децентрализацию, когда отдельные комьюнити возникают прямо на местах из числа жителей, объединенных общими интересами. В нынешний «коронакризис» этот тренд лишь ускорился: люди вдруг осознали, что на работу ехать вовсе не обязательно – она сама придет к ним. И хотя возвращение в офис для многих – лишь вопрос времени, уже очевидно, что само рабочее пространство уже никогда не будет прежним. Работодателям неминуемо придется искать для своих сотрудников баланс между службой и домом, т.е. делать пребывание в офисе максимально комфортными.

Какой образ возникает в уме, когда мы говорим об офисе? В Москве – это монументальные постройки «Москва-Сити» из стекла и бетона. Такой мы видели коммерческую недвижимость в западных фильмах и сериалах и не успели оглянуться, как именно этот облик стал частью архитектуры города, его визитной карточкой. Но вы будете удивлены, когда узнаете, что в центральной части города в роли офисов сегодня выступают вековые здания. Сохранившие свой исторический облик, они приютили сегодня сотрудников транснациональных корпораций, причем создали внутри уютную обстановку, которой иной раз нет даже дома.

Пример – бизнес-пространство Romanov Dvor в одноименном переулке в непосредственной близости от Кремля. Один из его корпусов – не что иное как бывший доходный дом 1883 года, в котором когда-то размещались квартиры профессоров и преподавателей Московского Императорского университета. Внешний вид здания при реконструкции удалось сохранить практически полностью, внутри располагаются комфортабельные и современные офисы. В корпусе по соседству находятся несколько кафе, ресторанов, автоматизированный магазин правильного питания, премиальный фитнес-центр и даже кинотеатр. Вот почему подобные бизнес-центры правильнее именовать пространствами – привычные офисные квадраты здесь фактически образовали этакие города внутри городов.

Происходила такая трансформация не в одночасье. Облик города, и коммерческая недвижимость в том числе, менялся с появлением новых технологий и подходов. Владельцы офисов одними из первых ощутили их важность – об этом их просили сами арендаторы. Скажем, необходимость в собственных местах для некоторых сотрудников отпала за счет использования VR- и AR-форматов: так нет нужды оплачивать командировочные (в офис в другом городе или на конференцию можно «слетать», не вставая из-за стола), да и расходы на аренду ниже. А во время и после самоизоляции значительно вырос спрос на переговорные студии с возможностью использования Zoom- и Skype-трансляций.

Адаптивность к запросам вообще стала одним из основных преимуществ рынка коммерческой недвижимости в этом году. Она, к примеру, проявилась в усилившемся тренде на гибкие рабочие пространства – гибриде классических офисов и коворкингов. С другой стороны, пережив карантин, люди (и организации) ставят во главу угла вопросы безопасности, совмещения потраченного времени и получения большей выгоды, а также саморазвития. И один из приоритетов здесь – наличие комфортного и симпатичного уголка для работы, соответствующего ЗОЖ-нормам и просто поднимающего настроение. Особенно такой подход характерен для миллениалов – поколения, которое начинает доминировать среди трудоспособного населения во всем мире. Его представители предъявляют высокие требования к месту работы (более современное, более комфортное). Вот почему все чаще можно встретить запросы на объекты с благоустроенной внутренней территорией, с полноценным комьюнити-центром.

В Romanov Dvor мы называем это «четвертым местом» − местом неслучайных встреч, столь же важным, как и первые три – дом, работа и прочие локации, где происходят спонтанные контакты. На таких площадках участники объединяются в группы, с одной стороны, единомышленников с похожими ценностями, с другой стороны, избирательных людей. Так, к примеру, у нас появился бизнес-клуб «Атланты», в котором собираются бизнесмены, чтобы решать глобальные задачи, созидать и создавать новые проекты. Каждый находит здесь что-то свое.

Скоро ожидается открытие нового клубного пространства Noôdome – платформы для диалога и интеграции прогрессивных идей, людей и проектов из сфер бизнеса, культуры, образования, науки и технологий. Клуб займет 6 тыс. кв. м. на территории Romanov Dvor.

Многое из того, что повлияло на современный рынок коммерческой недвижимости, зарождалось ранее. Немало идей приходит из обратной связи от арендаторов (нужно лишь их услышать!), которые, представляя крупные корпорации с головными офисами за рубежом, импортируют технологии и подходы. Вместе с тем шеринговая экономика, деглобализация и повсеместный уход в онлайн уже были частью нашей жизни. Можно сказать, что пандемия лишь ускорила принятие некоторых решений, дала мощный толчок. Стоит ли ее за это винить?



иГРОКИ РЫНКА

Котова Мария

Инвестиции

AVICA

Материалы по теме

Точка зрения

Город многофункционального значения

Сергей Никешкин, партнер и главный архитектор бюро «Крупный план»
 
29.06
Экспертный анализ

Чем хороши бизнес-парки?

За полтора года в Московском регионе не появилось ни одного бизнес-парка.
 
26.08

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

Популярное

Источник: WildTeam
Проект

В Подмосковье построят ЦОД на 15,8 тыс. кв. м

Центр обработки данных в Дубне возводится по проекту компании WildTeam для крупнейшего маркетплейса России.
13.06
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 июня)

ЦОД для ведущего маркетплейса, попытки продать ТРЦ Mari и Orlikov Plaza, новый формат для «Дикси», первые сделки в «РТС «Автозаводская», сделки в Дмитровском, «Вентуре» и Space 1 Меркурий, готовность БЦ «Фили Центр» - в нашей традиционной подборке за неделю.
16.06
Источник: CRE
Игроки рынка

«Леруа Мерлен» - теперь «Лемана ПРО»

Под этим брендом компания продолжит работу в России.
18.06
Источник: NF Group
Проект

В БЦ «Фили Центр» завершаются монолитные работы

Площадь офисного центра, расположенного на территории «Большого Сити», составляет более 25 тыс. кв. м. Завершение строительства БЦ запланировано на IV квартал 2024 года. Компания NF Group является эксклюзивным консультантом по продаже объекта.
13.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

Нам года не беда: как живут торговые центры старше двадцати лет

По данным Nikoliers, из всего современного предложения торговых центров России сто восемнадцать объектов были открыты ранее 2004 года. Однако привлекательными и для арендаторов, и для покупателей из них остаются единицы. На большинство «возрастных» моллов намного существеннее, чем остальной рынок торговой недвижимости, повлияли пандемия коронавируса, уход иностранных игроков, растущее давление e-commerce, инфляция и изменение покупательского поведения. Ведущие российские эксперты вспоминают для CRE времена, когда для привлечения трафика не нужно было делать ничего, обсуждают, как в разные годы изменялись управление, позиционирование, пул арендаторов, место под солнцем на бизнес-картах, отношение к клиентскому опыту, и прогнозируют, кто сохранит место в топе гранд-объектов, а кто – продолжит работать по принципу «спасибо, что живой».

Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE Retail
17.06
Источник: ПИК
Проект

ПИК построит технопарк на «Савеловской»

Технопарк «Густав» площадью 56 тыс. кв. м включает офисные помещения и помещения формата light industrial, а также исторические объекты площадью 3 500 кв. м, где, в частности, откроется музей Густава Листа. Открытие технопарка запланировано на 2026 год.
14.06
Источник: CRE
Аукцион

22 тыс. кв. м в БЦ Orlikov Plaza выставлены на продажу

За большую часть площадей расположенного в центре Москвы бизнес-центра хотят получить не менее 630 млн рублей.
13.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre