Урбанистика и бизнес: как трансформируется коммерческая недвижимость в городской среде

В современном меняющемся мегаполисе эволюционирует и восприятие такого продукта как офисный квадратный метр. Арендаторы чем дальше, тем больше хотят платить не за площади как таковые, а за связанный с ними комплекс услуг – от организации рабочих условий для сотрудников до торгового и даже гостиничного сервиса. Как уже сказалась и еще скажется такая трансформация на бизнесе арендодателей, рассуждает Мария Котова, генеральный директор УК Avica, бизнес-пространство Romanov Dvor.

3734

По прогнозам футурологов, крупные города сегодня переживают децентрализацию, когда отдельные комьюнити возникают прямо на местах из числа жителей, объединенных общими интересами. В нынешний «коронакризис» этот тренд лишь ускорился: люди вдруг осознали, что на работу ехать вовсе не обязательно – она сама придет к ним. И хотя возвращение в офис для многих – лишь вопрос времени, уже очевидно, что само рабочее пространство уже никогда не будет прежним. Работодателям неминуемо придется искать для своих сотрудников баланс между службой и домом, т.е. делать пребывание в офисе максимально комфортными.

Какой образ возникает в уме, когда мы говорим об офисе? В Москве – это монументальные постройки «Москва-Сити» из стекла и бетона. Такой мы видели коммерческую недвижимость в западных фильмах и сериалах и не успели оглянуться, как именно этот облик стал частью архитектуры города, его визитной карточкой. Но вы будете удивлены, когда узнаете, что в центральной части города в роли офисов сегодня выступают вековые здания. Сохранившие свой исторический облик, они приютили сегодня сотрудников транснациональных корпораций, причем создали внутри уютную обстановку, которой иной раз нет даже дома.

Пример – бизнес-пространство Romanov Dvor в одноименном переулке в непосредственной близости от Кремля. Один из его корпусов – не что иное как бывший доходный дом 1883 года, в котором когда-то размещались квартиры профессоров и преподавателей Московского Императорского университета. Внешний вид здания при реконструкции удалось сохранить практически полностью, внутри располагаются комфортабельные и современные офисы. В корпусе по соседству находятся несколько кафе, ресторанов, автоматизированный магазин правильного питания, премиальный фитнес-центр и даже кинотеатр. Вот почему подобные бизнес-центры правильнее именовать пространствами – привычные офисные квадраты здесь фактически образовали этакие города внутри городов.

Происходила такая трансформация не в одночасье. Облик города, и коммерческая недвижимость в том числе, менялся с появлением новых технологий и подходов. Владельцы офисов одними из первых ощутили их важность – об этом их просили сами арендаторы. Скажем, необходимость в собственных местах для некоторых сотрудников отпала за счет использования VR- и AR-форматов: так нет нужды оплачивать командировочные (в офис в другом городе или на конференцию можно «слетать», не вставая из-за стола), да и расходы на аренду ниже. А во время и после самоизоляции значительно вырос спрос на переговорные студии с возможностью использования Zoom- и Skype-трансляций.

Адаптивность к запросам вообще стала одним из основных преимуществ рынка коммерческой недвижимости в этом году. Она, к примеру, проявилась в усилившемся тренде на гибкие рабочие пространства – гибриде классических офисов и коворкингов. С другой стороны, пережив карантин, люди (и организации) ставят во главу угла вопросы безопасности, совмещения потраченного времени и получения большей выгоды, а также саморазвития. И один из приоритетов здесь – наличие комфортного и симпатичного уголка для работы, соответствующего ЗОЖ-нормам и просто поднимающего настроение. Особенно такой подход характерен для миллениалов – поколения, которое начинает доминировать среди трудоспособного населения во всем мире. Его представители предъявляют высокие требования к месту работы (более современное, более комфортное). Вот почему все чаще можно встретить запросы на объекты с благоустроенной внутренней территорией, с полноценным комьюнити-центром.

В Romanov Dvor мы называем это «четвертым местом» − местом неслучайных встреч, столь же важным, как и первые три – дом, работа и прочие локации, где происходят спонтанные контакты. На таких площадках участники объединяются в группы, с одной стороны, единомышленников с похожими ценностями, с другой стороны, избирательных людей. Так, к примеру, у нас появился бизнес-клуб «Атланты», в котором собираются бизнесмены, чтобы решать глобальные задачи, созидать и создавать новые проекты. Каждый находит здесь что-то свое.

Скоро ожидается открытие нового клубного пространства Noôdome – платформы для диалога и интеграции прогрессивных идей, людей и проектов из сфер бизнеса, культуры, образования, науки и технологий. Клуб займет 6 тыс. кв. м. на территории Romanov Dvor.

Многое из того, что повлияло на современный рынок коммерческой недвижимости, зарождалось ранее. Немало идей приходит из обратной связи от арендаторов (нужно лишь их услышать!), которые, представляя крупные корпорации с головными офисами за рубежом, импортируют технологии и подходы. Вместе с тем шеринговая экономика, деглобализация и повсеместный уход в онлайн уже были частью нашей жизни. Можно сказать, что пандемия лишь ускорила принятие некоторых решений, дала мощный толчок. Стоит ли ее за это винить?



иГРОКИ РЫНКА

Котова Мария

Инвестиции

AVICA

Материалы по теме

Точка зрения

Город многофункционального значения

Сергей Никешкин, партнер и главный архитектор бюро «Крупный план»
 
29.06
Экспертный анализ

Чем хороши бизнес-парки?

За полтора года в Московском регионе не появилось ни одного бизнес-парка.
 
26.08

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01
Источник: Пресс-служба ADG group
События

ADG порадовала семьи

Новогодние мероприятия в районных центрах «Место встречи» посетили 6,5 тыс. человек.
 
17.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre