Обоснование выбора конкретного контрагента

Денис Савин, адвокат, старший юрист BGP Litigation
6518
Ранее ФНС России уделяло особое внимание вопросу обоснованности выбора контрагентов. Сегодня акцент смещен в сторону выявления налоговыми органами аффилированности контрагентов к заказчику и установления фактов юридической, экономической и другой подконтрольности участников, вовлеченных в договорные отношения.

Между тем обстоятельства подконтрольности сами по себе не могут стать основанием для вывода об умышленном характере действий налогоплательщика. Налоговые органы должны доказать обстоятельства, свидетельствующие о возможности влияния проверяемого налогоплательщика (его должностных лиц) на условия и результат экономической деятельности, манипулирования условиями, сроками и порядком осуществления расчетов по сделкам (операциям), искусственного создания условий для использования налоговых преференций.

Судебной практикой также подтверждается, что отсутствие обоснования выбора контрагента может являться одной из причин для отказа в признании вычетов по НДС.

Таким образом, мотивированное обоснование выбора контрагента, даже при наличии признаков взаимозависимости, поможет в будущем минимизировать возможные налоговые риски. В целях обоснования выбора того или иного контрагента рекомендуется обеспечить наличие следующих документов:
  • Результаты мониторинга рынка товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов.
  • Сайт контрагента (сохраненная копия).
  • Рекламные материалы контрагента в сети интернет и печатных изданиях.
  • Письменное предложение контрагента к сотрудничеству.
  • Визитная карточка руководителя или представителя контрагента.
  • Деловая переписка с контрагентом по вопросу заключения договора.
  • Получение от контрагента письменного подтверждения, что он, с учетом положений ст. 105.1 НК РФ, не является взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику.
  • Составление протокола личной встречи представителя контрагента с представителем налогоплательщика по вопросам согласования условий предлагаемого к заключению договора.
Желательно получить полную информацию о контрагенте, чтобы в случае проведения проверки компания смогла обосновать причину выбора. Например, цена имеет преимущество перед конкурентами; использование более современных материалов или технологий строительства; опыт предварительного сотрудничества и добросовестное исполнение им своих обязательств в прошлом и др.

Проверка наличия у контрагента трудовых и материально технических ресурсов, необходимых для исполнения договора

С введением в действие ст. 54.1 НК РФ ключевым вопросом стала проверка заказчиком наличия у подрядчика необходимых ресурсов для исполнения договора.

Учитывая специфику строительной сферы, такими ресурсами могут стать наличие в штате квалифицированного персонала, имеющего допуски к осуществлению определенных видов работ, или нахождение в собственности необходимой строительной техники.

Несмотря на то, что законодательно нет ограничений для допуска к работе подрядчиков, не имеющих в собственности надлежащих для исполнения своих обязательств технических средств, а арендующих их у третьих лиц (напрямую или через цепочку контрагентов), рекомендуем в таком случае запросить у подрядчика соответствующие договоры аренды. Это связано с тем, что в случае неисполнения подрядчиком своих налоговых обязательств перед бюджетом или использования им схем по минимизации налогов, все негативные последствия будут предъявлены заказчику (налогоплательщику).

В качестве документов, удостоверяющих возможность исполнить контрагентом свои обязательства по договору, могут быть запрошены:
  • Паспорт транспортного средства, где в качестве последнего собственника указан контрагент/Договор лизинга.
  • Свидетельство о регистрации транспортного средства.
  • Штатное расписание контрагента, с указанием лиц, которые будут допущены на строительную площадку.
  • Договоры аренды склада, где хранятся строительные материалы или договоры на их приобретение.
  • Разрешения и допуски на осуществление отдельных видов работ.
Забегая немного вперед, отметим, что необходимо не только проверить у контрагента наличие материально-трудовых ресурсов, но и отмечать их нахождение на строительных площадках при исполнении договоров: время заезда и выезда строительной техники с фиксацией государственных номеров; ознакомить всех работников контрагента с техникой безопасности и получить их подписи в журналах; оформить пропуска на всех работников контрагента, находящихся на строительной площадке.

Налоговая оговорка

К сожалению, исчерпывающий перечень документов, необходимых при заключении договоров в области строительства, который бы полностью исключил возможные претензии налоговых органов, в настоящее время не определен законодательно.

Поэтому стоит включить в условия договоров с контрагентами налоговую оговорку о возмещении исполнителем всех имущественных потерь заказчика, возникших в связи с предъявлением налоговыми органами требований об уплате налогов (пеней, штрафов), доначисленных из-за отказа в применении налоговых вычетов по НДС или из-за исключения стоимости оказанных услуг из расходов для целей налогообложения по связанным с контрагентом причинам. Это поможет если не защититься, то компенсировать свои потери от предъявления претензий налоговыми органами.

Заключение

Тенденция налоговых органов однозначно направлена на смещение ответственности в сторону строительных компаний. А совершенствование процедур проверки и взыскания только ускоряет этот процесс. Поэтому гораздо выгодней «готовить сани летом», чем обжаловать доначисления после.

Поэтому общей рекомендацией для всех строительных компаний будет проведение внутренней работы по разработке и актуализации существующих стандартов и регламентов по работе с контрагентами. На первый взгляд, такие достаточно формальные и несложные действия помогут обезопасить девелопера от многомиллионных налоговых претензий в будущем. Из-за большого числа подрядчиков, которые привлекаются к каждому проекту, эффективней внедрить систему, которая будет в автоматическом режиме анализировать подрядчиков и выявлять риски.


Материалы по теме

Советы юристов

Как девелоперам избежать налоговых претензий из-за недобросовестных подрядчиков?

Денис Савин, адвокат, старший юрист BGP Litigation
 
05.10
Советы юристов

Что происходит с налогом при признании сделки недействительной?

Павел Федоров, Управляющий партнер «Федоров и партнеры»
 
09.06
Советы юристов

Как оптимизировать арендные платежи и налоги на имущество?

Марина Евсеева, партнер, руководитель практики «Управления собственностью» компании LDD
 
15.05

журнал CRE 9 (429)

Сентябрь 2
Свежий CRE №9 (429) вышел в PDF-формате. Прочитать его можно ЗДЕСЬ Читайте в номере: Инвестиции ЛОЖЕЧКУ ЗА МАМУ «Диванные инвесторы» несут деньги в недвижимость Девелопмент ЖЕСТКИЙ ДЕФИЦИТ Возможности спекулятивного строительства складов ограничивает загруженность мощностей ключевых девелоперов Консалтинг ОБРУСЕВШИЕ Консалтинг становится локальным и менее востребованным Актуально БРОНЯ КРЕПКА Почему в России не появляются качественные национальные сервисы бронирования ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (25 сентября - 1 октября)

Ключевое назначение в RD Management, новое направление в Ricci, сделка по продаже 14 ТРЦ «Мега», крупный ПСК для «Асконы», экологичный «Пионер», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail – в нашей традиционной подборке.
01.10
Источник: Ricci
Игроки рынка

Ricci отправляется на Бали

Компания Ricci запустила новое направление Ricci Capital, деятельность которого будет сосредоточена на инвестициях в девелопмент на развивающихся зарубежных рынках. 

29.09
Источник: IBC Real Estate
Сделка

Газпромбанк закрыл сделку по покупке сети ТРЦ «Мега»

Стоимость 14 торговых центров с учетом дисконта может составлять около 200 млрд рублей. 
29.09
Источник: CRE
Экспертный анализ

Найден более быстрый маршрут

В сентябре российские грузоперевозчики в очередной раз обратились к правительству с просьбой – на этот раз о вводе транспортного демпфера, компенсации за сдерживание повышения стоимости доставки грузов. На фоне продолжающегося четвертый год роста себестоимости логистики, игроки вынуждены постоянно корректировать и стоимость доставки, что приводит к ценовым «качелям» уже в рознице. Однако при продолжающемся спаде покупательской способности, оттоке из страны части платежеспособного населения и изменении потребительского поведения, повышать цены для конечного покупателя дальше нельзя, считают эксперты.

Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE Retail.

28.09
Источник: CRE
Экспертный анализ

Серебряный век

Так называемое «серебряное потребление» будет занимать всё более значительную долю в мировом ритейле, e-commerce, индустрии развлечений и ресторанном сегменте. На тренд влияет как увеличение продолжительности жизни и среднего возраста клиентов в странах золотого миллиарда, так и внимание игроков в условиях продолжающегося сжатия доходов у других групп – к  покупателям с безусловным базовым доходом. В России тенденция усиливается, кроме того, на фоне оттока из страны части потенциальных посетителей магазинов и ресторанов, роста цен и кардинального изменения покупательского поведения. Однако пока эксперты настроены весьма сдержанно, утверждая, что до выхода на потребительскую авансцену этой аудитории всё-таки ещё очень далеко.

Текст: Иван Майоров. Журнал CRE Retail

26.09
Источник: Pioneer
Игроки рынка

Pioneer сертифицировал свои БЦ по российскому эко-стандарту

БЦ Botanica и Ostankino Business Park получили золотые сертификаты Ecosmart Office.
28.09
Источник: CRE
Переговоры

Morgan Stanley выходит из «Галереи»

Американский фонд договаривается о продаже 50% петербургского торгового центра арабской Mubadala.

28.09

подпишись НА эксклюзивные новости cre

Всегда будьте в курсе новостей CRE
Наш телеграм