С середины марта, когда первые арендаторы начали переводить сотрудников на удаленный формат работы, посещаемость бизнес-центров, которыми управляет O1 Standard, снизилась в среднем на 60 – 70%. Небольшое восстановление трафика мы наблюдали летом, в том числе благодаря внешним посетителям объектов инфраструктуры и частичному возвращению арендаторов в офисы, но после введения очередных ограничений, количество сотрудников снова упало. Среди наших арендаторов много крупных иностранных и российских компаний, в том числе IT, консалтинг, представительства FMCG брендов. Это социально ответственные компании, которые при наличии реальной угрозы здоровью своих сотрудников готовы переводить на удаленный формат существенно большее количество персонала, чем рекомендовано властями.
В ситуации, когда офисы не используются на 100%, у арендаторов возникает естественное желание снижать операционные расходы, в том числе за счет сокращения сервисных планов по обслуживанию. В тоже время компаниям важно сохранить баланс между экономией и обеспечением безопасности для своих сотрудников. Поэтому бюджет, который освобождается за счет сокращения объема услуг, перераспределяется в пользу регулярных профилактических мероприятий и вынужденных оперативных дезинфекций офиса. Управлявшая компания должна гибко подходить к запросам арендатора и уметь перераспределять работы по обслуживанию офиса в пользу тех, которые наиболее востребованы в моменте.
Новое требование к управляющей компании – мобильность и оперативность. Учитывая дефицит линейного персонала, который возник из-за сокращения трудовой миграции, это одно из наиболее сложно выполнимых пожеланий арендаторов. В этой ситуации выигрывают компании с укомплектованным штатом и готовые мобильно перераспределять линейный персонал по портфелю. Для обслуживания своего портфеля мы сформировали мобильную бригаду, которая может быстро перемещаться между объектами и выполнять заявки арендаторов, в том числе по дезинфекциям офисов особенно в ночное время и выходные дни.
В результате мы видим, что даже если арендатор обслуживает офис собственными силами или с привлечением внешней управляющей компании, в пандемию они все чаще стали обращаться к сотрудникам общедомовой УК для того, чтобы оперативно получить необходимую услугу.
Забота о здоровье сотрудников не ограничивается территорией офиса. Арендаторам важно, на сколько управляющая компания следит за соблюдением перчаточно-масочного режима в общих зонах бизнес-центров, проводит обязательную термометрию при входе / въезде на парковку, регулирует социальное дистанцирование, поддерживает соответствующую разметку и разведение потоков людей.
Несмотря на снижение проходимости офисов, арендаторы не готовы жертвовать элементами инфраструктурного удобства. В первую очередь это касается общепита. Если кафе и рестораны частично компенсируют выпадающий трафик офисных работников за счет внешних посетителей и доставки, то с кантинами (столовыми) ситуация намного сложнее. Не каждая кантина готова работать при здании, загруженном на 25 – 30%. В этой ситуации мы идем на переговоры с соседними офисными зданиями, где кантины не общедоступны, для того, чтобы давать возможность арендаторам нескольких зданий пользоваться одной кантиной при соблюдении всех норм социального дистанцирования и профилактики.
Вполне ожидаемо, что в текущей ситуации появилось много вопросов по работе курьерских служб и организации доставок на территории бизнес-центров. Интересно, что до пандемии в нескольких зданиях мы проводили эксперимент по организации внутренней доставки на рабочее место продукции ресторанов и кофеен, расположенных на территории бизнес-центров. Услуга не была востребована: спуститься с коллегами за кофе оказалось сильным офисным ритуалом социализации. Но ситуация меняется, и мы наблюдаем возникновение запрос на такой сервис от арендаторов. И этот вопрос касается не только общепита, но и доставки корреспонденции: арендаторы хотели бы сократить контакты с внешними курьерами, имеющими доступ в офис. Мы работаем над таким сервисом внутренней доставки как минимум в части корреспонденции, организации ячеек для хранения документов.
Кстати, самые строгие требования к управляющей компании сегодня предъявляют гибкие пространства. Там, где офиса внедрена система незакрепленных рабочих мест, вопрос качества работы УК в части клининга и дезинфекции наиболее актуален.