JLL: Объем сделок в офисном сегменте упал на 35%

Аналитики компании прогнозируют общий объем спроса на качественные офисы в Москве на уровне менее 1 млн кв. м. Это может стать минимальным значением с 2009 года.

3951

По прогнозам JLL, по итогам 2020 года совокупный объем купленных и арендованных офисных площадей в московских бизнес-центрах класса А и В не превысит 1 млн кв. м, что на 35% ниже аналогичного показателя 2019 года и станет минимальным значением с 2009 года. Наиболее востребованными в объеме спроса по-прежнему остаются объекты класса А и В+ в центральных локациях. Лидерами по объему спроса на офисы Москвы в 2020 году были банки и финансовые компании, а также сектор бизнес-услуг. В 2021 году мы прогнозируем небольшое увеличение объема сделок до 1,1 млн кв. м.

Динамика объема купленных и арендованных офисных площадей в Москве
Источник: JLL

В 2020 году на рынке офисной недвижимости Москвы снизились объемы нового предложения: если до наступления кризиса к вводу в эксплуатацию ожидались 513 тыс. кв. м, то скорректированный прогноз на 40% ниже и составляет около 300 тыс. кв. м. Это на 23% ниже, чем было введено в 2019 году. Учитывая резкое и значительное снижение спроса на офисные помещения, девелоперы не спешили выводить на рынок в этом году новые объекты и перенесли сроки окончания строительства. В 2021 году к вводу в эксплуатацию заявлено более 600 тыс. кв. м. При этом в дальнейшем в 2022-2023 годах мы ожидаем снижения объема нового строительства вследствие остановки проектов на начальной стадии.

«Тенденция постепенного снижения объемов строительства новых объектов не случайна – на момент начала экономического спада у девелоперов есть проекты в работе, находящиеся в достаточно высокой степени готовности, остановка которых на данном этапе является нецелесообразной. В то же время офисные здания на ранней стадии строительства приостанавливаются, а запуск новых проектов существенно снижается, что в результате приводит к отложенному падению объемов ввода, – отмечает Алексей Кучвальский, руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений компании JLL. – Для крупных проектов целесообразно фазирование проектов, которое позволит минимизировать риски низких темпов заполнения комплекса и оценить спрос в процессе экспонирования первых фаз комплекса. Не всегда фазирование возможно из-за рыночных или градостроительных ограничений, но возможность его девелоперы внимательно анализируют».

Низкий спрос в 2020 году привел к увеличению доли свободных площадей. По итогам 3-го квартала вакантность достигла 11,5%, что на 1,9 п.п. выше значения конца 2019 года. По итогам 2020 года уровень вакантности составит около 12%. Рост вакантных площадей продолжится и в 2021 году. Наиболее это будет ощутимо в классе А, где к середине декабря она уже достигла 12,8% (частично по причине ввода крупных объектов), увеличившись по сравнению с концом 2019 году на 4,7 п.п.

Годовой показатель чистого поглощения впервые за всю историю офисного рынка Москвы окажется отрицательным по итогам 2020 года.

Ставки аренды к концу 2020 году находятся в следующих диапазонах: в премиальном сегменте – 35-55 тыс. руб./кв. м/год; в классе А – 20-40 тыс. руб./кв. м/год; в классе В+ – 10-25 тыс. руб./кв. м/год. По сравнению с концом 2019 года ставки аренды уже снизились на 5-10%. В 2021 году ожидается дальнейшая корректировка в сторону уменьшения, однако в большей степени это будет заметно в децентрализованных локациях, удаленных от основных деловых районов и в бизнес-центрах, которые имеют невысокую заполняемость.

Одной из тенденций 2020 года стало активное развитие рынка гибких офисных пространств, в том числе появление проектов built-to-suit в этом сегменте. На начало декабря в 2020 году было открыто 26 площадок общей площадью 42 тыс. кв. м. До конца года к запуску заявлено еще 19 тыс. кв. м гибких офисных пространств. В следующем году мы ожидаем сохранение интереса к данному формату офиса. Площадь открытых в столице новых гибких офисов в 2021 году, вероятно, превзойдет значение 2019-2020 годов. На данный момент в данном сегменте анонсировано открытие 57 тыс. кв. м и еще свыше 70 тыс. кв. м могут быть реализованы в формате built-to-suit, если будет найден конечный пользователь.

«С появлением новых качественных проектов с большим объемом услуг все чаще рабочие места или отдельные офисы в гибких пространствах арендуются как для отдельных подразделений крупных компаний, например проектных команд, так и для размещения полноценного офиса корпоративных клиентов. Именно на этих клиентов ориентируются операторы гибких пространств, поэтому появилось предложение создания офиса под конкретного клиента в соответствии с требованиями арендатора на площадке, договор с которой будет заключен только после нахождения этого клиента, и дальнейшего управления этой площадкой», – отмечает Алексей Кучвальский.



Материалы по теме

Точка зрения

Офисы для готового арендного бизнеса

Интерес частных инвесторов смещается к покупке офисов на ранних стадиях строительства с целью дальнейшего формирования готового арендного бизнеса. О преимуществах инвестирования в офисы рассказывает руководитель отдела оценки STONE HEDGE Кристина Недря.

21.12
Источник: Arendator.ru
Исследования рынка

Инвестиции в офисы и склады: предварительные итоги 2020 г.

Компания Bright Rich | CORFAC International подвела предварительные итоги года по инвестициям в офисную и складскую недвижимость Москвы.
 
11.12
Источник: Knight Frank
Исследования рынка

Knight Frank: предпосылок к росту спроса на офисы нет

Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подвели предварительные итоги 2020 года на рынке офисной недвижимости Москвы и подготовили прогноз на 2021 год. В текущем году рынок офисов претерпел ряд изменений: практики и подходы трансформируются, вынуждая компании становиться гибкими и мобильными все быстрее, особенно в аспекте их размещения в офисе. По предварительным данным, совокупный годовой объем введенных офисных площадей составит 240-280 тыс. кв. м, что на 60-70% меньше, чем в 2019 году. Доля свободных офисов класса А по итогам года ожидается на уровне 10,4-10,8%. Прогнозируемый рост предложения в субаренду может достичь 150-200 тыс. кв. м.

08.12

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre