Опрос проводился во II половине 2020 года. Респондентам было предложено оценить привлекательность открытия новых сетевых гостиниц в 20 российских городах* по шкале от 1 (неинтересно) до 10 (очень интересно).
В средней части рейтинга оказались Казань, Омск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Хабаровск, Краснодар, Пермь, Нижний Новгород, Красноярск и Челябинск. Их средний балл находится в промежутке от 6,2 до 7,8.
Замкнули двадцатку Волгоград, Уфа, Калуга, Воронеж и Самара. Участники рынка оценили свой интерес к этим городам в среднем на 5,6-6 баллов.
В средней части рейтинга оказались Казань, Омск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Хабаровск, Краснодар, Пермь, Нижний Новгород, Красноярск и Челябинск. Их средний балл находится в промежутке от 6,2 до 7,8.
Замкнули двадцатку Волгоград, Уфа, Калуга, Воронеж и Самара. Участники рынка оценили свой интерес к этим городам в среднем на 5,6-6 баллов.
«Ожидаемо, что по результатам опроса первые два места в рейтинге разделили между собой две российской столицы. Отели, гостиницы и другие средства размещения Москвы и Санкт-Петербурга неизменно привлекательны как для бизнеса, так и для туристов. При этом выбор Сочи в качестве третьего по привлекательности рынка для гостиничных операторов может показаться неожиданностью, учитывая довольно серьезную насыщенности рынка после завершения ОИ-2014. Однако сетевые гостиничные операторы уверены, что потенциал города-курорта для их бизнеса далеко не исчерпан, особенно на фоне активного развития внутреннего туризма», – подчеркнула Марина Усенко, партнер Cushman & Wakefield, департамент гостиничного бизнеса и туризма.
Привлекательность Екатеринбурга для гостиничного бизнеса связана не только с тем, что это четвертый по населению город страны, крупный и активно развивающийся административный, промышленный, финансовый и транспортный центр региона, – Екатеринбург также обладает неформальным статусом «столицы Урала», подчеркнула эксперт. Опять же, с учетом заметного увеличения доли внутреннего туризма в России, богатая история города и региона, а также наличие в Екатеринбурге большого количества культурных и спортивных объектов создают постоянный спрос для гостиничного бизнеса.
Владивосток сегодня – это крупнейший на Дальнем Востоке город, а с недавнего времени и центр Дальневосточного федерального округа. При этом до сих пор его туристическая инфраструктура остается недостаточно развитой. Подобная диспропорция «последнего фронтира» должна быть устранена уже в обозримом будущем, что обеспечивает активный интерес к рынку Владивостока со стороны всех крупнейших сетевых игроков рынка, добавила Марина Усенко.
Относительно дальнейшего развития гостиничного сегмента в России в целом большинство гостиничных операторов настроены позитивно:
– 67% респондентов отметили, что большая часть проектов продолжается без отклонений от графика;
– 78% респондентов указали, что пандемия COVID-19 не повлекла за собой значительных изменений в условиях гостиничных договоров – либо такие изменения были незначительными.
При этом 65% опрошенных рассказали, что проекты, которые все же оказались под влиянием пандемии COVID-19, пострадали либо из-за отсутствия финансирования (заемных или собственных средств инвестора), либо из-за пересмотра коммерческих условий сделки.
Кроме того, аналитики Cushman & Wakefield спросили операторов, когда они ожидают восстановления гостиничного сегмента до уровня 2019 года на двух самых значимых гостиничных рынках страны. Так, лишь 10% опрошенных считают, что в Москве это может произойти уже в 2022 году. Почти половина респондентов (48%) ожидают восстановления не ранее 2023 года, треть (32%) – не ранее 2024 года. Еще 10% назвали 2025 год.
Прогнозы относительно сроков восстановления рынка Санкт-Петербурга оказались более оптимистичными. Почти четверть респондентов (23%) ждут серьезного улучшения показателей уже в следующем году. За 2023 год высказались 55% респондентов, за 2024 год – 19%, за 2025-й – 3%.
* Указанный город может означать весь прилегающий регион/область