Малые ТЦ подтвердили свою актуальность в пандемию

Малые торговые центры, рассчитанные на спрос со стороны местных жителей, пережили сложный для рынка период с меньшими потерями, чем крупные ТЦ, и быстрее восстановили показатели посещаемости. Об общих трендах в торговой недвижимости, влиянии пандемии коронавируса на отрасль и ситуации в ТЦ «районного» формата рассказывает генеральный директор УК «Столица Менеджмент» Ольга Летютина.
3776
Изображение взято из источника: Столица Менеджмент
В 2020 году в Москве было введено более 200 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости, что сопоставимо с показателями 2018-2019 гг. Среди основных трендов аналитики отмечают несколько ключевых факторов, так или иначе влияющих на этот показатель. Это сокращение средней площади вводимых ТЦ, сокращение загрузки арендаторами в момент ввода, а также, если говорить о кратковременном влиянии, ограничения, связанные с распространением коронавируса.

Несмотря на то, что по обеспеченности торговыми площадями Москва все еще уступает европейским столицам, уже наблюдается некоторая пресыщенность со стороны потребителя. Времена, когда на открытие нового торгового центра съезжались со всей Москвы, прошли. Сейчас потребитель предпочитает магазины в шаговой доступности, и новым ТЦ приходится детальнее прорабатывать концепцию, привлекать трафик дополнительными функциями в виде развлекательной или спортивной составляющей. Но даже при очень удачном «попадании» в целевую аудиторию объекту крупного масштаба (от 50 тыс. GLA) сложно рассчитывать на постоянный интерес покупателя, который все равно чаще будет посещать не самый большой, а самый близкий и удобный объект. Поэтому все больше заметен тренд на строительство малых и средних торговых центров, обеспечивающих ключевые потребности аудитории в пешей доступности от объекта.

Арендаторы за время становления рынка качественной торговой недвижимости также стали разборчивее в выборе объекта. Они не торопятся занять место в любом новом торговом центре, предпочитая самостоятельно и детально изучить концепцию, теннант-микс, окружение, трафик, аудиторию района. Поэтому многие, особенно крупные объекты сейчас открываются заполненными на 50% и менее (данные Knight Frank), а большую часть арендаторов привлекают уже в процессе работы.

В 2020 году эти два тренда только усилились из-за коронавирусных ограничений. Даже после разрешения работы ТРЦ, многие москвичи предпочли пользоваться доставкой и магазинами в шаговой доступности поездкам в крупные объекты. Глядя на низкие показатели трафика и собственную ситуацию с окупаемостью торговых точек, скорректировали планы по новым открытиям ритейлеры. И в сложившейся ситуации небольшие торговые центры, рассчитанные на местную аудиторию, показали большую устойчивость к внешним потрясениям.

В качестве примера можно привести ТЦ «Столица Московский», который стал первым торговым центром, введенным в эксплуатацию с начала пандемии. В противовес общему тренду фактическая заполняемость объекта на момент открытия составляла более 70%, а вакантность – менее 5%. В условиях сложной эпидемиологической ситуации удалось не только завершить строительство в кратчайшие сроки (11 месяцев), но и заполнить фуд-корт, а также привлечь важных для района арендаторов в ключевых направлениях – продуктовый супермаркет «Перекресток», супермаркет бытовой техники и электроники DNS, магазин детских товаров «Детский мир». Продуманная концепция и маркетинг, нацеленный на аудиторию района позволил торговому центру в короткие сроки выйти на спрогнозированные показатели по трафику, в то время как в целом по Москве падение посещаемости торговых объектов составило около трети от показателей 2019 года (данные Watcom).

Этот пример показывает, что в московский рынок ТЦ еще нуждается в новых объектах, а правильная концепция позволяет объектам быть востребованными со стороны арендаторов и потребителей, несмотря на внешние ограничивающие факторы.


иГРОКИ РЫНКА

Столица Менеджмент

Летютина Ольга

Управление и эксплуатация недвижимости

Столица Менеджмент

Материалы по теме

Источник: ЦИАН
Экспертный анализ

ТЦ идут ко МКАДу

По данным Colliers International, более половины запланированных к открытию в 2021 г. торговых центров в Москве будут расположены между ТТК и МКАД. Всего аналитики насчитали 417,7 тыс. кв. м.
01.02
Источник: РБК Недвижимость
Исследования рынка

Пандемии вопреки: вакантность в ТЦ Петербурга снизилась за год

Неожиданный результат 2020 года зафиксировали аналитики JLL. Однако специалисты отмечают, что в четвертом квартале площади ТЦ активно заполнялись сезонными товарами на коротких договорах, а реальную картину можно будет оценить только в 2021 году.

 

25.01
Источник: РБК Недвижимость
Экспертный анализ

Москва впервые обошла регионы по вводу новых ТЦ

В 2020 году впервые за историю наблюдений доля Москвы в общем строительном объеме превысила долю регионов – 55% против 45% соответственно, следует из аналитического отчета Marketbeat Lite от международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield.

13.01

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre