Малые ТЦ подтвердили свою актуальность в пандемию

Малые торговые центры, рассчитанные на спрос со стороны местных жителей, пережили сложный для рынка период с меньшими потерями, чем крупные ТЦ, и быстрее восстановили показатели посещаемости. Об общих трендах в торговой недвижимости, влиянии пандемии коронавируса на отрасль и ситуации в ТЦ «районного» формата рассказывает генеральный директор УК «Столица Менеджмент» Ольга Летютина.
3789
Изображение взято из источника: Столица Менеджмент
В 2020 году в Москве было введено более 200 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости, что сопоставимо с показателями 2018-2019 гг. Среди основных трендов аналитики отмечают несколько ключевых факторов, так или иначе влияющих на этот показатель. Это сокращение средней площади вводимых ТЦ, сокращение загрузки арендаторами в момент ввода, а также, если говорить о кратковременном влиянии, ограничения, связанные с распространением коронавируса.

Несмотря на то, что по обеспеченности торговыми площадями Москва все еще уступает европейским столицам, уже наблюдается некоторая пресыщенность со стороны потребителя. Времена, когда на открытие нового торгового центра съезжались со всей Москвы, прошли. Сейчас потребитель предпочитает магазины в шаговой доступности, и новым ТЦ приходится детальнее прорабатывать концепцию, привлекать трафик дополнительными функциями в виде развлекательной или спортивной составляющей. Но даже при очень удачном «попадании» в целевую аудиторию объекту крупного масштаба (от 50 тыс. GLA) сложно рассчитывать на постоянный интерес покупателя, который все равно чаще будет посещать не самый большой, а самый близкий и удобный объект. Поэтому все больше заметен тренд на строительство малых и средних торговых центров, обеспечивающих ключевые потребности аудитории в пешей доступности от объекта.

Арендаторы за время становления рынка качественной торговой недвижимости также стали разборчивее в выборе объекта. Они не торопятся занять место в любом новом торговом центре, предпочитая самостоятельно и детально изучить концепцию, теннант-микс, окружение, трафик, аудиторию района. Поэтому многие, особенно крупные объекты сейчас открываются заполненными на 50% и менее (данные Knight Frank), а большую часть арендаторов привлекают уже в процессе работы.

В 2020 году эти два тренда только усилились из-за коронавирусных ограничений. Даже после разрешения работы ТРЦ, многие москвичи предпочли пользоваться доставкой и магазинами в шаговой доступности поездкам в крупные объекты. Глядя на низкие показатели трафика и собственную ситуацию с окупаемостью торговых точек, скорректировали планы по новым открытиям ритейлеры. И в сложившейся ситуации небольшие торговые центры, рассчитанные на местную аудиторию, показали большую устойчивость к внешним потрясениям.

В качестве примера можно привести ТЦ «Столица Московский», который стал первым торговым центром, введенным в эксплуатацию с начала пандемии. В противовес общему тренду фактическая заполняемость объекта на момент открытия составляла более 70%, а вакантность – менее 5%. В условиях сложной эпидемиологической ситуации удалось не только завершить строительство в кратчайшие сроки (11 месяцев), но и заполнить фуд-корт, а также привлечь важных для района арендаторов в ключевых направлениях – продуктовый супермаркет «Перекресток», супермаркет бытовой техники и электроники DNS, магазин детских товаров «Детский мир». Продуманная концепция и маркетинг, нацеленный на аудиторию района позволил торговому центру в короткие сроки выйти на спрогнозированные показатели по трафику, в то время как в целом по Москве падение посещаемости торговых объектов составило около трети от показателей 2019 года (данные Watcom).

Этот пример показывает, что в московский рынок ТЦ еще нуждается в новых объектах, а правильная концепция позволяет объектам быть востребованными со стороны арендаторов и потребителей, несмотря на внешние ограничивающие факторы.


иГРОКИ РЫНКА

Столица Менеджмент

Летютина Ольга

Управление и эксплуатация недвижимости

Столица Менеджмент

Материалы по теме

Источник: ЦИАН
Экспертный анализ

ТЦ идут ко МКАДу

По данным Colliers International, более половины запланированных к открытию в 2021 г. торговых центров в Москве будут расположены между ТТК и МКАД. Всего аналитики насчитали 417,7 тыс. кв. м.
01.02
Источник: РБК Недвижимость
Исследования рынка

Пандемии вопреки: вакантность в ТЦ Петербурга снизилась за год

Неожиданный результат 2020 года зафиксировали аналитики JLL. Однако специалисты отмечают, что в четвертом квартале площади ТЦ активно заполнялись сезонными товарами на коротких договорах, а реальную картину можно будет оценить только в 2021 году.

 

25.01
Источник: РБК Недвижимость
Экспертный анализ

Москва впервые обошла регионы по вводу новых ТЦ

В 2020 году впервые за историю наблюдений доля Москвы в общем строительном объеме превысила долю регионов – 55% против 45% соответственно, следует из аналитического отчета Marketbeat Lite от международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield.

13.01

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01
Источник: Пресс-служба ADG group
События

ADG порадовала семьи

Новогодние мероприятия в районных центрах «Место встречи» посетили 6,5 тыс. человек.
 
17.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre