Малые ТЦ подтвердили свою актуальность в пандемию

Малые торговые центры, рассчитанные на спрос со стороны местных жителей, пережили сложный для рынка период с меньшими потерями, чем крупные ТЦ, и быстрее восстановили показатели посещаемости. Об общих трендах в торговой недвижимости, влиянии пандемии коронавируса на отрасль и ситуации в ТЦ «районного» формата рассказывает генеральный директор УК «Столица Менеджмент» Ольга Летютина.
3672
Изображение взято из источника: Столица Менеджмент
В 2020 году в Москве было введено более 200 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости, что сопоставимо с показателями 2018-2019 гг. Среди основных трендов аналитики отмечают несколько ключевых факторов, так или иначе влияющих на этот показатель. Это сокращение средней площади вводимых ТЦ, сокращение загрузки арендаторами в момент ввода, а также, если говорить о кратковременном влиянии, ограничения, связанные с распространением коронавируса.

Несмотря на то, что по обеспеченности торговыми площадями Москва все еще уступает европейским столицам, уже наблюдается некоторая пресыщенность со стороны потребителя. Времена, когда на открытие нового торгового центра съезжались со всей Москвы, прошли. Сейчас потребитель предпочитает магазины в шаговой доступности, и новым ТЦ приходится детальнее прорабатывать концепцию, привлекать трафик дополнительными функциями в виде развлекательной или спортивной составляющей. Но даже при очень удачном «попадании» в целевую аудиторию объекту крупного масштаба (от 50 тыс. GLA) сложно рассчитывать на постоянный интерес покупателя, который все равно чаще будет посещать не самый большой, а самый близкий и удобный объект. Поэтому все больше заметен тренд на строительство малых и средних торговых центров, обеспечивающих ключевые потребности аудитории в пешей доступности от объекта.

Арендаторы за время становления рынка качественной торговой недвижимости также стали разборчивее в выборе объекта. Они не торопятся занять место в любом новом торговом центре, предпочитая самостоятельно и детально изучить концепцию, теннант-микс, окружение, трафик, аудиторию района. Поэтому многие, особенно крупные объекты сейчас открываются заполненными на 50% и менее (данные Knight Frank), а большую часть арендаторов привлекают уже в процессе работы.

В 2020 году эти два тренда только усилились из-за коронавирусных ограничений. Даже после разрешения работы ТРЦ, многие москвичи предпочли пользоваться доставкой и магазинами в шаговой доступности поездкам в крупные объекты. Глядя на низкие показатели трафика и собственную ситуацию с окупаемостью торговых точек, скорректировали планы по новым открытиям ритейлеры. И в сложившейся ситуации небольшие торговые центры, рассчитанные на местную аудиторию, показали большую устойчивость к внешним потрясениям.

В качестве примера можно привести ТЦ «Столица Московский», который стал первым торговым центром, введенным в эксплуатацию с начала пандемии. В противовес общему тренду фактическая заполняемость объекта на момент открытия составляла более 70%, а вакантность – менее 5%. В условиях сложной эпидемиологической ситуации удалось не только завершить строительство в кратчайшие сроки (11 месяцев), но и заполнить фуд-корт, а также привлечь важных для района арендаторов в ключевых направлениях – продуктовый супермаркет «Перекресток», супермаркет бытовой техники и электроники DNS, магазин детских товаров «Детский мир». Продуманная концепция и маркетинг, нацеленный на аудиторию района позволил торговому центру в короткие сроки выйти на спрогнозированные показатели по трафику, в то время как в целом по Москве падение посещаемости торговых объектов составило около трети от показателей 2019 года (данные Watcom).

Этот пример показывает, что в московский рынок ТЦ еще нуждается в новых объектах, а правильная концепция позволяет объектам быть востребованными со стороны арендаторов и потребителей, несмотря на внешние ограничивающие факторы.


иГРОКИ РЫНКА

Столица Менеджмент

Летютина Ольга

Управление и эксплуатация недвижимости

Столица Менеджмент

Материалы по теме

Источник: ЦИАН
Экспертный анализ

ТЦ идут ко МКАДу

По данным Colliers International, более половины запланированных к открытию в 2021 г. торговых центров в Москве будут расположены между ТТК и МКАД. Всего аналитики насчитали 417,7 тыс. кв. м.
01.02
Источник: РБК Недвижимость
Исследования рынка

Пандемии вопреки: вакантность в ТЦ Петербурга снизилась за год

Неожиданный результат 2020 года зафиксировали аналитики JLL. Однако специалисты отмечают, что в четвертом квартале площади ТЦ активно заполнялись сезонными товарами на коротких договорах, а реальную картину можно будет оценить только в 2021 году.

 

25.01
Источник: РБК Недвижимость
Экспертный анализ

Москва впервые обошла регионы по вводу новых ТЦ

В 2020 году впервые за историю наблюдений доля Москвы в общем строительном объеме превысила долю регионов – 55% против 45% соответственно, следует из аналитического отчета Marketbeat Lite от международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield.

13.01

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre