В 2020 году в Москве было введено более 200 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости, что сопоставимо с показателями 2018-2019 гг. Среди основных трендов аналитики отмечают несколько ключевых факторов, так или иначе влияющих на этот показатель. Это сокращение средней площади вводимых ТЦ, сокращение загрузки арендаторами в момент ввода, а также, если говорить о кратковременном влиянии, ограничения, связанные с распространением коронавируса.
Несмотря на то, что по обеспеченности торговыми площадями Москва все еще уступает европейским столицам, уже наблюдается некоторая пресыщенность со стороны потребителя. Времена, когда на открытие нового торгового центра съезжались со всей Москвы, прошли. Сейчас потребитель предпочитает магазины в шаговой доступности, и новым ТЦ приходится детальнее прорабатывать концепцию, привлекать трафик дополнительными функциями в виде развлекательной или спортивной составляющей. Но даже при очень удачном «попадании» в целевую аудиторию объекту крупного масштаба (от 50 тыс. GLA) сложно рассчитывать на постоянный интерес покупателя, который все равно чаще будет посещать не самый большой, а самый близкий и удобный объект. Поэтому все больше заметен тренд на строительство малых и средних торговых центров, обеспечивающих ключевые потребности аудитории в пешей доступности от объекта.
Арендаторы за время становления рынка качественной торговой недвижимости также стали разборчивее в выборе объекта. Они не торопятся занять место в любом новом торговом центре, предпочитая самостоятельно и детально изучить концепцию, теннант-микс, окружение, трафик, аудиторию района. Поэтому многие, особенно крупные объекты сейчас открываются заполненными на 50% и менее (данные Knight Frank), а большую часть арендаторов привлекают уже в процессе работы.
В 2020 году эти два тренда только усилились из-за коронавирусных ограничений. Даже после разрешения работы ТРЦ, многие москвичи предпочли пользоваться доставкой и магазинами в шаговой доступности поездкам в крупные объекты. Глядя на низкие показатели трафика и собственную ситуацию с окупаемостью торговых точек, скорректировали планы по новым открытиям ритейлеры. И в сложившейся ситуации небольшие торговые центры, рассчитанные на местную аудиторию, показали большую устойчивость к внешним потрясениям.
В качестве примера можно привести ТЦ «Столица Московский», который стал первым торговым центром, введенным в эксплуатацию с начала пандемии. В противовес общему тренду фактическая заполняемость объекта на момент открытия составляла более 70%, а вакантность – менее 5%. В условиях сложной эпидемиологической ситуации удалось не только завершить строительство в кратчайшие сроки (11 месяцев), но и заполнить фуд-корт, а также привлечь важных для района арендаторов в ключевых направлениях – продуктовый супермаркет «Перекресток», супермаркет бытовой техники и электроники DNS, магазин детских товаров «Детский мир». Продуманная концепция и маркетинг, нацеленный на аудиторию района позволил торговому центру в короткие сроки выйти на спрогнозированные показатели по трафику, в то время как в целом по Москве падение посещаемости торговых объектов составило около трети от показателей 2019 года (данные Watcom).
Этот пример показывает, что в московский рынок ТЦ еще нуждается в новых объектах, а правильная концепция позволяет объектам быть востребованными со стороны арендаторов и потребителей, несмотря на внешние ограничивающие факторы.
Несмотря на то, что по обеспеченности торговыми площадями Москва все еще уступает европейским столицам, уже наблюдается некоторая пресыщенность со стороны потребителя. Времена, когда на открытие нового торгового центра съезжались со всей Москвы, прошли. Сейчас потребитель предпочитает магазины в шаговой доступности, и новым ТЦ приходится детальнее прорабатывать концепцию, привлекать трафик дополнительными функциями в виде развлекательной или спортивной составляющей. Но даже при очень удачном «попадании» в целевую аудиторию объекту крупного масштаба (от 50 тыс. GLA) сложно рассчитывать на постоянный интерес покупателя, который все равно чаще будет посещать не самый большой, а самый близкий и удобный объект. Поэтому все больше заметен тренд на строительство малых и средних торговых центров, обеспечивающих ключевые потребности аудитории в пешей доступности от объекта.
Арендаторы за время становления рынка качественной торговой недвижимости также стали разборчивее в выборе объекта. Они не торопятся занять место в любом новом торговом центре, предпочитая самостоятельно и детально изучить концепцию, теннант-микс, окружение, трафик, аудиторию района. Поэтому многие, особенно крупные объекты сейчас открываются заполненными на 50% и менее (данные Knight Frank), а большую часть арендаторов привлекают уже в процессе работы.
В 2020 году эти два тренда только усилились из-за коронавирусных ограничений. Даже после разрешения работы ТРЦ, многие москвичи предпочли пользоваться доставкой и магазинами в шаговой доступности поездкам в крупные объекты. Глядя на низкие показатели трафика и собственную ситуацию с окупаемостью торговых точек, скорректировали планы по новым открытиям ритейлеры. И в сложившейся ситуации небольшие торговые центры, рассчитанные на местную аудиторию, показали большую устойчивость к внешним потрясениям.
В качестве примера можно привести ТЦ «Столица Московский», который стал первым торговым центром, введенным в эксплуатацию с начала пандемии. В противовес общему тренду фактическая заполняемость объекта на момент открытия составляла более 70%, а вакантность – менее 5%. В условиях сложной эпидемиологической ситуации удалось не только завершить строительство в кратчайшие сроки (11 месяцев), но и заполнить фуд-корт, а также привлечь важных для района арендаторов в ключевых направлениях – продуктовый супермаркет «Перекресток», супермаркет бытовой техники и электроники DNS, магазин детских товаров «Детский мир». Продуманная концепция и маркетинг, нацеленный на аудиторию района позволил торговому центру в короткие сроки выйти на спрогнозированные показатели по трафику, в то время как в целом по Москве падение посещаемости торговых объектов составило около трети от показателей 2019 года (данные Watcom).
Этот пример показывает, что в московский рынок ТЦ еще нуждается в новых объектах, а правильная концепция позволяет объектам быть востребованными со стороны арендаторов и потребителей, несмотря на внешние ограничивающие факторы.