Малые ТЦ подтвердили свою актуальность в пандемию

Малые торговые центры, рассчитанные на спрос со стороны местных жителей, пережили сложный для рынка период с меньшими потерями, чем крупные ТЦ, и быстрее восстановили показатели посещаемости. Об общих трендах в торговой недвижимости, влиянии пандемии коронавируса на отрасль и ситуации в ТЦ «районного» формата рассказывает генеральный директор УК «Столица Менеджмент» Ольга Летютина.
В 2020 году в Москве было введено более 200 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости, что сопоставимо с показателями 2018-2019 гг. Среди основных трендов аналитики отмечают несколько ключевых факторов, так или иначе влияющих на этот показатель. Это сокращение средней площади вводимых ТЦ, сокращение загрузки арендаторами в момент ввода, а также, если говорить о кратковременном влиянии, ограничения, связанные с распространением коронавируса.

Несмотря на то, что по обеспеченности торговыми площадями Москва все еще уступает европейским столицам, уже наблюдается некоторая пресыщенность со стороны потребителя. Времена, когда на открытие нового торгового центра съезжались со всей Москвы, прошли. Сейчас потребитель предпочитает магазины в шаговой доступности, и новым ТЦ приходится детальнее прорабатывать концепцию, привлекать трафик дополнительными функциями в виде развлекательной или спортивной составляющей. Но даже при очень удачном «попадании» в целевую аудиторию объекту крупного масштаба (от 50 тыс. GLA) сложно рассчитывать на постоянный интерес покупателя, который все равно чаще будет посещать не самый большой, а самый близкий и удобный объект. Поэтому все больше заметен тренд на строительство малых и средних торговых центров, обеспечивающих ключевые потребности аудитории в пешей доступности от объекта.

Арендаторы за время становления рынка качественной торговой недвижимости также стали разборчивее в выборе объекта. Они не торопятся занять место в любом новом торговом центре, предпочитая самостоятельно и детально изучить концепцию, теннант-микс, окружение, трафик, аудиторию района. Поэтому многие, особенно крупные объекты сейчас открываются заполненными на 50% и менее (данные Knight Frank), а большую часть арендаторов привлекают уже в процессе работы.

В 2020 году эти два тренда только усилились из-за коронавирусных ограничений. Даже после разрешения работы ТРЦ, многие москвичи предпочли пользоваться доставкой и магазинами в шаговой доступности поездкам в крупные объекты. Глядя на низкие показатели трафика и собственную ситуацию с окупаемостью торговых точек, скорректировали планы по новым открытиям ритейлеры. И в сложившейся ситуации небольшие торговые центры, рассчитанные на местную аудиторию, показали большую устойчивость к внешним потрясениям.

В качестве примера можно привести ТЦ «Столица Московский», который стал первым торговым центром, введенным в эксплуатацию с начала пандемии. В противовес общему тренду фактическая заполняемость объекта на момент открытия составляла более 70%, а вакантность – менее 5%. В условиях сложной эпидемиологической ситуации удалось не только завершить строительство в кратчайшие сроки (11 месяцев), но и заполнить фуд-корт, а также привлечь важных для района арендаторов в ключевых направлениях – продуктовый супермаркет «Перекресток», супермаркет бытовой техники и электроники DNS, магазин детских товаров «Детский мир». Продуманная концепция и маркетинг, нацеленный на аудиторию района позволил торговому центру в короткие сроки выйти на спрогнозированные показатели по трафику, в то время как в целом по Москве падение посещаемости торговых объектов составило около трети от показателей 2019 года (данные Watcom).

Этот пример показывает, что в московский рынок ТЦ еще нуждается в новых объектах, а правильная концепция позволяет объектам быть востребованными со стороны арендаторов и потребителей, несмотря на внешние ограничивающие факторы.


иГРОКИ РЫНКА

Столица Менеджмент

Летютина Ольга

Управление и эксплуатация недвижимости

Столица Менеджмент

Материалы по теме

Экспертный анализ

ТЦ идут ко МКАДу

По данным Colliers International, более половины запланированных к открытию в 2021 г. торговых центров в Москве будут расположены между ТТК и МКАД. Всего аналитики насчитали 417,7 тыс. кв. м.
01.02
Исследования рынка

Пандемии вопреки: вакантность в ТЦ Петербурга снизилась за год

Неожиданный результат 2020 года зафиксировали аналитики JLL. Однако специалисты отмечают, что в четвертом квартале площади ТЦ активно заполнялись сезонными товарами на коротких договорах, а реальную картину можно будет оценить только в 2021 году.

 

25.01
Экспертный анализ

Москва впервые обошла регионы по вводу новых ТЦ

В 2020 году впервые за историю наблюдений доля Москвы в общем строительном объеме превысила долю регионов – 55% против 45% соответственно, следует из аналитического отчета Marketbeat Lite от международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield.

13.01

журнал CRE 9-10 (387-388)

Май (1-2)
CRE №9-10 Ознакомиться с PDF-версией можно ЗДЕСЬ   Номер вышел при поддержке MD Facility Management www.mdpm.ru   City&Malls PFM www.cmpfm.ru   Raven Russia www.rrpa.ru   Radius Group www.radiusrussia.com В НОМЕРЕ:   Фоторепортаж CRE Moscow AWARDS 2021: почти голливудская история   Девелопмент Не время перекраивать офисные карты   Актуально Из жизни принимающих отдыхающих Сможет ли ажиотажный спрос изменить отношение к южным курортам России?   Законодательство ...

Популярное

Сделка

В «Шереметьевском» сдали почти 3000 кв. м офисов

Times Estate выступила консультантом сделки на 2 750 кв.м. в бизнес-квартале «Шереметьевский». Новым арендатором стала компания Ресурс-Медиа.
15.06
Сделка

Сделка по продаже «Пекина» завершена

Покупателем выступил входящий в «Союз Маринс Групп» «Гостиничный Комплекс «Жемчужина». Продавцом ОАО «Бэйджинг-Инвест» - структура ГК «Галс». Сумма сделки оценивалась в 4,8 млрд рублей.

17.06
Проект

На Каспии появится курортно-гостиничный комплекс

Стоимость реализации проекта, состоящего из восьми зданий разной этажности, оценивается в 3 миллиарда рублей.
15.06
Игроки рынка

Savills продаст дом отца-основателя Harley Davidson

Загородный коттедж 18 века в Шотландии оценивается в сумму около 32,6 млн рублей.
 
15.06
Сделка

Сделка по продаже БЦ «Технополис Пулково» закрыта

«Корпорация Стерх» приобрела бизнес-центр площадью 43 тыс. кв. м. Это крупнейшая инвестиционная сделка на петербургском рынке офисов класса А за всю историю. Консультантом выступила компания JLL.
17.06
Управление недвижимостью

Zeppelin обслужит территорию завода «ТехноГрупп»

Площадь территории завода вентиляционного оборудования в Дзержинском составляет более 50 тыс. кв. м. Также УК занимается обслуживанием инженерных систем предприятия.
15.06
Игроки рынка

Stone Hedge предлагает помещения под ритейл в БЦ Stone Савеловская

В новом бизнес-центре будут предложены торговые помещения совокупной площадью более 4,5 тыс. кв. м в аренду.
15.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre