Рекордный спрос на склады подтвердили JLL

Аналитики JLL оценивают спрос на склады в Московском регионе на 1,68 млн кв. м. По данным компании, это рекорд за всю историю наблюдений. При этом 36% сделок пришлось на сектор e-commerce.
 

 
5052
Изображение взято из источника: РИА Недвижимость
Согласно данным компании JLL, объем сделок аренды и купли-продажи складских площадей в Московском регионе увеличился на 26% и по итогам 2020 года составил 1,68 млн кв. м, из которых 658 тыс. кв. м пришлось на 4-й квартал. Тем самым годовой объем спроса оказался максимальным за всю историю складского рынка.
 
 
«В течение 2020 года мы наблюдали несколько периодов, когда ситуация серьезно менялась. Вслед за активным 1-м кварталом начался кризис, вызванный распространением коронавируса, и в апреле-мае на складском рынке, как и на рынке недвижимости в целом, не было понимания дальнейших перспектив. Это привело к краткосрочному затишью на рынке, однако далее стало очевидно, что склады являются необходимым элементом инфраструктуры, обеспечивающим функционирование других рынков и, в частности, рынка онлайн-торговли. Как следствие, итоговые результаты оказались намного выше пессимистичных прогнозов, которые строились в первые недели пандемии», – комментирует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL.

Сектор e-commerce впервые стал лидером в структуре сделок с долей 36%. Именно со стороны компаний этого сегмента были закрыты две крупнейшие сделки на рынке складов России: аренда компанией «ВсеИнструменты.ру» 186,5 тыс. кв. м в новом проекте «PNK Парк Домодедово», а также строительство в аренду двух объектов под фулфилмент-центр и сортировочный центр для компании Ozon в складском комплексе «Ориентир Запад» общей площадью 154 тыс. кв. м.
 
 
Прошедший год подтвердил высокий интерес со стороны арендаторов и покупателей к схеме built-to-suit, на которую пришлось более половины всех сделок (51%). Это объясняется как низким текущим объемом вакантных площадей, так и невысоким объемом спекулятивных проектов, которые остались незанятыми на этапе строительства. Так, по итогам 2020 года 87% новых складов оказались законтрактованными к моменту ввода, а из заявленных на 2021 год проектов 74% уже арендованы или строятся под конечного пользователя, при этом итоговое значение окажется еще выше. Объем ввода складских площадей, несмотря на переносы сроков, вызванные пандемией, оказался в соответствии с прогнозом и составил 833 тыс. кв. м.

 
 
Высокий спрос привел к уменьшению доли свободных площадей, которая за год снизилась на 0,5 п.п. и достигла 2,8%. В 2021 году продолжится сокращение вакантности, и, по прогнозам аналитиков JLL, она составит к концу года 1,7-2,0%.
 
 
Вследствие большого объема законтрактованных проектов, растущего спроса и низкого уровня свободных площадей средняя ставка аренды в Московском регионе по итогам 2020 года выросла до 3,9 тыс. руб. за кв. м в год (без учета НДС и операционных расходов), а максимальная базовая ставка аренды – до 4,2 тыс. руб. за кв. м в год (без учета НДС и операционных расходов).

 
«Ставки, безусловно, различаются в зависимости от направления. Разница порой достигает 800 руб./кв. м/год. Наиболее высокие запрашиваемые ставки аренды наблюдаются на западных направлениях. Самые низкие ставки на восточном и юго-восточном направлении. В 2021 году мы ожидаем рост средних ставок аренды на 5%», – комментирует Евгений Бумагин, руководитель отдела складской и индустриальной недвижимости компании JLL.


иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Фадеев Владислав

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

IBC Real Estate

Бумагин Евгений

Материалы по теме

Источник: РИА Недвижимость
Исследования рынка

Спрос на склады побил рекорд 2018 года

Компания CBRE подвела итоги 2020 года на рынке складской недвижимости Москвы. Аналитики отмечают рекордный спрос на уровне 1,9 млн кв. м, снижение вакансии до 2,9%, но при этом очень медленное увеличение средней ставки аренды — на 1,5% к предыдущему году.

27.01
Источник: РИА Недвижимость
Экспертный анализ

Ввод складов в Петербурге стал рекордным за десять лет

В 2020 году объем ввода складских площадей в Северной столице составил порядка 341 тыс. кв. м, из них 57% по схеме BTS/BTR. Спрос сократился относительно рекордного 2019 года на 30% и составил 242,6 тыс. кв. м. Об итогах рынка складской недвижимости Петербурга рассказывают аналитики Colliers International.

22.01
Точка зрения

Андрей Постников: сказка про Золушку — уже не о складах

На российском рынке склады принято сравнивать с падчерицей, на долю которой приходятся только самая сложная работа и нахождение в тени, тогда как все инвестиции достаются ее сводным сестрам — офисной и торговой недвижимости. Поэтому и нынешняя ситуация, в которой складская недвижимость демонстрирует уверенный рост и оказывается на вершине рынка инвестиций, подсознательно воспринимается, как «бал Золушки», по окончании которого все вернется к привычному положению вещей. О том, почему 31 декабря 2020 года с боем курантов карета не превратится в тыкву, рассказывает Андрей Постников, генеральный директор Ориентир.

28.12

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre