Согласно исследованию JLL, 66% работников ожидает возможность работать удаленно после кризиса, 50% хотят работать как в офисе, так и удаленно, а 26% предпочитают работать из дома. Результаты опроса показали, что объем работы, выполняемой вне офиса, должен увеличиться вдвое: с 1,2 дней в неделю до пандемии до 2,4 дней после. Большая часть работы вне офиса будет выполняться из дома: 72% работников хотят продолжать работать дома, в среднем 2 дня в неделю. Удаленная работа будет осуществляться и в других местах, например, в коворкингах: такая практика будет набирать популярность (с 30% до кризиса до 40% после).
Наряду с усиливающимся интересом к новым методам работы сотрудники выражают новые ожидания в отношении поддержки, которую они желают получать от своего работодателя. Они хотят, чтобы компании обеспечивали возможность работы на дому не только за счет предоставления нужных технологических платформ, но и за счет новой кадровой политики (контракты на удаленную работу, пособия, обучение и т.д.).
Как показал опрос JLL, 47% респондентов ожидают, что работодатели обеспечат их технологические потребности: подходящие инструменты для дистанционной работы, 36% рассчитывают на пособие, которое они смогут использовать для создания надлежащей рабочей среды, 33% на оплату счетов за электричество и интернет, 25% на организацию эргономичного рабочего места на дому, 20% на доступ к пакету онлайн-услуг (онлайн-фитнес, доставка еды, дистанционные медицинские консультации и т.д.), 13% на приобретение дополнительной площади для организации выделенного офисного пространства на дому. 25% респондентов ничего из перечисленного от работодателя не ждут.
Впрочем, 74% сотрудников все-таки хотят иметь возможность приходить в офис. Причем 24% хотят работать исключительно в офисе, а 50% придерживаются гибридного варианта. По их мнению, причин такого выбора несколько. Более половины из опрошенных сотрудников считает, что только офис является предпочтительным местом для работы и обучения, 60% для социализации, 69% для решения рабочих процессов, 70% для совместной работы, 70% для работы в командах.
А вот для концентрации и переключения офис мало приспособлен. Говоря о требованиях к офису, почти 50% респондентов хотели бы работать в помещениях, способствующих социализации и взаимодействию с коллегами, а также в помещениях, из которых можно выйти на открытый воздух (или «зеленые зоны»). Почти 60% хотят иметь более широкий выбор рабочего пространства в офисе, а 43% хотели бы иметь возможность время от времени работать из коворкинга. Сами работники перечислили пространства, которые могли бы существенно улучшить опыт офисной работы. Примерно 50% уверены, что проблему социализации могут решить кофе-поинты, комнаты отдыха, террасы, 44% полагают, что в создании мест для сосредоточенной работы помогли бы изолированные рабочие места, переговорные и т.д., 44% назвали зимние сады, оранжереи местами, где можно ощутить связь с природой и т.д.
Аналитики JLL отмечают, что кризис выявил необходимость в глубоком переосмыслении конфигураций офисного пространства и в переходе на модель «пространство как услуга». Это приведет к росту популярности решений, которые не были распространены до пандемии COVID-19. Примером может служить система hot desks (т. е. незакрепленных рабочих мест). Для того, чтобы оправдать новые ожидания работников, работодатели должны будут ускорить переход от предоставления помещений для поддержки индивидуальной работы к предложению различных вариантов пространства, предназначенных для удовлетворения коллективных потребностей.
Наряду с усиливающимся интересом к новым методам работы сотрудники выражают новые ожидания в отношении поддержки, которую они желают получать от своего работодателя. Они хотят, чтобы компании обеспечивали возможность работы на дому не только за счет предоставления нужных технологических платформ, но и за счет новой кадровой политики (контракты на удаленную работу, пособия, обучение и т.д.).
Как показал опрос JLL, 47% респондентов ожидают, что работодатели обеспечат их технологические потребности: подходящие инструменты для дистанционной работы, 36% рассчитывают на пособие, которое они смогут использовать для создания надлежащей рабочей среды, 33% на оплату счетов за электричество и интернет, 25% на организацию эргономичного рабочего места на дому, 20% на доступ к пакету онлайн-услуг (онлайн-фитнес, доставка еды, дистанционные медицинские консультации и т.д.), 13% на приобретение дополнительной площади для организации выделенного офисного пространства на дому. 25% респондентов ничего из перечисленного от работодателя не ждут.
Впрочем, 74% сотрудников все-таки хотят иметь возможность приходить в офис. Причем 24% хотят работать исключительно в офисе, а 50% придерживаются гибридного варианта. По их мнению, причин такого выбора несколько. Более половины из опрошенных сотрудников считает, что только офис является предпочтительным местом для работы и обучения, 60% для социализации, 69% для решения рабочих процессов, 70% для совместной работы, 70% для работы в командах.
А вот для концентрации и переключения офис мало приспособлен. Говоря о требованиях к офису, почти 50% респондентов хотели бы работать в помещениях, способствующих социализации и взаимодействию с коллегами, а также в помещениях, из которых можно выйти на открытый воздух (или «зеленые зоны»). Почти 60% хотят иметь более широкий выбор рабочего пространства в офисе, а 43% хотели бы иметь возможность время от времени работать из коворкинга. Сами работники перечислили пространства, которые могли бы существенно улучшить опыт офисной работы. Примерно 50% уверены, что проблему социализации могут решить кофе-поинты, комнаты отдыха, террасы, 44% полагают, что в создании мест для сосредоточенной работы помогли бы изолированные рабочие места, переговорные и т.д., 44% назвали зимние сады, оранжереи местами, где можно ощутить связь с природой и т.д.
Аналитики JLL отмечают, что кризис выявил необходимость в глубоком переосмыслении конфигураций офисного пространства и в переходе на модель «пространство как услуга». Это приведет к росту популярности решений, которые не были распространены до пандемии COVID-19. Примером может служить система hot desks (т. е. незакрепленных рабочих мест). Для того, чтобы оправдать новые ожидания работников, работодатели должны будут ускорить переход от предоставления помещений для поддержки индивидуальной работы к предложению различных вариантов пространства, предназначенных для удовлетворения коллективных потребностей.