5 самых известных стальных зданий Москвы

Доля стального строительства в России остается низкой – порядка 15%. Долгие годы власти СССР экономили металл для массового возведения зданий, но тем не менее полностью традиция строительства из металлокаркаса не была утеряна, а самые яркие здания и проекты построек в Москве создавались на основе этой технологии. О них рассказывают эксперты компании «Ферро-Строй».
7153
Изображение взято из источника: infografics.ru
Сталинские высотки (1948-1953)

Самые известные и масштабные из существующих стальных зданий в Москве – знаменитые «сталинские» высотки, строительство которых началось в 1947 г. к 800-летию Москвы. Хотя опыт возведения стальных зданий в СССР к тому моменту уже был, в 1948 г. ЦНИПС и Проектстальконструкцией впервые были разработаны технические условия проектирования стальных каркасов для высоток.

Технология стального каркасного строительства лишь отчасти была заимствована в США, где уже с 1880-х гг. возводились такие здания. Так, если в США конструкции скреплялись клепками, элементы металлоконструкций в Москве скреплялись сваркой. Это уменьшило трудозатраты, так как внедрение каждой клепки требовало усилий четырех рабочих, а сварка элементов – одного.

Вместе с тем сталинские высотки оказались весьма материалоемкими. В частности, конструкция высотки МГУ состоит из крестовых и рамных элементов, сочетание которых дает зданию дополнительную устойчивость благодаря простоте устройства узлов примыкания балок, но на такую конструкцию ушло много металла – в среднем 29,5 кг на 1 кубометр. Всего для возведения самого большого сталинского небоскреба было потрачено более 40 тыс. тонн стали.

В высотке на Котельнической набережной применялась уже другая технология – вместо рамных узлов использовали вертикальные стенки жесткости, что облегчило каркас здания. В среднем на 1 кубометр пришлось 15,9 кг металла.

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе (1930-е гг.)

Металлоконструкции использовались не только при строительстве монументальных зданий. В советские годы в Москве пытались возводить из стали и жилые комплексы, причем нестандартные даже по тем временам.

Так, в 1929 г. по заказу Московского бюро пролетарского студенчества было разработано техзадание на строительство дома-коммуны. Экспериментальное студенческое общежитие было спроектировано архитектором Иваном Николаевым в 1930 г. «Дом – машина для жилья» был похож на конвейер, в котором житель двигался от этапа к этапу повседневного быта. День начинался в двухместной спальной кабине, затем обитатель направлялся в санитарный корпус к душевым, оттуда – в помещения для зарядки и раздевали, затем в столовую, а следом – в институт или другие образовательные помещения. Идея была в том, чтобы максимально механизировать бытовую часть жизни, освобождая больше времени для учебы и идейно-нравственного воспитания.



В связи со своим специфическим функционалом дом-коммуна напоминал административный или производственный корпус завода. Чтобы реализовать идею, архитектору пришлось спроектировать очень протяженные корпуса. Для этого в основу здания был положен металлический каркас, который к тому же позволил реализовать типичные для того времени конструктивистские архитектурные элементы – горизонтальные «ленточные» окна, козырьки, плоскую кровлю.

Примечательно, что в тот период расход металла был крайне ограниченным – только ключевые стройки СССР получали стальные конструкции, в основном - новые фабрики, заводы, мосты. Однако в силу значимости социального эксперимента для Дома-коммуны Николаева было сделано исключение. В силу неопытности молодого архитектора (Николаеву было всего 27 лет) было запроектировано так много металла, что здание в итоге получило двойной запас прочности.

В 2016 г. Дом-коммуна на Орджоникидзе был реконструирован с сохранением исторического облика и функционала. По-прежнему здесь находится общежитие и общественные пространства.
 
Дом Музыки (2000-е гг.)

В новой истории зданий из металлоконструкций в Москве стало больше, но по-прежнему из стали предпочитают строить нежилые объекты. Одним из самых ярких проектов начала 2000-х стал Московский Дом музыки. Строительство театрального комплекса площадью 42 тыс. кв.м. и высотой 46 м началось в сентябре 2000 г. Всего в здании 10 этажей и два подземных уровня.



Примечателен экстерьер Дома музыки: стеклянную оболочку здания опутывают металлические конструкции и панели. Козырек купола опирается на колонны с листообразными капителями, выполненными из стали и меди. Дом Музыки – одно из первых зданий в Москве в стиле хайтек, причем для достижения характерного эффекта были использованы декоративные металлоконструкции. Сочетание стекла и «нержавейки» делает облик здания легким, напоминающим космический корабль. Для нейтрализации вибрационного шума от автотранспорта концертные залы отделены от подземной части комплекса специальными резинометаллическими виброизоляторами.

Венчает здание эмблема-флюгер – скрипичный ключ, который также выполнен из металла и облицован сусальным золотом.

Башня «Евразия» (2000-2010-е гг.)

Всем известно, что башни «Москва-Сити» – самые высокие в Европе. Примечательно, что в этом же комплексе находится самое высокое в Европе здание на металлическом каркасе. Речь идет о 75-этажной башне «Евразия», достигающей в высоту 309 м.



Ядро башни из металлокаркаса возводилось без использования крана опережением планового строительства перекрытий на три этажа. Ядро небоскреба опоясывают металлоконструкции, образующие основное пространство этажей и фасад. Всего для возведения небоскреба понадобились 2,3 тыс. колонн и 9 тыс. балок.

Здание опирается на фундамент толщиной 3 м, сваи диаметром до 1,2 м и длиной 18 м, причем самая толстая листовая сталь для основания колонны достигала в ширину 40 см. Профили и пластины для «подушки» здания доставлялись к месту строительства по реке. Всего для строительства «Евразии» было использовано 29 тыс. тонн металлоконструкций, а общая площадь металлического настила составила 170 тыс. кв. м.

Дворец Советов (1930-1940-е гг.)

Предтечей проектов сталинских высоток был Дворец съездов советов, который советское руководство задумало еще до Великой Отечественной войны. Это крупнейший проект металлического здания за всю историю Москвы. Однако в 1922 г. на I Съезде советов от него отказались – был экономически тяжелый период, и вернулись к идее только в начале 1930-х. На объявленный конкурс архитекторы со всего мира прислали 160 эскизных работ, однако в конечном итоге был выбран проект архитектора Бориса Иофана. В центре Москвы было решено построить высотное здание, по форме напоминающее древневавилонский зиккурат, а на вершине водрузить статую Владимира Ленина высотой 50-75 м. Дворец Советов должен был достичь 409 м и превзойти по высоте Эйфелеву башню в Париже и Эмпайр-Стейт-Билдинг в Нью-Йорке.



Масштабы здания – площадь застройки 110 тыс. кв. м и масса конструкции в 500 тыс. тонн – с самого начала предопределили выбор металлоконструкций для строительства надземной части. Сложность была в том, что в центре здания предусматривался огромный зал съездов диаметром 130 м и высотой 101 м. Соответственно нависавшая над ним конструкция должна была быть максимально легкой и прочной.

Всего на строительство дворца собирались потратить 228 тыс. тонн стали, причем 100 тыс. тонн из них – специальная марка стали, разработанная Институтом металлов в Ленинграде, которая получила название «СДС» («Сталь Дворца Советов»). Она была прочнее, но дороже обычной строительной стали.

Начавшаяся Великая отечественная война похоронила план строительства Дворца Советов. Привезенная на стройплощадку сталь была впоследствии переплавлена для восстановления мостов и других инженерных объектов в СССР, а огромный котлован переоборудован в бассейн.
«Металлическое строительство будет активнее внедряться в практику российского девелопмента, – считает Григорий Ваулин, генеральный директор ГК «Ферро-Строй». – В условиях мировой рецессии намечается перепроизводство стали, которое даст толчок для развития внутреннего российского рынка строительства из металла. Высокая скорость строительства и гибкость архитектурных и инженерных решений позволяет снизить себестоимость возведения здания практически любого типа по сравнению с монолитными и кирпичными домами. Опыт строительства грандиозных и сложных объектов из металла в этом поможет».


иГРОКИ РЫНКА

Ферро-Строй

Ваулин Григорий

Строительство

Ферро-Строй

Материалы по теме

Источник: мойбизнес.рф
Рейтинг

C&W нашла Топ-20 перспективных для отелей городов РФ

Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург и Владивосток возглавили Топ-20 городов, к которым ведущие гостиничные операторы проявляют наибольший интерес. Такие результаты аналитики Cushman & Wakefield получили по итогам опроса крупнейших международных и российских гостиничных операторов, активно развивающихся в России или планирующих выход на отечественный рынок. Города из первой пятерки рейтинга получили средние баллы в диапазоне от 8,1 до максимальных 10.
29.01
Рейтинг

Топ-5 трендов складской весны 2020 года

Сегодня, в последний рабочий день этой непростой весны, в преддверии выхода журнала «CRE Склады и Логистика», мы подводим своеобразные итоги и предлагаем вам рейтинг основных трендов рынка в этот период. Рейтинг составлялся на основе мнений экспертов, предоставивших свои комментарии к некоторым материалам номера.

29.05
Источник: РБК Недвижимость
Рейтинг

Топ-10 самых дорогих офисов мира

Москва стала вторым городом Европы по стоимости аренды бизнес-центров.
06.02

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (11-17 ноября)

Новости офисной недвижимости, как по части сделок, так и по части новых проектов и архитектурных концепций, открытия в новосибирской «Ауре», назначение в Kalinka и новый проект в формате light industrial.
17.11
Источник: Самолет
Назначения

Анна Акиньшина - новый гендиректор «Самолета»

Ранее Анна занимала должность финансового директора группы. 
18.11
Источник: ГК «Кортрос»
Проект

«Кортрос» дал старт Tate

В основание башен Tate в районе Марьиной рощи залили первый куб бетона.

 
18.11
Источник: domclick.ru
Аукцион

Москва предлагает бизнес в ЮЗАО

Предприниматели могут приобрести коммерческое помещение в Ломоносовском районе.
 
18.11
Источник: Profit Management
Открытие

В «Мёбельбурге» открыли лекторий и коворкинг

Управляет объектом компания Profit Management.
18.11
Источник: Пресс-служба MR Group
Открытие

MR Group открыла офис продаж Jois

Состоялось открытие офиса продаж премиального проекта Jois от MR Group.
 
15.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre