Без пяти минут технологичный: как пандемия изменила PropTech?

Пандемия встряхнула рынок технологических стартапов и задала новые тренды. Кто выживет в новой реальности и как изменится расстановка сил, рассказал Роман Блонов, директор по развитию PropTech «Миран».

2529
Изображение взято из источника: «Миран»

До пандемии PropTech показывал взрывной рост – на 25-30% ежегодно. Потом начался коронавирус, и все замерли в ожидании. Одни сказали, что движение рынка приостановится, другие – что кризис даст мощный толчок к развитию технологических стартапов.
 
Конечно, правы были вторые. Притом, успех пришел с оговоркой – в «плюсе» оказались проекты, ориентированные на индивидуализм и персонализацию. Особенно это стало заметно во время самоизоляции: люди хотели как можно меньше контактировать друг с другом, поэтому на первый план вышли стартапы по замеру температуры, заселению в отель без участия (или с минимальным) ресепшена, self-киоски и другие похожие проекты.
 
Венчурные инвесторы ожидаемо увеличили объемы финансирования стартапов во всем мире. В попытках сохранить свои деньги и вложить их во что-то перспективное, бизнес инвестировал в «новичков proptech».
 
Например, платформа HappyCO в мае прошлого года привлекла 1 млн долларов (в раунде А). В итоге оценка стоимости компании выросла в 3,5 раза – с 69 до 244 млн долларов, а общая сумма привлеченных инвестиций составила 15 млн долларов. Другой пример – платформы Halos Insurance (в марте 2020-го привлекла в seed-раунде 1,7 млн долларов), Breezeway (в апреле привлекла дополнительно 4 млн долларов) и Mynd (в июне привлекла 42 млн долларов), которые также начали масштабирование во время пандемии. Все эти компании предлагают «умные» решения для управления объектами недвижимости.
 
Инновации в торговле
 
В прошлом году удачными инновационными решениями могли похвастаться многие сегменты. Один из таких примеров – торговые центры. Когда собственники поняли, что в офлайн-формате их бизнес не выживет, то массово перешли в онлайн. Электронная коммерция, онлайн-витрины, – все это начало расти бешеными темпами. В какой-то момент даже появились стартапы с виртуальной копией ТЦ, чтобы люди могли путешествовать по магазинам, не выходя из дома.
 
Успехом также пользовались проекты по автоматическому замеру температуры, системы контроля и управления доступом, а также платформы для бронирования рабочих мест – многие компании перевели сотрудников на удаленный режим работы, соответственно, планировать посещение офиса нужно было заранее. Кроме того, некоторые объекты поменяли планировку по принципу коворкинг-style.
 
Квартиры пошли в онлайн
 
Застройщики и «акулы» рынка недвижимости тоже не остались в стороне и сделали ставку на программы с элементами виртуальной реальности. Клиенты не могли приезжать на объекты и лично узнавать всю информацию – в итоге появились виртуальные копии домов, квартир, объектов под сдачу. Потенциальные арендаторы или покупатели могли дистанционно «прогуляться» по объекту, а в некоторых стартапах эту прогулку сопровождал аватар брокера, что безусловно, усиливало эффект присутствия.
 
Самые находчивые компании добавили также добавили возможность сразу выбрать ремонт или меблировку комнаты, а не смотреть на голые серые стены. Это стало неоспоримым преимуществом цифровых проектов перед традиционными визитами.
 
Уверенный рост показали и сервисы онлайн-сделок с недвижимостью, которые заметно упростили взаимоотношения покупателя и продавца, ускорили традиционные бумажные процессы и позволили покупать квартиры даже в условиях массовой изоляции.
 
Галопом по интернету
 
Одной из самых пострадавших от коронавируса отраслей оказалась event-сфера, что, безусловно, стало причиной повышенного интереса со стороны не только стартапов, но и самих инвесторов. Выставки, которые раньше проводились только в офлайн-формате, «визуализировались» во время пандемии: посмотреть все стенды можно было на digital-копии в интернете, доступ к подробной информации о спикерах открывался с помощью клика, перемещаться из одного виртуального зала в другой можно было за считанные секунды – не надо было долго ходить и искать место, где проводится дискуссия.
 
Новый формат вызвал огромный интерес со стороны участников и организаторов таких мероприятий. Сейчас можно сказать, что проведение выставок в онлайн формате – очередной значимый тренд. Раньше организация подобных мероприятий всегда проходила очень долго и затратно, но использование таких виртуальных сервисов позволило привлечь дополнительную аудиторию и неплохо сэкономить.
 
По сути, кроме нетворкинга, личное присутствие на таких событиях вовсе не обязательно – если выставка крупная, участник все равно не успевает обойти все интересующие стенды, при этом еще послушать доклады и пообщаться с представителями других компаний. В виртуальном пространстве можно быстро посмотреть все компании, организовать встречи, «накликать» основные секции и погрузиться в различные дискуссии. При этом не надо будет тратить деньги и время на перелет, проживание (если выставка проходит в другом городе) и т.п..
 
Во время пандемии практически все бизнесы осознали, что если они не будут переходить в цифру и у них не будет виртуальной витрины – будь то сетевые магазины, склады или небольшие шоурумы, то при следующем локдауне они просто не выживут. Кризис подал новые сигналы, напомнил о том, что всем уже давно пора диджитализироваться, трансформироваться и переходить на новые форматы. Даже «консерваторы» осознали, что век аналоговых бизнес-процессов заканчивается, – нужно «бежать» в цифру.
 
Так что, очевидно, что в ближайшем будущем мы продолжим наблюдать рост рынка PropTech и других технологий. Однако на полное осознание последствий пандемии нам потребуется не меньше двух-трех лет.



Материалы по теме

KnowHow

Proptech: развитие в мире и в России

В условиях ограничений и самоизоляции proptech может получить дополнительный импульс к развитию. О том, как технологии в коммерческой недвижимости развиваются в мире и в России, проанализировали эксперты компании IPG.Estate.
14.04
Экспертный анализ

Как PropTech меняет рынок коммерческой недвижимости

От общего объема инвестиций в технологии в сфере недвижимости 35% приходится на систему «умное здание», по 21% - на планировку и использование помещений и финансы и инвестиции, 14% - на архитектуру, проектирование и строительство, а 9% - на технологии для клиентов и брокеров.
13.12
Экспертный анализ

Только адаптированные PropTech-решения приживутся в малых ТЦ

Разработчики технологий для сферы недвижимости должны учитывать величину и формат девелоперского бизнеса и предлагать решения в соответствии с финансовыми возможностями и задачами компании, сказала Ольга Летютина, генеральный директор управляющей компании «Столица Менеджмент», в рамках «Русского завтрака» в Каннах, посвященного эффективным путям внедрения передовых технологий в торговых центрах.
26.11

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre