Без пяти минут технологичный: как пандемия изменила PropTech?

Пандемия встряхнула рынок технологических стартапов и задала новые тренды. Кто выживет в новой реальности и как изменится расстановка сил, рассказал Роман Блонов, директор по развитию PropTech «Миран».

1558

До пандемии PropTech показывал взрывной рост – на 25-30% ежегодно. Потом начался коронавирус, и все замерли в ожидании. Одни сказали, что движение рынка приостановится, другие – что кризис даст мощный толчок к развитию технологических стартапов.
 
Конечно, правы были вторые. Притом, успех пришел с оговоркой – в «плюсе» оказались проекты, ориентированные на индивидуализм и персонализацию. Особенно это стало заметно во время самоизоляции: люди хотели как можно меньше контактировать друг с другом, поэтому на первый план вышли стартапы по замеру температуры, заселению в отель без участия (или с минимальным) ресепшена, self-киоски и другие похожие проекты.
 
Венчурные инвесторы ожидаемо увеличили объемы финансирования стартапов во всем мире. В попытках сохранить свои деньги и вложить их во что-то перспективное, бизнес инвестировал в «новичков proptech».
 
Например, платформа HappyCO в мае прошлого года привлекла 1 млн долларов (в раунде А). В итоге оценка стоимости компании выросла в 3,5 раза – с 69 до 244 млн долларов, а общая сумма привлеченных инвестиций составила 15 млн долларов. Другой пример – платформы Halos Insurance (в марте 2020-го привлекла в seed-раунде 1,7 млн долларов), Breezeway (в апреле привлекла дополнительно 4 млн долларов) и Mynd (в июне привлекла 42 млн долларов), которые также начали масштабирование во время пандемии. Все эти компании предлагают «умные» решения для управления объектами недвижимости.
 
Инновации в торговле
 
В прошлом году удачными инновационными решениями могли похвастаться многие сегменты. Один из таких примеров – торговые центры. Когда собственники поняли, что в офлайн-формате их бизнес не выживет, то массово перешли в онлайн. Электронная коммерция, онлайн-витрины, – все это начало расти бешеными темпами. В какой-то момент даже появились стартапы с виртуальной копией ТЦ, чтобы люди могли путешествовать по магазинам, не выходя из дома.
 
Успехом также пользовались проекты по автоматическому замеру температуры, системы контроля и управления доступом, а также платформы для бронирования рабочих мест – многие компании перевели сотрудников на удаленный режим работы, соответственно, планировать посещение офиса нужно было заранее. Кроме того, некоторые объекты поменяли планировку по принципу коворкинг-style.
 
Квартиры пошли в онлайн
 
Застройщики и «акулы» рынка недвижимости тоже не остались в стороне и сделали ставку на программы с элементами виртуальной реальности. Клиенты не могли приезжать на объекты и лично узнавать всю информацию – в итоге появились виртуальные копии домов, квартир, объектов под сдачу. Потенциальные арендаторы или покупатели могли дистанционно «прогуляться» по объекту, а в некоторых стартапах эту прогулку сопровождал аватар брокера, что безусловно, усиливало эффект присутствия.
 
Самые находчивые компании добавили также добавили возможность сразу выбрать ремонт или меблировку комнаты, а не смотреть на голые серые стены. Это стало неоспоримым преимуществом цифровых проектов перед традиционными визитами.
 
Уверенный рост показали и сервисы онлайн-сделок с недвижимостью, которые заметно упростили взаимоотношения покупателя и продавца, ускорили традиционные бумажные процессы и позволили покупать квартиры даже в условиях массовой изоляции.
 
Галопом по интернету
 
Одной из самых пострадавших от коронавируса отраслей оказалась event-сфера, что, безусловно, стало причиной повышенного интереса со стороны не только стартапов, но и самих инвесторов. Выставки, которые раньше проводились только в офлайн-формате, «визуализировались» во время пандемии: посмотреть все стенды можно было на digital-копии в интернете, доступ к подробной информации о спикерах открывался с помощью клика, перемещаться из одного виртуального зала в другой можно было за считанные секунды – не надо было долго ходить и искать место, где проводится дискуссия.
 
Новый формат вызвал огромный интерес со стороны участников и организаторов таких мероприятий. Сейчас можно сказать, что проведение выставок в онлайн формате – очередной значимый тренд. Раньше организация подобных мероприятий всегда проходила очень долго и затратно, но использование таких виртуальных сервисов позволило привлечь дополнительную аудиторию и неплохо сэкономить.
 
По сути, кроме нетворкинга, личное присутствие на таких событиях вовсе не обязательно – если выставка крупная, участник все равно не успевает обойти все интересующие стенды, при этом еще послушать доклады и пообщаться с представителями других компаний. В виртуальном пространстве можно быстро посмотреть все компании, организовать встречи, «накликать» основные секции и погрузиться в различные дискуссии. При этом не надо будет тратить деньги и время на перелет, проживание (если выставка проходит в другом городе) и т.п..
 
Во время пандемии практически все бизнесы осознали, что если они не будут переходить в цифру и у них не будет виртуальной витрины – будь то сетевые магазины, склады или небольшие шоурумы, то при следующем локдауне они просто не выживут. Кризис подал новые сигналы, напомнил о том, что всем уже давно пора диджитализироваться, трансформироваться и переходить на новые форматы. Даже «консерваторы» осознали, что век аналоговых бизнес-процессов заканчивается, – нужно «бежать» в цифру.
 
Так что, очевидно, что в ближайшем будущем мы продолжим наблюдать рост рынка PropTech и других технологий. Однако на полное осознание последствий пандемии нам потребуется не меньше двух-трех лет.



Материалы по теме

KnowHow

Proptech: развитие в мире и в России

В условиях ограничений и самоизоляции proptech может получить дополнительный импульс к развитию. О том, как технологии в коммерческой недвижимости развиваются в мире и в России, проанализировали эксперты компании IPG.Estate.
14.04
Экспертный анализ

Как PropTech меняет рынок коммерческой недвижимости

От общего объема инвестиций в технологии в сфере недвижимости 35% приходится на систему «умное здание», по 21% - на планировку и использование помещений и финансы и инвестиции, 14% - на архитектуру, проектирование и строительство, а 9% - на технологии для клиентов и брокеров.
13.12
Экспертный анализ

Только адаптированные PropTech-решения приживутся в малых ТЦ

Разработчики технологий для сферы недвижимости должны учитывать величину и формат девелоперского бизнеса и предлагать решения в соответствии с финансовыми возможностями и задачами компании, сказала Ольга Летютина, генеральный директор управляющей компании «Столица Менеджмент», в рамках «Русского завтрака» в Каннах, посвященного эффективным путям внедрения передовых технологий в торговых центрах.
26.11

журнал CRE 18 (396)

Октябрь 2
Вышел из печати второй октябрьский CRE №18 (396). Журнал выпущен при поддержке: Алютех https://alutech-group.com/   Raven Russia www.rrpa.ru   Группа компаний «Пионер» pioneer.ru   Knight Frank www.kf.expert   Apleona Group https://ru-hsg.apleona.com/   ФМ Сервис https://fmservice.ru/   Lynks Property Management www.lynkspm.com В НОМЕРЕ: Репортаж CRE FEDERAL AWARDS 2021: БЕЗ ПРОИГРАВШИХ! Регионы выходят из тени столицы! Именно эти слова рефреном звучали на прот...

Популярное

Открытие

В ТЦ «Сокольники» откроется «Телеграф»

Универмаг «Телеграф» на втором этаже торгового центра и занял 1 000 кв. м. 
15.10
Назначения

В SOK новый директор по маркетингу

Новым директором по маркетингу SOK стала Екатерина Белова. 
18.10
Назначения

Ольга Антонова теперь в Cushman & Wakefield

Ольга возглавила департамент торговой недвижимости консалтинговой компании.

18.10
Проект

Radius Group расширяет «Южные Врата»

Radius Group приступил к строительству нового склада в индустриальном парке «Южные Врата». Площадь объекта составит более 30 000 кв. м.
19.10
Сделка

Кинотеатры ADG Group станут спортивнее

Фитнес-клубы DDX появятся в 5 районных центрах «Место встречи»: «Место встречи София», «Место встречи Ангара», «Место встречи Будапешт», «Место встречи Байконур» и «Место встречи Экран».
19.10
Проект

Sminex построит БЦ на Савеловской

Общая площадь девятиэтажного здания составит 12 тыс. кв. м.

18.10
Назначения

В HEINEKEN Россия новый директор по продажам

С 15 октября директором по продажам HEINEKEN Россия назначен Георгиос Полименакос.
15.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre