Без пяти минут технологичный: как пандемия изменила PropTech?

Пандемия встряхнула рынок технологических стартапов и задала новые тренды. Кто выживет в новой реальности и как изменится расстановка сил, рассказал Роман Блонов, директор по развитию PropTech «Миран».

2447
Изображение взято из источника: «Миран»

До пандемии PropTech показывал взрывной рост – на 25-30% ежегодно. Потом начался коронавирус, и все замерли в ожидании. Одни сказали, что движение рынка приостановится, другие – что кризис даст мощный толчок к развитию технологических стартапов.
 
Конечно, правы были вторые. Притом, успех пришел с оговоркой – в «плюсе» оказались проекты, ориентированные на индивидуализм и персонализацию. Особенно это стало заметно во время самоизоляции: люди хотели как можно меньше контактировать друг с другом, поэтому на первый план вышли стартапы по замеру температуры, заселению в отель без участия (или с минимальным) ресепшена, self-киоски и другие похожие проекты.
 
Венчурные инвесторы ожидаемо увеличили объемы финансирования стартапов во всем мире. В попытках сохранить свои деньги и вложить их во что-то перспективное, бизнес инвестировал в «новичков proptech».
 
Например, платформа HappyCO в мае прошлого года привлекла 1 млн долларов (в раунде А). В итоге оценка стоимости компании выросла в 3,5 раза – с 69 до 244 млн долларов, а общая сумма привлеченных инвестиций составила 15 млн долларов. Другой пример – платформы Halos Insurance (в марте 2020-го привлекла в seed-раунде 1,7 млн долларов), Breezeway (в апреле привлекла дополнительно 4 млн долларов) и Mynd (в июне привлекла 42 млн долларов), которые также начали масштабирование во время пандемии. Все эти компании предлагают «умные» решения для управления объектами недвижимости.
 
Инновации в торговле
 
В прошлом году удачными инновационными решениями могли похвастаться многие сегменты. Один из таких примеров – торговые центры. Когда собственники поняли, что в офлайн-формате их бизнес не выживет, то массово перешли в онлайн. Электронная коммерция, онлайн-витрины, – все это начало расти бешеными темпами. В какой-то момент даже появились стартапы с виртуальной копией ТЦ, чтобы люди могли путешествовать по магазинам, не выходя из дома.
 
Успехом также пользовались проекты по автоматическому замеру температуры, системы контроля и управления доступом, а также платформы для бронирования рабочих мест – многие компании перевели сотрудников на удаленный режим работы, соответственно, планировать посещение офиса нужно было заранее. Кроме того, некоторые объекты поменяли планировку по принципу коворкинг-style.
 
Квартиры пошли в онлайн
 
Застройщики и «акулы» рынка недвижимости тоже не остались в стороне и сделали ставку на программы с элементами виртуальной реальности. Клиенты не могли приезжать на объекты и лично узнавать всю информацию – в итоге появились виртуальные копии домов, квартир, объектов под сдачу. Потенциальные арендаторы или покупатели могли дистанционно «прогуляться» по объекту, а в некоторых стартапах эту прогулку сопровождал аватар брокера, что безусловно, усиливало эффект присутствия.
 
Самые находчивые компании добавили также добавили возможность сразу выбрать ремонт или меблировку комнаты, а не смотреть на голые серые стены. Это стало неоспоримым преимуществом цифровых проектов перед традиционными визитами.
 
Уверенный рост показали и сервисы онлайн-сделок с недвижимостью, которые заметно упростили взаимоотношения покупателя и продавца, ускорили традиционные бумажные процессы и позволили покупать квартиры даже в условиях массовой изоляции.
 
Галопом по интернету
 
Одной из самых пострадавших от коронавируса отраслей оказалась event-сфера, что, безусловно, стало причиной повышенного интереса со стороны не только стартапов, но и самих инвесторов. Выставки, которые раньше проводились только в офлайн-формате, «визуализировались» во время пандемии: посмотреть все стенды можно было на digital-копии в интернете, доступ к подробной информации о спикерах открывался с помощью клика, перемещаться из одного виртуального зала в другой можно было за считанные секунды – не надо было долго ходить и искать место, где проводится дискуссия.
 
Новый формат вызвал огромный интерес со стороны участников и организаторов таких мероприятий. Сейчас можно сказать, что проведение выставок в онлайн формате – очередной значимый тренд. Раньше организация подобных мероприятий всегда проходила очень долго и затратно, но использование таких виртуальных сервисов позволило привлечь дополнительную аудиторию и неплохо сэкономить.
 
По сути, кроме нетворкинга, личное присутствие на таких событиях вовсе не обязательно – если выставка крупная, участник все равно не успевает обойти все интересующие стенды, при этом еще послушать доклады и пообщаться с представителями других компаний. В виртуальном пространстве можно быстро посмотреть все компании, организовать встречи, «накликать» основные секции и погрузиться в различные дискуссии. При этом не надо будет тратить деньги и время на перелет, проживание (если выставка проходит в другом городе) и т.п..
 
Во время пандемии практически все бизнесы осознали, что если они не будут переходить в цифру и у них не будет виртуальной витрины – будь то сетевые магазины, склады или небольшие шоурумы, то при следующем локдауне они просто не выживут. Кризис подал новые сигналы, напомнил о том, что всем уже давно пора диджитализироваться, трансформироваться и переходить на новые форматы. Даже «консерваторы» осознали, что век аналоговых бизнес-процессов заканчивается, – нужно «бежать» в цифру.
 
Так что, очевидно, что в ближайшем будущем мы продолжим наблюдать рост рынка PropTech и других технологий. Однако на полное осознание последствий пандемии нам потребуется не меньше двух-трех лет.



Материалы по теме

KnowHow

Proptech: развитие в мире и в России

В условиях ограничений и самоизоляции proptech может получить дополнительный импульс к развитию. О том, как технологии в коммерческой недвижимости развиваются в мире и в России, проанализировали эксперты компании IPG.Estate.
14.04
Экспертный анализ

Как PropTech меняет рынок коммерческой недвижимости

От общего объема инвестиций в технологии в сфере недвижимости 35% приходится на систему «умное здание», по 21% - на планировку и использование помещений и финансы и инвестиции, 14% - на архитектуру, проектирование и строительство, а 9% - на технологии для клиентов и брокеров.
13.12
Экспертный анализ

Только адаптированные PropTech-решения приживутся в малых ТЦ

Разработчики технологий для сферы недвижимости должны учитывать величину и формат девелоперского бизнеса и предлагать решения в соответствии с финансовыми возможностями и задачами компании, сказала Ольга Летютина, генеральный директор управляющей компании «Столица Менеджмент», в рамках «Русского завтрака» в Каннах, посвященного эффективным путям внедрения передовых технологий в торговых центрах.
26.11

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre