Knight Frank: Арендаторы планируют сократить траты на офисы

Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подготовили отчет (Y)OUR SPACE, в котором провели исследование офисных пространств в постпандемийный период в мире. Согласно результатам опроса 400 международных компаний, 65% респондентов скорректировали свои планы в сторону экономии за счет реструктуризации офисных пространств, треть опрошенных намерена сократить расходы более чем на 10%. Почти половина арендаторов (48%) считает, что пандемия окажет влияние на их стратегию только в среднесрочной перспективе, 27% склоняются к долгосрочной.
4626
Изображение взято из источника: РБК
Цель – экономия за счет реструктуризации офисного пространства. Как меняются расходы арендаторов на недвижимость
 
Результаты опроса демонстрируют интерес респондентов к оптимизации расходов на офисную недвижимость. Так, 65% компаний скорректировали свои планы в сторону снижения затрат (в зависимости от собственных потребностей арендаторы сокращают площадь занимаемых пространств, выбирают офисы в более доступных по стоимости локациях, вводят смешанный формат работы и т. д.). При этом треть опрошенных намерена снизить расходы более чем на 10%. Еще 34% респондентов не планируют менять выбранную стратегию, а 2% – увеличат свои затраты на офисную недвижимость. Важно отметить, что данные изменения являются долгосрочными планами компаний (с учетом выхода на новые рынки, роста бизнеса и его трансформации), и отчасти мотивированы реакцией на коронакризис – 54% компаний подтвердили, что их целевые показатели сокращения расходов увечились в связи с событиями 2020 года.
 
Почти половина респондентов (48%) считает, что пандемия только в среднесрочной перспективе окажет влияние на их стратегию относительно офисной недвижимости, 27% склоняются к долгосрочной. Четверть опрошенных не связывает изменения в своих планах с пандемией.
 

 
Оптимизация офисных пространств
 
В течение ближайших трех лет 77% международных компаний планируют сократить или оставить прежним объем используемых офисных площадей на человека. Офисы становятся более гибкими, пространство адаптируется для совместного использования. Эта тенденция совпадает с ожиданиями респондентов относительно переориентации офиса с «я» на «мы», и 55% опрошенных планируют оптимизировать его, выделив больше площадей именно для командной работы.
 
Мария Зимина, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank: «В Москве многие арендаторы стараются преобразовать занимаемые пространства для комфортного смешанного формата работы. Предыдущий год позволил переосмыслить идею офиса: если ранее он воспринимался просто как рабочее место, то сейчас компании рассматривают его скорее в качестве места для генерирования идей, встреч коллег, брейн-штормов и обсуждения задач. Такое переосмысление формата повлияет в дальнейшем на размер потенциального офиса.  Уже сейчас некоторые компании приняли решение о сокращении площадей за счет повышения качества пространства и рассматривают здания с оптимальным соотношением этих показателей».
 
Михаил Тюнин, заместитель генерального директора Knight Frank St Petersburg: «В Санкт-Петербурге мы также наблюдаем, что количество квадратных метров больше не превалирует над их качеством в запросах арендаторов. Компании готовы снизить метраж в пользу более качественного ремонта, обустроенного и комфортного пространства. Мы выделяем для себя еще три интересных тренда. Во-первых, у арендаторов растет интерес к ранее непопулярным локациям и районам, а также офисам у дома. Очевидно, что ограничения в пандемию послужили катализатором нового тренда. Во-вторых, средний срок договора (3 года) стал более популярен, чем долгосрочная аренда (от 7 лет). В-третьих, сделок стало больше по объему, но меньше по площади».
 
Больше половины компаний (56%) устраивает средний срок договоров аренды. При этом 34% рассчитывают скорректировать его в меньшую сторону, а 10% хотят увеличить.
 
В ближайшие три года может измениться и офисная карта. Так, в центральных деловых районах крупнейших городов мира 20% компаний планируют уменьшить долю занимаемых площадей, 68% оставят ее прежней и только 12% увеличат. В пригородных локациях 14% арендаторов сократят объем площадей и 21% расширит портфель.
 
Мария Зимина дополняет: «На фоне снижения доли вакантных площадей в развитых деловых кластерах Москвы (в центре, ММДЦ “Москва-Сити” и др.) девелоперы обратили внимание на локации, расположенные за ТТК и МКАД. Так, наибольший прирост объема предложения с 2017 по 2020 год произошел в зонах ТТК-МКАД и за пределами МКАД (на 6% и 13% соответственно). Активно развиваются такие деловые кластеры, как Новая Москва, Сколково и Химки».
 
Отношения с арендодателями
 
42% опрошенных стали больше общаться со своими арендодателями во время пандемии, что дало возможность наладить долгосрочные партнерские отношения.
 

 
При работе с арендодателями респонденты посчитали отсутствие гибкости условий (29%) и недостаток инноваций в предложениях продуктов или услуг (21%) наиболее серьезными проблемами, что подчеркивает необходимость инвестиций в профессиональное управление недвижимостью и услуги для арендаторов. 16% компаний полностью устраивает коммуникация с арендодателями.
 

 
С начала пандемии в офисах появились новые меры противовирусной безопасности: сканеры температуры тела, наличие средств индивидуальной защиты (масок и перчаток), а также антисептиков, изменение плотности рассадки персонала, увеличение частоты уборки здания и, конечно же, ограничение пропускной способности для поддержки мер социального дистанцирования. Только 14% опрошенных арендаторов считают, что повышение безопасности на рабочих местах является исключительно их обязанностью.
 
Оставшиеся 86% рассказали о своих ожиданиях от арендодателей. В числе самых частых ответов — повышение частоты и качества уборки (67% респондентов отметили этот пункт), использование бесконтактных систем с целью уменьшения физического контакта (60%) и регулярное техническое обслуживание систем HVAC (отопление, вентиляция и кондиционирование) – 60%.


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Зимина Мария

Консалтинг и брокеридж

NF Group

NF Group

Тюнин Михаил

Материалы по теме

Источник: Ofice Life
Исследования рынка

Colliers: IT понадобились новые офисы

По данным компании, в I квартале 2021 г. спрос на офисы в Москве составил 300 тыс. кв. м, а самыми активными игроками стали компании сектора «IT и телекоммуникации».
28.05
Источник: WeWork
KnowHow

Как X5 Retail Group попробовала и распробовала коворкинг

WeWork рассказал о том, как крупнейший ритейлер России арендовал коворкинг перед началом пандемии и почему не стал отказываться от гибких площадей, несмотря на "удаленку".

29.04
Источник: РБК
Экспертный анализ

Cushman & Wakefield: Ставки аренды в офисах класса А упали на 6%

По данным компании, ставки на А-класс сегодня в среднем составляют 29 854 руб. за 1 кв. м в год. В классе В ставки выросли на 2,3% и составили 17 тыс. руб. за 1 кв. м.
26.04

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: CRE
Аукцион

БЦ Pulkovo Sky готовы отдать за 4 млрд рублей

Торги по продаже бизнес-центра класса А площадью 50 тыс. кв. м пройдут 28 мая в форме голландского аукциона (на понижение). Начальная цена - 5,56 млрд, минимальная - 4,06 млрд рублей.
28.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03
Источник: «А101»
Проект

«А101» начала продавать офисы в третьей очереди «Прокшино»

На рынок выведена следующая очередь бизнес-квартала «Прокшино». 
 
26.03
Источник: CRE
Проект

Hutton получил площадку под Light Industrial

Девелопер планирует построить промышленный технопарк на участке площадью 0,86га в Новокосине.
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre