Knight Frank: Арендаторы планируют сократить траты на офисы

Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подготовили отчет (Y)OUR SPACE, в котором провели исследование офисных пространств в постпандемийный период в мире. Согласно результатам опроса 400 международных компаний, 65% респондентов скорректировали свои планы в сторону экономии за счет реструктуризации офисных пространств, треть опрошенных намерена сократить расходы более чем на 10%. Почти половина арендаторов (48%) считает, что пандемия окажет влияние на их стратегию только в среднесрочной перспективе, 27% склоняются к долгосрочной.
4696
Изображение взято из источника: РБК
Цель – экономия за счет реструктуризации офисного пространства. Как меняются расходы арендаторов на недвижимость
 
Результаты опроса демонстрируют интерес респондентов к оптимизации расходов на офисную недвижимость. Так, 65% компаний скорректировали свои планы в сторону снижения затрат (в зависимости от собственных потребностей арендаторы сокращают площадь занимаемых пространств, выбирают офисы в более доступных по стоимости локациях, вводят смешанный формат работы и т. д.). При этом треть опрошенных намерена снизить расходы более чем на 10%. Еще 34% респондентов не планируют менять выбранную стратегию, а 2% – увеличат свои затраты на офисную недвижимость. Важно отметить, что данные изменения являются долгосрочными планами компаний (с учетом выхода на новые рынки, роста бизнеса и его трансформации), и отчасти мотивированы реакцией на коронакризис – 54% компаний подтвердили, что их целевые показатели сокращения расходов увечились в связи с событиями 2020 года.
 
Почти половина респондентов (48%) считает, что пандемия только в среднесрочной перспективе окажет влияние на их стратегию относительно офисной недвижимости, 27% склоняются к долгосрочной. Четверть опрошенных не связывает изменения в своих планах с пандемией.
 

 
Оптимизация офисных пространств
 
В течение ближайших трех лет 77% международных компаний планируют сократить или оставить прежним объем используемых офисных площадей на человека. Офисы становятся более гибкими, пространство адаптируется для совместного использования. Эта тенденция совпадает с ожиданиями респондентов относительно переориентации офиса с «я» на «мы», и 55% опрошенных планируют оптимизировать его, выделив больше площадей именно для командной работы.
 
Мария Зимина, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank: «В Москве многие арендаторы стараются преобразовать занимаемые пространства для комфортного смешанного формата работы. Предыдущий год позволил переосмыслить идею офиса: если ранее он воспринимался просто как рабочее место, то сейчас компании рассматривают его скорее в качестве места для генерирования идей, встреч коллег, брейн-штормов и обсуждения задач. Такое переосмысление формата повлияет в дальнейшем на размер потенциального офиса.  Уже сейчас некоторые компании приняли решение о сокращении площадей за счет повышения качества пространства и рассматривают здания с оптимальным соотношением этих показателей».
 
Михаил Тюнин, заместитель генерального директора Knight Frank St Petersburg: «В Санкт-Петербурге мы также наблюдаем, что количество квадратных метров больше не превалирует над их качеством в запросах арендаторов. Компании готовы снизить метраж в пользу более качественного ремонта, обустроенного и комфортного пространства. Мы выделяем для себя еще три интересных тренда. Во-первых, у арендаторов растет интерес к ранее непопулярным локациям и районам, а также офисам у дома. Очевидно, что ограничения в пандемию послужили катализатором нового тренда. Во-вторых, средний срок договора (3 года) стал более популярен, чем долгосрочная аренда (от 7 лет). В-третьих, сделок стало больше по объему, но меньше по площади».
 
Больше половины компаний (56%) устраивает средний срок договоров аренды. При этом 34% рассчитывают скорректировать его в меньшую сторону, а 10% хотят увеличить.
 
В ближайшие три года может измениться и офисная карта. Так, в центральных деловых районах крупнейших городов мира 20% компаний планируют уменьшить долю занимаемых площадей, 68% оставят ее прежней и только 12% увеличат. В пригородных локациях 14% арендаторов сократят объем площадей и 21% расширит портфель.
 
Мария Зимина дополняет: «На фоне снижения доли вакантных площадей в развитых деловых кластерах Москвы (в центре, ММДЦ “Москва-Сити” и др.) девелоперы обратили внимание на локации, расположенные за ТТК и МКАД. Так, наибольший прирост объема предложения с 2017 по 2020 год произошел в зонах ТТК-МКАД и за пределами МКАД (на 6% и 13% соответственно). Активно развиваются такие деловые кластеры, как Новая Москва, Сколково и Химки».
 
Отношения с арендодателями
 
42% опрошенных стали больше общаться со своими арендодателями во время пандемии, что дало возможность наладить долгосрочные партнерские отношения.
 

 
При работе с арендодателями респонденты посчитали отсутствие гибкости условий (29%) и недостаток инноваций в предложениях продуктов или услуг (21%) наиболее серьезными проблемами, что подчеркивает необходимость инвестиций в профессиональное управление недвижимостью и услуги для арендаторов. 16% компаний полностью устраивает коммуникация с арендодателями.
 

 
С начала пандемии в офисах появились новые меры противовирусной безопасности: сканеры температуры тела, наличие средств индивидуальной защиты (масок и перчаток), а также антисептиков, изменение плотности рассадки персонала, увеличение частоты уборки здания и, конечно же, ограничение пропускной способности для поддержки мер социального дистанцирования. Только 14% опрошенных арендаторов считают, что повышение безопасности на рабочих местах является исключительно их обязанностью.
 
Оставшиеся 86% рассказали о своих ожиданиях от арендодателей. В числе самых частых ответов — повышение частоты и качества уборки (67% респондентов отметили этот пункт), использование бесконтактных систем с целью уменьшения физического контакта (60%) и регулярное техническое обслуживание систем HVAC (отопление, вентиляция и кондиционирование) – 60%.


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Зимина Мария

Консалтинг и брокеридж

NF Group

NF Group

Тюнин Михаил

Материалы по теме

Источник: Ofice Life
Исследования рынка

Colliers: IT понадобились новые офисы

По данным компании, в I квартале 2021 г. спрос на офисы в Москве составил 300 тыс. кв. м, а самыми активными игроками стали компании сектора «IT и телекоммуникации».
28.05
Источник: WeWork
KnowHow

Как X5 Retail Group попробовала и распробовала коворкинг

WeWork рассказал о том, как крупнейший ритейлер России арендовал коворкинг перед началом пандемии и почему не стал отказываться от гибких площадей, несмотря на "удаленку".

29.04
Источник: РБК
Экспертный анализ

Cushman & Wakefield: Ставки аренды в офисах класса А упали на 6%

По данным компании, ставки на А-класс сегодня в среднем составляют 29 854 руб. за 1 кв. м в год. В классе В ставки выросли на 2,3% и составили 17 тыс. руб. за 1 кв. м.
26.04

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 июня)

Uniqlo популярнее Zara и Nike, Минстрой фиксирует рост качества городской среды, X5 Group строит новый склад под Калугой, «Фасадные Решения» займутся строительством отелей и light industrial, а Vasilchuki запускают девять новых концепций. Эти и другие новости - в нашей традиционной подборке.
15.06
Источник: CRE
Проект

X5 построит логистический центр за 9 млрд

X5 Group начала строительство распределительного центра площадью 65 тыс. кв. м в Калужской области. Он обеспечит логистику для магазинов «Пятерочка» в трех регионах.
11.06
Источник: Invest7
Сделка

Кофейня арендовала производственное помещение в «Парке Рябиновая»

Новым резидентом пищевого технопарка от RBNA стала ABC Coffee Roasters. Консультант сделки - Invest7.
11.06
Источник: Nikoliers
Переговоры

БЦ Veda House выставлен на продажу

Площадь бизнес-центра, расположенного в Петроградском районе, составляет около 20 тыс. кв. м. Эксклюзивным консультантом по продаже здания выступает компания Nikoliers. 
11.06
Источник: Multispace
Игроки рынка

Офисы Multispace перешли на биометрию

Сервисные офисы Multispace от Pridex стали первыми в России, полностью интегрированными с Единой биометрической системой.
11.06
Источник: CRE
Аукцион

Москва подвела итоги торгов за 5 лет

Москва реализовала на торах 8,4 тыс. объектов коммерческой недвижимости за последние пять лет.
11.06
Источник: Галс-Девелопмент
Проект

В БЦ «Север» залили фундамент

ГК «Галс-Девелопмент» планирует ввести офисный центр на 77 тыс. кв. м в эксплуатацию в III квартале 2027 года. 
11.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre