Knight Frank: Арендаторы планируют сократить траты на офисы

Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подготовили отчет (Y)OUR SPACE, в котором провели исследование офисных пространств в постпандемийный период в мире. Согласно результатам опроса 400 международных компаний, 65% респондентов скорректировали свои планы в сторону экономии за счет реструктуризации офисных пространств, треть опрошенных намерена сократить расходы более чем на 10%. Почти половина арендаторов (48%) считает, что пандемия окажет влияние на их стратегию только в среднесрочной перспективе, 27% склоняются к долгосрочной.
4531
Изображение взято из источника: РБК
Цель – экономия за счет реструктуризации офисного пространства. Как меняются расходы арендаторов на недвижимость
 
Результаты опроса демонстрируют интерес респондентов к оптимизации расходов на офисную недвижимость. Так, 65% компаний скорректировали свои планы в сторону снижения затрат (в зависимости от собственных потребностей арендаторы сокращают площадь занимаемых пространств, выбирают офисы в более доступных по стоимости локациях, вводят смешанный формат работы и т. д.). При этом треть опрошенных намерена снизить расходы более чем на 10%. Еще 34% респондентов не планируют менять выбранную стратегию, а 2% – увеличат свои затраты на офисную недвижимость. Важно отметить, что данные изменения являются долгосрочными планами компаний (с учетом выхода на новые рынки, роста бизнеса и его трансформации), и отчасти мотивированы реакцией на коронакризис – 54% компаний подтвердили, что их целевые показатели сокращения расходов увечились в связи с событиями 2020 года.
 
Почти половина респондентов (48%) считает, что пандемия только в среднесрочной перспективе окажет влияние на их стратегию относительно офисной недвижимости, 27% склоняются к долгосрочной. Четверть опрошенных не связывает изменения в своих планах с пандемией.
 

 
Оптимизация офисных пространств
 
В течение ближайших трех лет 77% международных компаний планируют сократить или оставить прежним объем используемых офисных площадей на человека. Офисы становятся более гибкими, пространство адаптируется для совместного использования. Эта тенденция совпадает с ожиданиями респондентов относительно переориентации офиса с «я» на «мы», и 55% опрошенных планируют оптимизировать его, выделив больше площадей именно для командной работы.
 
Мария Зимина, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank: «В Москве многие арендаторы стараются преобразовать занимаемые пространства для комфортного смешанного формата работы. Предыдущий год позволил переосмыслить идею офиса: если ранее он воспринимался просто как рабочее место, то сейчас компании рассматривают его скорее в качестве места для генерирования идей, встреч коллег, брейн-штормов и обсуждения задач. Такое переосмысление формата повлияет в дальнейшем на размер потенциального офиса.  Уже сейчас некоторые компании приняли решение о сокращении площадей за счет повышения качества пространства и рассматривают здания с оптимальным соотношением этих показателей».
 
Михаил Тюнин, заместитель генерального директора Knight Frank St Petersburg: «В Санкт-Петербурге мы также наблюдаем, что количество квадратных метров больше не превалирует над их качеством в запросах арендаторов. Компании готовы снизить метраж в пользу более качественного ремонта, обустроенного и комфортного пространства. Мы выделяем для себя еще три интересных тренда. Во-первых, у арендаторов растет интерес к ранее непопулярным локациям и районам, а также офисам у дома. Очевидно, что ограничения в пандемию послужили катализатором нового тренда. Во-вторых, средний срок договора (3 года) стал более популярен, чем долгосрочная аренда (от 7 лет). В-третьих, сделок стало больше по объему, но меньше по площади».
 
Больше половины компаний (56%) устраивает средний срок договоров аренды. При этом 34% рассчитывают скорректировать его в меньшую сторону, а 10% хотят увеличить.
 
В ближайшие три года может измениться и офисная карта. Так, в центральных деловых районах крупнейших городов мира 20% компаний планируют уменьшить долю занимаемых площадей, 68% оставят ее прежней и только 12% увеличат. В пригородных локациях 14% арендаторов сократят объем площадей и 21% расширит портфель.
 
Мария Зимина дополняет: «На фоне снижения доли вакантных площадей в развитых деловых кластерах Москвы (в центре, ММДЦ “Москва-Сити” и др.) девелоперы обратили внимание на локации, расположенные за ТТК и МКАД. Так, наибольший прирост объема предложения с 2017 по 2020 год произошел в зонах ТТК-МКАД и за пределами МКАД (на 6% и 13% соответственно). Активно развиваются такие деловые кластеры, как Новая Москва, Сколково и Химки».
 
Отношения с арендодателями
 
42% опрошенных стали больше общаться со своими арендодателями во время пандемии, что дало возможность наладить долгосрочные партнерские отношения.
 

 
При работе с арендодателями респонденты посчитали отсутствие гибкости условий (29%) и недостаток инноваций в предложениях продуктов или услуг (21%) наиболее серьезными проблемами, что подчеркивает необходимость инвестиций в профессиональное управление недвижимостью и услуги для арендаторов. 16% компаний полностью устраивает коммуникация с арендодателями.
 

 
С начала пандемии в офисах появились новые меры противовирусной безопасности: сканеры температуры тела, наличие средств индивидуальной защиты (масок и перчаток), а также антисептиков, изменение плотности рассадки персонала, увеличение частоты уборки здания и, конечно же, ограничение пропускной способности для поддержки мер социального дистанцирования. Только 14% опрошенных арендаторов считают, что повышение безопасности на рабочих местах является исключительно их обязанностью.
 
Оставшиеся 86% рассказали о своих ожиданиях от арендодателей. В числе самых частых ответов — повышение частоты и качества уборки (67% респондентов отметили этот пункт), использование бесконтактных систем с целью уменьшения физического контакта (60%) и регулярное техническое обслуживание систем HVAC (отопление, вентиляция и кондиционирование) – 60%.


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Зимина Мария

Консалтинг и брокеридж

NF Group

NF Group

Тюнин Михаил

Материалы по теме

Источник: Ofice Life
Исследования рынка

Colliers: IT понадобились новые офисы

По данным компании, в I квартале 2021 г. спрос на офисы в Москве составил 300 тыс. кв. м, а самыми активными игроками стали компании сектора «IT и телекоммуникации».
28.05
Источник: WeWork
KnowHow

Как X5 Retail Group попробовала и распробовала коворкинг

WeWork рассказал о том, как крупнейший ритейлер России арендовал коворкинг перед началом пандемии и почему не стал отказываться от гибких площадей, несмотря на "удаленку".

29.04
Источник: РБК
Экспертный анализ

Cushman & Wakefield: Ставки аренды в офисах класса А упали на 6%

По данным компании, ставки на А-класс сегодня в среднем составляют 29 854 руб. за 1 кв. м в год. В классе В ставки выросли на 2,3% и составили 17 тыс. руб. за 1 кв. м.
26.04

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (11-17 ноября)

Новости офисной недвижимости, как по части сделок, так и по части новых проектов и архитектурных концепций, открытия в новосибирской «Ауре», назначение в Kalinka и новый проект в формате light industrial.
17.11
Источник: Самолет
Назначения

Анна Акиньшина - новый гендиректор «Самолета»

Ранее Анна занимала должность финансового директора группы. 
18.11
Источник: ГК «Кортрос»
Проект

«Кортрос» дал старт Tate

В основание башен Tate в районе Марьиной рощи залили первый куб бетона.

 
18.11
Источник: domclick.ru
Аукцион

Москва предлагает бизнес в ЮЗАО

Предприниматели могут приобрести коммерческое помещение в Ломоносовском районе.
 
18.11
Источник: Profit Management
Открытие

В «Мёбельбурге» открыли лекторий и коворкинг

Управляет объектом компания Profit Management.
18.11
Источник: Пресс-служба MR Group
Открытие

MR Group открыла офис продаж Jois

Состоялось открытие офиса продаж премиального проекта Jois от MR Group.
 
15.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre