Офисы после пандемии: как подобрать лучший вариант для гибридного режима работы

Этой осенью с ослаблением антиковидных ограничений многие компании начинают возвращаться к офисным режимам работы. Одни выбирают классический вариант с постоянным присутствием сотрудников на рабочем месте, а другие отдают предпочтение зарекомендовавшему себя в период пандемии гибридному формату.  Но в случае с последним меняется и подход к поиску подходящего помещения. К примеру, повышаются требования к классу здания, к возможности быстрой его трансформации, зато появляется больше свободы в выборе местоположения. О том, какие объекты наиболее востребованы сегодня и как подобрать офис компаниям с гибридным режимом, рассказывает Тимур Зайцев, руководитель направления коммерческой недвижимости Авито Недвижимости.
2672
Изображение взято из источника: Авито Недвижимость
Гибридный формат позволяет комфортно сочетать удаленную работу с посещением офиса по необходимости или несколько дней в неделю, благодаря чему стал высоковостребованным как со стороны работодателей, так и среди сотрудников: по результатам исследования Work Trend Index 2021, за сохранение гибкого режима выступили 73% опрошенных специалистов по всему миру.

      Исследование «Все ли вернутся в офисы?»
70% работников хотели бы вернуться в офис в формате гибридного режима работы
39% готовы приезжать в офис только ситуативно, например, для деловых встреч
31% хотели бы работать 2-3 дня в неделю в офисе и оставшиеся дни из дома

Данные: Kelly
 
С распространением новых подходов к организации бизнес-процессов изменилась и роль офисных пространств. В эпоху онлайн-коммуникаций офис перестал быть исключительно рабочим местом и в первую очередь стал пространством для социализации — “живого” общения, обучения, дискуссий и встреч с коллегами. При этом, несмотря на то, что многие сотрудники работают удаленно, компании не спешат отказываться от офисных площадей. По данным Авито Недвижимости, во II квартале 2021 года спрос на покупку офисов в России вырос на 18% за год, а арендой офисных помещений стали интересоваться на 40% чаще. Средняя стоимость квадратного метра офисной недвижимости составила 61 995 рублей на рынке купли-продажи и 932 рубля в сегменте аренды.
 
Гибридные форматы должны прежде всего обеспечивать максимально комфортные условия для сотрудников — помогать предотвращать профессиональное выгорание и сохранять баланс между работой и личной жизнью (work-life balance), при этом поддерживая высокую эффективность бизнес-процессов. В период пандемии важнейшим требованием к офисным пространствам также стала безопасность, из-за чего работодателям пришлось учитывать новые нормы социальной дистанции и санитарно-эпидемиологические требования. На этом фоне изменились и подходы к выбору офисов — их класса, площади, планировки и даже расположения.

 
Как выбрать класс здания
 
Чем выше класс офисного здания, тем более современными инженерными коммуникациями он оснащен и тем лучше развита прилегающая к нему транспортная и социальная инфраструктура. В условиях нестабильной эпидемиологической обстановки особенно важно, что помещения различаются также системами вентиляции и кондиционирования: так, в зданиях класса D и C обычно используется естественная вентиляция, в помещениях класса A и B — механическая. Наиболее комфортную атмосферу и максимальную чистоту воздуха обеспечивают системы центрального кондиционирования офисов. Это разновидность механической вентиляции, которая помимо очистки и подогрева приточного воздуха производит влажностную подготовку — осушку в летний период и увлажнение в зимний сезон. Обычно системы центрального кондиционирования устанавливаются в офисах класса А, однако стоит иметь в виду, что помещения в таких объектах обходятся дороже. Подобрать наиболее оптимальный вариант сегодня достаточно быстро можно с помощью специализированных сервисов, где можно устанавливать необходимые фильтры и выбирать нужный класс и приемлемый диапазон цен.
 
 
Как определить необходимую площадь
 
Не секрет, что площадь офисного помещения зависит от числа сотрудников в организации и количества необходимого для работы оборудования. Тем не менее сегодня во внимание нужно принимать и новые санитарно-эпидемиологические меры. По рекомендациям Роскомнадзора, максимальное количество работников, которые могут одновременно находиться в одном помещении, варьируется в зависимости от площади следующим образом: до 50 м² — не более 5 человек, до 100 м² — не более 10 человек, до 200 м² — не более 25 человек, свыше 200 м² — не более 50 человек. В целом норма офисной площади на одного сотрудника составляет не менее 4,5 м².
 
Независимо от размера компании, перед тем, как рассчитывать офисную площадь, рекомендуется провести предварительный опрос и проанализировать — сколько сотрудников и как часто планируют приезжать в офис, какие специалисты нуждаются в изолированном рабочем месте (например, служба безопасности), а кто на постоянной основе будет работать из дома. Возможно, понадобится помещение меньшей площади, чем при обычном формате работы. При этом следует учитывать, что в определенные дни в офисе нужно будет присутствовать абсолютно всем сотрудникам, поэтому стоит организовать просторную зону для общих встреч и собраний или же заранее предусмотреть возможность быстрой перепланировки — например, с помощью модульных конструкций, позволяющих при необходимости убирать и добавлять рабочие места.
 
Таким образом, если взять в качестве примера организацию, где трудится 25 сотрудников, то оптимальная площадь open space при свободной рассадке (7,5 м² на человека) будет составлять примерно 187,5 м², а общая площадь офиса с тремя отдельными кабинетами, переговорной и кухней — 287,5 м².
 

Источник: Авито Недвижимость


Как оценить расположение
 
Традиционно местоположение офиса выбирают исходя из транспортной доступности и уровня развития инфраструктуры поблизости — оценить оба параметра в соотношении с диапазоном цен достаточно легко с помощью карт при поиске недвижимости на онлайн-сервисах (см. Изображение 2). Однако одновременно с этим на рынке офисных площадей прослеживается тренд на децентрализацию — перенос офисов компаний или части ее подразделений дальше от центра (например, за пределы МКАД и ТТК в Москве). При гибридном режиме данное решение позволяет распределить сотрудников по разным офисам (если у организации есть головной офис в центре города и небольшие филиалы в других районах) и сократить их время нахождения в общественном транспорте за счет работы в наиболее близком к дому филиале. Для компаний приобретение или аренда офиса не в центре помогает еще и снизить финансовые издержки — коммерческая недвижимость в центральный районах, как правило, стоит дороже.
 
 
Как организовать пространство
 
При гибридном режиме обычно весь офис или его основная часть отводится под коворкинг, также внедряется практика hot desking — это модернизированный open-space, в котором сотрудники вместо закрепленного рабочего места занимают свободное, но заранее забронированное место. Однако частично удаленный формат не отменяет общих встреч и конференций с сотрудниками, клиентами и партнерами, а также других мероприятий на территории офиса, поэтому его пространство должно быть максимально гибким и адаптивным. Стоит организовать отдельную зону для собраний и презентаций с возможностью подключения к ней по видеосвязи и предусмотреть изолированные переговорные комнаты.
 
Большую роль в гибких офисах играют технологические решения — начиная от систем бронирования рабочих мест и заканчивая бесконтактным вызовом лифта или открытием дверей. Так, к примеру, в Москве в деловом комплексе “ВТБ Арена Парк” предусмотрена система умного дома — стоимость покупки офисных площадей здесь составляет 450 000 руб./м².
 

Фото: Авито Недвижимость 
 
Какие альтернативные варианты стоит рассмотреть
 
Еще одной тенденцией на рынке коммерческой недвижимости стало развитие сервисных офисов: это рабочие пространства с гибкими условиями аренды и полным сервисным обслуживанием — в ежемесячную плату включен клининг, интернет, закупка канцелярии, мелкий ремонт и другие опции. По данным Cushman & Wakefield, каждая пятая крупная компания в России из разных сфер рассматривает возможность переезда в сервисный офис, а уже сейчас подразделения в сервисных офисах размещают такие компании как Сбербанк, Ситимобил, Тинькофф, OZON, ФСК, X5 Retail Group и другие.


Материалы по теме

Источник: ЦИАН
Исследования рынка

Times Estate: Ставки на офисы выросли на 5,3%, коворкинги – на 6%

Аналитики компании подвели итоги трех кварталов 2021 года для офисного рынка Москвы.
12.10
Источник: news.mail.ru
Исследования рынка

Cushman & Wakefield: Офисы в Москве подорожали на 5,54%, склады – на 7%

Аналитики компании подготовили отчет MarketBeat Lite, посвященный предварительным итогам на рынке коммерческой недвижимости Москвы.

06.10
Источник: afi2b.ru
Экспертный анализ

Knight Frank: Вакантность в офисах класса А внутри ТТК снизилась на 17%

За три квартала 2021 года доля свободных офисов внутри ТТК снизилась до 6,3% в классе А и до 6,5% в классе В. При этом новый ввод уже стал рекордным за последние шесть лет. Ставки аренды выросли на 1-2%.
06.10

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 декабря)

«Риотэкс» досдал очередной БЦ и приобрел новый - уже 16-й, в Москве подвели итоги года для разных сегментов коммерческой недвижимости, Accent Capital завершила инвестиционный цикл СК «А-Терминал», MR Group достраивает штаб-квартиру Яндекса, новый «Термолэнд» открылся в Москве, розничной торговле подвели итоги в материале CRE Retail, Pridex Spaces усилила команду, X5 Group может заключить крупнейшую сделку по аренде офисов, а Дом.РФ выставил на продажу землю под склады.
22.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Жизнь замечательных сетей: темпы роста онлайна замедляются, а покупатели начали возвращаться в оффлайн

По итогам 2024 года, объём продаж на рынке e-commerce в России вырастет на 36%, достигнув 10,7 трлн рублей. Впервые в истории российского ритейла покупки одежды и обуви онлайн догнали оффлайн. Доля e-commerce в стране продолжает увеличиваться по всем сегментам, и по отдельным уже к 2028-му превысит 80 %, прогнозируют в INFOLine. На стороне онлайна весь 2024-й по-прежнему играли удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и более привлекательные, по сравнению с «каменной розницей», схемы налогообложения. Однако уже к концу 2024-го сразу несколько категорий покупателей начали разворачиваться в сторону «каменной розницы» с её более высоким качеством клиентского опыта, возможностями социализации и «атмосферностью». И хотя пока количество «возвращенцев» для игроков онлайна – как слону дробина, ценовая и кадровая гонка на фоне растущих претензий к сервису и товарам, инфляции, удорожания и усложнения логистики, транзакций, дефицита складских площадей, ужесточения условий работы и усиления внимания к отрасли государства, а также фундаментальных проблем самих бизнес-моделей электронных площадок, уже в 2025-м могут запустить в e-commerce кардинальные изменения.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail

Продолжение. Начало см. здесь и здесь
20.12
Источник: CRE
Переговоры

«Сберлогистика» может отказаться от части складов

На рынок может выйти более 1,5 млн кв. м площадей в складских комплексах, построенных и строящихся для компании.
23.12
Источник: Галс-Девелопмент
Переговоры

X5 Group заедет в БЦ Dubinin’Sky

Ритейлер договаривается с «Галс-девелопмент» об аренде 35 000 кв. м офисов в строящемся БЦ. Консультант сделки - NF Group.
20.12
Источник: Agalarov Development
Проект

Agalarov Development построит курортный комплекс в Узбекистане

Sea Breeze Uzbekistan расположится на 570 га на берегу озера Чарвак. Проектом предусмотрены жилье, гостиницы, рестораны, развлекательная и оздоровительная инфраструктура. 
20.12
Источник: NF Group
Игроки рынка

В ТЦ «Мой Молл» новые арендаторы заняли более 2 500 кв. м

С июля 2024 года здесь открылись Kuchenland, Familia, Kari и детский развлекательный центр «Мир детства». Ожидается открытие клуба виртуальной реальности VR Illusion и зоомагазина «Зоозавр». Коммерческим управлением объекта занимается компания NF Property Management (входит в состав NF Group).
23.12
Источник: IBC Real Estate
Назначения

IBC Real Estate усиливает направление торговли

Руководителем направления торговой недвижимости назначен Владимир Чернусь.
24.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre