Офисы после пандемии: как подобрать лучший вариант для гибридного режима работы

Этой осенью с ослаблением антиковидных ограничений многие компании начинают возвращаться к офисным режимам работы. Одни выбирают классический вариант с постоянным присутствием сотрудников на рабочем месте, а другие отдают предпочтение зарекомендовавшему себя в период пандемии гибридному формату.  Но в случае с последним меняется и подход к поиску подходящего помещения. К примеру, повышаются требования к классу здания, к возможности быстрой его трансформации, зато появляется больше свободы в выборе местоположения. О том, какие объекты наиболее востребованы сегодня и как подобрать офис компаниям с гибридным режимом, рассказывает Тимур Зайцев, руководитель направления коммерческой недвижимости Авито Недвижимости.
2752
Изображение взято из источника: Авито Недвижимость
Гибридный формат позволяет комфортно сочетать удаленную работу с посещением офиса по необходимости или несколько дней в неделю, благодаря чему стал высоковостребованным как со стороны работодателей, так и среди сотрудников: по результатам исследования Work Trend Index 2021, за сохранение гибкого режима выступили 73% опрошенных специалистов по всему миру.

      Исследование «Все ли вернутся в офисы?»
70% работников хотели бы вернуться в офис в формате гибридного режима работы
39% готовы приезжать в офис только ситуативно, например, для деловых встреч
31% хотели бы работать 2-3 дня в неделю в офисе и оставшиеся дни из дома

Данные: Kelly
 
С распространением новых подходов к организации бизнес-процессов изменилась и роль офисных пространств. В эпоху онлайн-коммуникаций офис перестал быть исключительно рабочим местом и в первую очередь стал пространством для социализации — “живого” общения, обучения, дискуссий и встреч с коллегами. При этом, несмотря на то, что многие сотрудники работают удаленно, компании не спешат отказываться от офисных площадей. По данным Авито Недвижимости, во II квартале 2021 года спрос на покупку офисов в России вырос на 18% за год, а арендой офисных помещений стали интересоваться на 40% чаще. Средняя стоимость квадратного метра офисной недвижимости составила 61 995 рублей на рынке купли-продажи и 932 рубля в сегменте аренды.
 
Гибридные форматы должны прежде всего обеспечивать максимально комфортные условия для сотрудников — помогать предотвращать профессиональное выгорание и сохранять баланс между работой и личной жизнью (work-life balance), при этом поддерживая высокую эффективность бизнес-процессов. В период пандемии важнейшим требованием к офисным пространствам также стала безопасность, из-за чего работодателям пришлось учитывать новые нормы социальной дистанции и санитарно-эпидемиологические требования. На этом фоне изменились и подходы к выбору офисов — их класса, площади, планировки и даже расположения.

 
Как выбрать класс здания
 
Чем выше класс офисного здания, тем более современными инженерными коммуникациями он оснащен и тем лучше развита прилегающая к нему транспортная и социальная инфраструктура. В условиях нестабильной эпидемиологической обстановки особенно важно, что помещения различаются также системами вентиляции и кондиционирования: так, в зданиях класса D и C обычно используется естественная вентиляция, в помещениях класса A и B — механическая. Наиболее комфортную атмосферу и максимальную чистоту воздуха обеспечивают системы центрального кондиционирования офисов. Это разновидность механической вентиляции, которая помимо очистки и подогрева приточного воздуха производит влажностную подготовку — осушку в летний период и увлажнение в зимний сезон. Обычно системы центрального кондиционирования устанавливаются в офисах класса А, однако стоит иметь в виду, что помещения в таких объектах обходятся дороже. Подобрать наиболее оптимальный вариант сегодня достаточно быстро можно с помощью специализированных сервисов, где можно устанавливать необходимые фильтры и выбирать нужный класс и приемлемый диапазон цен.
 
 
Как определить необходимую площадь
 
Не секрет, что площадь офисного помещения зависит от числа сотрудников в организации и количества необходимого для работы оборудования. Тем не менее сегодня во внимание нужно принимать и новые санитарно-эпидемиологические меры. По рекомендациям Роскомнадзора, максимальное количество работников, которые могут одновременно находиться в одном помещении, варьируется в зависимости от площади следующим образом: до 50 м² — не более 5 человек, до 100 м² — не более 10 человек, до 200 м² — не более 25 человек, свыше 200 м² — не более 50 человек. В целом норма офисной площади на одного сотрудника составляет не менее 4,5 м².
 
Независимо от размера компании, перед тем, как рассчитывать офисную площадь, рекомендуется провести предварительный опрос и проанализировать — сколько сотрудников и как часто планируют приезжать в офис, какие специалисты нуждаются в изолированном рабочем месте (например, служба безопасности), а кто на постоянной основе будет работать из дома. Возможно, понадобится помещение меньшей площади, чем при обычном формате работы. При этом следует учитывать, что в определенные дни в офисе нужно будет присутствовать абсолютно всем сотрудникам, поэтому стоит организовать просторную зону для общих встреч и собраний или же заранее предусмотреть возможность быстрой перепланировки — например, с помощью модульных конструкций, позволяющих при необходимости убирать и добавлять рабочие места.
 
Таким образом, если взять в качестве примера организацию, где трудится 25 сотрудников, то оптимальная площадь open space при свободной рассадке (7,5 м² на человека) будет составлять примерно 187,5 м², а общая площадь офиса с тремя отдельными кабинетами, переговорной и кухней — 287,5 м².
 

Источник: Авито Недвижимость


Как оценить расположение
 
Традиционно местоположение офиса выбирают исходя из транспортной доступности и уровня развития инфраструктуры поблизости — оценить оба параметра в соотношении с диапазоном цен достаточно легко с помощью карт при поиске недвижимости на онлайн-сервисах (см. Изображение 2). Однако одновременно с этим на рынке офисных площадей прослеживается тренд на децентрализацию — перенос офисов компаний или части ее подразделений дальше от центра (например, за пределы МКАД и ТТК в Москве). При гибридном режиме данное решение позволяет распределить сотрудников по разным офисам (если у организации есть головной офис в центре города и небольшие филиалы в других районах) и сократить их время нахождения в общественном транспорте за счет работы в наиболее близком к дому филиале. Для компаний приобретение или аренда офиса не в центре помогает еще и снизить финансовые издержки — коммерческая недвижимость в центральный районах, как правило, стоит дороже.
 
 
Как организовать пространство
 
При гибридном режиме обычно весь офис или его основная часть отводится под коворкинг, также внедряется практика hot desking — это модернизированный open-space, в котором сотрудники вместо закрепленного рабочего места занимают свободное, но заранее забронированное место. Однако частично удаленный формат не отменяет общих встреч и конференций с сотрудниками, клиентами и партнерами, а также других мероприятий на территории офиса, поэтому его пространство должно быть максимально гибким и адаптивным. Стоит организовать отдельную зону для собраний и презентаций с возможностью подключения к ней по видеосвязи и предусмотреть изолированные переговорные комнаты.
 
Большую роль в гибких офисах играют технологические решения — начиная от систем бронирования рабочих мест и заканчивая бесконтактным вызовом лифта или открытием дверей. Так, к примеру, в Москве в деловом комплексе “ВТБ Арена Парк” предусмотрена система умного дома — стоимость покупки офисных площадей здесь составляет 450 000 руб./м².
 

Фото: Авито Недвижимость 
 
Какие альтернативные варианты стоит рассмотреть
 
Еще одной тенденцией на рынке коммерческой недвижимости стало развитие сервисных офисов: это рабочие пространства с гибкими условиями аренды и полным сервисным обслуживанием — в ежемесячную плату включен клининг, интернет, закупка канцелярии, мелкий ремонт и другие опции. По данным Cushman & Wakefield, каждая пятая крупная компания в России из разных сфер рассматривает возможность переезда в сервисный офис, а уже сейчас подразделения в сервисных офисах размещают такие компании как Сбербанк, Ситимобил, Тинькофф, OZON, ФСК, X5 Retail Group и другие.


Материалы по теме

Источник: ЦИАН
Исследования рынка

Times Estate: Ставки на офисы выросли на 5,3%, коворкинги – на 6%

Аналитики компании подвели итоги трех кварталов 2021 года для офисного рынка Москвы.
12.10
Источник: news.mail.ru
Исследования рынка

Cushman & Wakefield: Офисы в Москве подорожали на 5,54%, склады – на 7%

Аналитики компании подготовили отчет MarketBeat Lite, посвященный предварительным итогам на рынке коммерческой недвижимости Москвы.

06.10
Источник: afi2b.ru
Экспертный анализ

Knight Frank: Вакантность в офисах класса А внутри ТТК снизилась на 17%

За три квартала 2021 года доля свободных офисов внутри ТТК снизилась до 6,3% в классе А и до 6,5% в классе В. При этом новый ввод уже стал рекордным за последние шесть лет. Ставки аренды выросли на 1-2%.
06.10

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: CRE
Аукцион

БЦ Pulkovo Sky готовы отдать за 4 млрд рублей

Торги по продаже бизнес-центра класса А площадью 50 тыс. кв. м пройдут 28 мая в форме голландского аукциона (на понижение). Начальная цена - 5,56 млрд, минимальная - 4,06 млрд рублей.
28.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03
Источник: «А101»
Проект

«А101» начала продавать офисы в третьей очереди «Прокшино»

На рынок выведена следующая очередь бизнес-квартала «Прокшино». 
 
26.03
Источник: CRE
Проект

Hutton получил площадку под Light Industrial

Девелопер планирует построить промышленный технопарк на участке площадью 0,86га в Новокосине.
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre