Гибридный формат позволяет комфортно сочетать удаленную работу с посещением офиса по необходимости или несколько дней в неделю, благодаря чему стал высоковостребованным как со стороны работодателей, так и среди сотрудников: по результатам исследования Work Trend Index 2021, за сохранение гибкого режима выступили 73% опрошенных специалистов по всему миру.
Исследование «Все ли вернутся в офисы?»
70% работников хотели бы вернуться в офис в формате гибридного режима работы
39% готовы приезжать в офис только ситуативно, например, для деловых встреч
31% хотели бы работать 2-3 дня в неделю в офисе и оставшиеся дни из дома
Данные: Kelly
С распространением новых подходов к организации бизнес-процессов изменилась и роль офисных пространств. В эпоху онлайн-коммуникаций офис перестал быть исключительно рабочим местом и в первую очередь стал пространством для социализации — “живого” общения, обучения, дискуссий и встреч с коллегами. При этом, несмотря на то, что многие сотрудники работают удаленно, компании не спешат отказываться от офисных площадей. По данным Авито Недвижимости, во II квартале 2021 года спрос на покупку офисов в России вырос на 18% за год, а арендой офисных помещений стали интересоваться на 40% чаще. Средняя стоимость квадратного метра офисной недвижимости составила 61 995 рублей на рынке купли-продажи и 932 рубля в сегменте аренды.
Гибридные форматы должны прежде всего обеспечивать максимально комфортные условия для сотрудников — помогать предотвращать профессиональное выгорание и сохранять баланс между работой и личной жизнью (work-life balance), при этом поддерживая высокую эффективность бизнес-процессов. В период пандемии важнейшим требованием к офисным пространствам также стала безопасность, из-за чего работодателям пришлось учитывать новые нормы социальной дистанции и санитарно-эпидемиологические требования. На этом фоне изменились и подходы к выбору офисов — их класса, площади, планировки и даже расположения.
Как выбрать класс здания
Чем выше класс офисного здания, тем более современными инженерными коммуникациями он оснащен и тем лучше развита прилегающая к нему транспортная и социальная инфраструктура. В условиях нестабильной эпидемиологической обстановки особенно важно, что помещения различаются также системами вентиляции и кондиционирования: так, в зданиях класса D и C обычно используется естественная вентиляция, в помещениях класса A и B — механическая. Наиболее комфортную атмосферу и максимальную чистоту воздуха обеспечивают системы центрального кондиционирования офисов. Это разновидность механической вентиляции, которая помимо очистки и подогрева приточного воздуха производит влажностную подготовку — осушку в летний период и увлажнение в зимний сезон. Обычно системы центрального кондиционирования устанавливаются в офисах класса А, однако стоит иметь в виду, что помещения в таких объектах обходятся дороже. Подобрать наиболее оптимальный вариант сегодня достаточно быстро можно с помощью специализированных сервисов, где можно устанавливать необходимые фильтры и выбирать нужный класс и приемлемый диапазон цен.
Как определить необходимую площадь
Не секрет, что площадь офисного помещения зависит от числа сотрудников в организации и количества необходимого для работы оборудования. Тем не менее сегодня во внимание нужно принимать и новые санитарно-эпидемиологические меры. По рекомендациям Роскомнадзора, максимальное количество работников, которые могут одновременно находиться в одном помещении, варьируется в зависимости от площади следующим образом: до 50 м² — не более 5 человек, до 100 м² — не более 10 человек, до 200 м² — не более 25 человек, свыше 200 м² — не более 50 человек. В целом норма офисной площади на одного сотрудника составляет не менее 4,5 м².
Независимо от размера компании, перед тем, как рассчитывать офисную площадь, рекомендуется провести предварительный опрос и проанализировать — сколько сотрудников и как часто планируют приезжать в офис, какие специалисты нуждаются в изолированном рабочем месте (например, служба безопасности), а кто на постоянной основе будет работать из дома. Возможно, понадобится помещение меньшей площади, чем при обычном формате работы. При этом следует учитывать, что в определенные дни в офисе нужно будет присутствовать абсолютно всем сотрудникам, поэтому стоит организовать просторную зону для общих встреч и собраний или же заранее предусмотреть возможность быстрой перепланировки — например, с помощью модульных конструкций, позволяющих при необходимости убирать и добавлять рабочие места.
Таким образом, если взять в качестве примера организацию, где трудится 25 сотрудников, то оптимальная площадь open space при свободной рассадке (7,5 м² на человека) будет составлять примерно 187,5 м², а общая площадь офиса с тремя отдельными кабинетами, переговорной и кухней — 287,5 м².
Источник: Авито Недвижимость
Как оценить расположение
Традиционно местоположение офиса выбирают исходя из транспортной доступности и уровня развития инфраструктуры поблизости — оценить оба параметра в соотношении с диапазоном цен достаточно легко с помощью карт при поиске недвижимости на онлайн-сервисах (см. Изображение 2). Однако одновременно с этим на рынке офисных площадей прослеживается тренд на децентрализацию — перенос офисов компаний или части ее подразделений дальше от центра (например, за пределы МКАД и ТТК в Москве). При гибридном режиме данное решение позволяет распределить сотрудников по разным офисам (если у организации есть головной офис в центре города и небольшие филиалы в других районах) и сократить их время нахождения в общественном транспорте за счет работы в наиболее близком к дому филиале. Для компаний приобретение или аренда офиса не в центре помогает еще и снизить финансовые издержки — коммерческая недвижимость в центральный районах, как правило, стоит дороже.
Как организовать пространство
При гибридном режиме обычно весь офис или его основная часть отводится под коворкинг, также внедряется практика hot desking — это модернизированный open-space, в котором сотрудники вместо закрепленного рабочего места занимают свободное, но заранее забронированное место. Однако частично удаленный формат не отменяет общих встреч и конференций с сотрудниками, клиентами и партнерами, а также других мероприятий на территории офиса, поэтому его пространство должно быть максимально гибким и адаптивным. Стоит организовать отдельную зону для собраний и презентаций с возможностью подключения к ней по видеосвязи и предусмотреть изолированные переговорные комнаты.
Большую роль в гибких офисах играют технологические решения — начиная от систем бронирования рабочих мест и заканчивая бесконтактным вызовом лифта или открытием дверей. Так, к примеру, в Москве в деловом комплексе “ВТБ Арена Парк” предусмотрена система умного дома — стоимость покупки офисных площадей здесь составляет 450 000 руб./м².
Фото: Авито Недвижимость
Какие альтернативные варианты стоит рассмотреть
Еще одной тенденцией на рынке коммерческой недвижимости стало развитие сервисных офисов: это рабочие пространства с гибкими условиями аренды и полным сервисным обслуживанием — в ежемесячную плату включен клининг, интернет, закупка канцелярии, мелкий ремонт и другие опции. По данным Cushman & Wakefield, каждая пятая крупная компания в России из разных сфер рассматривает возможность переезда в сервисный офис, а уже сейчас подразделения в сервисных офисах размещают такие компании как Сбербанк, Ситимобил, Тинькофф, OZON, ФСК, X5 Retail Group и другие.
Исследование «Все ли вернутся в офисы?»
70% работников хотели бы вернуться в офис в формате гибридного режима работы
39% готовы приезжать в офис только ситуативно, например, для деловых встреч
31% хотели бы работать 2-3 дня в неделю в офисе и оставшиеся дни из дома
Данные: Kelly
С распространением новых подходов к организации бизнес-процессов изменилась и роль офисных пространств. В эпоху онлайн-коммуникаций офис перестал быть исключительно рабочим местом и в первую очередь стал пространством для социализации — “живого” общения, обучения, дискуссий и встреч с коллегами. При этом, несмотря на то, что многие сотрудники работают удаленно, компании не спешат отказываться от офисных площадей. По данным Авито Недвижимости, во II квартале 2021 года спрос на покупку офисов в России вырос на 18% за год, а арендой офисных помещений стали интересоваться на 40% чаще. Средняя стоимость квадратного метра офисной недвижимости составила 61 995 рублей на рынке купли-продажи и 932 рубля в сегменте аренды.
Гибридные форматы должны прежде всего обеспечивать максимально комфортные условия для сотрудников — помогать предотвращать профессиональное выгорание и сохранять баланс между работой и личной жизнью (work-life balance), при этом поддерживая высокую эффективность бизнес-процессов. В период пандемии важнейшим требованием к офисным пространствам также стала безопасность, из-за чего работодателям пришлось учитывать новые нормы социальной дистанции и санитарно-эпидемиологические требования. На этом фоне изменились и подходы к выбору офисов — их класса, площади, планировки и даже расположения.
Как выбрать класс здания
Чем выше класс офисного здания, тем более современными инженерными коммуникациями он оснащен и тем лучше развита прилегающая к нему транспортная и социальная инфраструктура. В условиях нестабильной эпидемиологической обстановки особенно важно, что помещения различаются также системами вентиляции и кондиционирования: так, в зданиях класса D и C обычно используется естественная вентиляция, в помещениях класса A и B — механическая. Наиболее комфортную атмосферу и максимальную чистоту воздуха обеспечивают системы центрального кондиционирования офисов. Это разновидность механической вентиляции, которая помимо очистки и подогрева приточного воздуха производит влажностную подготовку — осушку в летний период и увлажнение в зимний сезон. Обычно системы центрального кондиционирования устанавливаются в офисах класса А, однако стоит иметь в виду, что помещения в таких объектах обходятся дороже. Подобрать наиболее оптимальный вариант сегодня достаточно быстро можно с помощью специализированных сервисов, где можно устанавливать необходимые фильтры и выбирать нужный класс и приемлемый диапазон цен.
Как определить необходимую площадь
Не секрет, что площадь офисного помещения зависит от числа сотрудников в организации и количества необходимого для работы оборудования. Тем не менее сегодня во внимание нужно принимать и новые санитарно-эпидемиологические меры. По рекомендациям Роскомнадзора, максимальное количество работников, которые могут одновременно находиться в одном помещении, варьируется в зависимости от площади следующим образом: до 50 м² — не более 5 человек, до 100 м² — не более 10 человек, до 200 м² — не более 25 человек, свыше 200 м² — не более 50 человек. В целом норма офисной площади на одного сотрудника составляет не менее 4,5 м².
Независимо от размера компании, перед тем, как рассчитывать офисную площадь, рекомендуется провести предварительный опрос и проанализировать — сколько сотрудников и как часто планируют приезжать в офис, какие специалисты нуждаются в изолированном рабочем месте (например, служба безопасности), а кто на постоянной основе будет работать из дома. Возможно, понадобится помещение меньшей площади, чем при обычном формате работы. При этом следует учитывать, что в определенные дни в офисе нужно будет присутствовать абсолютно всем сотрудникам, поэтому стоит организовать просторную зону для общих встреч и собраний или же заранее предусмотреть возможность быстрой перепланировки — например, с помощью модульных конструкций, позволяющих при необходимости убирать и добавлять рабочие места.
Таким образом, если взять в качестве примера организацию, где трудится 25 сотрудников, то оптимальная площадь open space при свободной рассадке (7,5 м² на человека) будет составлять примерно 187,5 м², а общая площадь офиса с тремя отдельными кабинетами, переговорной и кухней — 287,5 м².
Источник: Авито Недвижимость
Как оценить расположение
Традиционно местоположение офиса выбирают исходя из транспортной доступности и уровня развития инфраструктуры поблизости — оценить оба параметра в соотношении с диапазоном цен достаточно легко с помощью карт при поиске недвижимости на онлайн-сервисах (см. Изображение 2). Однако одновременно с этим на рынке офисных площадей прослеживается тренд на децентрализацию — перенос офисов компаний или части ее подразделений дальше от центра (например, за пределы МКАД и ТТК в Москве). При гибридном режиме данное решение позволяет распределить сотрудников по разным офисам (если у организации есть головной офис в центре города и небольшие филиалы в других районах) и сократить их время нахождения в общественном транспорте за счет работы в наиболее близком к дому филиале. Для компаний приобретение или аренда офиса не в центре помогает еще и снизить финансовые издержки — коммерческая недвижимость в центральный районах, как правило, стоит дороже.
Как организовать пространство
При гибридном режиме обычно весь офис или его основная часть отводится под коворкинг, также внедряется практика hot desking — это модернизированный open-space, в котором сотрудники вместо закрепленного рабочего места занимают свободное, но заранее забронированное место. Однако частично удаленный формат не отменяет общих встреч и конференций с сотрудниками, клиентами и партнерами, а также других мероприятий на территории офиса, поэтому его пространство должно быть максимально гибким и адаптивным. Стоит организовать отдельную зону для собраний и презентаций с возможностью подключения к ней по видеосвязи и предусмотреть изолированные переговорные комнаты.
Большую роль в гибких офисах играют технологические решения — начиная от систем бронирования рабочих мест и заканчивая бесконтактным вызовом лифта или открытием дверей. Так, к примеру, в Москве в деловом комплексе “ВТБ Арена Парк” предусмотрена система умного дома — стоимость покупки офисных площадей здесь составляет 450 000 руб./м².
Фото: Авито Недвижимость
Какие альтернативные варианты стоит рассмотреть
Еще одной тенденцией на рынке коммерческой недвижимости стало развитие сервисных офисов: это рабочие пространства с гибкими условиями аренды и полным сервисным обслуживанием — в ежемесячную плату включен клининг, интернет, закупка канцелярии, мелкий ремонт и другие опции. По данным Cushman & Wakefield, каждая пятая крупная компания в России из разных сфер рассматривает возможность переезда в сервисный офис, а уже сейчас подразделения в сервисных офисах размещают такие компании как Сбербанк, Ситимобил, Тинькофф, OZON, ФСК, X5 Retail Group и другие.