Times Estate: Ставки на офисы выросли на 5,3%, коворкинги – на 6%

Аналитики компании подвели итоги трех кварталов 2021 года для офисного рынка Москвы.
2544
Изображение взято из источника: ЦИАН
  1. Общие тенденции
Офисный рынок продолжает восстановление в основном за счет строительства и ввода новых объектов и спроса на них крупных корпораций. Сегодня можно говорить о большей стабильности сегмента, чем предполагалось в начале года и даже по итогам первого полугодия. Сектор девелопмента набрал хороший темп по сравнению с предыдущими периодами и опережает самые смелые прогнозы на 2021 год.

Основные факторы, оказывающие влияние на офисный рынок Москвы:
  • Темпы вакцинации. С увеличением доли вакцинированных сотрудников давление на бизнес и его риски снижаются.
  • Ввод новых объектов. Помогает сохранить положительную динамику рынка за счет крупных проектов built-to-suit и высокой активности корпораций.
  • Формирование новых кластеров комплексной застройки. Освоение и развитие новых промышленных территорий и общее благоустройство городских пространств (набережных, парков и прилегающей к крупным кластерам территорий) создает положительное влияние на спрос и деловую активность столицы.
  • Одним из определяющих факторов становится поддержка государства. Именно увеличение субсидирования строительной отрасли и снижение льготной ставки по ипотечным кредитам в первом полугодии позволили девелоперам активно строить и вводить новые проекты, что послужило поддержкой всей экономики. Во втором полугодии акцент смещается на участие в госпрограммах и повышение привлекательности активов. Теперь высокая стоимость недвижимости должна быть оправдана и, как минимум, соответствовать международным стандартам качества, в том числе экологическим.
 
  1. Ввод
По нашим прогнозам, впервые за последние 5 лет ввод новых объектов превысит 600 тыс. кв. м: с начала года уже введено в эксплуатацию более 450 тыс. кв. м офисных площадей (часть из них – бизнес-центры, срок ввода которых был перенесен с 2020 года в связи с карантинными ограничениями. Без учета AFI2B).
 
До конца года ожидается ввод еще около 330 тыс. кв. м офисов (самые крупные и ожидаемые из них - первая очередь делового квартала «Сколково парк» площадью 80 тыс. кв.м, бизнес-центр DM Tower - 32,5 тыс. кв.м, Парк Хуамин, площадью 24,8 тыс. кв.м). Однако, с учетом общих экономических факторов и рисков, не исключен перенос сроков ввода чисти объектов.

Большая доля строящихся офисов приходится на формат built-to-suit: около 50% от общего объема площадей предназначены для конкретного заказчика. Это абсолютный рекорд за все время существования офисного рынка столицы и неоспоримый тренд на ближайшие несколько лет.

Несмотря на большой объем ввода, практически невозможно найти блоки площадью 10+ тыс. кв.м в пределах ТТК. Это станет драйвером нового строительства под заказчика в последующие несколько лет.

Еще один тренд – рост доли коворкингов в общем объеме коммерческих площадей столицы. Сегодня этот сегмент показывает хорошую динамику и востребован, в том числе, крупными корпоративными арендаторами, в связи с чем сетевые операторы расширяют своё присутствие на рынке. По нашей оценке, до конца года планируется рост доли гибких пространств в общем предложении до 1,8%.

 
  1. Вакантность
По данным наших аналитиков, совокупная вакантность на 01.10.2021 составляет 8,7%.

Традиционно, районом с ннизкой вакантностью остается ММДЦ «Москва-Сити» (около 4%. Нужно отметить полную реализацию проекта Neva Towers, площади в котором были сданы всего за год после ввода объекта в эксплуатацию). Обошел его лишь Белорусский деловой район (3,2% блоков, доступных для арендаторов и инвесторов). Самая большая вакантность, как и в предыдущие периоды, сохраняется в Ленинградском районе – здесь свободно 11,5% офисов.

Низкий уровень общей вакантности объясняется все тем же выходом проектов built-to-suit, которые не привели к росту показателя (штаб-квартира госкорпорации Ростех - «Ростех-Сити» площадью 174 тыс. кв. м в Тушине и «Два Капитана» площадью 80 тыс. кв. м в Красногорске, где разместятся правительственные структуры Московской области) и отсутствием высвобождаемых площадей в премиальных локациях города. Кроме того, часть площадей в проектах премиум-класса уже законтрактована до ввода объекта в эксплуатацию (например, в бизнес-центре AFI2B А+ класса, который только 08 октября получил разрешение на ввод 60% площадей уже сданы или находятся в стадии переговоров).
 
К концу года вакантность увеличится незначительно (мы предполагаем её рост до 9,6-9,8%). Это связано с большим спросом со стороны арендаторов и снижением тенденции на оптимизацию пространств, скорее наоборот: штат корпораций не просто вернулся в офисы, он существенно вырос или такой рост планируется в ближайшие полгода-год, в связи с чем компании арендуют крупные блоки в классических и гибких офисах.

На текущий момент около 80% объема проектов, анонсированных к выходу до конца года, уже занято, таким образом, на стадии ввода арендаторам и инвесторам будет доступно всего 20% нового строительства. Это является еще одним сдерживающим фактором роста вакантности на офисном рынке столицы.

 
  1. Инвестиции
Общая тенденция – отток иностранного капитала с российского рынка. При этом общие инвестиции в коммерческую недвижимость достигли внушительных 270 млрд рублей (это на 35% больше показателя прошлого года). Из них инвестиции в офисную недвижимость составляют всего 10% от суммарного объема привлеченного капитала, лидером остаются участки под жилую застройку - около 57% общего объема, 26% - на сектор складской недвижимости, 7% - на объекты торговой недвижимости.
 
  1. Ставки
Арендные ставки в качественных объектах не снижаются, а в коворкингах и А классе даже показывают небольшой, но стабильный рост на протяжении всего года. Это связано с дефицитом качественных блоков в премиальных локациях, постоянном спросе на них со стороны бизнеса и инфляцией потребительских цен.

Так, средняя ставка на офисы класса А по итогам трех кварталов 2021 г. выросла на 5,3%, а на коворкинги – на 6%.

 
  1. Заключение
Офисный рынок столицы превзошел осторожные оценки аналитиков и показал стремительный рост практически по всем показателям. В перспективе 2-3 лет положительная динамика и активность рынка сохраниться, однако в меньшем темпе. Это связано с участием девелоперов в госпрограммах, повышением качества продукта и высокой активностью крупных корпораций на рынке офисной недвижимости. При этом фокус внимания застройщиков смещается в сторону ТТК и МКАД, децентрализация станет основным трендом уже в 2022 году, когда большинство новых проектов будет введено именно за пределами центра города.


Материалы по теме

Источник: news.mail.ru
Исследования рынка

Cushman & Wakefield: Офисы в Москве подорожали на 5,54%, склады – на 7%

Аналитики компании подготовили отчет MarketBeat Lite, посвященный предварительным итогам на рынке коммерческой недвижимости Москвы.

06.10
Источник: afi2b.ru
Экспертный анализ

Knight Frank: Вакантность в офисах класса А внутри ТТК снизилась на 17%

За три квартала 2021 года доля свободных офисов внутри ТТК снизилась до 6,3% в классе А и до 6,5% в классе В. При этом новый ввод уже стал рекордным за последние шесть лет. Ставки аренды выросли на 1-2%.
06.10
Источник: kovorkingi.ru
Исследования рынка

Maris: Коворкинги Петербурга подорожали более чем на 10% за год

Аналитики компании Maris в ассоциации с CBRE рассказали о тенденциях рынка коворкингов в Петербурге. По итогам 3 квартала 2021 года прирост коворкинг-центров составил 28%.
06.10

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04
Источник: CMWP
Назначения

Майя Грехова возглавит УК CMWP

До прихода в CMWP Майя занимала различные руководящие должности в таких компаниях, как PRO Realty, УК «Фасиликом», «СМАРТ-Технологии», IBS и многих других. 
17.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre