Knight Frank: Вакантность в офисах класса А внутри ТТК снизилась на 17%

За три квартала 2021 года доля свободных офисов внутри ТТК снизилась до 6,3% в классе А и до 6,5% в классе В. При этом новый ввод уже стал рекордным за последние шесть лет. Ставки аренды выросли на 1-2%.
3798
Изображение взято из источника: afi2b.ru
Аналитики компании Knight Frank подвели предварительные итоги первых трех кварталов 2021 года на рынке офисной недвижимости Москвы. Согласно исследованию, объем ввода офисов уже превысил годовой показатель 2020 года более чем в два раза, при этом спрос демонстрирует высокие темпы – вакантность офисов класса А внутри ТТК за квартал снизилась на 1,3 п.п. до 6,3%, в классе В – на 0,1 п.п до 6,5%.

По предварительным данным, объем ввода офисов за девять месяцев 2021 года составил 497,6 тыс. кв. м, что уже превысило совокупный результат 2020 года, при этом почти 80% введенных объектов относятся к классу А. Крупнейшими новыми объектами остаются бизнес-центры, которые не вышли на спекулятивный рынок – «Сбер-Сити», «Два Капитана» и «Ростех-Сити». В III квартале 2021 года было введено всего 51,3 тыс. кв. м, при этом лидером по площади стал БЦ «Большевик» Фаза II, стр. 10 (17,3 тыс. кв. м). В целом на рынке наблюдается восстановление девелоперской активности: среди крупнейших объектов, ожидаемых к вводу – БЦ «Парк Легенд» класса А и В (43 тыс. кв. м/48 тыс. кв. м), DM Tower (35 тыс. кв. м), «YE’S Технопарк» (26 тыс. кв. м) и другие.

Тем не менее, в 2022 году в центре и в развитых деловых районах столицы ввода крупных объектов не ожидается: такие проекты появятся только за пределами ТТК и МКАД. Эта ситуация значительно ограничит выбор для потенциальных арендаторов, которые хотели бы разместить сотрудников в качественных новых офисных зданиях.
Совокупный объем предложения офисного рынка Москвы по итогам III квартала практически достиг 17,5 млн кв. м, из которых 4,99 млн кв. м относятся к классу А, а 12,50 млн кв. м – к классу В.

 

Свободные площади внутри ТТК значительно сокращаются, особенно в классе А: за III квартал 2021 года доля вакантных помещений класса А сократилась на 1,3 п.п. и достигла значения 6,3%, что ниже показателя класса B (6,5%). Снижение произошло несмотря на ввод новых спекулятивных объектов класса А, таких как «Смоленский бульвар, 13» и Фаза II бизнес-центра «Большевик», в которых пока есть свободные площади.

Отличительной чертой III квартала 2021 года стали значительные темпы реализации самых качественных офисных объектов Москвы класса А с высокими ставками аренды. Полностью ушел с рынка объект Neva Towers, который был самым новым среди объектов прайм-уровня в столице. Таким образом, проект арендуемой площадью более 60 тыс. кв. м полностью реализован менее чем за год после ввода в эксплуатацию. На стадии переговоров также находится около половины площадей нового, пока официально не введенного, здания AFI2B, расположенного в Белорусском деловом районе. Более того, часть помещений объекта «ОКО» в ММДЦ «Москва-Сити», которые долго оставались в рынке, также в процессе переговоров. Стоит отметить, что уровень ставок аренды этих зданий находится на уровне премиальных объектов, примерно в 1,5 раза превышающий средневзвешенный показатель ставок аренды объектов класса А.

В целом на рынке свободными остаются около 524 тыс. кв. м в классе А и 713 тыс. кв. м в классе В. Вакантность офисов, по предварительным подсчетам, составляет 10,5% в классе А и 5,7% в классе В. С начала года показатель доли свободных площадей снизился в классе А и в классе В на 1,2 п.п. и на 0,4 п.п. соответственно. Растущий после пандемии спрос на офисы и ослабление тенденции к оптимизации пространств ведут к снижению показателя, и до конца года ожидается уменьшение вакантности на рынке офисной недвижимости Москвы.



В III квартале активный спрос продолжили демонстрировать IT-гиганты, такие как «Яндекс», Ozon, структуры Сбера. При этом в связи с уменьшающейся доступностью качественного предложения в сформированных деловых районах компании заключают сделки как в классических офисах, так и в гибких пространствах. Тенденция к уменьшению арендуемой площади офисов ослабевает и наблюдается на рынке в меньшей степени.

Запрашиваемые средневзвешенные ставки аренды в классе А составили 25 800-26 000 руб./кв. м/год (без учета операционных расходов и НДС), в классе В – 17 400-17 600 руб./кв. м/год (без учета операционных расходов и НДС). Таким образом с начала года рост в классе А оценивается в диапазоне 1-2%, в классе В –1,5-2%.

При этом внутри ТТК особенно заметен динамичный рост ставок аренды в объектах класса А: средневзвешенный показатель составил 38 761 руб./кв. м/год, (без учета операционных расходов и НДС), что почти на 3% больше, чем в предыдущем квартале. Такая динамика обусловлена появлением свободных площадей во введенных объектах (Смоленский б-р, 13), а также вымыванием менее дорогого предложения. 

 
Мария Зимина, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank, отмечает: «Мы продолжаем фиксировать высокий уровень активности арендаторов в этом году. Компании, которые готовы заключать крупные сделки, сталкиваются с дефицитом качественного предложения, поскольку даже новые бизнес-центры все чаще вводятся в эксплуатацию уже сданными. Активность арендаторов в ключевых деловых районах до конца года будет оставаться высокой, из-за чего прогнозируется рост ставок в отдельных районах, особенно в премиальном сегменте рынка».


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Зимина Мария

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: kovorkingi.ru
Исследования рынка

Maris: Коворкинги Петербурга подорожали более чем на 10% за год

Аналитики компании Maris в ассоциации с CBRE рассказали о тенденциях рынка коворкингов в Петербурге. По итогам 3 квартала 2021 года прирост коворкинг-центров составил 28%.
06.10
Источник: dmtower-bc.ru
Исследования рынка

Bright Rich: Спрос на офисы Москвы за первое полугодие стал рекордным

Новый ввод составил более 450 тыс. кв. м, а спрос – почти 800 тыс. кв. м, из них 320 тыс. кв. м относятся к классу В+.
29.09
Источник: vobox.ru
Исследования рынка

JLL: Спрос на гибкие офисы бьет все рекорды

Объем сделок в этом сегменте в 2021 году уже превзошел значение всего 2020 года.
23.09

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04
Источник: CMWP
Назначения

Майя Грехова возглавит УК CMWP

До прихода в CMWP Майя занимала различные руководящие должности в таких компаниях, как PRO Realty, УК «Фасиликом», «СМАРТ-Технологии», IBS и многих других. 
17.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre