Субаренда в новых реалиях

По оценкам международных консультантов, за полтора пандемических года число арендаторов, сдающих часть офисных помещений в субаренду, выросло в 1, 5 - 3 раза в зависимости от делового района. Артём Пантелеев, коммерческий директор строительной компании «Гинт-М», рассказывает о том, почему сдавать не своё в России по-прежнему хлопотно, но выгодно.

3377
Изображение взято из источника: msk-guide.ru

По данным JLL, спрос на офисном рынке Москвы оказался рекордно высоким за последние восемь лет: за первые три квартала 2021 года общий объем сделок составил почти 1 млн кв. метров. В свою очередь, по оценкам Knight Frank, за три квартала 2021 года доля свободных офисов, например, внутри ТТК снизилась до 6,3% в классе А и до 6,5% в классе В. При этом, девятимесячный объем ввода новых площадей уже превысил годовой показатель 2020 года более чем в два раза, а почти 80% введенных объектов относятся к классу А. В третьем квартале ещё и ускорились темпы сдачи в аренду самых качественных и дорогих офисов. Это неудивительно: в следующем году в центре Москвы и развитых деловых районах ввода крупных бизнес-центров эксперты не ожидают – только за пределами ТТК и МКАД.

По цифрам, названным выше, очевидно, что несмотря на прогнозы массовой «удалёнки» (по данным Becar Asset Management, порядка 16% компаний приняли решение не выходить до конца года в офис), ее влияние на рынок офисов, по крайней мере пока, преувеличен.

Но какая тенденция действительно ярко набирала обороты в пандемию – так это стремление компаний к оптимизации занимаемого пространства - многие были готовы переезжать, даже несмотря на действующие договоры аренды. В Becar Asset Management рассказывали, что компании либо разрывали контракты, либо стремились сдавать излишки в субаренду. Из самых громких примеров - известная международная компания собиралась отдать в субаренду более 13 тыс. кв. м в бизнес-центре “Белая площадь”. Несколько крупных лотов для субаренды были представлены в ММДЦ «Москва Сити». Сегодня эта тенденция по-прежнему жива, несмотря на то, что субаренда – процесс нервный и хлопотный.
 

Закон суров

Напомню, что субарендой нежилых помещений называется процесс, при котором арендатор сдает помещение, которое снимает сам, третьему лицу. Сдавать полностью или частично в субаренду можно всё: офисы, склады, часть площадей под ритейл, гаражи, выставочные залы – правда, исключительно с согласия собственника. В итоге собственник недвижимости и арендатор заключают договор с ещё одним физическим или юридическим лицом - в соглашении прописывается адрес помещения, его назначение, общая площадь, сдаваемая в субаренду площадь, сроки и порядок оплаты, иногда – кадастровый паспорт, акты приёмки-сдачи, свидетельство о госрегистрации и пр.

Если договор субаренды заключается более, чем на год, нужна регистрация. Этот вид деятельности подразумевает и соответствующее налогообложение, за которым нужно тщательно следить – государство сейчас живо интересуется соблюдением налогового законодательства по части подобных сделок.

Всё это – де-юре. Де-факто же далеко не все российские собственники в восторге от того, что арендаторы хотят сдавать невостребованный метраж в субаренду. Тут нужно вспомнить, что были периоды, когда офисный рынок в России рос как на дрожжах, а девелоперы рекомендовали брать арендаторам –«побольше», «сколько унесёте». Все и брали – десять тысяч квадратных метров на десять лет, двадцать тысяч и т.д. Самые мудрые владельцы здания прописывали в договорах возможность субаренды (законодательно это запретить нельзя), но с оговорками: субарендная ставка не может быть ниже той арендной платы, которую собственник установил на этом объекте для всех несданных площадей.

В итоге во время кризисов арендаторы сталкивались с одной и той же проблемой: владелец хочет «сдавать в рынке», но рынок уже другой и дает 300 долларов за квадратный метр в год, а не тысячу. Компании, желающие сдавать офисные излишки, помнили, что рубль сэкономленный – это рубль заработанный, и были готовы заработать таким образом триста, сэкономив в итоге семьсот. Но им не давали этого сделать собственники. Это, само собой, провоцировало многочисленные конфликты и споры, которые зачастую заканчивались хлопаньем дверей и съездом якорного арендатора, которому запретили субаренду по адекватным ставкам. Вывод: читайте договоры первичной аренды, и прописывайте в них возможность маневра с субарендными ставками.
 

Работа над ошибками

Предположим, вы договорились с собственником, и уже нашли счастливого субарендатора, готового вместо пустых помещений от девелопера, въехать в ваши, с отделкой и мебелью, обжитые и уютные. Как сдать так, чтобы не навредить собственному же бизнесу?

Я, как строитель, в первую очередь рекомендую обратить внимание на планировки и инженерные системы, подключив максимум экспертов. Удобнее всего в субаренду сдаются площади, изначально спроектированные небольшими блоками, где у каждогоо блока есть вся необходимая инженерия и системы обеспечения. Но в реальности такое встречается очень редко. И это большая проблема.

Как бы то ни было, офис субарендатора должен быть автономным. Неправильно, если один офис становится проходной зоной для другого. Поэтому очень важно предусмотреть отдельную входную группу из лифтового холла. Это может потребовать серьезных изменений в планировке всего этажа. Но нет ничего невозможного!

При этом возвести стены недостаточно. Новые зоны должны быть обеспечены вентиляцией, кондиционированием, электропитанием. Переговорные комнаты, где собирается большое количество людей, нельзя просто выделить перегородками. Нужно подводить коммуникации с соответствующими мощностями. Сделать это безболезненно, не затронув действующие коммуникации, чаще всего невозможно. И это основная сложность, с которой мы, как строители, сталкиваемся.

Может статься, что некогда просторный open space после субаренды нарезали на отдельные кабинеты, и воздуха теперь катастрофически не хватает. В итоге - у всех болит голова, ваши сотрудники резко захотели уволиться, а субарендатор – съехать.

Как строитель позволю себе ещё один совет: у добросовестных арендаторов обычно есть вся исполнительная документация по офисному проекту, и всегда всё известно о помещениях и инженерных системах, поэтому сюрпризов, вроде – «сверлишь под вешалку, а попадаешь на высоковольтный кабель» - не бывает.

Правда, на рынке есть бизнес-центры, которым уже по 15-20 лет, и концов там не найдёшь. Но это тоже только на первый взгляд: если хорошо поискать и опросить, то в каждом таком объекте есть эдакий хранитель здания, который знает и помнит о нём всё. Его и нужно искать.
 

Альтернатива субаренде

На фоне пандемии коронавируса происходит одно из самых глобальных в истории перераспределение офисного рынка: компании IT-сектора, e-commerce и фармацевты становятся богаче, и им нужно больше офисов; а игроки, скажем, индустрии гостеприимства – напротив, сжимаются.

И, казалось бы, зачем теперь что-то сдавать или снимать в субаренду, когда расцвёл пышным цветом новый мощнейший игрок и прямой конкурент субаренды – коворкинги. Да, последние действительно охладили интерес к классической субаренде: вот вам – полностью готовое помещение под ключ, которое не нужно содержать. По данным JLL, объем сделок аренды в гибких офисных пространствах Москвы с января по сентябрь 2021 года составил 51 тыс. кв. метров, что стало максимальным значением за сопоставимый период за всю историю рынка. Растет и средний размер сделки: два года назад он составлял 940 кв. м, то сейчас - на уровне 1 275 кв. м.

Но это только кажется, что коворкинги подвинули рынок субаренды. В действительности, это сегменты разные: в сопоставимых локациях коворкинги всё-таки дороже, и существенно. Во-вторых, многие компании предпочитают всё-таки классический, «только свой» офис, и принципиально не рассматривают гибкие пространства даже на «долгосрок».

Как бы то ни было, в ближайшие два-три года рост рынка субаренда едва ли будет существенным. Но что точно ждет офисный сектор – так это изменение форматов работы, а вслед за ними и изменение физического пространства. Бизнесов с потребностями в старых офисных концепциях становится всё меньше, а компаний, нуждающихся в гибких решениях и частичной удаленке – все больше. Даже наша компания частично перешла на работу из дома, хотя многие считают, что строительство и удаленка не совместимы. Большая часть офисных сотрудников у нас трудится дистанционно, из семи бухгалтеров одновременно в офисе теперь находятся не более двух. И это помогает не только экономить на офисе, но и снижает эпидемиологические риски, что в сегодняшней Москве с «четвёртой волной» пандемии точно не переоценить.



иГРОКИ РЫНКА

Гинт-М

Пантелеев Артем

Консалтинг и брокеридж

RealJet

Материалы по теме

Источник: ARCHKON
KnowHow

Зачем бизнесу корпоративные музеи и как их проектируют

Гибкие пространства, неформальные рабочие зоны, игровые и лектории в штаб-квартирах российских компаний вскоре может дополнить новая функция – корпоративные музеи. Илья Мейтыс, руководитель архитектурного бюро ARCHKON – о тренде на создание корпоративных экспозиций, особенностях проектирования музеев для бизнеса и возможностях для масштабирования идеи.
29.11
Источник: afi2b.ru
Исследования рынка

Knight Frank: Поглощение в офисах Москвы вырастет втрое

По итогам года аналитики также ожидают снижения вакантности и умеренного роста ставок. Коворкинги для крупных корпоративных клиентов уступают место сервисному BTS.
26.11
Источник: Apollax Space
Сюжет

Офис. От Древнего Египта до наших дней

Все чаще можно услышать, что на офисном рынке набирают вес новые форматы. В плане организации рабочего времени рынок действительно меняется, однако современные идеи оформления пространств – это скорее следствие эволюции, чем переворота. О том, как развивались офисные пространства, рассказывает Иван Гуськов, основатель и генеральный директор Apollax Space.
19.11

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (28 апреля - 4 мая)

«Белые Сады» прошли зеленую сертификацию, Times Estate рассказала о переменах, а Malltech - об открытиях, Stone завершает переезд в новую штаб-квартиру, а «ВкусВилл» покоряет ОАЭ. Эти и другие новости - в нашей традиционной подборке за неделю.
04.05
Источник: cre.ru
Сделка

«Киевская площадь» купила «Люблинское поле»

Год Нисанов и Зарах Илиев выкупили торговый центр в районе Люблино.
 
05.05
Источник: CRE
Сделка

Haval занял «Клин»

Автопроизводитель арендовал 42 тыс. кв. м складов на севере Подмосковья. Аренда такого объема здесь может стоить компании порядка 600-650 млн рублей в год с учетом НДС и операционных расходов.
05.05
Источник: Moscow Research Forum
Игроки рынка

Silver City и Lighthouse стали премиальными

Еще двум бизнес-центрам O1 Properties присвоен класс Prime. В соответствии с новой классификацией, разработанной Moscow Research Forum (компании NF Group, CORE.XP, IBC Real Estate, Nikoliers, Commonwealth Partnership) к классу Prime относятся также: БЦ «Белая площадь», «Романов двор», AFI2B, Four Winds Plaza, «Белые сады», «Башню на Набережной», STONE Курская и Neva Towers Business Centre. Список дополняется.
05.05
Источник: famil.ru
Назначения

Крупное назначение в OBI

Главой OBI Россия назначена Светлана Можаева из Familia.
 
05.05
Источник: Пресс-служба AFI Development
Проект

В AFI2B Tagilskaya стартовали продажи офисов

Стартовали продажи офисов в инновационном многофункциональном комплексе AFI2B Tagilskaya. Проект реализуется в рамках комплексной застройки жилого квартала «Сиреневый парк» в Метрогородке.
05.05
Источник: CMWP
Управление недвижимостью

CMWP возьмется за «Евгеньевский»

Компания выступит консультантом по предэксплуатации нового жилого квартала в Санкт-Петербурге.
06.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre