Ситуация на рынке
Реакция клиентов на сложившуюся ситуацию в первую очередь зависит от этапа, на котором находится реализуемый проект. На сегодняшний день нам неизвестно о приостановленных проектах, находящихся в стадии строительства, так как подобный вариант неминуемо влечет за собой значительные финансовые потери. В то время как заморозка активностей на различных этапах подготовки стала решением для примерно 40 - 45% проектов.
Безусловно, поведение заказчиков значительно варьируется в зависимости от страны происхождения компании. Большинство иностранных структур предпочли поставить на паузу текущие проекты, в том числе находившиеся на заключительных стадиях проработки или в стадии тендера по выбору строительного подрядчика. Российских заказчиков можно разделить на две части: крупные корпорации, реализующие долгосрочные программы модернизации офисной недвижимости и формирующие основу рынка, преимущественно не стали сворачивать свои активности, тогда как компании, планировавшие реализацию единичных проектов, предпочли временную приостановку.
Реакция клиентов на сложившуюся ситуацию в первую очередь зависит от этапа, на котором находится реализуемый проект. На сегодняшний день нам неизвестно о приостановленных проектах, находящихся в стадии строительства, так как подобный вариант неминуемо влечет за собой значительные финансовые потери. В то время как заморозка активностей на различных этапах подготовки стала решением для примерно 40 - 45% проектов.
Безусловно, поведение заказчиков значительно варьируется в зависимости от страны происхождения компании. Большинство иностранных структур предпочли поставить на паузу текущие проекты, в том числе находившиеся на заключительных стадиях проработки или в стадии тендера по выбору строительного подрядчика. Российских заказчиков можно разделить на две части: крупные корпорации, реализующие долгосрочные программы модернизации офисной недвижимости и формирующие основу рынка, преимущественно не стали сворачивать свои активности, тогда как компании, планировавшие реализацию единичных проектов, предпочли временную приостановку.
«Многие компании не могут прогнозировать дальнейшее развитие бизнеса, поэтому предпочитают не входить в новые обязательства и ставят на паузу запущенные ранее проекты новых офисов или реновации уже существующих, – комментирует Александр Алейников, коммерческий директор Pridex. - С другой стороны, в условиях невозможности размещения заказов на ключевые импортные позиции активность генеральных подрядчиков ограничена выполнением обязательств по действующим договорам - они просто не могут предоставить клиенту актуальные коммерческие условия реализации проектов».
Источник: Pridex
Материалы и оборудование
Высококлассный офис – это, в первую очередь, качественные отделочные материалы и инженерное оборудование. Причем, чем амбициознее и сложнее проект, тем больше в нем импортируемых из стран ЕС и США комплектующих. Такое положение дел связано с самим форматом современного офиса, который пришел к нам из развитых стран и предполагал использование определенных видов материалов.
С необходимостью импортозамещения российский рынок fit-out впервые столкнулся в 2014 году, когда из-за резких колебаний курса валют широкое использование иностранной продукции стало нерациональным. Именно тогда стартовали процессы локализации производств финишных материалов, часть из которых можно считать успешными. Благодаря такому курсу в России появились производители фальшполов, керамогранита и электроосвещения.
В целом, ситуация с основными группами материалов и оборудования выглядит следующим образом:
• Черновые материалы
Риск увеличения сроков поставок: минимальный; производство большинства черновых материалов локализовано в России;
Риск роста стоимости: в рамках инфляции, в отдельных случаях в силу присутствия в сырьевой базе валютных позиций или чрезмерного спроса возможны более высокие коррекции;
Необходимость поиска новых поставщиков: минимальная.
• Финишные материалы
Риск увеличения сроков поставок: высокий. Новые логистические ограничения добавились к уже существующим проблемам, вызванным пандемией короновируса, что в результате привело к коллапсу поставок;
Риск роста стоимости: высокий. Стоимость многих позиций привязана в стоимости валюты;
Необходимость поиска новых поставщиков: высокая. Целые классы позиций представлены исключительно импортом из стран ЕС и США: премиальные ковровые покрытия, потолочные системы, сантехнические приборы и т. д. Сертификация продукции новых поставщиков займет определенное время.
• Инженерное оборудование
Риск увеличения сроков поставок: высокий. Как и в случае с финишными материалами это связано с логистическими ограничениями, которых с начала пандемии COVID-19 становится всё больше;
Риск роста стоимости: высокий. Стоимость многих позиций также привязана в стоимости валюты;
Необходимость поиска новых поставщиков: наиболее проблемное направление, поиск подходящих под требования рынка решений может потребовать серьезных временных затрат.
Источник: Pridex
«Несмотря на столь серьезные вызовы, рынок профессиональных строительных услуг по отделке и инженерному оснащению офисных помещений обладает достаточным запасом прочности и практическим опытом преодоления кризисных ситуаций, - резюмирует Александр Алейников. - Для сглаживания роста себестоимости и увеличения сроков поставок игроками рынка могут быть предприняты следующие шаги:
- расширение партнерства с китайскими поставщиками, на долю которых приходится порядка 40% поставок комплектующих для офисных интерьеров. Уже сейчас ведутся активные поиски партнёров по наиболее проблемным позициям: ковровой плитке, потолочным системам, электротехническому оборудованию и элементам умной инфраструктуры офисов;
- развитие российского производства - в том числе, за счет увеличения его конкурентоспособности, связанной с ослаблением рубля. В новых условиях у отечественных поставщиков отделочных материалов и инженерного оборудования появляется дополнительный простор для развития».
Персонал
Дальнейшее ослабление рубля и ограничение валютных переводов уже в краткосрочной перспективе может повлиять на рынок рабочей силы, задействованной в строительных проектах. Важно понимать, что в данный момент значительную часть рабочего персонала представлена иностранными гражданами, для которых вышеперечисленные факторы являются критичными.
«В то же время риски, связанные с иностранным персоналом, системно прорабатывались крупными генподрядными компаниями вне привязки к внешним обстоятельствам, – говорит управляющий директор Pridex Дмитрий Вишняков. – Например, в нашей структуре уже несколько лет развивается программа по поиску и привлечению персонала в российских регионах, что позволяет компенсировать возможный отток рабочей силы».
Последствия
В моменте ухудшение обстановки вряд ли окажет прямое влияния на fit-out подрядчиков, сосредоточенных на текущих проектах, реализация которых с большой степенью вероятности будет завершена, но значительно усложнит борьбу за новые проекты, без которых невозможно продолжение бизнеса.
Развитие рынка fit-out будет двигаться в сторону укрупнения подрядных структур. Тест на прочность пройдут лишь наиболее сильные компании, ресурсов и опыта которых хватит на завершение текущих и выигрыш новых проектов. К таким игрокам по средствам поглощения или перехода персонала присоединятся компании, в силу тех или иных обстоятельств оказавшиеся уязвимыми перед кризисом.
Анализируя опыт предыдущих кризисов, которые успешнее преодолевали компании, сумевшие выработать новые, более совершенные подходы к реализации проектов, можно предположить, что на рынке появятся структуры, объединяющие в себе возможности fit-out подрядчика и IT-оператора, ресурсы которых позволят реализовывать в режиме «одного окна» проекты офисов с мощной IT-инфраструктурой.