Перспективы использования BIM-технологий в сфере fit-out

Несмотря на то, что технологии информационного моделирования сейчас обсуждаются в первую очередь в контексте их обязательного внедрения для застройщиков, не менее важным является их применение и в сегменте fit-out. Компания Pridex проанализировала перспективы использования BIM в fit-out проектах, а также выделила основные препятствия и драйверы роста.
3645
Изображение взято из источника: Пресс-служба Pridex
Fit-out – это процесс оснащения здания инженерными системами, строительства интерьеров и создания мультимедийной инфраструктуры. Первые проекты с использованием BIM-технологий в этой сфере пришлись на середину 2010-х годов. На текущий момент вотчиной BIM являются сверхкрупные проекты: информационное моделирование используется большинством заказчиков в этом сегменте, среди которых Сбер, Газпром, Тинькофф и др. Тем не менее, тенденция к усложнению интерьеров и их технологического оснащения создает экономические предпосылки для использования BIM в том числе средними и небольшими заказчиками.

По оценке Pridex, уже через пять лет проекты площадью более 10 000 кв. м полностью перейдут на использование технологий информационного моделирования. Кроме того, BIM будет применяться более чем в половине проектов площадью от 5 000 кв. м, а в более мелких сегментах доля таких проектов будет расти в среднем на 10% в год. Однако реалистичность данного прогноза будет зависеть от того, насколько эффективно участникам рынка удастся решить существующие проблемы.

Драйверы и препятствия

Основным препятствием для широкого использования BIM-проектирования в сфере fit-out является отсутствие BIM-моделей у уже реализованных проектов - даже в случае с новыми застройками подобная практика пока является скорее исключением, чем нормой для рынка. В таких условиях проектировщики и генподрядчики сегмента fit-out вынуждены оставаться в среде CAD.

Кроме того, переход на информационное моделирование неизбежно потребует от компании дополнительных ресурсов: покупка софта, мощные компьютеры с большим объемом памяти, обучение текущих специалистов либо привлечение новых – при этом проектировщики с опытом работы в BIM, как правило, хотят получать на 10-20% больше. Самый простой способ компенсировать эти затраты – увеличить стоимость услуг по проектированию (примерно на 15-20%), что не всегда устраивает заказчика. С другой стороны, если рассматривать переход на BIM в долгосрочной перспективе, предполагается, что он должен окупить себя за счет повышения эффективности бизнес-процессов и снижения сроков выполнения задач. Однако важно понимать, что для этого мало просто проектировать в BIM – необходим полноценный переход бизнеса к использованию этой технологии, налаживание работы в общей среде данных (СОД), которой будут пользоваться специалисты на стройках, производственно-технический отдел, аудиторы и др.

И конечно, по-прежнему до конца не решен вопрос с использованием софта зарубежных разработчиков в условиях санкций: так, в марте свою деятельность в РФ приостановила компания Autodesk – создатель программного обеспечения Revit, которое занимает более 50% российского рынка. Конечно, существуют отечественные аналоги, такие как Renga или nanoCAD, однако переход на их использование потребует дополнительного времени и средств.

Что касается драйверов, на текущий момент важную роль в ускорении процесса перехода на BIM-технологии играет государство, которое заинтересовано в повышении прозрачности строительной отрасли, а также возможности более строгого контроля за проектами, финансируемыми (частично или полностью) из государственного бюджета. Введение на законодательном уровне обязательного использования BIM компаниями, осуществляющими строительство объектов госзаказа, а в дальнейшем и всеми застройщиками, работающими в сегменте долевого строительства, безусловно, повысит скорость внедрения новых технологических решений.

Кроме того, несмотря на сложность и высокую стоимость перехода, информационное моделирование интересно и подрядчикам, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на каждый этап строительства, а также уменьшить вероятность допущения критических ошибок, которые могут поставить под угрозу всю дальнейшую работу - это особенно актуально для ранних стадий проекта. Благодаря возможностям BIM подрядчик может оперативно и объективно оценить влияние любых корректировок, с минимальными затратами произвести замену материалов для отделки стен/полов/потолков - без дополнительного времени на редактирование и пересчет спецификаций.

Работа с использованием BIM-моделей в первую очередь выгодна компаниям с высокой культурой бизнеса, деятельность которых сосредоточена на эффективном выстраивании и координации производственных процессов.

Какие преимущества дает использование BIM в fit-out проектах?

• Сохранение актуальности данных на всех этапах строительства благодаря работе всех участников проекта в единой среде;
• Сокращение временных затрат на проектные операции - в одном файле/модели могут работать сразу несколько специалистов;
• Предотвращение проектных ошибок с помощью инструментов автоматического поиска и выявления коллизий;
• Качественная и единообразная документация благодаря системе шаблонов;
• Отсутствие ошибок в спецификациях - автоматизированный сбор данных исключает вероятность неточности;
• Возможность связать проектные данные со строительно-монтажными графиками и бюджетно-сметной документацией, что позволяет избежать ошибок в календарном планировании, а также закупках и поставках материалов на объекты строительства.
«Использование BIM выгодно всем участникам рынка, так как позволяет работать с объектами строительства в единой среде, всегда иметь на руках актуальные данные и своевременно закладывать в проект необходимые изменения, которые в ином случае вылились бы в потерю времени и денег, - комментирует Дмитрий Вишняков, управляющий директор Pridex. – В рамках пилотных проектов мы уже успели в полной мере оценить обозначенные преимущества технологии и в ближайшей перспективе планируем расширить ее применение на всех наших клиентов. Думаю, что переход на информационное моделирование является неотъемлемой частью конкурентоспособного развития, а существующие проблемы могут повлиять лишь на сроки этого перехода, но не на конечный результат».


 


Материалы по теме

KnowHow

Что такое BIM и какие задачи решают новые технологии?

Эксперты инжиниринговой компании Aurora Group помогают разобраться и четко представить суть технологии BIM.
09.10
Точка зрения

BIM: от экономического эффекта до тенденций на рынке

Юлия Татаринова, руководитель направления информационного моделирования в строительстве компании КРОК, Андрей Татаркин, BIM-менеджер департамента интеллектуальных зданий
07.05
Экспертный анализ

Главное про BIM на практике

Управляющий Партнер Холдинга «АрТель» Вадим Кириллов рассказал о том, почему технология информационного моделирования - это коммерчески выгодно, а также о главных сложностях перехода на BIM.

24.05

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre