Times Estate: Гибкие офисы страдают, но восстановление произойдет быстрее, чем в классической аренде

По данным компании, вакантность в сегменте достигла 40%, однако операторы продолжают расширять свои портфели, а спрос на современные помещения остается на высоком уровне.
3001
Изображение взято из источника: Times Estate
Вакантность

На конец II квартала доля свободных помещений в гибких пространствах Москвы увеличилась до 40% (в марте 2022 года этот показатель составлял 15%, а в конце мая - 25%), при этом около трети площадок заполнены на 100%.

Среди причин можно выделить релокацию части IT-специалистов, которые занимали около 15-20% помещений и освобождение помещений действующими арендаторами в связи с новыми экономическими условиями и скорректированной стратегией развития. Очевидно, что расширение штата, под которое были арендованы «запасные» площади, в среднесрочной перспективе не будут востребованы большинством компаний, в связи с этим они готовы не только сдавать излишки в субаренду или переуступать права по действующим контрактам, но и выходить из арендных отношений с уплатой предусмотренных штрафов. Ярким примером такой оптимизации занимаемых площадей стал Ozon, который отказался от 17,3 тыс. кв. м в бывшем здании Минэкономразвития на Овчинниковской набережной (оператора Flexity) и с февраля ищет субарендаторов на 24,6 тыс. кв. м в «Искра-Парке» (оператор BusinessClub), не успев туда даже въехать.

Объем предложения



 
На конец II квартала в Москве открыто 340 тыс. кв. м гибких офисов (без учета строящихся площадок и BTS), и еще 130 тыс. кв. м заявлено к вводу до конца года. На данный момент можно говорить о сохранении заявленных сроков подготовки площадок, в связи с чем к концу года рынок гибких офисов может составить 450-470 тыс. кв. м, это около 2,6% от общего объема офисных помещений в Москве.

Также можно отметить увеличение доли сетевых операторов (десять крупнейших из них занимают 66% объема всего рынка) и площадок под конечного клиента (BTS), что соответствует трендам всего офисного рынка. На конец июня доля проектов BTS составляет 27%, а на сетевых операторов приходится около 90-92% всех гибких офисов столицы.



 
Прогноз

Согласно нашим оценкам, восстановление сегмента гибких офисов начнет происходить раньше, чем классического, по ряду причин.

Во-первых, благодаря адаптивности пространства, спроектированной изначально, арендаторам проще изменять арендуемую площадь под число действующих сотрудников, уменьшая или увеличивая количество рабочих мест. Во-вторых, технологическая составляющая сервисных офисов позволяет достигать высокого уровня комфорта (на большинстве площадок есть собственные приложения, позволяющие как управлять инженерными системами и мультимедиа, так и бронировать переговорные и даже доставку еды на рабочее место). В-третьих, это уже традиционное отсутствие затрат на подготовку помещения к въезду и меньшие операционные расходы. И в заключение – большинство гибких офисов расположены в Центральном деловом районе и в Москва-Сити (46% действующих площадок), которые неизменно пользуются спросом со стороны рынка, отличаются хорошей транспортной доступностью и престижностью.


Материалы по теме

Источник: CRE
Исследования рынка

Maris: В коворкингах Петербурга дорожает краткосрок

По данным компании, тарифы на краткосрочную аренду рабочего места в первом полугодии увеличились, в то время, как стоимость длительной аренды продемонстрировала некоторое снижение или осталась на прежнем уровне (в зависимости от типа рабочего места). Объем предложения за полугодие вырос на 21,3%.
27.07
Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: Спрос на офисы повторил прошлогодний результат

По данным компании, в первом полугодии 2022 составил 606 тыс. кв. м (в первом полугодии 2021 – 610 тыс. кв. м), однако по итогам года прогнозируется некоторое снижение спроса относительно среднегодовых показателей. Всего было введено 37,8 тыс. кв. м, а по итогам года новый ввод составит около 300 тыс. кв. м, что также ниже средних объемов за последние 10 лет.
25.07
Источник: CRE
Исследования рынка

IPG.Estate: Несмотря на уход иностранных компаний, спрос на гибкие офисы в Петербурге стабилен

Заполняемость в успешных проектах, расположенных в центральной части города, составляет 80-90%. Основной аудиторией остаются IT-компании, либо IT-структуры компаний из других сегментов – нефтегазового, финансового, ритейла, госсектора и др.
22.07

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre