CORE.XP: ТЦ в регионах чувствуют себя лучше московских

Приостановка и прекращение деятельности международных брендов, серьезно отразившиеся на рынке московских ТЦ, оказала влияние и на торговые объекты в регионах России. Но было ли это влияние таким драматичным? Какую долю занимают иностранные арендаторы в торговых центрах российских городов? Какой процент занимают «иностранцы» в различных торговых сегментах? Как введенные ограничения отразились на уровне вакансии?

На основе релевантной выборки торговых объектов в десяти российских городах с населением от 300 тысяч до более миллиона человек отдел исследований CORE.XP подготовил ответы на эти вопросы. В анализ включались ТЦ различного формата: окружные (GLA 20 000-45 000 кв. м), региональные (GLA 45 000-80 000 кв. м), суперрегиональные (GLA более 80 000 кв.м). Общим критерием выступала современность и востребованность объектов.
2685
Изображение взято из источника: CORE.XP
Статус деятельности международных брендов по итогам шести месяцев с начала СВО

Приостановка деятельности по-прежнему является наиболее распространенным статусом у зарубежных брендов, арендующих площади в торговых центрах. География происхождения брендов полностью прекращающих работу в РФ пока уже, чем тех, кто заявил о приостановке или реструктуризации.

Начало третьего квартала сопровождалось заявлениям ряда иностранных компаний, среди которых бренды группы H&M и Mothercare, о прекращении бизнеса в России. Помимо этого, реструктуризацию провели американские Samsonite и Levi’s, в процессеребрендинга находится французская Sephora.




Представленность зарубежных брендов в региональных ТЦ

Наибольшей популярностью у международных брендов исторически пользуются крупные и крупнейшие торговые объекты, являющиеся ключевыми в городах-миллионниках России –именно с этих городов начинался девелопмент качественных торговых объектов, которые и привлекали «иностранцев». Дополнительно, такие ТЦ позволяют зарубежным арендаторам сохранить концепции своих магазинов в отношении размера занимаемого помещения и соседства, обладают стабильным потоком посетителей и, зачастую, не имеют аналогов на местном рынке.

Представленность международных брендов в торговых центрах регионов России ниже московских показателей - им отводится порядка 27% площадей (в Москве – до 40%). В среднем, доля иностранных магазинов, открытых через партнеров, варьируется от 5 до 40 процентов. Однако крупные бренды (группы H&M, Inditex, бывшие бренды LPP) преимущественно открывают свои магазины напрямую.




Доля иностранных брендов в различных торговых сегментах

Существенная доля «иностранцев» сосредоточена в сегментах fashion, косметики и спортивных товаров. Главными игроками в этих сегментах выступают:

• Одежда, обувь, аксессуары – турецкий Colin’s, итальянские Terranova, Benetton, Intimissimi, Calzedonia и Tezenis, шведский H&M, польская группа брендов LPP (в наст. время RE,CR, M, Син, XC- ОАЭ), а также бренды группы Inditex (Zara, Zara Home, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius, Oysho, Massimo Dutti).

• Косметика и парфюмерия – французские Yves Rocher и L’Occitane(в наст. время – Л'Окситан, Россия)

• Спортивные товары– немецкий Adidas, французский Decathlon и американский Quiksilver.

Уход иностранных брендов с российского рынка в рамках представленных профилей характерен для сегментов Fashion (2% от общего количества торговых точек) и Детских товаров (18%). Статус «Приостановка деятельности» значителен в сегментах спортивных товаров (36,8%), одежды (6%) и товаров для дома (5%). Сохранение «выжидательной» позиции в данных категориях арендаторов является позитивным признаком, так как они занимают весомую долю в общем объеме занимаемых площадей.



Последствия для рынка торговых центров

Доля иностранных ритейлеров, принявших решение о приостановке или прекращении деятельности, составляет от 3% до 25%. Среди брендов, объявивших об уходе, преобладают бренды Соединенных Штатов Америки (Levi’s, Starbucks) и Швеции (H&M). В перспективе, высокий рост доли свободных площадей зависит от дальнейших решений группы Inditex и Adidas, так как они занимают значительный объем площадей (порядка 10-12% от общей GLA).

Текущий средний уровень вакансии, в особенности в региональных и суперрегиональных ТЦ, говорит об устойчивости крупных моллов в регионах России. Доминирование «больших» форматов сопряжено с отсутствием конкурентов на внутригородском рынке, устойчивым трафиком посетителей (ТЦ – «объект притяжения» в городе), отсутствием флагманских форматов магазинов с точки зрения площади, на которые сложно найти замену. С другой стороны, падение покупательской способности в регионах происходит быстрее, поэтому исключать риски снижения посещаемости и падения товарооборотов нельзя.



Выводы

• Торговые центры регионов России в данном кризисе чувствуют себя «увереннее» московских. Присутствие иностранных арендаторов в них ниже, что сокращает риски увеличения вакансии.

• Доминирование крупных ТЦ на локальных рынках стало преимуществом городов России. Отсутствие конкурентов у подобных объектов выгодно для собственников не только в период стабильности, но и в текущий переходный период – трафик посетителей не «перетекает» в другие объекты.

• Риски роста вакансии сохраняются. Основным фактором будет являться решение группы брендов Inditex и Adidas.


Материалы по теме

Источник: CRE
Исследования рынка

NAI Belarus: Ввод ТЦ в Минске опередил Москву

В столице Беларуси был введен один объект общей площадью 33 тыс. кв. м - ТЦ Green Time. Среди московских объектов официально открыт только ТЦ Discovery (GLA 17,5 тыс. кв. м), еще в двух объектах состоялись технические открытия. Компания NAI Belarus, являющаяся белорусским представительством сети консалтинговых компаний NAI Global, подготовила отчет о состоянии рынка торговой недвижимости Минска по итогам первого полугодия 2022.
04.08
Источник: CRE
Экспертный анализ

Knight Frank St. Petersburg: Международные бренды освободили пока только 2,6 тыс кв. м площадей на центральных торговых улицах Петербурга

Аналитики консалтинговой компании Knight Frank St. Petersburg оценили влияние ухода международных брендов на рынок стрит-ретейла Петербурга. Так, по оценкам экспертов, в I полугодии объем свободного предложения помещений стрит-ретейла увеличился на 5% (до 49 тыс. кв. м.) по сравнению с результатом 2021 года, при этом ушедшие международные бренды освободили около 2,6 тыс. кв. м площадей на центральных торговых улицах.

26.07
Источник: IPG.Estate
Исследования рынка

IPG.Estate: Премиальный сегмент в ТЦ Петербурга пострадает больше всего

При негативном сценарии (окончательном уходе приостановивших работу брендов) вакансия к концу года может достигнуть 20%. Также в этом случае ожидается снижение ставок аренды. Новое строительство по итогам года может составить 57 тыс. кв. м с учетом введенного в первом полугодии ТЦ «Прометей».
26.07

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre