Knight Frank: Рынок складской недвижимости Китая может прийти в Россию в формате бондовых складов

Аналитики компании изучили складской рынок КНР, его динамику и перспективы к росту доли России в трансграничном обороте китайского онлайн-ритейла.
3231
Изображение взято из источника: Knight Frank
По данным консалтинговой компании Knight Frank Russia, рынок складской недвижимости Китая оценивается в общей сложности более чем в 1,1 млрд кв. м. При этом доля высококачественных площадей по различным оценкам составляет не более 6,9%, поскольку подавляющее большинство действующих складских площадей — бывшие промышленные объекты, не подходящие под современные требования к хранению и распределению товаров. Макроэкономические условия развития складской недвижимости Китая различаются в зависимости от провинции, что выражается в неравномерном уровне развития логистической инфраструктуры и объемах качественной складской недвижимости. Одним из драйверов развития внутреннего спроса является сфера электронной торговли. E-commerce компании также выступают основным источником спроса на высококачественные складские площади. Увеличение объемов трансграничной электронной торговли Китая стимулирует строительство зарубежных складов и бондовых складов на экспорт в зонах транзитной торговли. На конец 2021 года суммарная площадь зарубежных складов китайских компаний составила более 16 млн кв. м. По различным оценкам до 86% всего объема трансграничной электронной торговли Китая проходит через зарубежные склады. Доля России в трансграничной электронной торговле Китая на конец 2018 года составила 11,3%. В условиях ограниченного импорта из стран Европы и США можно, с одной стороны, ожидать увеличение площадей, занятых китайскими компаниями, действующими по модели зарубежного склада. С другой стороны, принятие изменений в Таможенный кодекс, касающихся ввода процедуры бондового склада, может также служить дополнительным стимулом к увеличению присутствия китайских компаний на российском рынке.
 
Ольга Широкова, региональный директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Russia: «Китайский рынок складской недвижимости — один из наиболее крупных и развитых в мире. Он значительно отличается от российского по объему и доле качественного предложения, профилю арендаторов и условиям формирования рынка. Мы также видим, как Китаем стимулируется развитие зарубежных складов за пределами страны для увеличения товарооборота в сфере международной электронной торговли. Поскольку Китай является одним из основных партнеров России в сфере электронной торговли, мы можем ожидать, что в условиях изменения логистических цепочек китайские компании начнут рассматривать увеличение складских мощностей и на российском рынке. Способствовать этому может уточнение механизма функционирования режима бондового склада для зарубежных маркетплейсов в рамках обсуждаемого законопроекта, а также сотрудничество с министерством коммерции Китая в разработке отраслевых и национальных стандартов по строительству зарубежных складов китайских компаний на российском рынке».
 

 
По данным Китайской ассоциации складирования и логистики (CAWD) и Knight Frank Mainland China, суммарная площадь складских объектов Китая составляет более 1,145 млрд кв. м, из которых лишь от 70 до 80 млн кв. м (6,1%–6,9%) являются высококачественными складами класса A. Это объясняется тем, что рынок качественной складской недвижимости в Китае начал формироваться лишь недавно, из-за чего подавляющее большинство складских площадей — бывшие промышленные объекты.

За период с октября 2021 по март 2022 года объемы ввода высококачественных складских площадей составили 7,56 млн кв. м. При этом, по данным CAWD, за 2021 год суммарная площадь ввода высококачественных площадей материкового Китая составила 14,7 млн кв. м со среднемесячными темпами ввода в 1,225 млн кв. м. Таким образом, общая обеспеченность складскими площадями в Китае составляет около 0,81 кв. м/чел. (в РФ — 0,24 кв. м/чел.), а высококачественными площадями – около 0,05 кв. м/чел. (в РФ — 0,08 кв. м/чел.).

Ожидается, что в ближайшей перспективе увеличится предложение качественных складских площадей в городах-спутниках крупнейших агломераций. Это может произойти из-за ограничения предложения пригодной под индустриальную застройку земли в городах-центрах агломераций. Так, по данным министерства земельных и природных ресурсов Китая, объем предложения земли под строительство промышленных объектов сократился с 2,1 тыс. кв. км в 2013 году до 1,23 тыс. кв. км в 2018 году.

В отличие от средней арендной ставки на российском рынке складской недвижимости, средняя ставка аренды в Китае не показывает постоянного роста и относительно стабильна, несмотря на значительные различия между провинциями. Для России рост ставки обусловлен низкой вакансией высококачественных объектов вместе с растущим спросом со стороны арендаторов. Для китайского рынка ввиду подавляющего объема менее востребованных складских площадей низкого класса вакансия остается на стабильном уровне 11–13%. По мнению аналитиков Knight Frank Mainland China, это связано с тем, что растущий спрос на высококачественные складские площади в некоторых провинциях своевременно удовлетворяется открытием новых объектов.



Основным драйвером спроса на складские площади на конец 2021 года выступают компании сферы электронной торговли, 3PL-логистики, фармацевтики и свежих продуктов. На них приходится до 70% новых договоров аренды. 17% спроса формируют компании потребительских товаров, изделий из пластмассы, бумаги и упаковки. Оставшиеся 13% приходятся на компании, реализующие электронику и бытовую технику, мебель и товары для дома, автомобильные и сопутствующие товары.

Китай — крупнейший рынок электронной торговли в мире. Согласно 14-му пятилетнему плану развития страны, общие объемы оборота товаров (GMV) в сфере электронной торговли должны увеличиться с 37,2 трлн юаней (5,8 трлн долл.) в 2020 году до 46 трлн юаней (7,2 трлн долл.) в 2025 году. По данным McKinsey, на Китай приходится до 40% объема мирового рынка электронной торговли. При этом на онлайн-продажи приходится более 50% от общего числа розничных продаж. По данным China International E-Commerce Network (CIECC), объем трансграничного импорта и экспорта в 2021 году достиг 1,98 трлн юаней, что на 17% больше, чем в 2020 году (1,69 трлн юаней). 77% всего объема приходится на экспорт. По данным LeadLeo, доля России в экспорте электронной торговли Китая на 2018 год составляла 11,3% от общего объема (третье место). Первое и второе место — у США (17,5%) и Франции (13,2%) соответственно.
 
По данным аналитиков Knight Frank Russia, к концу года в Московском регионе и Санкт-Петербурге ожидается увеличение вакантных площадей, предлагаемых в аренду и субаренду, до 5–6%. Арендаторы оптимизируют бизнес-процессы и сокращают занимаемые площади, а часть иностранных компаний уходят с рынка. Учитывая прогнозируемое Банком России снижение предложения потребительских товаров, можно ожидать установление нового равновесия на складском рынке, при котором новые арендаторы способны удовлетворить потребности в площадях уже построенных объектов.

Дополнительным стимулом выхода на российский рынок китайских арендаторов может послужить обсуждаемая программа промышленной ипотеки, а также запуск формата зарубежных и бондовых складов на территории РФ. По данным Fudan Institute of Belt and Road & Global Governance (BRGG), на конец 2021 года в России функционирует более 30 зарубежных складов Китая, ориентированных, в основном, на продажу одежды и бытовой техники.

Возможность использования процедуры бондового склада широким кругом юридических лиц позволит маркетплейсам сократить текущее высвобождение площадей и снизить долю субаренды на рынке даже с учетом развития параллельного импорта.


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Широкова Ольга

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Востребованность складов формата BTS в Московском регионе будет снижаться

По прогнозам аналитиков компании, после рекордного с точки зрения спроса на строительство складов по built-to-suit 2021 года, рынок перейдет на преимущественно спекулятивную аренду, а также на услуги 3PL- и фулфилмент-операторов. Кроме того, в отчете отмечается уменьшение арендной ставки до 5 800 рублей за кв. м в год с перспективой дальнейшего снижения до 5 300 – 5 500 рублей к концу года.
15.08
Источник: CRE
Исследования рынка

Bright Rich: Транспортные компании потеснили e-commerce на складах Петербурга

Как рассказали аналитики, лидерами по объему сделок стали транспортные и производственные компании, а также логистические операторы. Общий спрос превысил 300 тыс. кв. м. Средневзвешенная ставка на склады класса А по данным компании составляет 5 850 рублей за кв. м.
12.08

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre