Как изменился спрос на проектирование нежилой недвижимости в 2022 году: 5 тенденций рынка первого полугодия

Проведя сравнительный анализ потребностей рынка первых полугодий 2021 и 2022 года, специалисты архитектурного бюро UNKCI сформулировали 5 ярких тенденций изменения структуры запроса на проектирование нежилой недвижимости.
2378
Изображение взято из источника: CRE
«Развитие внутреннего туризма, включая регионы с недооцененными рекреационными возможностями, уход западных брендов, освободивший торговые и офисные помещения, формирование различных по тематике точек притяжения, а также разнообразие государственных инициатив – всё это в последние полгода привело к появлению новых тенденций развития рынка нежилой недвижимости», – рассказывает Николай Миловидов, руководитель архитектурного бюро UNKCI.
  1. Региональный спрос превысил столичный
Одной из первых тенденцией, оказывающих весомое влияние на формирование рынка, можно назвать увеличение количества региональных запросов при одновременном снижении столичных. Таким образом, доля регионального спроса превысила столичные показатели в 1,5 раза.
  1. Снижение количества запросов на обустройство офисов
Вторым немаловажным явлением стало снижение количества запросов на обустройство офисов. По оценке команды UNKCI доля спроса на разработку рабочего пространства снизилась втрое. На ситуацию повлиял уход крупных западных брендов, которые долгие годы являлись основными инициаторами обустройства новых рабочих пространств. Помимо отмены создания новых офисов для таких компаний, это привело к освобождению уже оборудованных помещений. Следовательно, российские организации стараются использовать возникшую вакансию, не вкладывая средства в разработку новых офисных проектов. Также можно наблюдать снижение запроса со стороны банковского сектора, где заинтересованность в корпоративном обустройстве в последние полгода существенно уменьшилась.
  1. Раскрытие рекреационного потенциала
Третьей тенденцией, отличающий спрос на проектирование в 2022 году, является повышенное внимание к туризму на территории России. Речь идёт как о новых проектах, так и о реновациях. Раньше основой внутренний туристический поток был направлен на Санкт-Петербург, Крым и Краснодарский край. Курорты Алтая, Карелии, Камчатки казались менее привлекательными в силу недостаточной развитости инфраструктуры, либо ограниченной транспортной доступности. Сейчас эти регионы получили возможность преображения и развития. Наряду с этим, более интенсивно инвестируются средства и в рекреационную инфраструктуру Прибайкальской территории.
  1. Культурное усиление
Специалисты архитектурного бюро UNKCI также отмечают увеличение количества запросов на проектирование новых культурных пространств. Например, открытие филиалов крупных государственных музеев и театров в регионах. Это один из векторов государственной политики в этом секторе. Создание арт-пространств и креативных кластеров, как точек притяжения для активных слоев населения, ценящих эстетическое просвещение и новаторство, происходит как в малых городах России, так и в Санкт-Петербурге, Москве.
  1. От потребления к социальным ценностям
На фоне снижения востребованности новых торговых площадей возрастает количество заявок на проектирование социальных объектов. Помимо культурных проектов динамично разрабатываются спортивные комплексы, востребовано обустройство общественных пространств, зон отдыха в природной среде: скверов и парков. Доля социально значимых проектов в последние полгода выросла на 30%.


Материалы по теме

Источник: Pridex.ru
Экспертный анализ

Fit-out в новой экономической реальности: от роста доли проектов с госучастием до формирования новых стандартов услуг

Несмотря на богатую историю кризисов, ситуация, сложившаяся на данный момент в сегменте офисной недвижимости и смежном с ним направлении строительных и инженерных услуг (fit-out), значительно сложнее чем когда-либо, так как комбинирует вызовы, возникавшие ранее по отдельности. Специалисты компании Pridex подготовили материал о том, как меняется эта индустрия и каковы дальнейшие перспективы развития бизнеса в текущих реалиях.
23.03
Источник: Q1 Group
Точка зрения

Как рост стоимости строительных материалов отразится на проектах офисной недвижимости

Генеральный директор компании Q1 Group Екатерина Ньюман – о том, как изменится соотношение импортных и российских стройматериалов в проектах строительства офисов и на что стоит рассчитывать в краткосрочной перспективе тем, кто уже находится в процессе строительства нового рабочего пространства.

11.03
Источник: Blank Architects
Точка зрения

Под открытым небом и с коворкингом: международные тренды проектирования гостиничной недвижимости, которые приходят в Россию

Гостиничная недвижимость в России продолжает развиваться под эгидой внутреннего туризма и действующих ограничений на международные перемещения. Только за последний год в Москве открылись 13 новых гостиниц, а за последние 10 лет количество отельных и курортных комплексов в России увеличилось вдвое, до 28 тыс. объектов. При этом архитектура гостиничных центров неизбежно трансформируется – под влиянием не только потребностей туристов, но и с учетом появления новых материалов, а также трендом «здорового строительства». Магда Чихонь, партнер-основатель архитектурного бюро Blank Architects, - о ключевых тенденциях в проектировании гостиничной недвижимости, которые постепенно появляются в российских реалиях.
13.01

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 декабря)

«Риотэкс» досдал очередной БЦ и приобрел новый - уже 16-й, в Москве подвели итоги года для разных сегментов коммерческой недвижимости, Accent Capital завершила инвестиционный цикл СК «А-Терминал», MR Group достраивает штаб-квартиру Яндекса, новый «Термолэнд» открылся в Москве, розничной торговле подвели итоги в материале CRE Retail, Pridex Spaces усилила команду, X5 Group может заключить крупнейшую сделку по аренде офисов, а Дом.РФ выставил на продажу землю под склады.
22.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: ГК «Риотэкс»
Сделка

ГК «Риотэкс» купила два бизнес-центра Capital Group

Общая площадь БЦ «Авиньон 1»  и «Авиньон 2» составляет 17 000 кв. м. После реновации объект войдет в сеть РТС и получит название «РТС «Чертановская».
18.12
Источник: Галс-Девелопмент
Переговоры

X5 Group заедет в БЦ Dubinin’Sky

Ритейлер договаривается с «Галс-девелопмент» об аренде 35 000 кв. м офисов в строящемся БЦ. Консультант сделки - NF Group.
20.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Жизнь замечательных сетей: темпы роста онлайна замедляются, а покупатели начали возвращаться в оффлайн

По итогам 2024 года, объём продаж на рынке e-commerce в России вырастет на 36%, достигнув 10,7 трлн рублей. Впервые в истории российского ритейла покупки одежды и обуви онлайн догнали оффлайн. Доля e-commerce в стране продолжает увеличиваться по всем сегментам, и по отдельным уже к 2028-му превысит 80 %, прогнозируют в INFOLine. На стороне онлайна весь 2024-й по-прежнему играли удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и более привлекательные, по сравнению с «каменной розницей», схемы налогообложения. Однако уже к концу 2024-го сразу несколько категорий покупателей начали разворачиваться в сторону «каменной розницы» с её более высоким качеством клиентского опыта, возможностями социализации и «атмосферностью». И хотя пока количество «возвращенцев» для игроков онлайна – как слону дробина, ценовая и кадровая гонка на фоне растущих претензий к сервису и товарам, инфляции, удорожания и усложнения логистики, транзакций, дефицита складских площадей, ужесточения условий работы и усиления внимания к отрасли государства, а также фундаментальных проблем самих бизнес-моделей электронных площадок, уже в 2025-м могут запустить в e-commerce кардинальные изменения.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail

Продолжение. Начало см. здесь и здесь
20.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre