Штаб-квартира для российского бизнеса: особенности проектирования и актуальность в новых условиях

Российские компании продолжают свое развитие в тренде консолидации собственных подразделений: созданием штаб-квартир озабочены не только такие IT-гиганты, как «Яндекс» и OZON, а также и крупные банки, производственный и государственный сектор. Кроме того, освобождающиеся западными компаниями большие офисы в престижных локациях и современных зданиях могут быть заняты российскими игроками уже в ближайшее время – а, значит, штаб-квартиры будут создаваться не только путем строительства новых объектов, но и реновации уже существующих.
 
О том, в чем особенности проектирования штаб-квартир для российских компаний, офис какого масштаба может считаться штаб-квартирой и что предпочтительнее для бизнеса - строить здание с нуля под себя или взять готовые площади под реновацию, рассказывает руководитель архитектурного бюро ARCHKON Илья Мейтыс.
4000
Изображение взято из источника: ARCHKON
Смысл формата
 
Стоит начать с того, какие офисы в принципе могут считаться штаб-квартирами, поскольку на этот счет существует ряд предубеждений. Часто штаб-квартирами называют исключительно отдельно стоящие здания площадью от нескольких десятков тысяч квадратных метров, которые целиком занимает один арендатор или собственник: в качестве примеров, как правило, вспоминаются штаб-квартиры таких компаний, как Google, Oracle, General Electric и других всемирно известных брендов.
 
Однако на самом деле штаб-квартиры могут начинаться от 500-1 000 кв.м, а в одном объекте может находиться сразу несколько главных офисов разных компаний. По своей сути штаб-квартира – это головной офис какой-либо структуры, имеющей множество других подразделений и представительств в одном или нескольких городах. И главный офис может быть рассчитан как на размещение только руководителей, так и на объединение разных департаментов или сайд-бизнесов компании в одном объекте.
 
Размер штаб-квартиры, разумеется, зависит от размера самой компании, а также от специфики ее деятельности. Например, если мы говорим о структуре, управляющей сетью медицинских клиник, то ее главный офис может быть небольшим, от 2 000 до 3 000 кв.м, поскольку в нем нужно расположить только управленческий персонал, финансовые службы и HR, а все функциональные подразделения находятся непосредственно в клиниках. В то же время, такие компании, как VK или «Ростелеком» аккумулируют в штаб-квартире непосредственно разработчиков, службы технической поддержки: поэтому им требуется от нескольких десятков тысяч квадратных метров с собственной инфраструктурой и серверными.
 
Стоит отметить, что вне зависимости от масштаба, сейчас в архитектурных проектах штаб-квартира – это еще и определенный шаблон, формат дизайнерского решения, по которому создаются офисы под потребности бизнеса.
 
Как правило, для создания штаб-квартир бизнесы выбирают наиболее представительные объекты: офисы класса А или А+ в престижных локациях. Однако есть и исключения: например, банки и государственные структуры тяготеют к размещению своих главных офисов в отдельно стоящих исторических особняках в центре города.
 
Что внутри

Набор рабочих пространств для штаб-квартиры имеет свои определенные минимальные стандарты. Помимо опен-спейсов для сотрудников, в них обязательно предусматриваются переговорные комнаты разных масштабов – от больших конференц-залов на сто человек и до мини-переговорных, рассчитанных на совещание 2-3 человек. Также обязательными в современных штаб-квартирах становятся помещения для проведения ВКС – это особенно актуально для компаний с удаленными филиалами.
 
Вспомогательные помещения обязательно включают места приема пищи, зоны ожидания и ресепшен на этажах, кофе-пойнты. В последние годы к этому списку добавились индивидуальные шумоизолирующие кабины для телефонных переговоров, зоны коворкинга для совместной работы команд, незакрепленные неформальные рабочие места в общественных пространствах. Последнему уделяется особенное внимание в штаб-квартирах всероссийских компаний: наличие таких рабочих мест важно для командированных сотрудников и обеспечивает им комфортную работу на время служебных заданий. Кабинеты руководителей устраиваются в штаб-квартирах в зависимости от масштаба бизнеса: например, в компаниях с большой численностью сотрудников руководство может размещаться на отдельном этаже. Но современный подход к дизайну предполагает и наличие временных кабинетов для руководства в опен-спейсах: для этого зоны выделяются стеклянными перегородками, и их также могут использовать сотрудники для оперативных совещаний как дополнительные переговорные. Интересно, когда в дизайне ряда помещений отражаются личности руководителей или их хобби, предпочтения. Например, в общественных зонах или в пространствах с неформальными переговорными для клиентов и партнеров могут появляться репродукции русской живописи или объекты современного искусства – они, с одной стороны, выступают акцентами в интерьере, с другой – создают впечатление, сообщают о ценностях компании.
 
Весь остальной функционал выступает скорее дополнением, чем обязательным набором. Забирая в аренду или в собственность целые этажи, крылья зданий или корпуса бизнес-центров, компании приглашают архитекторов и дизайнеров для того, чтобы наполнить смыслом в том числе дополнительные, не занятые рабочими местами, зоны офиса. В таких пространствах мы обычно предлагаем организовать образовательные кабинеты для тренингов и обучения сотрудников, подготовить спортивные залы для занятий на тренажерах, игровые комнаты с мини-футболом или настольным теннисом. Среди последних трендов штаб-квартир выделяются корпоративные музеи: например, для ряда проектов мы предлагали такие зоны, которые среди прочего выполняют HR-функцию и служат местом качественной экспозиции истории и достижений компании. Проектируя офис для ГНИВЦ, мы также учли потребность компании в качественной репрезентации перед потенциальными кандидатами, и предложили современное решение HR-зоны. В тренде сегодня и офисные сады и оранжереи – как часть биофильного дизайна, создающего благотворную среду для человека.
 
В зависимости от конструктива здания в штаб-квартирах также организовывают террасы, остекленные атриумы для всесезонного отдыха сотрудников. Не меньшее значение приобретает и внутренняя территория бизнес-центра, если штаб-квартира занимает одно или несколько офисных зданий в границах одного делового квартала. Например, такие компании как «Лаборатория Касперского» или «Тинькофф» активно задействуют территорию офисных парков в том числе для размещения летних неформальных рабочих зон и проведения корпоративных мероприятий на открытом воздухе. 
 
Построить или отремонтировать
 
Найти и адаптировать под свои нужды готовые офисы компаниям, нуждающимся в штаб-квартирах, всегда проще и дешевле, чем строить объекты с нуля. Однако, поскольку на офисном рынке Москвы долгое время наблюдался дефицит больших блоков от 10 000 кв.м, некоторые компании, в том числе «Яндекс», приняли решение построить под себя офисные центры в формате BTS. Сейчас же, с уходом западных арендаторов, ситуация может поменяться: строящиеся офисные кластеры от девелоперов заранее рассчитаны на размещение одной или нескольких штаб-квартир разных компаний, а объект в формате shell&core можно подготовить к переезду бизнеса «под ключ» в течение нескольких месяцев, а не лет.
 
На рынке также может вырасти количество примеров интересных реконструкций офисов под штаб-квартиры: например, при уходе из объекта одного арендатора и расширении и консолидации соседей, можно с минимальными затратами адаптировать площади, сохранить действующие инженерные системы и ограничиться новым дизайн-проектом, который визуально объединит площади между собой.
 
Российская почва
 
Наивно полагать, что с уходом иностранных брендов уйдут и мировые стандарты проектирования офисов, а российские бизнесы вернутся к формату темных кабинетов и длинных коридоров. Десятки лет развития в России западных компаний познакомили наши бизнесы с разнообразным видением офисного дизайна и набором решений для штаб-квартиры большой бизнес-структуры, а также определенным подходом в проектировании, в основу которого ложится комфорт сотрудников.
 
Безусловно, проектирование главного офиса или штаб-квартиры для российской компании всегда отличалось и будет отличаться от проекта для европейской, американской или азиатской компании. Однако отличия лежат в области подхода к дизайнерским решениям и цветовой гамме. Например, для российских фирм характерна тяга к нейтральной цветовой гамме в корпоративном стиле с яркими точечными цветовыми акцентами – это мы стремимся учесть и в интерьерах.
 
Также российские компании более осторожно относятся к размещению руководителей в одних открытых зонах с сотрудниками и предпочитают закрытые кабинеты: отдельное помещение и личный рабочий стол становятся частью статуса руководителя. При этом такое разделение практически отсутствует в европейских и, в первую очередь, скандинавских компаниях. Но в целом эффективные планировки, требования к интегрированным в офисный интерьер мультимедиа и IT-системам, качественному инженерному оборудованию в значительной степени унифицированы и не имеют национальных особенностей.
 
Гораздо большее влияние на дизайн офисов для штаб-квартир оказывают сфера деятельности и география компании, а с недавних пор и пандемия. Удаленная работа резко и решительно изменила традиционные рабочие места и ускорила внедрение гибридной формы занятости, совмещения работы из дома с работой в офисе. Это радикально повлияло на подход к проектированию. К примеру, если раньше незакрепленные рабочие места проектировались только в офисах креативных бизнесов и сфере IT, то сейчас это нормальная практика и для промышленных, и для государственных структур. Так, в проектах нашего бюро подобные зоны появились в офисах ГНИВЦ, СИБУР, МТС и «Росатом».
 
Благодаря гибриду, в свою очередь, в офисах освобождается 20-30% площадей опен-спейсов. Их можно рационально использовать для размещения зон отдыха, игровых или строительства дополнительных переговорных комнат. Постепенно концепция гибкого офиса с незакрепленными рабочими местами одерживает победу и в консервативных российских структурах. В перспективе это может изменить формат штаб-квартир, но не приведет к отказу от них, поскольку представительская функция офиса для приема клиентов, встречи сотрудников и поддержки корпоративной культуры по-прежнему остается важной для бизнеса. 


Материалы по теме

Источник: Bright Rich
Исследования рынка

Bright Rich: Спрос на коворкинги в Петербурге формируют «газовики» и «айтишники»

Аналитики консалтинговой компании Bright Rich | CORFAC International рассказали о том, какие показатели демонстрирует рынок гибких офисных пространств Петербурга.
05.09
Источник: Deworkacy
Экспертный анализ

Фокус на высокотехнологичные офисные пространства

Большинство сотрудников, работающих в офисах Москвы, поддерживает гибридную стратегию и делает акцент на обучении и общении, как наиболее важных ценностях. Значимость дизайна и использования высоких и «зеленых» технологий растет. Deworkacy и Knight Frank провели совместное исследование рынка.
01.09
Источник: ИТКОЛ
Точка зрения

Кризис площади: как вернуть арендаторов в офисы и ТЦ

Рынок аренды коммерческой недвижимости резко снизил показатели на фоне санкций, в основном — из-за того, что иностранные компании стали покидать офисы высокого класса. При этом помещения класса «В» и «С» столкнулись с ростом конкуренции за арендаторов. О перспективах рынка и эффективных инструментах продвижения коммерческой недвижимости класса «В» и «С» рассказала Марина Кононенко, коммерческий директор компании «ИТКОЛ».

31.08

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre