Mall Side: Обзор рынка торговой недвижимости за 3 квартал 2022 года

Компания представила обзор торгового сегмента, в том числе, по ситуации в ТЦ и стрит-ритейле, поведению ритейлеров и потребителей товаров и услуг.
4277
Изображение взято из источника: CRE
Потребительское поведение



Снижение покупательской способности. Прогноз Минэкономразвития по инфляции составляет 20% по итогам 2022 г.

Наибольший спад расходов приходится на категории: fashion (37-41%), БТиЭ (15-23%), непродовольственная группа (до -5%)

В сфере услуг сильно упали расходы на спорт (23- 43%), прирост категорий развлечения и общепит во многом обусловлен низкой базой из-за локдауна

Продолжила рост посещаемость аутлетцентров. Сокращение киноконтента привела к выбору другого вида досуга

 

Ритейл-операторы



Тренды
 
Большая часть сетевых операторов придерживается выжидательной позиции
 
Усиление олигополии специализированных рынков: продукты, детские товары, БТиЭ, товары для дома.
 
Передача бизнеса иностранными компаниями, открытие сетей под новыми брендами (LPP, McDonalds, Starbucks, L`Occitane и др.)
 
Рост внимания к универмагам российских предпринимателей/дизайнеров. Например, в Самаре были открыты сразу 2 универмага «Наши», Slavа. Ожидается развитие Телеграф и выход новых игроков
 
За I полугодие 2022 года на Российский рынок вышли только 2 международных оператора, что в 3,5 раз меньше аналогичного показателя за I полугодие 2021
 
В начале 2023 планируют выйти несколько корейский операторов – альтернатива Uniglo, ведутся переговоры о вхождении турецких производителей одежды и операторов из РБ, Казахстана, Ирана и др.
 
Часть российских ритейлеров продолжают расширять свой бизнес. Например, Lime, MFG (Zarina, BeFree и др), Золотое яблоко, не только расширяют присутствие, но и экспериментируют с форматом
 
Возможный сценарий
 
Увеличение доли досуговых, спортивных и предоставляющих иные услуги арендаторов (в I полугодии 2022 доля сделок с арендаторами категорий услуг и развлечений суммарно составила 61% от общего количества)
 
Сокращение доли кинотеатров в составе арендаторов к концу года приведет к сложностям в перепрофилировании площадок
 
Прекращение переговоров по экспансии, либо обсуждение «голого» процента, приостановка СРМ на уже согласованных площадках
 
 

Торговые коридоры
 

 
Суммарный объем предложения в аренду помещений формата street retail на центральных торговых коридорах Москвы составил 20 тыс. кв.м. Наибольшая вакансия отмечена на ул. Покровка (29%), ул. 1-я ТверскаяЯмская (16%), ул. Мясницкая (13%).
 
Диапазон запрашиваемых арендных ставок составляет от 21 тыс. руб./кв.м/год до 286 тыс. руб./кв.м/год. Наиболее высокие запрашиваемые ставки аренды соответствуют помещениям, расположенным на ул. Никольская, Тверская ул., Маросейка ул., Пятницкая ул.
 
В среднем по выборке бюджет аренды помещения площадью 135 кв.м составит 945 тыс.руб./мес., при ставке аренды 84 тыс. руб./кв.м/год.
 
Приостановка деятельности международных брендов не привела к резкому росту предложения
 


 
 

Торговые центры
 

 
По результатам шести месяцев 2022 г. в Москве открылось три торговых центра совокупной арендопригодной площадью 25 тыс. кв. м. (ТЦ Discovery, ТЦ Нагорный, ТЦ Байконур). В 3 кв. 2022 введен только ТЦ Орион (GLA - 20,9 тыс.кв.м). Средний уровень вакантности в Москве во 2 кв. 2022 увеличился на 1,2 п. п., относительно аналогичного показателя 2021 г. и составил 13,2%, при этом по сравнению с предыдущим кварталом 2022 года показатель практически не изменился.
 
Тренды
 
Наблюдается тренд на открытие малоформатных торговых центров
 
Большинство иностранных ритейлеров продолжают исполнять обязательства по аренде при закрытых магазинах.
 
По данным Focus BI падение посещаемости в суперрегиональных ТРЦ в период с 11-й по 20-ю неделю 2022 г., составило -23%, в то время как в районных ТЦ за аналогичный период средний прирост трафика составил +2%
 
Возможный сценарий
 
Согласно планам девелоперов и различным оценкам ввод торговых площадей в Москве может достигнуть порядка 181,8 тыс кв. м в 2023 г.
 
Новое предложение продолжит формироваться за счёт торговых площадей районного формата (средняя площадь вводимых качественных торговых центров в Москве с 2014 года уменьшилась на 82% и в I полугодии 2022 составила 10504 м2)
 
Рынок ожидает период жесткой конкуренции и борьбы за потребителя и арендатора, а также риск закрытия/передачи банкам слабых объектов.


Материалы по теме

Источник: CORE.XP
Экспертный анализ

CORE.XP: Вакансия в ТЦ выросла на треть за один квартал

По данным аналитиков компании, до конца года доля свободных площадей может достигнуть 15-20%. О прекращении деятельности на территории РФ или реструктуризации бизнеса заявили 31% и 27%, соответственно.
28.09
Источник: MLSD
Исследования рынка

Mall Side: Исследование торговых коридоров Москвы

Аналитики компании изучили доступные предложения по продаже и аренде помещений стрит-ритейла на основных торговых коридорах столицы.
 
13.09
Источник: CMWP
Экспертный анализ

CMWP: Вакансия в московском сегменте стрит-ритейла достигла 15%

Ситуация изменится к 2022 году, если приостановившие работу магазины освободятся физически. В то же время, в компании отмечают, что российские бренды уже начали занимать места уходящих брендов.
08.09

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre