5 главных трендов рынка DIY в 2022

2021 год стал рекордным для рынка DIY по обороту розничной торговли. Текущий год внес свои существенные коррективы и в результате по данным INFOLine, за первое полугодие 2022 оборот снизился на 3% без учета цен. Но какие тенденции стоят за сухими цифрами? Об этом рассказывает Анатолий Нестеров, генеральный директор «Торговой Сети «Технониколь».
3811
Изображение взято из источника: Технониколь
Тренд 1 – Снижение трафика в ТЦ и рост онлайна 

В связи с закрытием ряда магазинов и уходом популярных брендов, трафики в моллах просели. По разным оценкам они упали на 7-15%, однако, важно понимать, что средняя температура по больнице здесь не отражает реального положения дел. По факту в некоторых торговых центрах, особенно в регионах, трафик упал гораздо значительнее. Это подстегнуло развитие онлайна, так, по нашим оценкам, по некоторым позициям продажи в онлайне выросли в 5 раз. Часть сетей отмечают, что снижение трафика в моллах сказалось на уровне продаж. Тем не менее, специфика DIY сектора заключается в том, что покупатели предпочитают выбирать отделочные материалы оффлайн для того, чтобы видеть, как они сочетаются друг с другом и оценить их характеристики самостоятельно. Поэтому мы не ожидаем, что спрос полностью перераспределится в сторону онлайна.

Тренд 2 – Изменение потребительского поведения

Индекс потребительской уверенности по итогу 2 квартала 2022 г. упал до синус 31% (по данным  Росстата), что сравнимо только с результатами первого квартала 2016 года, когда мы наблюдали экономический кризис. С того момента индекс еще не опускался настолько низко. Инфляция остается на высоком уровне и составляет порядка 21,5% (по данным Банка России), что дополнительно стимулирует потребителей сокращать расходы, а сети – запускать собственные торговые марки. На первый план вновь выходит рациональное потребление, о котором мы говорим последние 5 лет. По многим позициям люди начинают переходить в более низкий ценовой сегмент, однако, в DIY мы этого практически не наблюдаем – мало кто готов купить более дешевый инструмент, который поломается через несколько дней. Сокращение расходов населения  – это вызов для любого бизнеса, но в сегменте DIY на спрос влияют и другие факторы – в частности, продажи квартир и ИЖС, где у компаний есть повод для оптимизма. Кроме того, уход ряда брендов привел к перераспределению спроса среди тех, кто остался на рынке.

Тренд 3 – Рост ИЖС

Пожалуй, самый позитивный из трендов. За первое полугодие россияне построили 32,9 млн кв. м жилья, что почти в полтора раза больше показателя за аналогичный период 2021 года – 20,3 млн кв. м жилья. Рост составляет 62%, и конечно, это поддержало рынок DIY. Лидерами по ИЖС стали Московская и Ленинградская области, Башкортостан, Краснодарский край и Татарстан. Очевидно, что текущая экономическая нестабильность в будущем отразится на уровне ввода, но мы оптимистично смотрим на ситуацию в будущем.

Тренд 4 – Смена и перераспределение поставщиков

Не секрет, что сети, работающие в западных регионах, сотрудничали в том числе с западными поставщиками. В условиях санкций им пришлось оперативно переориентироваться на отечественных партнеров. Особенно непросто это далось сетям, работающим в Калининградской области, т.к. это несет за собой определенные логистические вызовы. Одновременно с этим рынок покинула IKEA, у которой в России было открыто 26 магазинов. Это беспрецедентный случай для истории рынка DIY в нашей стране. Выручка компании за 2021 в России составила 157,2 млрд рублей. Напомню, IKEA была ориентирована именно на локальных поставщиков, с уходом бренда все они остались без крупнейшего окна сбыта. Часть из них вынуждена была закрыться, но другая – налаживает сотрудничество с другими сетями. На полтора месяца закрывались OBI, что также ударило по поставщикам.

Тренд 5 – Логистические вызовы

Еще один беспрецедентный вызов года для бизнеса – вынужденная перестройка логистики. Все маршруты доставки через Европу перекрыты. Доставлять грузы из Китая в дальневосточные порты, используя суда западных компаний, уже невозможно. Поставки в Калининград блокированы – как железнодорожные, так и автотранспортные. Компании переходят от контейнерной перевозки на железнодорожный транспорт через азиатские страны, однако мощность этого пути ограничена. Это ведет к увеличению сроков поставки, а значит и к отсутствию товара на полке, в случае, если ритейлер все же не справился с вызовом. Глобально логистика в России перестраивается буквально задом наперед – если раньше поставки шли из Европы с севера через Москву на юг и так же через Москву с запада на восток, то сейчас ситуация ровно обратная. Именно поэтому многие сети заявляют о том что их главная цель сейчас – сохранить товар на полке. Нам это удается.


Материалы по теме

Рейтинг

Рейтинг: где в Подмосковье больше всего DIY форматов

В 2020 году в городах Подмосковья будет в 2 раза больше гипермаркетов, рынков и комплексов, торгующих строительными материалами, чем в Москве. 
11.12
Точка зрения

Как поживают гипермаркеты DIY?

По мнению Сергея Камлюка, CEO инвестиционной компании KEY CAPITAL, из гипермаркетов DIY «выживут» только самые умные и быстро адаптирующиеся к меняющейся реальности.
19.03

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre