5 главных трендов рынка DIY в 2022

2021 год стал рекордным для рынка DIY по обороту розничной торговли. Текущий год внес свои существенные коррективы и в результате по данным INFOLine, за первое полугодие 2022 оборот снизился на 3% без учета цен. Но какие тенденции стоят за сухими цифрами? Об этом рассказывает Анатолий Нестеров, генеральный директор «Торговой Сети «Технониколь».
3534
Изображение взято из источника: Технониколь
Тренд 1 – Снижение трафика в ТЦ и рост онлайна 

В связи с закрытием ряда магазинов и уходом популярных брендов, трафики в моллах просели. По разным оценкам они упали на 7-15%, однако, важно понимать, что средняя температура по больнице здесь не отражает реального положения дел. По факту в некоторых торговых центрах, особенно в регионах, трафик упал гораздо значительнее. Это подстегнуло развитие онлайна, так, по нашим оценкам, по некоторым позициям продажи в онлайне выросли в 5 раз. Часть сетей отмечают, что снижение трафика в моллах сказалось на уровне продаж. Тем не менее, специфика DIY сектора заключается в том, что покупатели предпочитают выбирать отделочные материалы оффлайн для того, чтобы видеть, как они сочетаются друг с другом и оценить их характеристики самостоятельно. Поэтому мы не ожидаем, что спрос полностью перераспределится в сторону онлайна.

Тренд 2 – Изменение потребительского поведения

Индекс потребительской уверенности по итогу 2 квартала 2022 г. упал до синус 31% (по данным  Росстата), что сравнимо только с результатами первого квартала 2016 года, когда мы наблюдали экономический кризис. С того момента индекс еще не опускался настолько низко. Инфляция остается на высоком уровне и составляет порядка 21,5% (по данным Банка России), что дополнительно стимулирует потребителей сокращать расходы, а сети – запускать собственные торговые марки. На первый план вновь выходит рациональное потребление, о котором мы говорим последние 5 лет. По многим позициям люди начинают переходить в более низкий ценовой сегмент, однако, в DIY мы этого практически не наблюдаем – мало кто готов купить более дешевый инструмент, который поломается через несколько дней. Сокращение расходов населения  – это вызов для любого бизнеса, но в сегменте DIY на спрос влияют и другие факторы – в частности, продажи квартир и ИЖС, где у компаний есть повод для оптимизма. Кроме того, уход ряда брендов привел к перераспределению спроса среди тех, кто остался на рынке.

Тренд 3 – Рост ИЖС

Пожалуй, самый позитивный из трендов. За первое полугодие россияне построили 32,9 млн кв. м жилья, что почти в полтора раза больше показателя за аналогичный период 2021 года – 20,3 млн кв. м жилья. Рост составляет 62%, и конечно, это поддержало рынок DIY. Лидерами по ИЖС стали Московская и Ленинградская области, Башкортостан, Краснодарский край и Татарстан. Очевидно, что текущая экономическая нестабильность в будущем отразится на уровне ввода, но мы оптимистично смотрим на ситуацию в будущем.

Тренд 4 – Смена и перераспределение поставщиков

Не секрет, что сети, работающие в западных регионах, сотрудничали в том числе с западными поставщиками. В условиях санкций им пришлось оперативно переориентироваться на отечественных партнеров. Особенно непросто это далось сетям, работающим в Калининградской области, т.к. это несет за собой определенные логистические вызовы. Одновременно с этим рынок покинула IKEA, у которой в России было открыто 26 магазинов. Это беспрецедентный случай для истории рынка DIY в нашей стране. Выручка компании за 2021 в России составила 157,2 млрд рублей. Напомню, IKEA была ориентирована именно на локальных поставщиков, с уходом бренда все они остались без крупнейшего окна сбыта. Часть из них вынуждена была закрыться, но другая – налаживает сотрудничество с другими сетями. На полтора месяца закрывались OBI, что также ударило по поставщикам.

Тренд 5 – Логистические вызовы

Еще один беспрецедентный вызов года для бизнеса – вынужденная перестройка логистики. Все маршруты доставки через Европу перекрыты. Доставлять грузы из Китая в дальневосточные порты, используя суда западных компаний, уже невозможно. Поставки в Калининград блокированы – как железнодорожные, так и автотранспортные. Компании переходят от контейнерной перевозки на железнодорожный транспорт через азиатские страны, однако мощность этого пути ограничена. Это ведет к увеличению сроков поставки, а значит и к отсутствию товара на полке, в случае, если ритейлер все же не справился с вызовом. Глобально логистика в России перестраивается буквально задом наперед – если раньше поставки шли из Европы с севера через Москву на юг и так же через Москву с запада на восток, то сейчас ситуация ровно обратная. Именно поэтому многие сети заявляют о том что их главная цель сейчас – сохранить товар на полке. Нам это удается.


Материалы по теме

Рейтинг

Рейтинг: где в Подмосковье больше всего DIY форматов

В 2020 году в городах Подмосковья будет в 2 раза больше гипермаркетов, рынков и комплексов, торгующих строительными материалами, чем в Москве. 
11.12
Точка зрения

Как поживают гипермаркеты DIY?

По мнению Сергея Камлюка, CEO инвестиционной компании KEY CAPITAL, из гипермаркетов DIY «выживут» только самые умные и быстро адаптирующиеся к меняющейся реальности.
19.03

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: Panelao
Игроки рынка

Apleona меняет имя на Panelao

Ребрендинг связан с переходом под управление нового собственника "Делавар Инвестмент Компани". 
16.12
Источник: ГК «Риотэкс»
Сделка

ГК «Риотэкс» купила два бизнес-центра Capital Group

Общая площадь БЦ «Авиньон 1»  и «Авиньон 2» составляет 17 000 кв. м. После реновации объект войдет в сеть РТС и получит название «РТС «Чертановская».
18.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre