5 главных трендов рынка DIY в 2022

2021 год стал рекордным для рынка DIY по обороту розничной торговли. Текущий год внес свои существенные коррективы и в результате по данным INFOLine, за первое полугодие 2022 оборот снизился на 3% без учета цен. Но какие тенденции стоят за сухими цифрами? Об этом рассказывает Анатолий Нестеров, генеральный директор «Торговой Сети «Технониколь».
3179
Изображение взято из источника: Технониколь
Тренд 1 – Снижение трафика в ТЦ и рост онлайна 

В связи с закрытием ряда магазинов и уходом популярных брендов, трафики в моллах просели. По разным оценкам они упали на 7-15%, однако, важно понимать, что средняя температура по больнице здесь не отражает реального положения дел. По факту в некоторых торговых центрах, особенно в регионах, трафик упал гораздо значительнее. Это подстегнуло развитие онлайна, так, по нашим оценкам, по некоторым позициям продажи в онлайне выросли в 5 раз. Часть сетей отмечают, что снижение трафика в моллах сказалось на уровне продаж. Тем не менее, специфика DIY сектора заключается в том, что покупатели предпочитают выбирать отделочные материалы оффлайн для того, чтобы видеть, как они сочетаются друг с другом и оценить их характеристики самостоятельно. Поэтому мы не ожидаем, что спрос полностью перераспределится в сторону онлайна.

Тренд 2 – Изменение потребительского поведения

Индекс потребительской уверенности по итогу 2 квартала 2022 г. упал до синус 31% (по данным  Росстата), что сравнимо только с результатами первого квартала 2016 года, когда мы наблюдали экономический кризис. С того момента индекс еще не опускался настолько низко. Инфляция остается на высоком уровне и составляет порядка 21,5% (по данным Банка России), что дополнительно стимулирует потребителей сокращать расходы, а сети – запускать собственные торговые марки. На первый план вновь выходит рациональное потребление, о котором мы говорим последние 5 лет. По многим позициям люди начинают переходить в более низкий ценовой сегмент, однако, в DIY мы этого практически не наблюдаем – мало кто готов купить более дешевый инструмент, который поломается через несколько дней. Сокращение расходов населения  – это вызов для любого бизнеса, но в сегменте DIY на спрос влияют и другие факторы – в частности, продажи квартир и ИЖС, где у компаний есть повод для оптимизма. Кроме того, уход ряда брендов привел к перераспределению спроса среди тех, кто остался на рынке.

Тренд 3 – Рост ИЖС

Пожалуй, самый позитивный из трендов. За первое полугодие россияне построили 32,9 млн кв. м жилья, что почти в полтора раза больше показателя за аналогичный период 2021 года – 20,3 млн кв. м жилья. Рост составляет 62%, и конечно, это поддержало рынок DIY. Лидерами по ИЖС стали Московская и Ленинградская области, Башкортостан, Краснодарский край и Татарстан. Очевидно, что текущая экономическая нестабильность в будущем отразится на уровне ввода, но мы оптимистично смотрим на ситуацию в будущем.

Тренд 4 – Смена и перераспределение поставщиков

Не секрет, что сети, работающие в западных регионах, сотрудничали в том числе с западными поставщиками. В условиях санкций им пришлось оперативно переориентироваться на отечественных партнеров. Особенно непросто это далось сетям, работающим в Калининградской области, т.к. это несет за собой определенные логистические вызовы. Одновременно с этим рынок покинула IKEA, у которой в России было открыто 26 магазинов. Это беспрецедентный случай для истории рынка DIY в нашей стране. Выручка компании за 2021 в России составила 157,2 млрд рублей. Напомню, IKEA была ориентирована именно на локальных поставщиков, с уходом бренда все они остались без крупнейшего окна сбыта. Часть из них вынуждена была закрыться, но другая – налаживает сотрудничество с другими сетями. На полтора месяца закрывались OBI, что также ударило по поставщикам.

Тренд 5 – Логистические вызовы

Еще один беспрецедентный вызов года для бизнеса – вынужденная перестройка логистики. Все маршруты доставки через Европу перекрыты. Доставлять грузы из Китая в дальневосточные порты, используя суда западных компаний, уже невозможно. Поставки в Калининград блокированы – как железнодорожные, так и автотранспортные. Компании переходят от контейнерной перевозки на железнодорожный транспорт через азиатские страны, однако мощность этого пути ограничена. Это ведет к увеличению сроков поставки, а значит и к отсутствию товара на полке, в случае, если ритейлер все же не справился с вызовом. Глобально логистика в России перестраивается буквально задом наперед – если раньше поставки шли из Европы с севера через Москву на юг и так же через Москву с запада на восток, то сейчас ситуация ровно обратная. Именно поэтому многие сети заявляют о том что их главная цель сейчас – сохранить товар на полке. Нам это удается.


Материалы по теме

Рейтинг

Рейтинг: где в Подмосковье больше всего DIY форматов

В 2020 году в городах Подмосковья будет в 2 раза больше гипермаркетов, рынков и комплексов, торгующих строительными материалами, чем в Москве. 
11.12
Точка зрения

Как поживают гипермаркеты DIY?

По мнению Сергея Камлюка, CEO инвестиционной компании KEY CAPITAL, из гипермаркетов DIY «выживут» только самые умные и быстро адаптирующиеся к меняющейся реальности.
19.03

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre