Рынок гостиничной недвижимости Минска: от «хайпа» к ренессансу через «застой»

Рынок отелей города Минска, выражаясь современной молодежной лексикой, был «хайповым» в период подготовки к Чемпионату мира по хоккею 2014 года и не сходил с информационных лент белорусских СМИ. Затем прожил пятилетку спокойной, размеренной жизни, а потом на несколько лет исчез из информационного поля: пандемия covid-19 существенно сократила туристические потоки; на рынке девелопмента отельной недвижимости в период 2019-2021 годов случился «застой» и не вводились новые объекты. «И тут случился 2022 год. В гостиницы вернулись постояльцы, а рынок отметился новыми интересными проектами», - констатирует партнер, исполнительный директор NAI Belarus Андрей Алешкин. Что же конкретно произошло на этом интересном и специфическом рынке в последний год компания NAI Belarus представила в «Кратком отчете о состоянии гостиничной недвижимости г. Минска в 2022 году».
1940
Изображение взято из источника: NAI Belarus
 Основные показатели рынка

Предложение:

46 гостиниц на 8 753 номера.
Из них качественные 39 гостиниц на 5508 номеров.
Доля гостиниц под международными брендами: 20%.

Ввод гостиниц в 2021-2022 годах:

Ноябрь 2022 года: Начал функционировать отель Robinson City на ул. Зыбицкой. Данный отель появился после смены собственника и в результате ребрендинга отеля Mercure (полное название Mercure Minsk Old Town). Это был 4-звездный отель на 124 номера, сейчас же он стал небрендовым несертифицированным отелем на 127 номеров.

Сентябрь 2022 года: The Basilian Minsk, Curio Collection by Hilton, принадлежащий сети Hilton Worldwide. Данный объект открылся в сентябре 2022 года на площадях реконструированного корпуса бывшего монастыря Базилианок на ул. Богдановича, история которого начинается с 1630 года. Проект реализован в рамках реконструкции территории бывшей 2-ой городской клинической больницы

Февраль 2022 года: открылся бутик-отель Zalkind Hotel на 26 номеров. Объект также открыт в отреставрированном историческом здании 1843 года постройки на ул. Революционной, 24.

Закрытие гостиниц в 2021-2022 годах:

В текущий период не обошлось и без закрытий: в ноябре 2022 года было объявлено о прекращении деятельности гостиницы «Славянская», категория 3*. Это довольно новая гостиница, построенная к Чемпионату мира по хоккею 2014 года.

Средняя рыночная загрузка за 2021 год:

- по Республике Беларусь составила 25,4%;
- по городу Минску - 31,5%.
Для сравнения, по Минску загрузка в 2020 году составила 20.6%.

Итоговых данных по результатам деятельности сферы размещения г. Минска в 2022 год нет. Появляются только промежуточные предварительные данные, в соответствии с которыми в I полугодии 2022 года в целом по городу Минску
загрузка номерного фонда составила 39,6%, в том числе по коммунальным гостиницам – 42%. Загрузка превысила показатели аналогичного периода 2021 года в среднем на 7 и 8 % соответственно.

В последующие месяцы продолжился дальнейший рост загрузки. Так, за январь - август загрузка гостиниц Минска составила уже 45,8%, и, в частности, в августе - 63,4%.

В период августа-сентября констатировали рост заполняемости по отдельным объектам вплоть до 90%. Это происходило за счет постояльцев из России, направляющихся в так называемые шоппинг-туры, а затем за счет всплеска релокации, вызванного мобилизационными мероприятиями в соседнем государстве.

Прогноз на конец года:

На конец декабря и на начало января уже по состоянию на ноябрь была зафиксирована 100-процентная бронь номеров по отдельным гостиницам.

За прошедший период 2022 года в городе Минске ценовая ситуация сложилась следующим образом:
  • по двухзвездочным гостиницам тарифы составили в среднем 18 долларов за номер в сутки;
  • цены на проживание в трехзвездочных также снизились и составили 36 долларов;
  • в четырехзвездочных — около 50 долларов;
  • в пятизвездочных — 120 долларов.
В целом произошло снижение в пределах 30—50% к докризисным тарифам (тарифам на период до начала пандемии коронавируса)
 

Предложение

Согласно официальной статистике, на 2022 год общее предложение на гостиничном рынке г. Минска составляло 46 гостиниц на 8 753 номера. А без учета ведомственных гостиниц и гостиниц с небольшим количеством номеров (до 10-15-ти), общее предложение качественной недвижимости сферы гостеприимства составляет 39 гостиниц на 5508 номеров. Доля брендовых гостиниц составляет фактически 20%.

В данном контексте гостиницу «Славянская», о прекращении деятельности которой было заявлено в конце года, мы еще рассматриваем в обзоре как действующую, поскольку она функционировала на протяжении 10 месяцев 2022 года и нет официальной документально подтвержденной информации, что отель ликвидируется. В информации, опубликованной на официальном сайте отеля, речь идет о временном прекращении деятельности.

Также отель «Robinson-City» отнесен в категорию «4 звезды и аналоги», поскольку его предшественник, отель «Mercure Minsk Old Town», был отелем категории 4 звезды. Новому собственнику перешла не только недвижимость, но и вся обстановка и инфраструктура предшественника, что и позволяет его включить в аналогичную категорию звездности.

На рынке предложения гостиничной недвижимости Минска на несколько лет случился «застой», не вводились новые объекты, и в период 2019-2021 годов не менялось количественное предложение номерного фонда. Текущий 2022 год стал исключением, поскольку рынок пополнился тремя новыми и очень качественными объектами, которые по своим параметрам соответствуют уровню категории отелей 4*, даже несмотря на то, что официально не сертифицированы на категорию звезд.



Ценовая политика и перспективы рынка

Как было выше отмечено, в течение 2021-2022 годов на рынке гостиничных услуг города Минска значительно снизилась стоимость проживания. В зависимости от категории отеля, снижение составило 30-50% к уровню «доковидного» 2019 года.

В результате средняя цена проживания за ночь установилась в следующих размерах.

- 5* - 120 долларов США;
- 4* - 50 долларов США;
- 3* - 36 долларов США;
- 2* - 18 долларов США.

На ближайший период в сфере гостеприимства ожидаются положительные тенденции в плане загрузки. Так, заполняемость минских отелей имела устойчивую тенденцию к росту в последние годы перед пандемией. В период 2020-2021 годов численность постояльцев резко снизилась и сохранялась довольно низкой еще даже в I квартале 2022 года.

Однако в последующие месяцы 2022 года для рынка стал характерен устойчивый рост числа постояльцев. Прежде всего, за счет иностранных постояльцев. Так, только за первое полугодие рост числа иностранных гостей в минских отелях составил 17%. Затем динамика начала усиливаться.

Факторы роста

С 15 апреля в качестве эксперимента сроком на 1 месяц был введен безвизовый въезд для граждан Литвы и Латвии. Эксперимент оказался удачным, и его продлили до конца 2022 года. С 1 июля к числу граждан, имеющих право на безвизовый въезд, присоединились граждане Польши.

Рост числа туристов из России. Так, за 5 месяцев 2022 года, турпоток из РФ в Беларусь вырос в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. В Российской Федерации начали постепенно закрываться магазины международных брендов, и с лета начал расти спрос на так называемые шоп-туры с параллельным экскурсионным туризмом. Для российских туристов стали закрываться многие популярные зарубежные направления в связи со сложностью логистики и визовыми ограничениями, поэтому Беларусь стала близкой и доступной альтернативой, в результате чего на рождественско-новогодний период многие отели прогнозируют загрузку номерного фонда в 90-100% за счет российских постояльцев.

 


иГРОКИ РЫНКА

NAI Belarus

Алешкин Андрей

Управление и эксплуатация недвижимости

NAI Global

Материалы по теме

Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: Предварительные итоги 2022 года на рынке коммерческой недвижимости

Компания CORE.XP подвела итоги текущего года и проанализировала основные тенденции на инвестиционном рынке, рынках офисной, складской, торговой и гостиничной недвижимости, а также определила перспективы наступающего 2023 года.

08.12
Источник: MAD Architects
Точка зрения

Гостиничное комбо: перспективы строительства отелей под двойным брендом

Пандемия стала тяжелым испытанием для гостиничного бизнеса, вынудив его оперативно приспосабливаться к новым реалиям. Сейчас индустрия гостеприимства столкнулась с очередными вызовами, а парировать их необходимо, в том числе при помощи отхода от консервативных моделей роста. Помочь сохранить темпы и устойчивость развития сетевых отелей может нестандартный, но крайне интересный формат гостиниц под двойным брендом. Об особенностях формата рассказывает Мария Николаева, глава архитектурного бюро MAD Architects.
26.10
Источник: CMWP
Экспертный анализ

CMWP и «ПроГород»: Дальний Восток ждет туристов и новых гостиниц

Турпоток в ДФО увеличится на 11,5% к 2025 году и на 93% к концу 2035. Такой прогноз был смоделирован при разработке схемы территориального планирования (мастер-план) туристического макрорегиона «Дальний Восток», в который входят Приморский край, Камчатский край и Сахалинская область. Под развитие определены 12 локаций, где планируется размещение необходимой для отдыха инфраструктуры.
13.10

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre