Рынок гостиничной недвижимости Минска: от «хайпа» к ренессансу через «застой»

Рынок отелей города Минска, выражаясь современной молодежной лексикой, был «хайповым» в период подготовки к Чемпионату мира по хоккею 2014 года и не сходил с информационных лент белорусских СМИ. Затем прожил пятилетку спокойной, размеренной жизни, а потом на несколько лет исчез из информационного поля: пандемия covid-19 существенно сократила туристические потоки; на рынке девелопмента отельной недвижимости в период 2019-2021 годов случился «застой» и не вводились новые объекты. «И тут случился 2022 год. В гостиницы вернулись постояльцы, а рынок отметился новыми интересными проектами», - констатирует партнер, исполнительный директор NAI Belarus Андрей Алешкин. Что же конкретно произошло на этом интересном и специфическом рынке в последний год компания NAI Belarus представила в «Кратком отчете о состоянии гостиничной недвижимости г. Минска в 2022 году».
1306
Изображение взято из источника: NAI Belarus
 Основные показатели рынка

Предложение:

46 гостиниц на 8 753 номера.
Из них качественные 39 гостиниц на 5508 номеров.
Доля гостиниц под международными брендами: 20%.

Ввод гостиниц в 2021-2022 годах:

Ноябрь 2022 года: Начал функционировать отель Robinson City на ул. Зыбицкой. Данный отель появился после смены собственника и в результате ребрендинга отеля Mercure (полное название Mercure Minsk Old Town). Это был 4-звездный отель на 124 номера, сейчас же он стал небрендовым несертифицированным отелем на 127 номеров.

Сентябрь 2022 года: The Basilian Minsk, Curio Collection by Hilton, принадлежащий сети Hilton Worldwide. Данный объект открылся в сентябре 2022 года на площадях реконструированного корпуса бывшего монастыря Базилианок на ул. Богдановича, история которого начинается с 1630 года. Проект реализован в рамках реконструкции территории бывшей 2-ой городской клинической больницы

Февраль 2022 года: открылся бутик-отель Zalkind Hotel на 26 номеров. Объект также открыт в отреставрированном историческом здании 1843 года постройки на ул. Революционной, 24.

Закрытие гостиниц в 2021-2022 годах:

В текущий период не обошлось и без закрытий: в ноябре 2022 года было объявлено о прекращении деятельности гостиницы «Славянская», категория 3*. Это довольно новая гостиница, построенная к Чемпионату мира по хоккею 2014 года.

Средняя рыночная загрузка за 2021 год:

- по Республике Беларусь составила 25,4%;
- по городу Минску - 31,5%.
Для сравнения, по Минску загрузка в 2020 году составила 20.6%.

Итоговых данных по результатам деятельности сферы размещения г. Минска в 2022 год нет. Появляются только промежуточные предварительные данные, в соответствии с которыми в I полугодии 2022 года в целом по городу Минску
загрузка номерного фонда составила 39,6%, в том числе по коммунальным гостиницам – 42%. Загрузка превысила показатели аналогичного периода 2021 года в среднем на 7 и 8 % соответственно.

В последующие месяцы продолжился дальнейший рост загрузки. Так, за январь - август загрузка гостиниц Минска составила уже 45,8%, и, в частности, в августе - 63,4%.

В период августа-сентября констатировали рост заполняемости по отдельным объектам вплоть до 90%. Это происходило за счет постояльцев из России, направляющихся в так называемые шоппинг-туры, а затем за счет всплеска релокации, вызванного мобилизационными мероприятиями в соседнем государстве.

Прогноз на конец года:

На конец декабря и на начало января уже по состоянию на ноябрь была зафиксирована 100-процентная бронь номеров по отдельным гостиницам.

За прошедший период 2022 года в городе Минске ценовая ситуация сложилась следующим образом:
  • по двухзвездочным гостиницам тарифы составили в среднем 18 долларов за номер в сутки;
  • цены на проживание в трехзвездочных также снизились и составили 36 долларов;
  • в четырехзвездочных — около 50 долларов;
  • в пятизвездочных — 120 долларов.
В целом произошло снижение в пределах 30—50% к докризисным тарифам (тарифам на период до начала пандемии коронавируса)
 

Предложение

Согласно официальной статистике, на 2022 год общее предложение на гостиничном рынке г. Минска составляло 46 гостиниц на 8 753 номера. А без учета ведомственных гостиниц и гостиниц с небольшим количеством номеров (до 10-15-ти), общее предложение качественной недвижимости сферы гостеприимства составляет 39 гостиниц на 5508 номеров. Доля брендовых гостиниц составляет фактически 20%.

В данном контексте гостиницу «Славянская», о прекращении деятельности которой было заявлено в конце года, мы еще рассматриваем в обзоре как действующую, поскольку она функционировала на протяжении 10 месяцев 2022 года и нет официальной документально подтвержденной информации, что отель ликвидируется. В информации, опубликованной на официальном сайте отеля, речь идет о временном прекращении деятельности.

Также отель «Robinson-City» отнесен в категорию «4 звезды и аналоги», поскольку его предшественник, отель «Mercure Minsk Old Town», был отелем категории 4 звезды. Новому собственнику перешла не только недвижимость, но и вся обстановка и инфраструктура предшественника, что и позволяет его включить в аналогичную категорию звездности.

На рынке предложения гостиничной недвижимости Минска на несколько лет случился «застой», не вводились новые объекты, и в период 2019-2021 годов не менялось количественное предложение номерного фонда. Текущий 2022 год стал исключением, поскольку рынок пополнился тремя новыми и очень качественными объектами, которые по своим параметрам соответствуют уровню категории отелей 4*, даже несмотря на то, что официально не сертифицированы на категорию звезд.



Ценовая политика и перспективы рынка

Как было выше отмечено, в течение 2021-2022 годов на рынке гостиничных услуг города Минска значительно снизилась стоимость проживания. В зависимости от категории отеля, снижение составило 30-50% к уровню «доковидного» 2019 года.

В результате средняя цена проживания за ночь установилась в следующих размерах.

- 5* - 120 долларов США;
- 4* - 50 долларов США;
- 3* - 36 долларов США;
- 2* - 18 долларов США.

На ближайший период в сфере гостеприимства ожидаются положительные тенденции в плане загрузки. Так, заполняемость минских отелей имела устойчивую тенденцию к росту в последние годы перед пандемией. В период 2020-2021 годов численность постояльцев резко снизилась и сохранялась довольно низкой еще даже в I квартале 2022 года.

Однако в последующие месяцы 2022 года для рынка стал характерен устойчивый рост числа постояльцев. Прежде всего, за счет иностранных постояльцев. Так, только за первое полугодие рост числа иностранных гостей в минских отелях составил 17%. Затем динамика начала усиливаться.

Факторы роста

С 15 апреля в качестве эксперимента сроком на 1 месяц был введен безвизовый въезд для граждан Литвы и Латвии. Эксперимент оказался удачным, и его продлили до конца 2022 года. С 1 июля к числу граждан, имеющих право на безвизовый въезд, присоединились граждане Польши.

Рост числа туристов из России. Так, за 5 месяцев 2022 года, турпоток из РФ в Беларусь вырос в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. В Российской Федерации начали постепенно закрываться магазины международных брендов, и с лета начал расти спрос на так называемые шоп-туры с параллельным экскурсионным туризмом. Для российских туристов стали закрываться многие популярные зарубежные направления в связи со сложностью логистики и визовыми ограничениями, поэтому Беларусь стала близкой и доступной альтернативой, в результате чего на рождественско-новогодний период многие отели прогнозируют загрузку номерного фонда в 90-100% за счет российских постояльцев.

 


иГРОКИ РЫНКА

NAI Belarus

Алешкин Андрей

Управление и эксплуатация недвижимости

NAI Global

Материалы по теме

Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: Предварительные итоги 2022 года на рынке коммерческой недвижимости

Компания CORE.XP подвела итоги текущего года и проанализировала основные тенденции на инвестиционном рынке, рынках офисной, складской, торговой и гостиничной недвижимости, а также определила перспективы наступающего 2023 года.

08.12
Источник: MAD Architects
Точка зрения

Гостиничное комбо: перспективы строительства отелей под двойным брендом

Пандемия стала тяжелым испытанием для гостиничного бизнеса, вынудив его оперативно приспосабливаться к новым реалиям. Сейчас индустрия гостеприимства столкнулась с очередными вызовами, а парировать их необходимо, в том числе при помощи отхода от консервативных моделей роста. Помочь сохранить темпы и устойчивость развития сетевых отелей может нестандартный, но крайне интересный формат гостиниц под двойным брендом. Об особенностях формата рассказывает Мария Николаева, глава архитектурного бюро MAD Architects.
26.10
Источник: CMWP
Экспертный анализ

CMWP и «ПроГород»: Дальний Восток ждет туристов и новых гостиниц

Турпоток в ДФО увеличится на 11,5% к 2025 году и на 93% к концу 2035. Такой прогноз был смоделирован при разработке схемы территориального планирования (мастер-план) туристического макрорегиона «Дальний Восток», в который входят Приморский край, Камчатский край и Сахалинская область. Под развитие определены 12 локаций, где планируется размещение необходимой для отдыха инфраструктуры.
13.10

журнал CRE 5 (425)

Май, 2023
Вышел из печати майский CRE #5 (425) Журнал выпущен при поддержке: Comcity O1 Standard NF Group Sawatzky Property Management MD Facility Management PLT KR Properties MR-Group Raven Russia ГАЛС RD Management Central Properties Столица Менеджмент CORE.XP ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ Репортаж ТОЧКА ПРИТЯЖЕНИЯ  Фотоотчет с юбилейной премии CRE Moscow Awards 2023 Тема номера АРАБСКОЕ ЗОЛОТО По данным Bloomberg, в прошлом году россияне купили в Дубае больше всего недвижимости сре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (29 мая - 4 июня)

Уход Эмина Агаларова из Crocus Group, крупные сделки на складском рынке, новый резидент Manufaqtury на Поклонке, проект БЦ на Киевской, а также новые статьи из журналов CRE Retail и CRE Склады и логистика – в нашей традиционной подборке.
04.06
Источник: Лента
Экспертный анализ

Большая игра

Участники рынка всё чаще говорят о возможном возвращении популярности формата гипермаркетов. Покупателей разочаровывает ограниченный ассортимент и выбор брендов в магазинах «у дома» с необходимостью посещать в итоге не одну торговую точку: вместо экономии времени и сил, они получают несколько очередей на кассах, тесноту и более высокие цены. Тренду на «большие магазины» способствует и оформление в отдельную категорию клиентов, которые принципиально не хотят иметь дела с интернет-заказами продуктов, а также растущий запрос на шопинг как досуг даже в Москве и Петербурге.
 
Текст: Влад Лория. Журнал CRE Retail
31.05
Источник: CRE
Сделка

Multicold выкупил склады ушедшего ритейлера Otto

Рыночная стоимость 46,8 тыс. кв. м складов в Тверской области оценивается в 2,3 млрд рублей, однако российскому оператору они могли достаться вдвое дешевле.
02.06
Источник: CRE
Переговоры

На Воздвиженке сдадут 8 000 кв. м офисов

Бывший офис Мосбиржи может занять Объединенная транспортно-экспедиционная компания. Годовая аренда такого объема для класса А в этой локации может составлять не менее 370 млн рублей. Консультантом выступает CORE.XP.
31.05
Источник: Bright Rich | CORFAC International
Сделка

В «Технопарк М4» довезли сантехнику

Производитель сантехники Ceramica Nova арендовал свыше 2,7 тыс. кв. м в комплексе HD Development. Сделку сопровождал департамент складской и индустриальной недвижимости Bright Rich.
02.06
Источник: CRE
Аукцион

«Траст» продает здание с «Лентой»

Объект общей площадью 4,1 тыс. кв. м расположен в ВАО Москвы. Начальная стоимость составляет около 430 млн рублей.
01.06
Источник: CRE
Проект

На Киевской построят БЦ на 40 тыс. кв. м

Проектом предусмотрен 18-этажный офисный центр с торговой частью четырехуровневым подземным паркингом.
31.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre

Всегда будьте в курсе новостей CRE
Наш телеграм