Рынок гостиничной недвижимости Минска: от «хайпа» к ренессансу через «застой»

Рынок отелей города Минска, выражаясь современной молодежной лексикой, был «хайповым» в период подготовки к Чемпионату мира по хоккею 2014 года и не сходил с информационных лент белорусских СМИ. Затем прожил пятилетку спокойной, размеренной жизни, а потом на несколько лет исчез из информационного поля: пандемия covid-19 существенно сократила туристические потоки; на рынке девелопмента отельной недвижимости в период 2019-2021 годов случился «застой» и не вводились новые объекты. «И тут случился 2022 год. В гостиницы вернулись постояльцы, а рынок отметился новыми интересными проектами», - констатирует партнер, исполнительный директор NAI Belarus Андрей Алешкин. Что же конкретно произошло на этом интересном и специфическом рынке в последний год компания NAI Belarus представила в «Кратком отчете о состоянии гостиничной недвижимости г. Минска в 2022 году».
1773
Изображение взято из источника: NAI Belarus
 Основные показатели рынка

Предложение:

46 гостиниц на 8 753 номера.
Из них качественные 39 гостиниц на 5508 номеров.
Доля гостиниц под международными брендами: 20%.

Ввод гостиниц в 2021-2022 годах:

Ноябрь 2022 года: Начал функционировать отель Robinson City на ул. Зыбицкой. Данный отель появился после смены собственника и в результате ребрендинга отеля Mercure (полное название Mercure Minsk Old Town). Это был 4-звездный отель на 124 номера, сейчас же он стал небрендовым несертифицированным отелем на 127 номеров.

Сентябрь 2022 года: The Basilian Minsk, Curio Collection by Hilton, принадлежащий сети Hilton Worldwide. Данный объект открылся в сентябре 2022 года на площадях реконструированного корпуса бывшего монастыря Базилианок на ул. Богдановича, история которого начинается с 1630 года. Проект реализован в рамках реконструкции территории бывшей 2-ой городской клинической больницы

Февраль 2022 года: открылся бутик-отель Zalkind Hotel на 26 номеров. Объект также открыт в отреставрированном историческом здании 1843 года постройки на ул. Революционной, 24.

Закрытие гостиниц в 2021-2022 годах:

В текущий период не обошлось и без закрытий: в ноябре 2022 года было объявлено о прекращении деятельности гостиницы «Славянская», категория 3*. Это довольно новая гостиница, построенная к Чемпионату мира по хоккею 2014 года.

Средняя рыночная загрузка за 2021 год:

- по Республике Беларусь составила 25,4%;
- по городу Минску - 31,5%.
Для сравнения, по Минску загрузка в 2020 году составила 20.6%.

Итоговых данных по результатам деятельности сферы размещения г. Минска в 2022 год нет. Появляются только промежуточные предварительные данные, в соответствии с которыми в I полугодии 2022 года в целом по городу Минску
загрузка номерного фонда составила 39,6%, в том числе по коммунальным гостиницам – 42%. Загрузка превысила показатели аналогичного периода 2021 года в среднем на 7 и 8 % соответственно.

В последующие месяцы продолжился дальнейший рост загрузки. Так, за январь - август загрузка гостиниц Минска составила уже 45,8%, и, в частности, в августе - 63,4%.

В период августа-сентября констатировали рост заполняемости по отдельным объектам вплоть до 90%. Это происходило за счет постояльцев из России, направляющихся в так называемые шоппинг-туры, а затем за счет всплеска релокации, вызванного мобилизационными мероприятиями в соседнем государстве.

Прогноз на конец года:

На конец декабря и на начало января уже по состоянию на ноябрь была зафиксирована 100-процентная бронь номеров по отдельным гостиницам.

За прошедший период 2022 года в городе Минске ценовая ситуация сложилась следующим образом:
  • по двухзвездочным гостиницам тарифы составили в среднем 18 долларов за номер в сутки;
  • цены на проживание в трехзвездочных также снизились и составили 36 долларов;
  • в четырехзвездочных — около 50 долларов;
  • в пятизвездочных — 120 долларов.
В целом произошло снижение в пределах 30—50% к докризисным тарифам (тарифам на период до начала пандемии коронавируса)
 

Предложение

Согласно официальной статистике, на 2022 год общее предложение на гостиничном рынке г. Минска составляло 46 гостиниц на 8 753 номера. А без учета ведомственных гостиниц и гостиниц с небольшим количеством номеров (до 10-15-ти), общее предложение качественной недвижимости сферы гостеприимства составляет 39 гостиниц на 5508 номеров. Доля брендовых гостиниц составляет фактически 20%.

В данном контексте гостиницу «Славянская», о прекращении деятельности которой было заявлено в конце года, мы еще рассматриваем в обзоре как действующую, поскольку она функционировала на протяжении 10 месяцев 2022 года и нет официальной документально подтвержденной информации, что отель ликвидируется. В информации, опубликованной на официальном сайте отеля, речь идет о временном прекращении деятельности.

Также отель «Robinson-City» отнесен в категорию «4 звезды и аналоги», поскольку его предшественник, отель «Mercure Minsk Old Town», был отелем категории 4 звезды. Новому собственнику перешла не только недвижимость, но и вся обстановка и инфраструктура предшественника, что и позволяет его включить в аналогичную категорию звездности.

На рынке предложения гостиничной недвижимости Минска на несколько лет случился «застой», не вводились новые объекты, и в период 2019-2021 годов не менялось количественное предложение номерного фонда. Текущий 2022 год стал исключением, поскольку рынок пополнился тремя новыми и очень качественными объектами, которые по своим параметрам соответствуют уровню категории отелей 4*, даже несмотря на то, что официально не сертифицированы на категорию звезд.



Ценовая политика и перспективы рынка

Как было выше отмечено, в течение 2021-2022 годов на рынке гостиничных услуг города Минска значительно снизилась стоимость проживания. В зависимости от категории отеля, снижение составило 30-50% к уровню «доковидного» 2019 года.

В результате средняя цена проживания за ночь установилась в следующих размерах.

- 5* - 120 долларов США;
- 4* - 50 долларов США;
- 3* - 36 долларов США;
- 2* - 18 долларов США.

На ближайший период в сфере гостеприимства ожидаются положительные тенденции в плане загрузки. Так, заполняемость минских отелей имела устойчивую тенденцию к росту в последние годы перед пандемией. В период 2020-2021 годов численность постояльцев резко снизилась и сохранялась довольно низкой еще даже в I квартале 2022 года.

Однако в последующие месяцы 2022 года для рынка стал характерен устойчивый рост числа постояльцев. Прежде всего, за счет иностранных постояльцев. Так, только за первое полугодие рост числа иностранных гостей в минских отелях составил 17%. Затем динамика начала усиливаться.

Факторы роста

С 15 апреля в качестве эксперимента сроком на 1 месяц был введен безвизовый въезд для граждан Литвы и Латвии. Эксперимент оказался удачным, и его продлили до конца 2022 года. С 1 июля к числу граждан, имеющих право на безвизовый въезд, присоединились граждане Польши.

Рост числа туристов из России. Так, за 5 месяцев 2022 года, турпоток из РФ в Беларусь вырос в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. В Российской Федерации начали постепенно закрываться магазины международных брендов, и с лета начал расти спрос на так называемые шоп-туры с параллельным экскурсионным туризмом. Для российских туристов стали закрываться многие популярные зарубежные направления в связи со сложностью логистики и визовыми ограничениями, поэтому Беларусь стала близкой и доступной альтернативой, в результате чего на рождественско-новогодний период многие отели прогнозируют загрузку номерного фонда в 90-100% за счет российских постояльцев.

 


иГРОКИ РЫНКА

NAI Belarus

Алешкин Андрей

Управление и эксплуатация недвижимости

NAI Global

Материалы по теме

Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: Предварительные итоги 2022 года на рынке коммерческой недвижимости

Компания CORE.XP подвела итоги текущего года и проанализировала основные тенденции на инвестиционном рынке, рынках офисной, складской, торговой и гостиничной недвижимости, а также определила перспективы наступающего 2023 года.

08.12
Источник: MAD Architects
Точка зрения

Гостиничное комбо: перспективы строительства отелей под двойным брендом

Пандемия стала тяжелым испытанием для гостиничного бизнеса, вынудив его оперативно приспосабливаться к новым реалиям. Сейчас индустрия гостеприимства столкнулась с очередными вызовами, а парировать их необходимо, в том числе при помощи отхода от консервативных моделей роста. Помочь сохранить темпы и устойчивость развития сетевых отелей может нестандартный, но крайне интересный формат гостиниц под двойным брендом. Об особенностях формата рассказывает Мария Николаева, глава архитектурного бюро MAD Architects.
26.10
Источник: CMWP
Экспертный анализ

CMWP и «ПроГород»: Дальний Восток ждет туристов и новых гостиниц

Турпоток в ДФО увеличится на 11,5% к 2025 году и на 93% к концу 2035. Такой прогноз был смоделирован при разработке схемы территориального планирования (мастер-план) туристического макрорегиона «Дальний Восток», в который входят Приморский край, Камчатский край и Сахалинская область. Под развитие определены 12 локаций, где планируется размещение необходимой для отдыха инфраструктуры.
13.10

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre