Вернуть доверие: как 2022 год сказался на отношении к брокерам коммерческой недвижимости

После начала СВО деловая жизнь в России тоже изменилась: стало нормальным работать из-за границы, покупательная способность снижается, уходят иностранные компании, которые раньше активно арендовали офисы и склады. Изменился и подход арендаторов к выбору площадей, изменилось их восприятие цен и качества — желание оптимизировать расходы теперь проявляется во всем. Кризис на рынке коммерческой недвижимости затронул и брокеров, которые подбирают различные варианты площадей для клиентов. О том, что происходит на брокерском рынке сейчас рассуждает Алексей Бондаренко, вице-президент ассоциации «КОКОН».
1983
Изображение взято из источника: КОКОН
Вызовы-2022

Одно из самых заметных невооруженным взглядом последствий «спецоперации» — это исход иностранных компаний из России. С февраля по сентябрь страну покинуло больше трети зарубежных компаний.

Это не могло не отразиться на рынке коммерческой недвижимости: площади, которые занимали «иностранцы», опустели. А российские арендаторы этот год переживают тяжело: во-первых, сотрудники многих компаний уехали за рубеж и работают на удаленке, как в коронавирусный период. Во-вторых, сложная экономическая ситуация отразилась на доходах. В итоге мы видим арендаторов, которые готовы торговаться до последнего: если они рассматривают объект за миллион рублей, они могут попытаться снизить цену вдвое, это теперь в порядке вещей. Выбор объекта тоже усложнился — клиенты стали требовательнее и запрашивают большее количество просмотров. Желаемые площади уменьшились, а небольших сделок стало, наоборот, больше. Неприятности к брокерам пришли и со стороны собственников: они все чаще требуют возврат и/или рассрочку вознаграждения, а порой просто отказываются платить. В таком хаотическом движении рынка активизировались мошенники, которые предлагают услуги за бесценок, и в конечном итоге исчезают с клиентских радаров. Естественно, это подливает масла в огонь недоверия к брокерам, которые, в общественном восприятии собственников и так не самые «положительные герои»: размещают фейки, предлагают только показ и «берут огромные деньжищи непонятно за что». Сложная ситуация приводит к тому, что крупные агентства закрываются или «дробятся» на более мелкие. Это привело к росту конкуренции на рынке за счет того, что опытные брокеры открывают свои «фирмы», зачастую придумывая громкие имена.
 
Нет худа без добра

Однако все эти негативные явления привели к тому, что качественные брокерские компании адаптировались, пересмотрели свой подход к работе и добавили новые услуги. Ведь упомянутая конкуренция, которая усилилась за счет дробления крупных агентств, играет на руку клиентам: у них появляется больший выбор. А для самих брокерских агентств это стимул работать качественнее и развиваться. В этом году российские брокеры, например, развивали аналитический сегмент и предлагали клиентам онлайн-обзоры офисов и особняков, что позволяет клиентам оценить динамику этого рынка и принять решение, исходя из нее. Другие ввели услугу создания планировок, основанных на пожеланиях заказчика, это повысило конверсию из звонка в показ на 20%. Также в этом году появился калькулятор доходности и окупаемости коммерческих объектов — его придумала тоже одна из брокерских компаний, но теперь им пользуется весь рынок. Сохранение тренда гибридного формата работы (дом+офис) также стало стимулом к созданию онлайн-платформы виртуальных туров. Для нее отсняли более 1000 объектов коммерческой недвижимости, и теперь полноценный онлайн-показ объекта экономит массу времени и брокерам, и клиентам. Еще одни наши коллеги начали предлагать услуги по сопровождению сделок продажи недвижимости нерезидентов с использованием счета типа С.  Также встречаются уже традиционные услуги: бесплатный переезд, такси на показ, уборка в подарок, айфон или ноутбук за сделку, тест-драйв офиса, кэшбек, и менее традиционная — помощь в релокации в Казахстан и Узбекистан. 
 
Что это значит?

Несмотря на повышение качества услуг, недоверие к брокерам сохраняется. Это объясняется тем, что на рынке было и есть много непрофессионалов, которые пришли в этот сегмент из агентств по жилой недвижимости (где качество и набор услуг совершенно другие) и в итоге клиенты не понимают, зачем им вообще брокерские услуги и за что именно они платят. Нынешний кризисный год дает нам шанс переломить эту ситуацию. Чтобы изменить отношение к брокерам, нужно ввести профессиональные стандарты, разработать четкие правила игры и донести их до рынка, вести реестр благонадежных агентств, чтобы клиент сразу понимал, к кому ему обращаться, создать систему обучения брокеров.
 
У ассоциации КОКОН есть обучающие программы для брокеров, которые включают базовые принципы работы брокера, обзор действующего законодательства, всевозможные приемы для применения на практике, способы защиты от невыплаты вознаграждения, шаблоны различных документов. Также ассоциация ведет реестр «спорных ситуаций» с неблагонадежными партнерами, который могут использовать как сами агентства, так и их клиенты. Помимо этого, ассоциацией разработаны стандарты комиссионного вознаграждения. Этот год стал переломным во взаимоотношениях клиентов с брокерами. В 2023 году новые услуги будут появляться еще чаще, изменения в работе будут происходить быстро, и к этому надо быть готовыми. Кто успеет за новыми трендами и сможет работать качественно и профессионально имеет шанс увидеть совершенно новое отношение к брокерскому бизнесу.


Материалы по теме

Источник: CRE
Экспертный анализ

Nikoliers: Коммерческая недвижимость России достигла 100 млн кв. м

По данным компании, 37 млн кв. м из них приходится на торговые помещения, еще 35 млн кв. м – на склады, остальное - офисы. Около половины всех объектов коммерческой недвижимости расположены в Московском регионе. Исключением является ритейл, в этом сегменте на столицу приходится только около четверти всех арендопригодных площадей.
12.12
Источник: Superjob
Исследования рынка

Superjob: В 2023 году россияне ждут от работы стабильности больше, чем карьерного роста

По сравнению с апрелем 2021 года ожидания карьерного роста сократились на 5 п.п., новых интересных задач – на 4 п.п. А вот зарплатные ожидания выросли на 2 п.п., этот ответ указали 56% респондентов.
06.12
Точка зрения

Как facility-оператору адаптироваться к условиям неопределённости

Рынок коммерческой недвижимости переживает не самый благоприятный период. В начале 2020-ого усилилось давление на торговые объекты со стороны e-commerce в связи с пандемийными ограничениями. От них же пострадал и офисный сегмент, когда сотрудники многих компаний массово начали уходить на удалёнку. Сегодня геополитическая нестабильность затягивает в кризис и складскую недвижимость. Совершенно очевидно, что вышеупомянутые события не могут обойти стороной facility-операторов. На основе обратной связи от десятков коммерческих объектов, региональных и федеральных facility-операторов и крупных ритейлеров Игорь Кудинов, руководитель отдела развития отраслевых решений и интеграций Okdesk, сформулировал несколько рекомендаций, которые позволят сервисным компаниям подготовиться к новой реальности на рынке.
18.11

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre