Вызовы-2022
Одно из самых заметных невооруженным взглядом последствий «спецоперации» — это исход иностранных компаний из России. С февраля по сентябрь страну покинуло больше трети зарубежных компаний.
Это не могло не отразиться на рынке коммерческой недвижимости: площади, которые занимали «иностранцы», опустели. А российские арендаторы этот год переживают тяжело: во-первых, сотрудники многих компаний уехали за рубеж и работают на удаленке, как в коронавирусный период. Во-вторых, сложная экономическая ситуация отразилась на доходах. В итоге мы видим арендаторов, которые готовы торговаться до последнего: если они рассматривают объект за миллион рублей, они могут попытаться снизить цену вдвое, это теперь в порядке вещей. Выбор объекта тоже усложнился — клиенты стали требовательнее и запрашивают большее количество просмотров. Желаемые площади уменьшились, а небольших сделок стало, наоборот, больше. Неприятности к брокерам пришли и со стороны собственников: они все чаще требуют возврат и/или рассрочку вознаграждения, а порой просто отказываются платить. В таком хаотическом движении рынка активизировались мошенники, которые предлагают услуги за бесценок, и в конечном итоге исчезают с клиентских радаров. Естественно, это подливает масла в огонь недоверия к брокерам, которые, в общественном восприятии собственников и так не самые «положительные герои»: размещают фейки, предлагают только показ и «берут огромные деньжищи непонятно за что». Сложная ситуация приводит к тому, что крупные агентства закрываются или «дробятся» на более мелкие. Это привело к росту конкуренции на рынке за счет того, что опытные брокеры открывают свои «фирмы», зачастую придумывая громкие имена.
Нет худа без добра
Однако все эти негативные явления привели к тому, что качественные брокерские компании адаптировались, пересмотрели свой подход к работе и добавили новые услуги. Ведь упомянутая конкуренция, которая усилилась за счет дробления крупных агентств, играет на руку клиентам: у них появляется больший выбор. А для самих брокерских агентств это стимул работать качественнее и развиваться. В этом году российские брокеры, например, развивали аналитический сегмент и предлагали клиентам онлайн-обзоры офисов и особняков, что позволяет клиентам оценить динамику этого рынка и принять решение, исходя из нее. Другие ввели услугу создания планировок, основанных на пожеланиях заказчика, это повысило конверсию из звонка в показ на 20%. Также в этом году появился калькулятор доходности и окупаемости коммерческих объектов — его придумала тоже одна из брокерских компаний, но теперь им пользуется весь рынок. Сохранение тренда гибридного формата работы (дом+офис) также стало стимулом к созданию онлайн-платформы виртуальных туров. Для нее отсняли более 1000 объектов коммерческой недвижимости, и теперь полноценный онлайн-показ объекта экономит массу времени и брокерам, и клиентам. Еще одни наши коллеги начали предлагать услуги по сопровождению сделок продажи недвижимости нерезидентов с использованием счета типа С. Также встречаются уже традиционные услуги: бесплатный переезд, такси на показ, уборка в подарок, айфон или ноутбук за сделку, тест-драйв офиса, кэшбек, и менее традиционная — помощь в релокации в Казахстан и Узбекистан.
Что это значит?
Несмотря на повышение качества услуг, недоверие к брокерам сохраняется. Это объясняется тем, что на рынке было и есть много непрофессионалов, которые пришли в этот сегмент из агентств по жилой недвижимости (где качество и набор услуг совершенно другие) и в итоге клиенты не понимают, зачем им вообще брокерские услуги и за что именно они платят. Нынешний кризисный год дает нам шанс переломить эту ситуацию. Чтобы изменить отношение к брокерам, нужно ввести профессиональные стандарты, разработать четкие правила игры и донести их до рынка, вести реестр благонадежных агентств, чтобы клиент сразу понимал, к кому ему обращаться, создать систему обучения брокеров.
У ассоциации КОКОН есть обучающие программы для брокеров, которые включают базовые принципы работы брокера, обзор действующего законодательства, всевозможные приемы для применения на практике, способы защиты от невыплаты вознаграждения, шаблоны различных документов. Также ассоциация ведет реестр «спорных ситуаций» с неблагонадежными партнерами, который могут использовать как сами агентства, так и их клиенты. Помимо этого, ассоциацией разработаны стандарты комиссионного вознаграждения. Этот год стал переломным во взаимоотношениях клиентов с брокерами. В 2023 году новые услуги будут появляться еще чаще, изменения в работе будут происходить быстро, и к этому надо быть готовыми. Кто успеет за новыми трендами и сможет работать качественно и профессионально имеет шанс увидеть совершенно новое отношение к брокерскому бизнесу.
Одно из самых заметных невооруженным взглядом последствий «спецоперации» — это исход иностранных компаний из России. С февраля по сентябрь страну покинуло больше трети зарубежных компаний.
Это не могло не отразиться на рынке коммерческой недвижимости: площади, которые занимали «иностранцы», опустели. А российские арендаторы этот год переживают тяжело: во-первых, сотрудники многих компаний уехали за рубеж и работают на удаленке, как в коронавирусный период. Во-вторых, сложная экономическая ситуация отразилась на доходах. В итоге мы видим арендаторов, которые готовы торговаться до последнего: если они рассматривают объект за миллион рублей, они могут попытаться снизить цену вдвое, это теперь в порядке вещей. Выбор объекта тоже усложнился — клиенты стали требовательнее и запрашивают большее количество просмотров. Желаемые площади уменьшились, а небольших сделок стало, наоборот, больше. Неприятности к брокерам пришли и со стороны собственников: они все чаще требуют возврат и/или рассрочку вознаграждения, а порой просто отказываются платить. В таком хаотическом движении рынка активизировались мошенники, которые предлагают услуги за бесценок, и в конечном итоге исчезают с клиентских радаров. Естественно, это подливает масла в огонь недоверия к брокерам, которые, в общественном восприятии собственников и так не самые «положительные герои»: размещают фейки, предлагают только показ и «берут огромные деньжищи непонятно за что». Сложная ситуация приводит к тому, что крупные агентства закрываются или «дробятся» на более мелкие. Это привело к росту конкуренции на рынке за счет того, что опытные брокеры открывают свои «фирмы», зачастую придумывая громкие имена.
Нет худа без добра
Однако все эти негативные явления привели к тому, что качественные брокерские компании адаптировались, пересмотрели свой подход к работе и добавили новые услуги. Ведь упомянутая конкуренция, которая усилилась за счет дробления крупных агентств, играет на руку клиентам: у них появляется больший выбор. А для самих брокерских агентств это стимул работать качественнее и развиваться. В этом году российские брокеры, например, развивали аналитический сегмент и предлагали клиентам онлайн-обзоры офисов и особняков, что позволяет клиентам оценить динамику этого рынка и принять решение, исходя из нее. Другие ввели услугу создания планировок, основанных на пожеланиях заказчика, это повысило конверсию из звонка в показ на 20%. Также в этом году появился калькулятор доходности и окупаемости коммерческих объектов — его придумала тоже одна из брокерских компаний, но теперь им пользуется весь рынок. Сохранение тренда гибридного формата работы (дом+офис) также стало стимулом к созданию онлайн-платформы виртуальных туров. Для нее отсняли более 1000 объектов коммерческой недвижимости, и теперь полноценный онлайн-показ объекта экономит массу времени и брокерам, и клиентам. Еще одни наши коллеги начали предлагать услуги по сопровождению сделок продажи недвижимости нерезидентов с использованием счета типа С. Также встречаются уже традиционные услуги: бесплатный переезд, такси на показ, уборка в подарок, айфон или ноутбук за сделку, тест-драйв офиса, кэшбек, и менее традиционная — помощь в релокации в Казахстан и Узбекистан.
Что это значит?
Несмотря на повышение качества услуг, недоверие к брокерам сохраняется. Это объясняется тем, что на рынке было и есть много непрофессионалов, которые пришли в этот сегмент из агентств по жилой недвижимости (где качество и набор услуг совершенно другие) и в итоге клиенты не понимают, зачем им вообще брокерские услуги и за что именно они платят. Нынешний кризисный год дает нам шанс переломить эту ситуацию. Чтобы изменить отношение к брокерам, нужно ввести профессиональные стандарты, разработать четкие правила игры и донести их до рынка, вести реестр благонадежных агентств, чтобы клиент сразу понимал, к кому ему обращаться, создать систему обучения брокеров.
У ассоциации КОКОН есть обучающие программы для брокеров, которые включают базовые принципы работы брокера, обзор действующего законодательства, всевозможные приемы для применения на практике, способы защиты от невыплаты вознаграждения, шаблоны различных документов. Также ассоциация ведет реестр «спорных ситуаций» с неблагонадежными партнерами, который могут использовать как сами агентства, так и их клиенты. Помимо этого, ассоциацией разработаны стандарты комиссионного вознаграждения. Этот год стал переломным во взаимоотношениях клиентов с брокерами. В 2023 году новые услуги будут появляться еще чаще, изменения в работе будут происходить быстро, и к этому надо быть готовыми. Кто успеет за новыми трендами и сможет работать качественно и профессионально имеет шанс увидеть совершенно новое отношение к брокерскому бизнесу.