Пик за пиком
Одной из главных тенденций на рынке стрит-ритейла в 2022 году стало увеличение активности арендаторов. По данным R4S Group, общее количество заключенных сделок в компании в 2022 году на 53% превышает аналогичные показатели прошлого года. Наиболее продуктивным, на удивление, стал IV квартал 2022 года - активность арендаторов возросла более, чем в два раза по сравнению с IV кварталом 2021 года и на 72% относительно III квартала 2022 года.
Самое оживленное время для заключения договоров аренды пришлось на декабрь, июнь и апрель. Примечательно, что пик активности арендаторов следовал за периодом стрессового затишья, обусловленного стрессовыми событиями в стране. Так, количество сделок в апреле в два раза превысило мартовские показатели. Аналогичная картина сложилась и в декабре 2022 года - объем договоров аренды увеличился в три раза по сравнению с сентябрем.
Табачные – вместо продуктовых
В 2022 году произошла очевидная смена сегментов-лидеров на рынке. Если в 2021 году наибольшее число открытий было зафиксировано у продуктовых ритейлеров, то в 2022 году их место заняли магазины табачной продукции. Количество заключенных договоров среди табачных магазинов в 2022 году возросло более, чем в два раза относительно 2021 года и составило 20% от количества сделок. Агрессивно заходить на рынок они начали во втором полугодии 2022 года, что отчасти отражало растущий уровень стресса в обществе на фоне политических событий.
Вторым по популярности сегментом стали форматы стрит-фуда и «кофе с собой», суммарно заключившие 19% сделок в 2022 году. Но, в отличие от табачных магазинов, оживление активности общепита пришлось на первое полугодие 2022 года. К концу года мы наблюдали значительное снижение открытий такого формата - это говорит об избытке предложения на рынке.
Третье место занял российский fashion ритейл с 9% от общего количества договоров. Показательно, что данное направление не пользовалось спросом до 2022 года. С июня российские fashion операторы стали динамично заходить на рынок стрит-ритейла. По данным NF Group (ex-Knight Frank), за 2022 год в Москве открылось 15 магазинов одежды российских дизайнеров - это стало абсолютным рекордом для отечественной индустрии моды. После ухода зарубежных брендов в Москве начали набирать популярность локальные fashion ритейлеры. Причем, отечественные бренды предпочитают открывать свои магазины именно в формате стрит-ритейла. В значительной степени это связано с активным трафиком на пешеходных улицах столицы: в отличие от торговых центров проходимость объектов стрит-ритейла не уменьшилась после ухода иностранных компаний. Свою роль сыграло и восстановление отложенного в пандемию потребительского спроса.
В преддверие Нового года мы наблюдали подъем ювелирных магазинов, открытие которых в основном пришлось на декабрь этого года. В 2022 году количество сделок с магазинами ювелирной продукции превысило аналогичные показатели прошлого года в четыре раза.
Банки, аптеки и пекарни не идут на улицу
По сравнению с 2021 годом наибольшее сокращение по числу открытий наблюдается у финансовых учреждений, салонов связи, аптечных сетей и медицинских лабораторий. Уменьшение численности арендаторов банковского сектора и салонов связи может быть следствием цифровизации финансовых операций. Благодаря новым технологиям пользователи могут совершать все необходимые операции в мобильных приложениях, а не в физических отделениях банка.
Количество заключенных в R4S Group договоров аренды в сфере медицинских услуг сократилось в четыре раза относительно показателей 2021 года. Такая динамика, скорее всего продиктована тем, что данная область уже заняла свою нишу в стрит-ритейле, поэтому дальнейшее расширение аптечных и медицинских сетей не является целесообразным. К тому же, спад открытий медицинских лабораторий в 2022 году совпал со снижением заболеваемости короновирусом. В 2021 году данные учреждения были востребованы в том числе из-за массового проведения тестов на COVID-19.
Мы наблюдаем сокращение открытий и у пекарен - в 2022 году количество заключенных договоров аренда в компании уменьшилось в 2,5 раза по сравнению с 2021 годом, когда мы наблюдали фазу активного наращивания присутствия пекарен и кондитерских. На это оказывают влияние сразу несколько факторов: перенасыщение предложения на рынке, конкуренция с крупными торговыми сетями и санкции, ограничивающие импорт хлебопекарного оборудования.
Средняя площадь сокращается
Еще одним трендом 2022 года стало сокращение среднего объема арендуемых площадей с 80 кв. м в 2021 году до 50 кв. м в 2022 году. Как результат, при увеличении активности арендаторов на 53% по сравнению с 2021 годом, объем арендуемых площадей возрос всего на 5%. Наиболее востребованы небольшие помещения до 30 кв. м - на них пришлось 61 % от общего количества сделок.
Предпочитают такие помещения заведения каждодневного спроса: табачные магазины, стрит-фуд, формат «кофе с собой». Средние помещения от 30 кв. м до 100 кв. м пользуются популярностью среди продуктовых магазинов и fashionоператоров. Аренду площади более 100 кв. м в основном рассматривают под рестораны и обувные магазины.
Во многом перераспределение спроса с больших помещений на малые объясняется желанием арендаторов оптимизировать пространство и сократить расходную часть. Отвечая запросам рынка, летом мы вывели на рынок беспрецедентное предложение на Патриарших прудах - 5 компактных лотов площадью от 5,9 кв. м до 9,4 кв. м в нашем новом проекте на Большой Бронной, 11. В этой топовой локации с крайне низкой вакансией исторически отсутствовали коммерческие площади таких размеров, в то время как потребность в них была очевидна. В результате, мы получили моментальный отклик от арендаторов, часть помещений была забронирована сразу после выхода предложения на рынок. Уже в декабре первый арендатор на Большой Бронной, 11 открыл свои двери.
Несокрушимая устойчивость
В течение 2022 года стрит-ритейл демонстрировал показатели, превышающие эффективность других сегментов рынка коммерческой недвижимости. Кризисы прошлых лет подготовили рынок аренды торговой недвижимости к текущей ситуации, благодаря чему он оперативно реагировал на все радикальные потрясения этого года. Для многих инвесторов этот год стал показательным по части пересмотра рентабельности активов. Во время обвала фондовых бирж, повышения ключевой ставки, стагнации рынка жилой и офисной недвижимости инвестиции в стрит-ритейл остаются консервативным, стабильным и прибыльным вложением. Не исключаю, что такая устойчивость и безопасность в перспективе может способствовать снижению доходности в объекты стрит-ритейла.
Одной из главных тенденций на рынке стрит-ритейла в 2022 году стало увеличение активности арендаторов. По данным R4S Group, общее количество заключенных сделок в компании в 2022 году на 53% превышает аналогичные показатели прошлого года. Наиболее продуктивным, на удивление, стал IV квартал 2022 года - активность арендаторов возросла более, чем в два раза по сравнению с IV кварталом 2021 года и на 72% относительно III квартала 2022 года.
Самое оживленное время для заключения договоров аренды пришлось на декабрь, июнь и апрель. Примечательно, что пик активности арендаторов следовал за периодом стрессового затишья, обусловленного стрессовыми событиями в стране. Так, количество сделок в апреле в два раза превысило мартовские показатели. Аналогичная картина сложилась и в декабре 2022 года - объем договоров аренды увеличился в три раза по сравнению с сентябрем.
Табачные – вместо продуктовых
В 2022 году произошла очевидная смена сегментов-лидеров на рынке. Если в 2021 году наибольшее число открытий было зафиксировано у продуктовых ритейлеров, то в 2022 году их место заняли магазины табачной продукции. Количество заключенных договоров среди табачных магазинов в 2022 году возросло более, чем в два раза относительно 2021 года и составило 20% от количества сделок. Агрессивно заходить на рынок они начали во втором полугодии 2022 года, что отчасти отражало растущий уровень стресса в обществе на фоне политических событий.
Вторым по популярности сегментом стали форматы стрит-фуда и «кофе с собой», суммарно заключившие 19% сделок в 2022 году. Но, в отличие от табачных магазинов, оживление активности общепита пришлось на первое полугодие 2022 года. К концу года мы наблюдали значительное снижение открытий такого формата - это говорит об избытке предложения на рынке.
Третье место занял российский fashion ритейл с 9% от общего количества договоров. Показательно, что данное направление не пользовалось спросом до 2022 года. С июня российские fashion операторы стали динамично заходить на рынок стрит-ритейла. По данным NF Group (ex-Knight Frank), за 2022 год в Москве открылось 15 магазинов одежды российских дизайнеров - это стало абсолютным рекордом для отечественной индустрии моды. После ухода зарубежных брендов в Москве начали набирать популярность локальные fashion ритейлеры. Причем, отечественные бренды предпочитают открывать свои магазины именно в формате стрит-ритейла. В значительной степени это связано с активным трафиком на пешеходных улицах столицы: в отличие от торговых центров проходимость объектов стрит-ритейла не уменьшилась после ухода иностранных компаний. Свою роль сыграло и восстановление отложенного в пандемию потребительского спроса.
В преддверие Нового года мы наблюдали подъем ювелирных магазинов, открытие которых в основном пришлось на декабрь этого года. В 2022 году количество сделок с магазинами ювелирной продукции превысило аналогичные показатели прошлого года в четыре раза.
Банки, аптеки и пекарни не идут на улицу
По сравнению с 2021 годом наибольшее сокращение по числу открытий наблюдается у финансовых учреждений, салонов связи, аптечных сетей и медицинских лабораторий. Уменьшение численности арендаторов банковского сектора и салонов связи может быть следствием цифровизации финансовых операций. Благодаря новым технологиям пользователи могут совершать все необходимые операции в мобильных приложениях, а не в физических отделениях банка.
Количество заключенных в R4S Group договоров аренды в сфере медицинских услуг сократилось в четыре раза относительно показателей 2021 года. Такая динамика, скорее всего продиктована тем, что данная область уже заняла свою нишу в стрит-ритейле, поэтому дальнейшее расширение аптечных и медицинских сетей не является целесообразным. К тому же, спад открытий медицинских лабораторий в 2022 году совпал со снижением заболеваемости короновирусом. В 2021 году данные учреждения были востребованы в том числе из-за массового проведения тестов на COVID-19.
Мы наблюдаем сокращение открытий и у пекарен - в 2022 году количество заключенных договоров аренда в компании уменьшилось в 2,5 раза по сравнению с 2021 годом, когда мы наблюдали фазу активного наращивания присутствия пекарен и кондитерских. На это оказывают влияние сразу несколько факторов: перенасыщение предложения на рынке, конкуренция с крупными торговыми сетями и санкции, ограничивающие импорт хлебопекарного оборудования.
Средняя площадь сокращается
Еще одним трендом 2022 года стало сокращение среднего объема арендуемых площадей с 80 кв. м в 2021 году до 50 кв. м в 2022 году. Как результат, при увеличении активности арендаторов на 53% по сравнению с 2021 годом, объем арендуемых площадей возрос всего на 5%. Наиболее востребованы небольшие помещения до 30 кв. м - на них пришлось 61 % от общего количества сделок.
Предпочитают такие помещения заведения каждодневного спроса: табачные магазины, стрит-фуд, формат «кофе с собой». Средние помещения от 30 кв. м до 100 кв. м пользуются популярностью среди продуктовых магазинов и fashionоператоров. Аренду площади более 100 кв. м в основном рассматривают под рестораны и обувные магазины.
Во многом перераспределение спроса с больших помещений на малые объясняется желанием арендаторов оптимизировать пространство и сократить расходную часть. Отвечая запросам рынка, летом мы вывели на рынок беспрецедентное предложение на Патриарших прудах - 5 компактных лотов площадью от 5,9 кв. м до 9,4 кв. м в нашем новом проекте на Большой Бронной, 11. В этой топовой локации с крайне низкой вакансией исторически отсутствовали коммерческие площади таких размеров, в то время как потребность в них была очевидна. В результате, мы получили моментальный отклик от арендаторов, часть помещений была забронирована сразу после выхода предложения на рынок. Уже в декабре первый арендатор на Большой Бронной, 11 открыл свои двери.
Несокрушимая устойчивость
В течение 2022 года стрит-ритейл демонстрировал показатели, превышающие эффективность других сегментов рынка коммерческой недвижимости. Кризисы прошлых лет подготовили рынок аренды торговой недвижимости к текущей ситуации, благодаря чему он оперативно реагировал на все радикальные потрясения этого года. Для многих инвесторов этот год стал показательным по части пересмотра рентабельности активов. Во время обвала фондовых бирж, повышения ключевой ставки, стагнации рынка жилой и офисной недвижимости инвестиции в стрит-ритейл остаются консервативным, стабильным и прибыльным вложением. Не исключаю, что такая устойчивость и безопасность в перспективе может способствовать снижению доходности в объекты стрит-ритейла.