Занимай и властвуй: главные тенденции на рынке стрит-ритейла в 2022 году

2022 год стал непростым испытанием для рынка коммерческой недвижимости. Экономическая турбулентность и стрессовые геополитические события, несомненно, оказали свое влияние. Однако даже на фоне санкций и приостановления деятельности зарубежных брендов в России, стрит-ритейл проявил себя как стабильный инвестиционный инструмент. В пандемийный период рынок стрит-ритейла сумел выработать столь высокий иммунитет к радикальным потрясениям, что в 2022-м даже продемонстрировал рост. О тенденциях рынка рассказывает Ирина Буренко, коммерческий директор R4S Group.
2786
Изображение взято из источника: R4S Group
Пик за пиком

Одной из главных тенденций на рынке стрит-ритейла в 2022 году стало увеличение активности арендаторов. По данным R4S Group, общее количество заключенных сделок в компании в 2022 году на 53% превышает аналогичные показатели прошлого года. Наиболее продуктивным, на удивление, стал IV квартал 2022 года - активность арендаторов возросла более, чем в два раза по сравнению с IV кварталом 2021 года и на 72% относительно III квартала 2022 года.

Самое оживленное время для заключения договоров аренды пришлось на декабрь, июнь и апрель. Примечательно, что пик активности арендаторов следовал за периодом стрессового затишья, обусловленного стрессовыми событиями в стране. Так, количество сделок в апреле в два раза превысило мартовские показатели. Аналогичная картина сложилась и в декабре 2022 года - объем договоров аренды увеличился в три раза по сравнению с сентябрем.

Табачные – вместо продуктовых

В 2022 году произошла очевидная смена сегментов-лидеров на рынке. Если в 2021 году наибольшее число открытий было зафиксировано у продуктовых ритейлеров, то в 2022 году их место заняли магазины табачной продукции. Количество заключенных договоров среди табачных магазинов в 2022 году возросло более, чем в два раза относительно 2021 года и составило 20% от количества сделок. Агрессивно заходить на рынок они начали во втором полугодии 2022 года, что отчасти отражало растущий уровень стресса в обществе на фоне политических событий.

Вторым по популярности сегментом стали форматы стрит-фуда и «кофе с собой», суммарно заключившие 19% сделок в 2022 году. Но, в отличие от табачных магазинов, оживление активности общепита пришлось на первое полугодие 2022 года. К концу года мы наблюдали значительное снижение открытий такого формата - это говорит об избытке предложения на рынке.

Третье место занял российский fashion ритейл с 9% от общего количества договоров. Показательно, что данное направление не пользовалось спросом до 2022 года. С июня российские fashion операторы стали динамично заходить на рынок стрит-ритейла. По данным NF Group (ex-Knight Frank), за 2022 год в Москве открылось 15 магазинов одежды российских дизайнеров - это стало абсолютным рекордом для отечественной индустрии моды. После ухода зарубежных брендов в Москве начали набирать популярность локальные fashion ритейлеры. Причем, отечественные бренды предпочитают открывать свои магазины именно в формате стрит-ритейла. В значительной степени это связано с активным трафиком на пешеходных улицах столицы: в отличие от торговых центров проходимость объектов стрит-ритейла не уменьшилась после ухода иностранных компаний. Свою роль сыграло и восстановление отложенного в пандемию потребительского спроса.

В преддверие Нового года мы наблюдали подъем ювелирных магазинов, открытие которых в основном пришлось на декабрь этого года. В 2022 году количество сделок с магазинами ювелирной продукции превысило аналогичные показатели прошлого года в четыре раза.

Банки, аптеки и пекарни не идут на улицу

По сравнению с 2021 годом наибольшее сокращение по числу открытий наблюдается у финансовых учреждений, салонов связи, аптечных сетей и медицинских лабораторий. Уменьшение численности арендаторов банковского сектора и салонов связи может быть следствием цифровизации финансовых операций. Благодаря новым технологиям пользователи могут совершать все необходимые операции в мобильных приложениях, а не в физических отделениях банка.

Количество заключенных в R4S Group договоров аренды в сфере медицинских услуг сократилось в четыре раза относительно показателей 2021 года. Такая динамика, скорее всего продиктована тем, что данная область уже заняла свою нишу в стрит-ритейле, поэтому дальнейшее расширение аптечных и медицинских сетей не является целесообразным. К тому же, спад открытий медицинских лабораторий в 2022 году совпал со снижением заболеваемости короновирусом. В 2021 году данные учреждения были востребованы в том числе из-за массового проведения тестов на COVID-19.

Мы наблюдаем сокращение открытий и у пекарен - в 2022 году количество заключенных договоров аренда в компании уменьшилось в 2,5 раза по сравнению с 2021 годом, когда мы наблюдали фазу активного наращивания присутствия пекарен и кондитерских. На это оказывают влияние сразу несколько факторов: перенасыщение предложения на рынке, конкуренция с крупными торговыми сетями и санкции, ограничивающие импорт хлебопекарного оборудования.

Средняя площадь сокращается

Еще одним трендом 2022 года стало сокращение среднего объема арендуемых площадей с 80 кв. м в 2021 году до 50 кв. м в 2022 году. Как результат, при увеличении активности арендаторов на 53% по сравнению с 2021 годом, объем арендуемых площадей возрос всего на 5%. Наиболее востребованы небольшие помещения до 30 кв. м - на них пришлось 61 % от общего количества сделок.

Предпочитают такие помещения заведения каждодневного спроса: табачные магазины, стрит-фуд, формат «кофе с собой». Средние помещения от 30 кв. м до 100 кв. м пользуются популярностью среди продуктовых магазинов и fashionоператоров. Аренду площади более 100 кв. м в основном рассматривают под рестораны и обувные магазины.

Во многом перераспределение спроса с больших помещений на малые объясняется желанием арендаторов оптимизировать пространство и сократить расходную часть. Отвечая запросам рынка, летом мы вывели на рынок беспрецедентное предложение на Патриарших прудах - 5 компактных лотов площадью от 5,9 кв. м до 9,4 кв. м в нашем новом проекте на Большой Бронной, 11. В этой топовой локации с крайне низкой вакансией исторически отсутствовали коммерческие площади таких размеров, в то время как потребность в них была очевидна. В результате, мы получили моментальный отклик от арендаторов, часть помещений была забронирована сразу после выхода предложения на рынок. Уже в декабре первый арендатор на Большой Бронной, 11 открыл свои двери.

Несокрушимая устойчивость

В течение 2022 года стрит-ритейл демонстрировал показатели, превышающие эффективность других сегментов рынка коммерческой недвижимости. Кризисы прошлых лет подготовили рынок аренды торговой недвижимости к текущей ситуации, благодаря чему он оперативно реагировал на все радикальные потрясения этого года. Для многих инвесторов этот год стал показательным по части пересмотра рентабельности активов. Во время обвала фондовых бирж, повышения ключевой ставки, стагнации рынка жилой и офисной недвижимости инвестиции в стрит-ритейл остаются консервативным, стабильным и прибыльным вложением. Не исключаю, что такая устойчивость и безопасность в перспективе может способствовать снижению доходности в объекты стрит-ритейла.


Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Самара остается лидером по обеспеченности торговыми площадями, а наибольший прирост показали Пермь, Казань и Челябинск

Аналитики консалтинговой компании NF Group оценили обеспеченность качественными торговыми площадями в 15 городах-миллионниках за 2022 год. Согласно исследованию, показатель оценивается в среднем в 507 кв. м/1 000 жителей по итогам года. С 2019 года эта цифра увеличилась на 7,4%, максимальный прирост отмечен в трех городах (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) – в Перми (+49%), Казани (+14%) и Челябинске (+9%). Самара уже шестой год подряд лидирует в рейтинге по обеспеченности населения торговыми площадями – 757 кв. м/1 000 чел. Пермь стала одним из наиболее активно развивающихся городов в части увеличения количества торговых объектов. Если раньше город занимал последнее место в рейтинге, то с 2019 года он поднялся на три позиции и вышел на 12 место, увеличив показатель на 49%, до 384 кв. м/1 000 чел. благодаря открытию в 2021-2022 гг. двух торговых центров: ТЦ «Планета» (GLA: 83 тыс. кв. м) и iMALL (GLA: 40,5 тыс. кв. м).
23.01
Источник: CRE
Исследования рынка

Nikoliers: Ввод коммерческой недвижимости в Петербурге за 2022 год почти в 2 раза превзошел показатели 2021 года

Консалтинговая компания Nikoliers подвела итоги 2022 года в офисном, складском и торговом сегментах недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По объемам ввода коммерческой недвижимости прошлый год стал рекордным на региональном рынке за последние восемь лет. Таких показателей удалось достичь благодаря активности девелоперов в складском сегменте — объем ввода складов за прошедший год вырос в 2,7 раза.
23.01
Источник: CRE
Экспертный анализ

DNA Realty: Табак – больше не дело?

В компании ожидают закрытия более половины существующих табачных магазинов из-за планируемого запрета на электронные сигареты и вейпы. Такие помещения занимают до 2,5 тыс. кв. м в стрит-ритейле (данные DNA), и найти им замену по сопоставимым ставкам будет сложно.

 
20.01

журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (2-8 декабря)

Кадровые изменения в Ricci, Whitewill и ДОМ. РФ,  новости по офисам Tekta Group и «Галс-Девелопмент», старт реализации индустриального парка компании Михайловский Девелопмент, классификация Light Industrial, «галактические» итоги, а также новая статья из журнала CRE - в нашей традиционной подборке.
08.12
Источник: Пресс-служба Ricci
Назначения

Андрей Постников перешел в Ricci

Андрей Постников назначен управляющим партнером и генеральным директором компании Ricci.
 
03.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Особенности национальной охоты: почему российским бизнесам дома лучше

На рынке коммерческой недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах заканчивается второй год активных, громких и демонстративных выходов российских игроков в другие страны – от бывших республик СССР и ОАЭ до Уругвая и Бали. Очевидно, что парад экспансий начался из-за глобального передела активов в России, частичного закрытия локальной экономики в условиях усиливающегося санкционного давления и необходимости диверсификации бизнеса. Однако результаты эксперты оценивают сдержанно: успешными оказались лишь отдельные и точечные выходы, большинство же сбавляет темпы или вовсе сворачивается – лучшие рынки уже освоены, для захвата остальных требуются совсем другие ресурсы, бизнесу даже скрытого российского происхождения или с российскими основателями за спиной не рады, а в сегмент вышла армия «диванных хомячков» с критической для отрасли денежной массой. Но главное – доходность недвижимости в России с другими странами сейчас просто несопоставима.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
04.12
Источник: baikal24.ru
Назначения

В ДОМ.РФ – новые назначения

Банк ДОМ.РФ сообщает о новых назначениях в корпоративном блоке.
 
05.12
Источник: CRE
Проект

Михайловский Девелопмент построит склад в Красной Поляне

Площадь первого этапа строительства кластера на севере Подмосковья составит 96 000 кв. м. Генеральный подрядчик - компания Megastroy.
04.12
Источник: cre
Игроки рынка

Консультанты классифицируют склады и LI

Moscow Research Forum впервые представит единую классификацию складской недвижимости и классификацию объектов Light Industrial.
 
 
06.12
Источник: stroi.mos.ru
Проект

«Основа» начала продажу офисов в «Мираполисе»

ГК «Основа» начинает реализацию офисов на проспекте Мира.
 
05.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre