DNA Realty: Табак – больше не дело?

В компании ожидают закрытия более половины существующих табачных магазинов из-за планируемого запрета на электронные сигареты и вейпы. Такие помещения занимают до 2,5 тыс. кв. м в стрит-ритейле (данные DNA), и найти им замену по сопоставимым ставкам будет сложно.

 
572
Изображение взято из источника: CRE
Более половины специализированных табачных магазинов и вейп-шопов могут закрыться в Москве в случае принятия закона о полном запрете на продажу вейпов и электронных сигарет, а на рынок коммерческой недвижимости будет выброшено огромное количество небольших и очень дорогих помещений, сдать которые в текущих реалиях по существующим ставкам будет крайне проблематично. При этом саму проблему популярности вейпов среди несовершеннолетних, о якобы наличии которой заявили в госдуме, это не решит, так как рынок просто уйдет в подполье – так оценивают перспективы целого сегмента рынка торговой недвижимости эксперты консалтинговой компании DNA Realty, которая специализируется на сдаче в аренду небольших торговых помещений в Москве и области, в том числе, под табачные бутики и вейп-шопы.
 
«По нашим оценкам, минимум половина существующих табачных магазинов вынуждена будет закрыться и полностью прекратить свою деятельность, а еще около 20-30% будут либо оптимизировать занимаемые площади, либо требовать у собственников существенные скидки по аренде», – предсказывает генеральный директор DNA Realty Антон Белых.  - Дело в том, что основная прибыль таких магазинов формируется как раз не за счет продажи обычных сигарет, где очень низкая рентабельность и наценка (так как предельные цены на сигареты регулируются законодательством), а именно за счет продажи вейпов и электронных сигарет, которые стали очень популярны в последние годы, а также сопутствующих товаров. «Именно рост популярности вейпов и электронных сигарет, а также высокая рентабельность этого бизнеса привели к резкому росту числа табачных магазинов и вейп-шопов как в Москве, так и по всей России, а также росту ставок аренды на подходящие под такой формат торговые помещения».
 
По данным 2ГИС на конец 2021 года, в России работало более 5 тыс. магазинов, где продавались вейпы и электронные сигареты, из которых на Москву приходится более 1,1 тысяч. При этом за 2022 год число таких магазинов, по оценкам DNA Realty, увеличилось еще минимум на 20%, учитывая крайне высокий спрос на помещения со стороны таких операторов. «В среднем такие магазины арендуют площади от 6 до 50 кв.м. в самых топовых локациях: выходы из метро, трафиковые места, торговые и бизнес центры, прикассовые зоны супермаркетов и т.д.. При этом в Москве ставки аренды для табачных магазинов и вейп-шопов сейчас колеблются в диапазоне от 5 до 25 тыс. руб. за 1 кв.м. в месяц в зависимости от площади и места, то есть один магазин платит от 50 до 300 тыс. руб в месяц за помещение, – рассказывает Антон Белых. – При этом очень часто даже около одного выхода из метро или в одном здании может работать от 2 до 5 таких операторов, и к каждому из них выстраиваются очереди в час пик. Но основную выручку и прибыль таким магазинам формирует не только и не столько обычный табак, сколько именно электронные сигареты и вейпы, поэтому в случае запрета на торговлю такой продукцией многие операторы просто разорятся, а выжившие вынуждены будут оптимизировать занимаемые площади и будут искать более дешевые помещения или просить огромные скидки по аренде у собственников».
 
При этом на рынке появилось даже большое количество сетей, которые вообще не торгуют обычными сигаретами, а продают только вейпы, электронные сигареты и кальяны и аксессуары для них (например, Smokimg Shop, Vapar Shop, Vape.ru, Vardex, Vape Zone и многие другие). По словам Антона Белых, такие арендаторы сразу вынуждены будут прекратить свою деятельность в случае принятия запрещающего вейпы закона, что приведет не только к выбросу на рынок помещений, но и к банкротству предпринимателей (многие такие магазины открывались по системе франчайзинга) и росту безработицы среди продавцов, дистрибьюторов, поставщиков и т.д. «Магазины же, которые совмещали продажу табака и вейпов тоже не все переживут данный запрет, а это тоже станет сильным ударом по экономике, безработице и собираемости налогов, в том числе с собственников коммерческой недвижимости. По нашим оценкам, такой запрет могут не пережить от 50 до 80% игроков данного рынка, и в первую очередь – именно малый и средний бизнес, не связанный с крупными поставщиками табачной продукции и производителями», – добавляет гендиректор DNA Realty. По его словам, порог входа на этот рынок был не слишком высоким (от 0,5 до 2 млн руб. инвестиций), что позволяло заниматься этим бизнесом малым предпринимателям, в том числе через франчайзинг, которые в один момент могут остаться без источника дохода.
 
«При этом проблема продажи вейпов несовершеннолетним, даже если она реально существует не только в голове у депутатов, от данного запрета не решится, так как при принятии любых таких запретительных законов страдает в первую очередь белый и законопослушный бизнес, продавцы которого и так всегда проверяют паспорт у клиентов и платят налоги, зато черный сегмент и продажи через даркнет и телеграмм-каналы вырастут в разы – и там уж точно никто не спрашивал и не будет спрашивать паспорт у покупателя, – говорит Антон Белых. – На мой взгляд, депутатам стоит не уничтожать по глупости целый сегмент малого бизнеса и рабочие места, особенно в такое непростое время, а ужесточить ответственность за продажу продукции несовершеннолетним, а также бороться с продажами такой продукции через нелегальные интернет-магазины, где продажа вейпов сейчас вовсе не основной бизнес».
 
В противном случае, по оценкам Антона Белых, только в Москве единовременно освободится минимум 500-800 помещений общей площадью 1,5-2,5 тыс. кв.м, сдать которые по прежним ставкам явно не получится, а тысячи человек потеряют работу и источник дохода, а государство лишится налоговых поступлений от этих предпринимателей и людей.


иГРОКИ РЫНКА

DNA Realty

Белых Антон

Консалтинг и брокеридж

DNA Realty

Материалы по теме

Источник: Nikoliers
Экспертный анализ

Nikoliers: В 2022 г. порядка 45 иностранных брендов заявили о выходе на российский рынок

Из них девять уже открыли свои первые магазины в РФ. Большинство брендов, заявивших о планах по открытию, имеют турецкое происхождение (74%). Порядка 23 брендов заявили об окончательном уходе из России, еще 27 находятся в режиме ожидания.
20.01
Источник: metr12.ru
Рейтинг

Зимние правонарушения в ретейле – украсть и погреться

Аналитики охранной компании Delta Системы безопасности проанализировали более 60 000 тревожных вызовов на торговых предприятиях с целью выяснить, как меняется криминогенная обстановка в ретейле с приходом холодов.
19.01
Источник: CRE
Экспертный анализ

Kokoc Group: Потребитель активен вопреки

Специалисты Kokoc Group проанализировали активность более 200 интернет-магазинов с целью выяснить, как изменился спрос россиян в предновогодние праздники и период каникул, как они выбирали подарки, какие товары стали самыми популярными, на что люди тратили деньги в праздники, и как кризис влияет на потребительскую активность.
18.01

журнал CRE 22-1 (421)

Декабрь (2) - Январь (1)
Журнал вышел в печатном формате.  С PDF версией журнала можно ознакомиться ЗДЕСЬ Номер выпущен при поддержке: Группа компаний Спектрум MD Facility Management   MMG   City&Malls PFM   ТЕХНОПАРК PERERVA   Comcity RD Management   Группа компаний «Пионер»   Raven Russia   УК Zeppelin   Галс-Девелопмент   ricci Авито   Nikoliers В НОМЕРЕ ПОДВОДИМ ИТОГИ 2022 г.: ЛИЦА ГОДА  В судьбе их компаний как в капле воды отразилдось все, что происходило с рынком в это...

Популярное

Источник: CRE
Экспертный анализ

Взяли в оборот

Торговые центры всё жёстче настаивают на включении интернет-заказов ритейлеров и других операторов в арендную схему «процента с оборота». На фоне бума e-commerce и спада трафика в моллах, собственники и управляющие компании называют решение справедливым и оправданным, арендаторы же – поспешным и популистским, указывая на необходимость «разделять потоки».
 
Текст: Влад Лория. CRE Retail, январь 2023г.
25.01
Источник: O1 Properties, Ducat Place II
Экспертный анализ

Отделочные работы

Уход иностранных арендаторов, высокая вакансия, увеличение себестоимости при росте спроса на лоты «под ключ» продолжают переформатировать офисный сегмент. Часть объектов «теряет класс» уже сейчас, но остающиеся резиденты будут только повышать требования к рабочим местам.

Текст: Иван Майоров. Журнал CRE, январь 2023г.
23.01
Источник: Пресс-служба Multispace
Сделка

Multispace Dinamo принял крупного арендатора

Арендатором сервисного офиса Multispace Dinamo стала крупная российская производственная компания.

23.01
Источник: CRE, Новикова Л.А.
Сделка

В конце 2022 года продали БЦ Nevis

Покупателем офисного центра площадью 15 тыс. кв. м могла стать структура Лукойла или один из топ-менеджеров нефтяной компании.
24.01
Источник: CRE
Сделка

Ozon арендовал 110 тыс. кв. м складов на Горьковском шоссе

Изначально площади в первом проекте регионального девелопера «Адва» в Москве должен был занять Aliexpress.

23.01
Источник: Accent Capital
Открытие

В ТЦ «Сокольники» открылся фуд-холл

Гастропространство занимает 451 кв. м. Общая же площадь общепита в ТЦ теперь составляет почти 1,5 тыс. кв. м (11% от GLA).
23.01
Источник: CRE
Аукцион

РАД выставил на торги 130 га земли под строительство склада

10 смежных участков расположены в Солнечногорском районе Подмосковья в 5 км от Зеленограда. Отметим, что на таком участке можно построить около 600 тыс. кв. м складских помещений. Однако далеко не факт, что именно под строительство складов будет использована земля в конечном итоге.
23.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre