DNA Realty: Табак – больше не дело?

В компании ожидают закрытия более половины существующих табачных магазинов из-за планируемого запрета на электронные сигареты и вейпы. Такие помещения занимают до 2,5 тыс. кв. м в стрит-ритейле (данные DNA), и найти им замену по сопоставимым ставкам будет сложно.

 
1667
Изображение взято из источника: CRE
Более половины специализированных табачных магазинов и вейп-шопов могут закрыться в Москве в случае принятия закона о полном запрете на продажу вейпов и электронных сигарет, а на рынок коммерческой недвижимости будет выброшено огромное количество небольших и очень дорогих помещений, сдать которые в текущих реалиях по существующим ставкам будет крайне проблематично. При этом саму проблему популярности вейпов среди несовершеннолетних, о якобы наличии которой заявили в госдуме, это не решит, так как рынок просто уйдет в подполье – так оценивают перспективы целого сегмента рынка торговой недвижимости эксперты консалтинговой компании DNA Realty, которая специализируется на сдаче в аренду небольших торговых помещений в Москве и области, в том числе, под табачные бутики и вейп-шопы.
 
«По нашим оценкам, минимум половина существующих табачных магазинов вынуждена будет закрыться и полностью прекратить свою деятельность, а еще около 20-30% будут либо оптимизировать занимаемые площади, либо требовать у собственников существенные скидки по аренде», – предсказывает генеральный директор DNA Realty Антон Белых.  - Дело в том, что основная прибыль таких магазинов формируется как раз не за счет продажи обычных сигарет, где очень низкая рентабельность и наценка (так как предельные цены на сигареты регулируются законодательством), а именно за счет продажи вейпов и электронных сигарет, которые стали очень популярны в последние годы, а также сопутствующих товаров. «Именно рост популярности вейпов и электронных сигарет, а также высокая рентабельность этого бизнеса привели к резкому росту числа табачных магазинов и вейп-шопов как в Москве, так и по всей России, а также росту ставок аренды на подходящие под такой формат торговые помещения».
 
По данным 2ГИС на конец 2021 года, в России работало более 5 тыс. магазинов, где продавались вейпы и электронные сигареты, из которых на Москву приходится более 1,1 тысяч. При этом за 2022 год число таких магазинов, по оценкам DNA Realty, увеличилось еще минимум на 20%, учитывая крайне высокий спрос на помещения со стороны таких операторов. «В среднем такие магазины арендуют площади от 6 до 50 кв.м. в самых топовых локациях: выходы из метро, трафиковые места, торговые и бизнес центры, прикассовые зоны супермаркетов и т.д.. При этом в Москве ставки аренды для табачных магазинов и вейп-шопов сейчас колеблются в диапазоне от 5 до 25 тыс. руб. за 1 кв.м. в месяц в зависимости от площади и места, то есть один магазин платит от 50 до 300 тыс. руб в месяц за помещение, – рассказывает Антон Белых. – При этом очень часто даже около одного выхода из метро или в одном здании может работать от 2 до 5 таких операторов, и к каждому из них выстраиваются очереди в час пик. Но основную выручку и прибыль таким магазинам формирует не только и не столько обычный табак, сколько именно электронные сигареты и вейпы, поэтому в случае запрета на торговлю такой продукцией многие операторы просто разорятся, а выжившие вынуждены будут оптимизировать занимаемые площади и будут искать более дешевые помещения или просить огромные скидки по аренде у собственников».
 
При этом на рынке появилось даже большое количество сетей, которые вообще не торгуют обычными сигаретами, а продают только вейпы, электронные сигареты и кальяны и аксессуары для них (например, Smokimg Shop, Vapar Shop, Vape.ru, Vardex, Vape Zone и многие другие). По словам Антона Белых, такие арендаторы сразу вынуждены будут прекратить свою деятельность в случае принятия запрещающего вейпы закона, что приведет не только к выбросу на рынок помещений, но и к банкротству предпринимателей (многие такие магазины открывались по системе франчайзинга) и росту безработицы среди продавцов, дистрибьюторов, поставщиков и т.д. «Магазины же, которые совмещали продажу табака и вейпов тоже не все переживут данный запрет, а это тоже станет сильным ударом по экономике, безработице и собираемости налогов, в том числе с собственников коммерческой недвижимости. По нашим оценкам, такой запрет могут не пережить от 50 до 80% игроков данного рынка, и в первую очередь – именно малый и средний бизнес, не связанный с крупными поставщиками табачной продукции и производителями», – добавляет гендиректор DNA Realty. По его словам, порог входа на этот рынок был не слишком высоким (от 0,5 до 2 млн руб. инвестиций), что позволяло заниматься этим бизнесом малым предпринимателям, в том числе через франчайзинг, которые в один момент могут остаться без источника дохода.
 
«При этом проблема продажи вейпов несовершеннолетним, даже если она реально существует не только в голове у депутатов, от данного запрета не решится, так как при принятии любых таких запретительных законов страдает в первую очередь белый и законопослушный бизнес, продавцы которого и так всегда проверяют паспорт у клиентов и платят налоги, зато черный сегмент и продажи через даркнет и телеграмм-каналы вырастут в разы – и там уж точно никто не спрашивал и не будет спрашивать паспорт у покупателя, – говорит Антон Белых. – На мой взгляд, депутатам стоит не уничтожать по глупости целый сегмент малого бизнеса и рабочие места, особенно в такое непростое время, а ужесточить ответственность за продажу продукции несовершеннолетним, а также бороться с продажами такой продукции через нелегальные интернет-магазины, где продажа вейпов сейчас вовсе не основной бизнес».
 
В противном случае, по оценкам Антона Белых, только в Москве единовременно освободится минимум 500-800 помещений общей площадью 1,5-2,5 тыс. кв.м, сдать которые по прежним ставкам явно не получится, а тысячи человек потеряют работу и источник дохода, а государство лишится налоговых поступлений от этих предпринимателей и людей.


иГРОКИ РЫНКА

DNA Realty

Белых Антон

Консалтинг и брокеридж

DNA Realty

Материалы по теме

Источник: Nikoliers
Экспертный анализ

Nikoliers: В 2022 г. порядка 45 иностранных брендов заявили о выходе на российский рынок

Из них девять уже открыли свои первые магазины в РФ. Большинство брендов, заявивших о планах по открытию, имеют турецкое происхождение (74%). Порядка 23 брендов заявили об окончательном уходе из России, еще 27 находятся в режиме ожидания.
20.01
Источник: metr12.ru
Рейтинг

Зимние правонарушения в ретейле – украсть и погреться

Аналитики охранной компании Delta Системы безопасности проанализировали более 60 000 тревожных вызовов на торговых предприятиях с целью выяснить, как меняется криминогенная обстановка в ретейле с приходом холодов.
19.01
Источник: CRE
Экспертный анализ

Kokoc Group: Потребитель активен вопреки

Специалисты Kokoc Group проанализировали активность более 200 интернет-магазинов с целью выяснить, как изменился спрос россиян в предновогодние праздники и период каникул, как они выбирали подарки, какие товары стали самыми популярными, на что люди тратили деньги в праздники, и как кризис влияет на потребительскую активность.
18.01

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre