Топ-5 digital-технологий для анализа эффективности использования офисов

Не секрет, что представители ретейла и сегмента HoReCa активно применяют технологии для сбора данных об активностях клиентов на своих точках. Чтобы получить качественную информацию, компании используют самые разные методы: камеры, датчики, Wi-Fi аналитику, iBeacon и т.п. Сегодня эти технологии начинают находить применение в офисах с целью проанализировать, как используются те или иные рабочие зоны, и выработать меры по повышению вовлеченности сотрудников на основе полученных результатов. Директор по технологиям и инновациям, партнер сети сервисных офисов Multispace Алексей Курсин рассказывает, какие инструменты действительно эффективны, сколько они стоят и какие компании готовы их применять.
1815
Изображение взято из источника: CRE
На рынке офисной недвижимости начал формироваться спрос на технологии, позволяющие анализировать эффективность использования офиса. Только на базе таких данных можно правильно спланировать рабочее пространство и сэкономить на аренде. Все началось в период пандемии, когда в связи с гибридным графиком работы компании начали внедрять незакрепленные рабочие места и инструменты их бронирования. Такой шаг не только внес порядок в использование столов, но и при желании позволял собирать базовую аналитику по утилизации рабочих мест, а также переговорных и других зон в офисе.

Важной предпосылкой для внедрения таких технологий стало усложнение самого офисного пространства. На смену классическим планировкам приходит широкая типология рабочих станций: open-space, площадки для командной работы, переговорные различной вместимости, бизнес-лаунджи, кабинеты для Zoom-звонков и т.д. У топ-менеджмента компаний появился запрос на объективную информацию о том, насколько эффективно используются сотрудниками те или иные зоны офиса и сколько конкретно их требуется - ведь за счет этого можно снизить расходы на недвижимость.

Еще одним существенным фактором стало постепенное распространение на рынке мобильных приложений для управления офисным пространством, позволяющих качественно улучшить опыт взаимодействия сотрудников с рабочей средой. Распространение подобного программного обеспечения подтолкнуло компании к использованию получаемой статистики для принятия управленческих решений. Однако на практике они столкнулись с необходимостью верификации этих данных и начали изучать различные технологии, с помощью которых можно установить реальное время использования той или иной зоны офиса.

Будучи разработчиком собственного приложения Multispace, которое активно используется не только в нашей сети сервисных пространств, но также в офисах компаний Pridex, T1, MR Group, штаб-квартирах крупнейших банков и др., мы получили довольно большой опыт работы практически со всеми доступными технологиями сбора данных об использовании интерьеров и составили объективный обзор наиболее популярных.
  • Bluetooth-маячки: эффективны только с картами СКУД 
Получить данные, подтверждающие или опровергающие статистику приложения, можно с помощью bluetooth-меток. В офисе выстраивается сеть из маячков, которые в довольно большом количестве устанавливаются в каждом кабинете, переговорных, зонах open-space, коридорах и взаимодействуют с устройствами пользователей.

При относительно небольшой стоимости - цена одного маячка составляет 2-3 тыс. руб. - у технологии есть существенный нюанс, который в контексте нашей задачи является недостатком. Особенность Bluetooth заключается в том, что данный метод может обеспечить высокую точность только в том случае, если маячки взаимодействуют с активными метками. Иными словами, сотрудники должны постоянно ходить с карточками СКУД, которые излучают сигнал и обмениваются им с маячками. В этом случае погрешность в определении места расположения объектов будет составлять приемлемые для нашей задачи два-три метра. Если же ответным сигналом служит Bluetooth на смартфонах, то технология работает откровенно плохо, так как операционная система постоянно отключает Bluetooth, что приводит к сбоям в накоплении информации.

К тому же классический СКУД с физическими носителями сам по себе является устаревшим инструментом, на смену которому приходят технологии Face ID. Вместе с ним утрачивает актуальность и система bluetooth-меток.
  • Wi-fi аналитика: дорогая технология с высокой погрешностью
Сбор данных о том, как сотрудники используют офисные помещения, с помощью Wi-Fi подразумевает использование специальных точек доступа Wi-Fi с технологией триангуляции.

Мы долгое время работали с этим решением, экспериментируя на разных площадках и адаптируя к нему программное обеспечение. Первой масштабной инсталляцией стал Multispace Paveletskaya. Опыт, полученный на этом объекте, позволил всесторонне оценить реальные возможности Wi-Fi аналитики. 

На практике оказалось, что в условиях офисных планировок этот инструмент работает с низкой точностью позиционирования. Несмотря на заявления вендоров о том, что технология определяет местоположение человека с точностью до 5 метров, по факту мы имеем погрешность 7 -  7,5 метров. В результате, мы получаем массив неактуальных данных, на основе которых невозможно понять, в какой из переговорок находится человек, остался ли он в open space или ушел в соседний кофе-поинт.

Недостатком этого варианта также является высокая стоимость оборудования, которое в условиях новых санкций стало для российских заказчиков практически недоступно. Раньше одна точка доступа с триангуляцией стоила на 70 тыс. дороже, чем обычная Wi-Fi точка с сопоставимыми техническими характеристиками. При этом точки с возможностью триангуляции нужно развертывать с большей плотностью, что также увеличивает стоимость системы.

В целом использование данной технологии в офисном сегменте нерационально: специфика планировок затрудняет трактовку получаемых данных при значительных расходах на оборудование и софт.
  • Видеоаналитика: сервис для построения базового трекинга
Система видеоаналитики позволяет подтверждать данные, накапливаемые приложением, с помощью специальных камер наблюдения с технологией распознавания лиц. По сути это развитие классической системы СКУД, только без дверей и карточек. Камеры, как правило, устанавливаются на входах и в коридорах, а их программное обеспечение и аппаратные возможности позволяют фиксировать, как сотрудник перемещается между этажами, когда он приходит и уходит. Устройства не отслеживают, за каким столом сидит человек или в каком конкретно помещении он находится, однако собираемая ими информация может использоваться в качестве дополнительного инструмента подтверждения статистики бронирования рабочих мест и переговорных. Это абсолютно рабочий инструмент, который мы успешно развернули в штаб-квартире T1, в сети сервисных офисов Multispace и на других проектах.

Разумеется, у технологии есть особенности, которые важно учитывать при проектировании и развертывании системы: например, не все камеры видеонаблюдения можно перевести в режим распознавания лиц – для этого требуется специфическое оборудование. Качественная камера стоит 80 000 - 100 000 руб., лицензия на эту камеру - еще около 40 000 руб. В целом на одну точку распознавания потребуется 150 000-200 000 руб., включая затраты на серверное оборудование. Если на этаже два входа, то необходима установка 4 камер, общая стоимость которых составляет 600 - 800 тыс. руб.
  • Датчики использования рабочих мест: замеры с точностью до минуты
Установить точное время использования рабочих мест можно с помощью специальных датчиков. Это оборудование представляет собой компактные устройства, которые устанавливаются под столом и с точностью до минуты определяют факт использования рабочего места. Таким образом компания получает важную информацию, сопоставление которой с данными приложения дает реальную картину активности сотрудников. В Multispace Paveletskaya и Multispace Dinamo выделены отдельные сектора с таким оборудованием.

Датчики являются вполне эффективным и доступным дополнительным инструментом, стоимость которого составляет около 10 тыс. руб. на одно рабочее место.
  • Сбор статистики онлайн-встреч: инструменты для «удаленки»
Распространение удаленных форматов работы вызвало спрос со стороны работодателей на программные решения, связанные с мониторингом активности пользователей корпоративных компьютеров. Очевидно, что качественные показатели отследить с помощью таких решений сложно, но уточнить общий срез данных – вполне.

Корпоративные аккаунты Office 365 и Zoom также располагают функционалом отчетов, которые позволяют получать статистику об активности учетных записей, проведенных встречах и вебинарах. В сочетании с данными о бронировании переговорных такая статистика может быть весьма полезна компаниям.

Таким образом, с помощью взаимоувязанных данных, получаемых одновременно от нескольких систем, существует возможность эффективного анализа активности персонала. Инструменты бронирования в сочетании с видеоаналитикой или датчиками использования рабочих мест могут рассматриваться как действительно эффективные и при этом вполне доступные решения. Стоимость базовых решений зависит от набора технологий и особенностей планировки офиса, но в целом вряд ли превысит 5 000 – 7 000 руб. на кв. м. Уверен, что спрос на сбор офисной статистики будет расти и в дальнейшем, а объективные данные использования интерьеров станут необходимыми для каждого проекта нового офиса.


иГРОКИ РЫНКА

Pridex

Курсин Алексей

Девелопмент

Multispace

Материалы по теме

Источник: Moscow Towers
KnowHow

Как изменились технологии в строительстве небоскребов

ММДЦ «Москва-Сити» продолжает активно развиваться и реализовывать новые амбициозные проекты, в рамках которых применяются передовые инженерные и архитектурные решения. Что нового «Москва-Сити» может предложить арендаторам, на примере Moscow Towers - самого близкого к завершению небоскреба в деловом кластере – рассказывают Александр Паршин, генеральный директор ООО «Гранд Сити», компании — застройщика Moscow Towers, и Александр Енгалычев, генеральный директор компании-проектировщика инженерных систем небоскреба. Общая площадь Moscow Towers составляет 400 000 кв. м, площадь офисов по ВОМА - 260 000 кв. м, высота 62-этажного здания составит 283 метра.
09.11
Источник: Deworkacy
Экспертный анализ

Фокус на высокотехнологичные офисные пространства

Большинство сотрудников, работающих в офисах Москвы, поддерживает гибридную стратегию и делает акцент на обучении и общении, как наиболее важных ценностях. Значимость дизайна и использования высоких и «зеленых» технологий растет. Deworkacy и Knight Frank провели совместное исследование рынка.
01.09
Источник: Пресс-служба Pridex
Экспертный анализ

Перспективы использования BIM-технологий в сфере fit-out

Несмотря на то, что технологии информационного моделирования сейчас обсуждаются в первую очередь в контексте их обязательного внедрения для застройщиков, не менее важным является их применение и в сегменте fit-out. Компания Pridex проанализировала перспективы использования BIM в fit-out проектах, а также выделила основные препятствия и драйверы роста.
17.06

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03
Источник: CRE
Аукцион

БЦ Pulkovo Sky готовы отдать за 4 млрд рублей

Торги по продаже бизнес-центра класса А площадью 50 тыс. кв. м пройдут 28 мая в форме голландского аукциона (на понижение). Начальная цена - 5,56 млрд, минимальная - 4,06 млрд рублей.
28.03
Источник: «А101»
Проект

«А101» начала продавать офисы в третьей очереди «Прокшино»

На рынок выведена следующая очередь бизнес-квартала «Прокшино». 
 
26.03
Источник: CRE
Проект

Hutton получил площадку под Light Industrial

Девелопер планирует построить промышленный технопарк на участке площадью 0,86га в Новокосине.
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre