Офисный рынок становится более гибким

Управляющие компании и девелоперы в России предлагают все больше новых решений для бизнеса – речь уже не только о снижении арендной ставки за первый год, но и о рассрочке для малого бизнеса, скидках для компаний, чьи сотрудники «релоцировались» в другие страны или работают дистанционно. По сути, рынок сейчас развивается за счет инструментов удержания клиента – считают в сети гибких офисных пространств Deworkacy.
1911
Изображение взято из источника: CRE
По данным исследования агентства MCA, в настоящее время наблюдается тренд на создание новых инструментов удержания клиентов со стороны девелоперов и управляющих компаний. Проведенный опрос показал, что арендаторам предлагают возможность оплаты аренды за переходные месяцы в рассрочку. Это позволяет многим сохранить площади и количество рабочих мест, сокращая расходы на операционную деятельность.
 
Некоторые управляющие компании начали оказывать помощь в реализации невостребованных площадей, которые появились в ситуации сокращения штата, предлагать скидки компаниям, чьи сотрудники временно работают в других странах. 
 
«Мы хотим, чтобы наши клиенты преодолели период адаптации к новым условиям. Исходим из того с чем столкнулись российские компании – вынужденное сокращение площадей, сотрудников, переход к гибридному формату работы офисов и представительств. Для кого-то мы предлагаем отсрочку ежегодной индексации, а для кого-то рассрочку за сложные месяцы – это дает возможность и нам, и нашим клиентам продолжать работать с меньшими потерями, строить планы на будущее. Мы анализируем проблемы той или иной отрасли, чтобы предложить наиболее актуальные решения».  – Микаэл Бадалян, соучредитель сети офисных пространств Deworkacy.
 
Коммерческие арендные каникулы внутри срока договора – один из самых часто используемых инструментов. Он помогает продавать новую недвижимость и проводить сделки с большими объектами, рассчитанными на 500 и более сотрудников.
 
Условия и сроки аренды тоже изменились – горизонт планирования бизнеса сократился, поэтому договор заключается на 1 год не больше. Долгосрочные договоры стали большой редкостью, доступной сейчас в основном госкомпаниям. Поэтому ключевой тренд на рынке коммерческой недвижимости прошлого года остается – госсектор является основным крупным заказчиком. Важно отметить и то, что крупные игроки рынка не снижают стоимость аренды и не идут на уступки международным кредиторам, которые вынуждены были уйти из России из-за санкций.
 
Наталья Никитина, партнер Commonwealth Partnership: «Очевидного снижения или дисконтирования ставок для текущих клиентов нет, а для арендаторов, которые вышли из договоров аренды применяются огромные штрафы – начиная с 70% от оставшейся суммы договора. Но мы видим, что многие девелоперы стали лояльнее к новым клиентам и предлагают коммерческие арендные каникулы, это стало нормой для рынка, особенно для гибких офисов».
 
Инструменты удержания клиентов стали не просто важной частью стратегии развития для девелоперов, а антикризисным решением для бизнеса, особенно для креативных индустрий, стартапов. Опрос экспертов показал, что глубина погружения собственников недвижимости в специфику бизнеса арендатора будет расти, девелоперы и управляющие компании станут оценивать перспективы стартапов и среднего бизнеса, предлагая рассрочку платежей, предоставляя отложенный платеж половины стоимости ежемесячной аренды и другие новые опции и финансовые инструменты.
 
Эксперты считают, что рынок коммерческой недвижимости сейчас стал более лояльным к бизнесу и ищет возможности для роста через повышение доступности к премиальным объектам и классу A и B для CМБ. Это прослеживается в сегменте гибких офисных пространств.
 
«В каждом договоре с арендатором мы используем индивидуальный подход к ценообразованию, который «максимально снимает головную боль» всем участникам сделки при заезде в сервисный офис. Мы стали использовать такой гибкий подход не только в части скидок, но и в части их индексации, отсрочки платежей, дисконты на первые месяцы пользования офисом. Если ранее мы предлагали полный пакет сервисов, то сейчас наш подход направлен на персонализацию»Иван Гуськов, генеральный директор Apollax Space.
 
Опрос экспертов и арендаторов показал, что сейчас рынок офисной недвижимости нашел баланс между запретительными мерами и проявлением лояльности к новым клиентам, особенно СМБ в сегменте гибких пространств. Сам по себе рынок будет находиться и дальше в поиске новых решений – 2023 год не станет проще 2022, а значительное количество площадей только готовится к выводу на рынок. От того какие форматы будут лучше продаваться и какие управленческие решения будут приниматься на стороне девелоперов во многом зависит динамика развития или стагнации рынка.
 
Тенденция к выстраиванию долгосрочных взаимоотношений с клиентом показывает, что появление гибких пространств, оптимизация и сокращение занимаемых площадей в совокупности с уходом части зарубежных компаний серьезно повлияли на рынок офисной недвижимости в России в последние полтора года, прежде всего в Москве. Еще одним трендом эксперты называют выход девелоперов и управляющих компаний за традиционные границы Property и Facility management.


Материалы по теме

Источник: Apollax Space
Сюжет

Мир гибких офисов. Часть 5 - Турция

Продолжаем серию обзоров зарубежных рынков гибких офисов и коворкингов. В первой части мы виртуально посетили столицу Великобритании, во второй переместились на материковую часть Европы – во Францию, в третьей навестили Таиланд, а к четвертой добрались и до Дубая. Сегодня мы навестим страну, которая прекрасно знакома российскому потребителю, но ассоциируется скорее с отелями и пляжами, чем с коворкингами. О гибких офисах Турции рассказывает Иван Гуськов, основатель, генеральный директор Apollax Space.
13.03
Источник: CRE
Экспертный анализ

CMWP: Вакансия в офисах Москвы растет

Доля вакантных площадей в офисах класса А в Москве составила 15,2%.
 
09.03
Источник: IBC Real Estate
Экспертный анализ

IBC Real Estate: Пик субаренды пройден

Предложение площадей в субаренду на офисном рынке Москвы сократилось за полгода в 2,5 раза. При этом всего за 2022 год было заключено сделок по субаренде на общую площадь 23 тыс. кв. м против 880 тыс. кв. м арендованных напрямую.
03.03

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

Популярное

Источник: CRE
Игроки рынка

«Леруа Мерлен» - теперь «Лемана ПРО»

Под этим брендом компания продолжит работу в России.
18.06
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 июня)

ЦОД для ведущего маркетплейса, попытки продать ТРЦ Mari и Orlikov Plaza, новый формат для «Дикси», первые сделки в «РТС «Автозаводская», сделки в Дмитровском, «Вентуре» и Space 1 Меркурий, готовность БЦ «Фили Центр» - в нашей традиционной подборке за неделю.
16.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

Нам года не беда: как живут торговые центры старше двадцати лет

По данным Nikoliers, из всего современного предложения торговых центров России сто восемнадцать объектов были открыты ранее 2004 года. Однако привлекательными и для арендаторов, и для покупателей из них остаются единицы. На большинство «возрастных» моллов намного существеннее, чем остальной рынок торговой недвижимости, повлияли пандемия коронавируса, уход иностранных игроков, растущее давление e-commerce, инфляция и изменение покупательского поведения. Ведущие российские эксперты вспоминают для CRE времена, когда для привлечения трафика не нужно было делать ничего, обсуждают, как в разные годы изменялись управление, позиционирование, пул арендаторов, место под солнцем на бизнес-картах, отношение к клиентскому опыту, и прогнозируют, кто сохранит место в топе гранд-объектов, а кто – продолжит работать по принципу «спасибо, что живой».

Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE Retail
17.06
Источник: Глория Джинс
Игроки рынка

Максим Басов - новый генеральный директор Глория Джинс

Лилия Булатова возглавила блок создания и развития продукта ритейлера.
17.06
Источник: CORE.XP
Проект

CORE.XP реализовала «Столешники Хаус»

Площадь здания составляет 7 000 кв. м, а его резидентами стали именитые рестораторы. Команда CORE.XP изначально была автором коммерческой концепции проекта, разработанной в 2017 году, после чего приступила к реализации с началом строительных работ.
17.06
Источник: Магнит
Игроки рынка

«Магнит Маркет» планирует нарастить московскую сеть ПВЗ до 1000 точек

Сейчас в столице работают 300 ПВЗ сети. При этом об официальном начале работы ритейлер объявляет только сейчас, до этого проект работал в тестовом режиме.
17.06
Источник: Nextons
Экспертный анализ

«Ильфы» и Петровы: как уход иностранных фирм перекроил юридическую карту России

Два года назад из России ушли практически все иностранные юридические фирмы, некоторые из которых открывали московские и ленинградские представительства ещё во времена позднего СССР. В режиме онлайн изменялась не только юридическая карта, когда-то чётко сегментированная «ильфами» и «рульфами», но и клиентские портфели и бизнес-климат: с уходом транснациональных игроков начался самый масштабный с девяностых передел активов с рекордными инвестициями в недвижимость, парад дауннейминга и даунбрендинга, а конкуренция в условиях сжатия рынка, санкционного давления и с появлением «ньюльфов» стала ещё более жёсткой.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE.
19.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre