По данным исследования агентства MCA, в настоящее время наблюдается тренд на создание новых инструментов удержания клиентов со стороны девелоперов и управляющих компаний. Проведенный опрос показал, что арендаторам предлагают возможность оплаты аренды за переходные месяцы в рассрочку. Это позволяет многим сохранить площади и количество рабочих мест, сокращая расходы на операционную деятельность.
Некоторые управляющие компании начали оказывать помощь в реализации невостребованных площадей, которые появились в ситуации сокращения штата, предлагать скидки компаниям, чьи сотрудники временно работают в других странах.
Некоторые управляющие компании начали оказывать помощь в реализации невостребованных площадей, которые появились в ситуации сокращения штата, предлагать скидки компаниям, чьи сотрудники временно работают в других странах.
«Мы хотим, чтобы наши клиенты преодолели период адаптации к новым условиям. Исходим из того с чем столкнулись российские компании – вынужденное сокращение площадей, сотрудников, переход к гибридному формату работы офисов и представительств. Для кого-то мы предлагаем отсрочку ежегодной индексации, а для кого-то рассрочку за сложные месяцы – это дает возможность и нам, и нашим клиентам продолжать работать с меньшими потерями, строить планы на будущее. Мы анализируем проблемы той или иной отрасли, чтобы предложить наиболее актуальные решения». – Микаэл Бадалян, соучредитель сети офисных пространств Deworkacy.
Коммерческие арендные каникулы внутри срока договора – один из самых часто используемых инструментов. Он помогает продавать новую недвижимость и проводить сделки с большими объектами, рассчитанными на 500 и более сотрудников.
Условия и сроки аренды тоже изменились – горизонт планирования бизнеса сократился, поэтому договор заключается на 1 год не больше. Долгосрочные договоры стали большой редкостью, доступной сейчас в основном госкомпаниям. Поэтому ключевой тренд на рынке коммерческой недвижимости прошлого года остается – госсектор является основным крупным заказчиком. Важно отметить и то, что крупные игроки рынка не снижают стоимость аренды и не идут на уступки международным кредиторам, которые вынуждены были уйти из России из-за санкций.
Наталья Никитина, партнер Commonwealth Partnership: «Очевидного снижения или дисконтирования ставок для текущих клиентов нет, а для арендаторов, которые вышли из договоров аренды применяются огромные штрафы – начиная с 70% от оставшейся суммы договора. Но мы видим, что многие девелоперы стали лояльнее к новым клиентам и предлагают коммерческие арендные каникулы, это стало нормой для рынка, особенно для гибких офисов».
Инструменты удержания клиентов стали не просто важной частью стратегии развития для девелоперов, а антикризисным решением для бизнеса, особенно для креативных индустрий, стартапов. Опрос экспертов показал, что глубина погружения собственников недвижимости в специфику бизнеса арендатора будет расти, девелоперы и управляющие компании станут оценивать перспективы стартапов и среднего бизнеса, предлагая рассрочку платежей, предоставляя отложенный платеж половины стоимости ежемесячной аренды и другие новые опции и финансовые инструменты.
Эксперты считают, что рынок коммерческой недвижимости сейчас стал более лояльным к бизнесу и ищет возможности для роста через повышение доступности к премиальным объектам и классу A и B для CМБ. Это прослеживается в сегменте гибких офисных пространств.
«В каждом договоре с арендатором мы используем индивидуальный подход к ценообразованию, который «максимально снимает головную боль» всем участникам сделки при заезде в сервисный офис. Мы стали использовать такой гибкий подход не только в части скидок, но и в части их индексации, отсрочки платежей, дисконты на первые месяцы пользования офисом. Если ранее мы предлагали полный пакет сервисов, то сейчас наш подход направлен на персонализацию» – Иван Гуськов, генеральный директор Apollax Space.
Опрос экспертов и арендаторов показал, что сейчас рынок офисной недвижимости нашел баланс между запретительными мерами и проявлением лояльности к новым клиентам, особенно СМБ в сегменте гибких пространств. Сам по себе рынок будет находиться и дальше в поиске новых решений – 2023 год не станет проще 2022, а значительное количество площадей только готовится к выводу на рынок. От того какие форматы будут лучше продаваться и какие управленческие решения будут приниматься на стороне девелоперов во многом зависит динамика развития или стагнации рынка.
Тенденция к выстраиванию долгосрочных взаимоотношений с клиентом показывает, что появление гибких пространств, оптимизация и сокращение занимаемых площадей в совокупности с уходом части зарубежных компаний серьезно повлияли на рынок офисной недвижимости в России в последние полтора года, прежде всего в Москве. Еще одним трендом эксперты называют выход девелоперов и управляющих компаний за традиционные границы Property и Facility management.