IBC Real Estate: Пик субаренды пройден

Предложение площадей в субаренду на офисном рынке Москвы сократилось за полгода в 2,5 раза. При этом всего за 2022 год было заключено сделок по субаренде на общую площадь 23 тыс. кв. м против 880 тыс. кв. м арендованных напрямую.
1770
Изображение взято из источника: IBC Real Estate
По данным компании IBC Real Estate на конец февраля 2023 года объем офисных площадей в Москве, предлагаемых в субаренду, сократился до 89 тыс. кв. м. Для сравнения, в сентябре 2022 года на рынке макетировалось около 230 тыс. кв. м подобного предложения, что в 2,5 раза выше текущего значения.
 
«Спецификой кризиса 2022 года стал уход международных компаний и, как следствие, рост предложений субаренды. Пик выхода площадей мы наблюдали в начале осени, однако, не найдя претендентов на площади быстро, значительная часть предложений трансформировалась к концу года в предложения прямой арены, – комментирует Екатерина Космарская, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate. – В наследство от «уходящих» зарубежных компаний на рынок вышли площади с дизайнерским ремонтом, функциональным зонированием, высококачественной отделкой дорогими природными материалами и мебелью».

В субаренду предлагаются не только офисные площади от иностранных арендаторов, но и от крупных российских холдингов. Среди крупнейших лотов на рынке субаренды можно отметить: офис от компании «Озон» в БЦ «Искра-Парк» (15 700 кв. м), от VK Group в БЦ «Алкон II» (8 950 кв. м), от Huawei в БЦ «Крылатские Холмы» (6 660 кв. м), от «Б1» (бывш. E&Y) в БЦ «Аврора» (6 040 кв. м).

При этом спрос на предложение субаренды в 2022 году характеризовался как достаточно сдержанный. Влияние оказывала высокая конкуренция, как со стороны прямой аренды, так и со стороны гибких офисных пространств. Объем сделок субаренды по итогам 2022 года составил всего 23 тыс. кв. м, в то время как объем сделок прямой аренды в классических офисах – 880 тыс. кв. м.
 

Средний размер блока, предлагаемый в субаренду, составил 1 900 кв. м. Средний размер сделки новой аренды – 1 166 кв. м, сократившись по сравнению с аналогичным периодом годом ранее на 27%. Поэтому арендаторы вынуждены либо делить свои «свободные» площади для размещения между несколькими компаниями, либо, зачастую длительное время, ждать арендатора, которому подойдет предлагаемый блок.
 
«Ситуация со спросом в целом непростая. В случае, когда арендатор предлагает площади на более выгодных коммерческих условиях в сравнении с прямой арендой, шансы быстрой пересдачи офисных блоков значительно увеличиваются. Если же компания не готова давать дисконт, и ставки аренды сопоставимы с предложением от собственника, то срок экспонирования данных блоков значительно увеличиваются. Учитывая, что в текущих рыночных условиях за арендатора конкурируют классические и сервисные офисы, предложение субаренды будет проигрывать, – комментирует Екатерина Белова, руководитель департамента по работе с офисными помещениями компании IBC Real Estate. – В этом году мы продолжим наблюдать выход на рынок интересных предложений субаренды, поскольку многие компании будут находиться в стадии оптимизации своих затрат, и как следствие в поиске решений, чтобы покрыть издержки на аренду больших площадей».


иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Белова Екатерина

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Источник: CRE
Экспертный анализ

IPG.Estate: Вакантность в офисах Москвы может достичь 15% в 2023 году

Консалтинговая компания IPG.Estate проанализировала рынок офисной недвижимости Москвы. Вакантность в офисном сегменте Москвы на конец 2022 года находится на уровне 11,2% (в классе А – 13,2%, в классе В/В+ составляет 9,1%). По оценкам экспертов, показатель продолжит расти в 2023 году.
01.03
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Вакантность в гибких офисах Москвы сократилась до 27%

По данным консалтинговой компании NF Group, в начале 2023 года доля свободных рабочих мест на площадках сетевых операторов в Москве снизилась на 10 п. п. (с октября 2022 года) и составила 27% в результате закрытия ряда крупных сделок на рынке, 73% рабочих мест остаются заполненными. Стоит отметить, что по сравнению с I кварталом 2022 года вакантность оказалась выше всего на 4 п. п. В январе 2023 года больше всего свободных рабочих мест остается в Центральном деловом районе (более 5 000) и ММДЦ «Москва-Сити» (более 1 170). Показатель ввода нового предложения в 2022 году на 12% превысил итоговое значение 2021 года. Общая площадь гибких пространств в столице составляет 367 тыс. кв. м (по данным на январь 2023 года), до конца года анонсировано открытие 10 новых площадок общей площадью более 56 тыс. кв. м. При этом ожидается, что будут вводиться те гибкие пространства, где уже начались работы по возведению объектов. В 2023 году спрос на гибкие офисы, вероятно, будет высоким, уровень средней ставки в данном сегменте сохранится в диапазоне 39 000–40 000 руб./раб. место/месяц (с учетом НДС).
22.02
Источник: CMWP
Экспертный анализ

CMWP: Сегмент гибких офисов достиг 2% от всех офисных площадей Москвы

В 2022 году сегмент гибких рабочих пространств столицы вырос на 105 тыс. кв. м, превысив объем рынка 2021 года на 35%, следует из отчета #MARKETBEAT, который подготовили аналитики Commonwealth Partnership (CMWP). Общий объем гибких офисных площадей на конец прошлого года в Москве составил 393 тыс. кв. м. и достиг 2%-ной доли всех офисных площадей. 
17.02

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre