IBC Real Estate: Пик субаренды пройден

Предложение площадей в субаренду на офисном рынке Москвы сократилось за полгода в 2,5 раза. При этом всего за 2022 год было заключено сделок по субаренде на общую площадь 23 тыс. кв. м против 880 тыс. кв. м арендованных напрямую.
1645
Изображение взято из источника: IBC Real Estate
По данным компании IBC Real Estate на конец февраля 2023 года объем офисных площадей в Москве, предлагаемых в субаренду, сократился до 89 тыс. кв. м. Для сравнения, в сентябре 2022 года на рынке макетировалось около 230 тыс. кв. м подобного предложения, что в 2,5 раза выше текущего значения.
 
«Спецификой кризиса 2022 года стал уход международных компаний и, как следствие, рост предложений субаренды. Пик выхода площадей мы наблюдали в начале осени, однако, не найдя претендентов на площади быстро, значительная часть предложений трансформировалась к концу года в предложения прямой арены, – комментирует Екатерина Космарская, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate. – В наследство от «уходящих» зарубежных компаний на рынок вышли площади с дизайнерским ремонтом, функциональным зонированием, высококачественной отделкой дорогими природными материалами и мебелью».

В субаренду предлагаются не только офисные площади от иностранных арендаторов, но и от крупных российских холдингов. Среди крупнейших лотов на рынке субаренды можно отметить: офис от компании «Озон» в БЦ «Искра-Парк» (15 700 кв. м), от VK Group в БЦ «Алкон II» (8 950 кв. м), от Huawei в БЦ «Крылатские Холмы» (6 660 кв. м), от «Б1» (бывш. E&Y) в БЦ «Аврора» (6 040 кв. м).

При этом спрос на предложение субаренды в 2022 году характеризовался как достаточно сдержанный. Влияние оказывала высокая конкуренция, как со стороны прямой аренды, так и со стороны гибких офисных пространств. Объем сделок субаренды по итогам 2022 года составил всего 23 тыс. кв. м, в то время как объем сделок прямой аренды в классических офисах – 880 тыс. кв. м.
 

Средний размер блока, предлагаемый в субаренду, составил 1 900 кв. м. Средний размер сделки новой аренды – 1 166 кв. м, сократившись по сравнению с аналогичным периодом годом ранее на 27%. Поэтому арендаторы вынуждены либо делить свои «свободные» площади для размещения между несколькими компаниями, либо, зачастую длительное время, ждать арендатора, которому подойдет предлагаемый блок.
 
«Ситуация со спросом в целом непростая. В случае, когда арендатор предлагает площади на более выгодных коммерческих условиях в сравнении с прямой арендой, шансы быстрой пересдачи офисных блоков значительно увеличиваются. Если же компания не готова давать дисконт, и ставки аренды сопоставимы с предложением от собственника, то срок экспонирования данных блоков значительно увеличиваются. Учитывая, что в текущих рыночных условиях за арендатора конкурируют классические и сервисные офисы, предложение субаренды будет проигрывать, – комментирует Екатерина Белова, руководитель департамента по работе с офисными помещениями компании IBC Real Estate. – В этом году мы продолжим наблюдать выход на рынок интересных предложений субаренды, поскольку многие компании будут находиться в стадии оптимизации своих затрат, и как следствие в поиске решений, чтобы покрыть издержки на аренду больших площадей».


иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Белова Екатерина

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Источник: CRE
Экспертный анализ

IPG.Estate: Вакантность в офисах Москвы может достичь 15% в 2023 году

Консалтинговая компания IPG.Estate проанализировала рынок офисной недвижимости Москвы. Вакантность в офисном сегменте Москвы на конец 2022 года находится на уровне 11,2% (в классе А – 13,2%, в классе В/В+ составляет 9,1%). По оценкам экспертов, показатель продолжит расти в 2023 году.
01.03
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Вакантность в гибких офисах Москвы сократилась до 27%

По данным консалтинговой компании NF Group, в начале 2023 года доля свободных рабочих мест на площадках сетевых операторов в Москве снизилась на 10 п. п. (с октября 2022 года) и составила 27% в результате закрытия ряда крупных сделок на рынке, 73% рабочих мест остаются заполненными. Стоит отметить, что по сравнению с I кварталом 2022 года вакантность оказалась выше всего на 4 п. п. В январе 2023 года больше всего свободных рабочих мест остается в Центральном деловом районе (более 5 000) и ММДЦ «Москва-Сити» (более 1 170). Показатель ввода нового предложения в 2022 году на 12% превысил итоговое значение 2021 года. Общая площадь гибких пространств в столице составляет 367 тыс. кв. м (по данным на январь 2023 года), до конца года анонсировано открытие 10 новых площадок общей площадью более 56 тыс. кв. м. При этом ожидается, что будут вводиться те гибкие пространства, где уже начались работы по возведению объектов. В 2023 году спрос на гибкие офисы, вероятно, будет высоким, уровень средней ставки в данном сегменте сохранится в диапазоне 39 000–40 000 руб./раб. место/месяц (с учетом НДС).
22.02
Источник: CMWP
Экспертный анализ

CMWP: Сегмент гибких офисов достиг 2% от всех офисных площадей Москвы

В 2022 году сегмент гибких рабочих пространств столицы вырос на 105 тыс. кв. м, превысив объем рынка 2021 года на 35%, следует из отчета #MARKETBEAT, который подготовили аналитики Commonwealth Partnership (CMWP). Общий объем гибких офисных площадей на конец прошлого года в Москве составил 393 тыс. кв. м. и достиг 2%-ной доли всех офисных площадей. 
17.02

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre