CMWP: Сегмент гибких офисов достиг 2% от всех офисных площадей Москвы

В 2022 году сегмент гибких рабочих пространств столицы вырос на 105 тыс. кв. м, превысив объем рынка 2021 года на 35%, следует из отчета #MARKETBEAT, который подготовили аналитики Commonwealth Partnership (CMWP). Общий объем гибких офисных площадей на конец прошлого года в Москве составил 393 тыс. кв. м. и достиг 2%-ной доли всех офисных площадей. 
1936
Изображение взято из источника: CMWP
«Крупные сделки built-to-suit 2021 года стали основой для стремительного роста сегмента в 2022 году. В 2023 году положительная динамика сохранится, но будет более сдержанной. Мы ожидаем, что формат по-прежнему будет востребован», - прокомментировала ситуацию Наталья Никитина, международный партнер, руководитель департамента офисной недвижимости CMWP.

Почти 50% нового ввода – 2 площадки, которые были открыты после заключения OZON крупных сделок аренды в 2021 году. Вышеперечисленные сделки также отразились и на уровне вакансии. После их заключения в 3 кв. 2021 г. показатель снизился на 21 п.п. по сравнению со 2 кв. 2021 г. и достиг 13%. Впоследствии OZON отказался от значительной части арендованных гибких рабочих пространств. Вследствие этого, а также турбулентного экономического фона и общего сжатия спроса на офисные площади, уровень вакансии на конец 2022 года составил 35% (+21 п.п. по сравнению с показателем аналогичного периода 2021 года).

На текущий момент в 2023 году потенциально возможно открытие 179 тыс. кв. м гибких рабочих пространств, однако 82% из них – опции built-to-suit, то есть их открытие состоится лишь в случае наличия арендатора. Таким образом, аналитики CMWP считают более вероятным новый ввод на уровне 65-75 тыс. кв. м.

С начала года уже состоялись открытия – «Практик» Пролетарская (2,8 тыс. кв. м) и часть пространства «Атмосфера» в здании «Известий» (1,7 тыс. кв. м).
 
Стоит также отметить спрос со стороны российского бизнеса на гибкие рабочие пространства в «дружественных» странах растет в связи с трендом на релокацию и общим потенциалом роста рынков. ОАЭ, Узбекистан, Казахстан - среди востребованных и развивающихся зарубежных направлений.



В данном случае необходимо учитывать не только средние ставки, но и их диапазон. Так, например, несмотря на то, что средний показатель в Дубае меньше московского, верхняя граница диапазона ставок в Дубае значительно выше, чем в Москве.

 
«У каждого из перечисленных направлений есть свои особенности. Например, в Дубае это особое территориальное устройство (наличие свободных экономических зон, где экспатам легче открывать и развивать бизнес). В свою очередь, в Ташкенте офисный рынок находится на начальной стадии развития, что отражается на гибких рабочих пространствах – пока что они в большинстве своем расположены в гостиницах и жилых домах. Рынок гибких рабочих пространств Алматы сформирован, мы наблюдаем и диверсификацию форматов, и крупных операторов, но всё ещё есть потенциал для развития сегмента», - отметила Полина Афанасьева, директор, департамент исследований и аналитики CMWP.


иГРОКИ РЫНКА

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Никитина Наталья

Консалтинг и брокеридж

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Материалы по теме

Источник: IBC Real Estate
Экспертный анализ

IBC Real Estate: Пессимистичные прогнозы по спросу на офисы не сбылись

Спрос на столичном рынке офисной недвижимости в 2022 году сократился на 27%, но не достиг минимальных значений 2020 года. Общий объем сделок составил более 1 млн кв. м. По прогнозам, сопоставимые показатели нас ждут и в 2023 году – около 1,1 млн кв. м.
16.02
Источник: Ricci
Исследования рынка

Ricci: Иностранные компании продолжают отказываться от офисов

К концу 2022 года укрепилась тенденция отказа от офисных помещении? – доля таких сделок общем объеме выросла с 7% в 2021 г. до 18%. По данным Ricci, более 70% сделок по отказу было совершено иностранными компаниями. России?ские арендаторы аккумулировали до 30% от общего объема «отказов», в частности, сегменты e-commerce и IT. 
15.02
Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: Спрос на офисы оказался выше, чем ожидали по весне

Аналитики компании CORE.XP подвели итоги года для рынка офисной недвижимости Москвы. По их данным, спрос 7-ой год подряд преодолел отметку в 1 млн кв. м и составил 1,2 млн кв. м. Несмотря на снижение, этот результат намного выше, чем в кризисные 2014-2015гг. Доля свободных площадей составила 10,3%, а по итогам 2023 года прогнозируется небольшое увеличение вакантности – до 12%.
08.02

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre