CMWP: В офисах класса А на 9% выросли ставки и на 45% спрос год к году

Вопреки ожиданиям игроков рынка и рыночной конъюнктуре, аналитики Commonwealth Partnership (CMWP) наблюдают парадоксальный рост офисных арендных ставок на 9% по итогам первых трех месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. И у ставки для такого поведения не пять, а всего три основных причины.
2255
Изображение взято из источника: CMWP
«Стоит отметить, что наши расчеты основаны на мониторинге запрашиваемых ставок аренды всего офисного рынка Москвы по классам А и В. В свою очередь, реальную ставку закрытия достоверно могут знать только участники сделки. Однако мы можем говорить о том, что разрыв между запрашиваемой ставкой и ставкой закрытия увеличивается. Ранее дисконт составлял около 10-15%, сейчас в отдельных случаях он может достигать 20%. Особенно важно отметить, что в условиях неопределенности собственники предпочитают не менять «маркетинговую» ставку, а скорее переходят к стратегии предоставления ставки в индивидуальном порядке», - уточнила директор департамента исследований и аналитики CMWP Полина Афанасьева.

Аналитики CMWP отмечают, что пока нельзя говорить, что подобный рост в первом квартале – зарождение тренда. Во-первых, это связано с тем, что первый квартал чаще всего несет в себе завершение сделок конца прошлого года и не является репрезентативным периодом для выявления устойчивых трендов. Во-вторых, рынок сталкивается с эффектом низкой базы, так как в конце февраля-марте 2022 года деловая активность в классе А была практически парализована – потенциальные арендаторы фокусировались на оптимизации расходов и не были готовы заключать долгосрочные договоры по высоким ставкам.

В целом аналитики наблюдают серьезную трансформацию спроса – например, в то время как в классе В по итогам первого квартала объем спроса меньше аналогичного периода прошлого года на 20%, в классе А наблюдается положительная динамика.

После начавшегося исхода международных компаний на рынок вышли абсолютно уникальные предложения, некоторые из которых маркетируется не только с прекрасной отделкой, но и с оборудованием. На такие опции были и есть интересанты, за этими предложениями «охотятся». В результате по итогам 1 квартала 2023 года аналитики CMWP фиксируют рост объема сделок в классе А более, чем на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Во многом это связано с заключением ряда крупных сделок продажи в строящихся объектах. Доля продаж в объеме спроса 1 кв. 2023 года остается на уровне 2022 года – около 20%, что является дополнительным поддерживающим фактором спроса. Однако стоит отметить, что даже с учетом всех вышеперечисленных фактов, умеренный рост вакансии в классе А продолжается.

 
«Еще в 2022 году собственники начали точечно проявлять гибкость в переговорах. На фоне сжатия горизонтов планирования потенциальные арендаторы стали все чаще запрашивать аренду помещений не на 3-5 лет, как это было принято ранее, а на более короткий срок, и если ранее владельцы офисов были категоричны в «принятии» на своих объектах арендаторов на краткосрочную аренду, то сейчас их подход к данному вопросу изменился. Таким образом, если ранее факт заключения сделки в классе А означал готовность арендатора 3,5, а иногда и 10 лет платить высокую ставку аренды, с высокими штрафами в случае досрочного выхода из договора, то сделки, в конце 2022-2023 году сделки часто заключались либо с дисконтом по ставке, либо на срок меньше обычного, либо с увеличенными арендными каникулами и другими преференциями для арендаторов», - прокомментировала ситуацию Наталья Никитина, международный партнер, руководитель департамента офисной недвижимости CMWP.

Таким образом, по факту динамика ставки в текущий момент – это комбинация трансформации спроса, эффекта низкой базы 1 квартала 2022 года, а также реализации отложенного спроса на выгодных условиях. Класс А стал более доступным для широкого круга арендаторов – те потенциальные арендаторы, которые вынашивали идею об улучшении офиса в 2022-2023 гг. получили уникальную возможность арендовать офисы, которые ранее на рынок не выходили, по выгодным условиям.


иГРОКИ РЫНКА

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Никитина Наталья

Консалтинг и брокеридж

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Материалы по теме

Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Как развитие московского транспорта влияет на доступность офисов

С начала 2023 года в Москве было открыто 9 станций БКЛ (Большой кольцевой линии), что улучшило транспортную доступность для 40 тыс. работающего населения к 331 тыс. кв. м офисных площадей.
06.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Продажи офисов конечным пользователям выросли более чем вдвое

До 40% сделок в строящихся бизнес-центрах приходится на конечных пользователей, подсчитали в Stone Hedge. Средняя площадь помещения, приобретаемого для собственных нужд, составляет 250 кв. м.
31.03
Источник: Ricci
Исследования рынка

Ricci: Пик выхода иностранных компаний из офисов уже пройден

Аналитики компании подвели предварительные итоги первого квартала 2023 года на рынке офисной недвижимости Москвы. За отчетный период введено только 26,9 тыс. кв. м офисов, вакантность на 0,7 п. п. Всего за год может быть введено порядка 200 тыс. кв. м офисных площадей.

28.03

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (7-13 апреля)

«Июнь» выставлен на продажу, у CORE.XP новое подразделение и новый объект в управлении, склады сертифицируются по эко-стандартам и сдаются в аренду, 12 Storeez переселяется в новый офис, а Сергей Гордеев постепенно выходит из капитала ГК ПИК.
13.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: Union Brokers
Сделка

Для 3PL-провайдера нашли склад в Воронеже

Консультантом сделки по аренде 15 000 кв. м мультитемпературного склада выступила компания Union Brokers.
14.04
Источник: CreConstruction
Открытие

Меттлабс получила офис в кластере Ломоносов

Генеральным подрядчиком строительства офиса выступила компания CreConstruction.
14.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre