Продажи офисов конечным пользователям выросли более чем вдвое

До 40% сделок в строящихся бизнес-центрах приходится на конечных пользователей, подсчитали в Stone Hedge. Средняя площадь помещения, приобретаемого для собственных нужд, составляет 250 кв. м.
1370
Изображение взято из источника: CRE
Доля сделок с конечными пользователями в строящихся бизнес-центрах за год выросла более чем в два раза. Так, в I квартале 2023 года спрос в строящихся объектах со стороны компаний-резидентов превысил показатели аналогичного периода прошлого года, а по портфелю Stone объем таких продаж достиг 40%. Аналитики Stone Hedge объясняют сложившуюся динамику высокой стадией строительства бизнес-центров на продажу, вышедших на рынок два года назад в момент активного развития сегмента.

«Первичный рынок офисной недвижимости на продажу начал активно формироваться несколько лет назад. С учетом девелоперского цикла проекта – в среднем 3 года, сегодня в реализации на высокой стадии готовности представлены первые современные объекты высокого класса. В условиях морального устаревания текущего предложения компании делают выбор в пользу новых бизнес-центров со сроком сдачи в 2023-2024 гг., где за сопоставимый бюджет можно приобрести более просторный и качественный офис, отвечающий запросам современных компаний. Этот фактор становится основным при выборе бизнесом офиса для собственного размещения», – отметили в Stone Hedge. 

Также стоит учитывать структурные изменения рынка и экономики страны. Сегодня основным драйвером спроса стали российские компании, которые исторически предпочитали аренде владение офисом. Поддерживает спрос на строящиеся офисы со стороны конечных пользователей и тренд на консолидацию подразделений в рамках одного объекта: например, по данным Stone Hedge, государственные структуры и представители промышленного сектора сегодня рассматривают для покупки площади в диапазоне от 5 до 7 тыс. кв. м для объединения собственных подразделений в формате штаб-квартиры.

В настоящий момент на офисном рынке предложение легко диверсифицировать как по стадиям строительства и локациям, так и форматам площадей, что дает еще большую вариативность выбора компаниям-резидентам.

«Если смотреть долю сделок по объему продаж с конечными пользователями, то по портфелю Stone Hedge она выросла в четыре раза квартал к кварталу. Выбор в пользу покупки собственного офиса – традиционная модель для крупного российского бизнеса, что обусловлено в том числе хеджированием арендных рисков. Стоит отметить, что выбор бизнес-центра на стадии строительства для размещения офиса собственной компании зависит не только от стадии готовности, но и от местоположения объекта. Предложение рынка остается ограниченным, а спрос аккумулируют сложившиеся деловые локации и престижные центральные районы, где появление новых объектов – редкий случай», – говорят в компании. Так, например, в бизнес-центре Stone Ленинский, где продажи именно конечным потребителям опережают другие проекты компании, реализовано уже более 50% площадей, при этом проект находится на начальном этапе.

Средняя площадь лота, приобретаемого компанией для собственного размещения, за I квартал 2023 года составляет 250 кв. м. Сделки в диапазоне площадей 100-400 кв. м заключались с перспективой дальнейшего объединения блоков, что объясняется желанием компаний предусмотреть возможности расширения бизнеса. Основными покупателями лотов площадью порядка 400 кв. м выступают компании из банковского и финансового сектора, а также сегментов строительства и недвижимости. Более компактную площадь – до 250 кв. м – рассматривают представители малого и среднего бизнеса, который сегодня активно развивается, работая на импортозамещение, где наибольшую активность показывает сектор ТМТ.

Как отмечают аналитики, спрос на покупку офисов в строящихся бизнес-центрах в 2023 году сохранится на высоком уровне. Это обусловлено как ограниченным объемом ввода, так и привлекательной в сравнении с готовыми объектами ценой. Так, средний бюджет покупки офиса площадью 250 кв. м в строящемся бизнес-центре в Москве сегодня составляет 89,5 млн рублей: в готовом бизнес-центре за аналогичную сумму можно приобрести почти в 1,5 раза меньшую площадь. «У подавляющего большинства игроков строящиеся офисные центры в портфеле сегодня находятся на высокой стадии строительной готовности, а новые анонсированные объекты будут построены только после 2026 года. Все это позволяет говорить о том, что в 2024-2025 гг. образующийся дефицит новых офисов может привести к росту ставок аренды – и компании, приобретающие офис для собственного размещения сегодня, делают вклад в стабильность своих расходов и сокращают риски на ближайшие годы», – заключили в Stone Hedge.

В настоящий момент совокупный проектный объем строящихся (завершение строительства запланировано в 2023-2026 годах) бизнес-центров распределен между 15 крупными проектами, более 80% предложения относится к классу А. При этом в открытом экспонировании представлено всего около 250 тыс. кв. м.


Материалы по теме

Источник: Ricci
Исследования рынка

Ricci: Пик выхода иностранных компаний из офисов уже пройден

Аналитики компании подвели предварительные итоги первого квартала 2023 года на рынке офисной недвижимости Москвы. За отчетный период введено только 26,9 тыс. кв. м офисов, вакантность на 0,7 п. п. Всего за год может быть введено порядка 200 тыс. кв. м офисных площадей.

28.03
Источник: CRE
Точка зрения

Спрос на офисы сократится на 50% в I квартале года

Объем новых сделок на офисном рынке Москвы в первом квартале 2023 года составит около 200 тыс. кв. м, считают аналитики компании Asterus. Этот показатель будет ниже прошлогоднего почти на 50%.
17.03
Источник: CRE
Экспертный анализ

CMWP: Вакансия в офисах Москвы растет

Доля вакантных площадей в офисах класса А в Москве составила 15,2%.
 
09.03

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (21-27 октября)

Открытие ТРЦ «Одипарк», проекты «Практики» и Legenda, долгожданное закрытие крупнейшей офисной сделки РЖД, крестовый поход городских властей против апартаментов, уход Azimut из Ярославской области, а также новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке.
27.10
Источник: CORE.XP
Открытие

В Одинцове открылся ТРЦ «Одипарк»

К моменту открытия эксклюзивный проект CORE.XP заполнен по договорам более чем на 85%. 
25.10
Источник: ishtanskoe-r69.gosweb.gosuslugi.ru
Игроки рынка

Сибирь получит «Практику»

Компания «Практика» выходит за пределы Свердловской области.
 
25.10
Источник: CRE
Сделка

РЖД закрыла крупнейшую офисную сделку

Госкомпания купила 350 тыс. кв. м в башне Moscow Towers. Сумма сделки могла составить более 160 млрд рублей. Одним из консультантов выступила компания CORE.XP.
25.10
Источник: unecon.ru
Сделка

Сбер купил логопарк

Структура Сбербанка приобрела бывший логопарк «Пивдома» в Подмосковье.
 
 
24.10
Источник: Ricci
Назначения

В Ricci новый директор по персоналу

Эту должность заняла Александра Фанарюк, ранее работавшая в таких компаниях, как Nikoliers и IBC Real Estate.
25.10
Источник: cre.ru
Власть

Больше никаких апартаментов!

В Москве ввели мораторий на строительство новых апартаментов - мэрия Москвы отказалась впредь согласовывать строительство в столице такой недвижимости.
24.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre