Доля сделок с конечными пользователями в строящихся бизнес-центрах за год выросла более чем в два раза. Так, в I квартале 2023 года спрос в строящихся объектах со стороны компаний-резидентов превысил показатели аналогичного периода прошлого года, а по портфелю Stone объем таких продаж достиг 40%. Аналитики Stone Hedge объясняют сложившуюся динамику высокой стадией строительства бизнес-центров на продажу, вышедших на рынок два года назад в момент активного развития сегмента.
«Первичный рынок офисной недвижимости на продажу начал активно формироваться несколько лет назад. С учетом девелоперского цикла проекта – в среднем 3 года, сегодня в реализации на высокой стадии готовности представлены первые современные объекты высокого класса. В условиях морального устаревания текущего предложения компании делают выбор в пользу новых бизнес-центров со сроком сдачи в 2023-2024 гг., где за сопоставимый бюджет можно приобрести более просторный и качественный офис, отвечающий запросам современных компаний. Этот фактор становится основным при выборе бизнесом офиса для собственного размещения», – отметили в Stone Hedge.
Также стоит учитывать структурные изменения рынка и экономики страны. Сегодня основным драйвером спроса стали российские компании, которые исторически предпочитали аренде владение офисом. Поддерживает спрос на строящиеся офисы со стороны конечных пользователей и тренд на консолидацию подразделений в рамках одного объекта: например, по данным Stone Hedge, государственные структуры и представители промышленного сектора сегодня рассматривают для покупки площади в диапазоне от 5 до 7 тыс. кв. м для объединения собственных подразделений в формате штаб-квартиры.
В настоящий момент на офисном рынке предложение легко диверсифицировать как по стадиям строительства и локациям, так и форматам площадей, что дает еще большую вариативность выбора компаниям-резидентам.
«Если смотреть долю сделок по объему продаж с конечными пользователями, то по портфелю Stone Hedge она выросла в четыре раза квартал к кварталу. Выбор в пользу покупки собственного офиса – традиционная модель для крупного российского бизнеса, что обусловлено в том числе хеджированием арендных рисков. Стоит отметить, что выбор бизнес-центра на стадии строительства для размещения офиса собственной компании зависит не только от стадии готовности, но и от местоположения объекта. Предложение рынка остается ограниченным, а спрос аккумулируют сложившиеся деловые локации и престижные центральные районы, где появление новых объектов – редкий случай», – говорят в компании. Так, например, в бизнес-центре Stone Ленинский, где продажи именно конечным потребителям опережают другие проекты компании, реализовано уже более 50% площадей, при этом проект находится на начальном этапе.
Средняя площадь лота, приобретаемого компанией для собственного размещения, за I квартал 2023 года составляет 250 кв. м. Сделки в диапазоне площадей 100-400 кв. м заключались с перспективой дальнейшего объединения блоков, что объясняется желанием компаний предусмотреть возможности расширения бизнеса. Основными покупателями лотов площадью порядка 400 кв. м выступают компании из банковского и финансового сектора, а также сегментов строительства и недвижимости. Более компактную площадь – до 250 кв. м – рассматривают представители малого и среднего бизнеса, который сегодня активно развивается, работая на импортозамещение, где наибольшую активность показывает сектор ТМТ.
Как отмечают аналитики, спрос на покупку офисов в строящихся бизнес-центрах в 2023 году сохранится на высоком уровне. Это обусловлено как ограниченным объемом ввода, так и привлекательной в сравнении с готовыми объектами ценой. Так, средний бюджет покупки офиса площадью 250 кв. м в строящемся бизнес-центре в Москве сегодня составляет 89,5 млн рублей: в готовом бизнес-центре за аналогичную сумму можно приобрести почти в 1,5 раза меньшую площадь. «У подавляющего большинства игроков строящиеся офисные центры в портфеле сегодня находятся на высокой стадии строительной готовности, а новые анонсированные объекты будут построены только после 2026 года. Все это позволяет говорить о том, что в 2024-2025 гг. образующийся дефицит новых офисов может привести к росту ставок аренды – и компании, приобретающие офис для собственного размещения сегодня, делают вклад в стабильность своих расходов и сокращают риски на ближайшие годы», – заключили в Stone Hedge.
В настоящий момент совокупный проектный объем строящихся (завершение строительства запланировано в 2023-2026 годах) бизнес-центров распределен между 15 крупными проектами, более 80% предложения относится к классу А. При этом в открытом экспонировании представлено всего около 250 тыс. кв. м.
«Первичный рынок офисной недвижимости на продажу начал активно формироваться несколько лет назад. С учетом девелоперского цикла проекта – в среднем 3 года, сегодня в реализации на высокой стадии готовности представлены первые современные объекты высокого класса. В условиях морального устаревания текущего предложения компании делают выбор в пользу новых бизнес-центров со сроком сдачи в 2023-2024 гг., где за сопоставимый бюджет можно приобрести более просторный и качественный офис, отвечающий запросам современных компаний. Этот фактор становится основным при выборе бизнесом офиса для собственного размещения», – отметили в Stone Hedge.
Также стоит учитывать структурные изменения рынка и экономики страны. Сегодня основным драйвером спроса стали российские компании, которые исторически предпочитали аренде владение офисом. Поддерживает спрос на строящиеся офисы со стороны конечных пользователей и тренд на консолидацию подразделений в рамках одного объекта: например, по данным Stone Hedge, государственные структуры и представители промышленного сектора сегодня рассматривают для покупки площади в диапазоне от 5 до 7 тыс. кв. м для объединения собственных подразделений в формате штаб-квартиры.
В настоящий момент на офисном рынке предложение легко диверсифицировать как по стадиям строительства и локациям, так и форматам площадей, что дает еще большую вариативность выбора компаниям-резидентам.
«Если смотреть долю сделок по объему продаж с конечными пользователями, то по портфелю Stone Hedge она выросла в четыре раза квартал к кварталу. Выбор в пользу покупки собственного офиса – традиционная модель для крупного российского бизнеса, что обусловлено в том числе хеджированием арендных рисков. Стоит отметить, что выбор бизнес-центра на стадии строительства для размещения офиса собственной компании зависит не только от стадии готовности, но и от местоположения объекта. Предложение рынка остается ограниченным, а спрос аккумулируют сложившиеся деловые локации и престижные центральные районы, где появление новых объектов – редкий случай», – говорят в компании. Так, например, в бизнес-центре Stone Ленинский, где продажи именно конечным потребителям опережают другие проекты компании, реализовано уже более 50% площадей, при этом проект находится на начальном этапе.
Средняя площадь лота, приобретаемого компанией для собственного размещения, за I квартал 2023 года составляет 250 кв. м. Сделки в диапазоне площадей 100-400 кв. м заключались с перспективой дальнейшего объединения блоков, что объясняется желанием компаний предусмотреть возможности расширения бизнеса. Основными покупателями лотов площадью порядка 400 кв. м выступают компании из банковского и финансового сектора, а также сегментов строительства и недвижимости. Более компактную площадь – до 250 кв. м – рассматривают представители малого и среднего бизнеса, который сегодня активно развивается, работая на импортозамещение, где наибольшую активность показывает сектор ТМТ.
Как отмечают аналитики, спрос на покупку офисов в строящихся бизнес-центрах в 2023 году сохранится на высоком уровне. Это обусловлено как ограниченным объемом ввода, так и привлекательной в сравнении с готовыми объектами ценой. Так, средний бюджет покупки офиса площадью 250 кв. м в строящемся бизнес-центре в Москве сегодня составляет 89,5 млн рублей: в готовом бизнес-центре за аналогичную сумму можно приобрести почти в 1,5 раза меньшую площадь. «У подавляющего большинства игроков строящиеся офисные центры в портфеле сегодня находятся на высокой стадии строительной готовности, а новые анонсированные объекты будут построены только после 2026 года. Все это позволяет говорить о том, что в 2024-2025 гг. образующийся дефицит новых офисов может привести к росту ставок аренды – и компании, приобретающие офис для собственного размещения сегодня, делают вклад в стабильность своих расходов и сокращают риски на ближайшие годы», – заключили в Stone Hedge.
В настоящий момент совокупный проектный объем строящихся (завершение строительства запланировано в 2023-2026 годах) бизнес-центров распределен между 15 крупными проектами, более 80% предложения относится к классу А. При этом в открытом экспонировании представлено всего около 250 тыс. кв. м.