Продажи офисов конечным пользователям выросли более чем вдвое

До 40% сделок в строящихся бизнес-центрах приходится на конечных пользователей, подсчитали в Stone Hedge. Средняя площадь помещения, приобретаемого для собственных нужд, составляет 250 кв. м.
1545
Изображение взято из источника: CRE
Доля сделок с конечными пользователями в строящихся бизнес-центрах за год выросла более чем в два раза. Так, в I квартале 2023 года спрос в строящихся объектах со стороны компаний-резидентов превысил показатели аналогичного периода прошлого года, а по портфелю Stone объем таких продаж достиг 40%. Аналитики Stone Hedge объясняют сложившуюся динамику высокой стадией строительства бизнес-центров на продажу, вышедших на рынок два года назад в момент активного развития сегмента.

«Первичный рынок офисной недвижимости на продажу начал активно формироваться несколько лет назад. С учетом девелоперского цикла проекта – в среднем 3 года, сегодня в реализации на высокой стадии готовности представлены первые современные объекты высокого класса. В условиях морального устаревания текущего предложения компании делают выбор в пользу новых бизнес-центров со сроком сдачи в 2023-2024 гг., где за сопоставимый бюджет можно приобрести более просторный и качественный офис, отвечающий запросам современных компаний. Этот фактор становится основным при выборе бизнесом офиса для собственного размещения», – отметили в Stone Hedge. 

Также стоит учитывать структурные изменения рынка и экономики страны. Сегодня основным драйвером спроса стали российские компании, которые исторически предпочитали аренде владение офисом. Поддерживает спрос на строящиеся офисы со стороны конечных пользователей и тренд на консолидацию подразделений в рамках одного объекта: например, по данным Stone Hedge, государственные структуры и представители промышленного сектора сегодня рассматривают для покупки площади в диапазоне от 5 до 7 тыс. кв. м для объединения собственных подразделений в формате штаб-квартиры.

В настоящий момент на офисном рынке предложение легко диверсифицировать как по стадиям строительства и локациям, так и форматам площадей, что дает еще большую вариативность выбора компаниям-резидентам.

«Если смотреть долю сделок по объему продаж с конечными пользователями, то по портфелю Stone Hedge она выросла в четыре раза квартал к кварталу. Выбор в пользу покупки собственного офиса – традиционная модель для крупного российского бизнеса, что обусловлено в том числе хеджированием арендных рисков. Стоит отметить, что выбор бизнес-центра на стадии строительства для размещения офиса собственной компании зависит не только от стадии готовности, но и от местоположения объекта. Предложение рынка остается ограниченным, а спрос аккумулируют сложившиеся деловые локации и престижные центральные районы, где появление новых объектов – редкий случай», – говорят в компании. Так, например, в бизнес-центре Stone Ленинский, где продажи именно конечным потребителям опережают другие проекты компании, реализовано уже более 50% площадей, при этом проект находится на начальном этапе.

Средняя площадь лота, приобретаемого компанией для собственного размещения, за I квартал 2023 года составляет 250 кв. м. Сделки в диапазоне площадей 100-400 кв. м заключались с перспективой дальнейшего объединения блоков, что объясняется желанием компаний предусмотреть возможности расширения бизнеса. Основными покупателями лотов площадью порядка 400 кв. м выступают компании из банковского и финансового сектора, а также сегментов строительства и недвижимости. Более компактную площадь – до 250 кв. м – рассматривают представители малого и среднего бизнеса, который сегодня активно развивается, работая на импортозамещение, где наибольшую активность показывает сектор ТМТ.

Как отмечают аналитики, спрос на покупку офисов в строящихся бизнес-центрах в 2023 году сохранится на высоком уровне. Это обусловлено как ограниченным объемом ввода, так и привлекательной в сравнении с готовыми объектами ценой. Так, средний бюджет покупки офиса площадью 250 кв. м в строящемся бизнес-центре в Москве сегодня составляет 89,5 млн рублей: в готовом бизнес-центре за аналогичную сумму можно приобрести почти в 1,5 раза меньшую площадь. «У подавляющего большинства игроков строящиеся офисные центры в портфеле сегодня находятся на высокой стадии строительной готовности, а новые анонсированные объекты будут построены только после 2026 года. Все это позволяет говорить о том, что в 2024-2025 гг. образующийся дефицит новых офисов может привести к росту ставок аренды – и компании, приобретающие офис для собственного размещения сегодня, делают вклад в стабильность своих расходов и сокращают риски на ближайшие годы», – заключили в Stone Hedge.

В настоящий момент совокупный проектный объем строящихся (завершение строительства запланировано в 2023-2026 годах) бизнес-центров распределен между 15 крупными проектами, более 80% предложения относится к классу А. При этом в открытом экспонировании представлено всего около 250 тыс. кв. м.


Материалы по теме

Источник: Ricci
Исследования рынка

Ricci: Пик выхода иностранных компаний из офисов уже пройден

Аналитики компании подвели предварительные итоги первого квартала 2023 года на рынке офисной недвижимости Москвы. За отчетный период введено только 26,9 тыс. кв. м офисов, вакантность на 0,7 п. п. Всего за год может быть введено порядка 200 тыс. кв. м офисных площадей.

28.03
Источник: CRE
Точка зрения

Спрос на офисы сократится на 50% в I квартале года

Объем новых сделок на офисном рынке Москвы в первом квартале 2023 года составит около 200 тыс. кв. м, считают аналитики компании Asterus. Этот показатель будет ниже прошлогоднего почти на 50%.
17.03
Источник: CRE
Экспертный анализ

CMWP: Вакансия в офисах Москвы растет

Доля вакантных площадей в офисах класса А в Москве составила 15,2%.
 
09.03

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: CMWP
Управление недвижимостью

CMWP возьмется за «Евгеньевский»

Компания выступит консультантом по предэксплуатации нового жилого квартала в Санкт-Петербурге.
06.05
Источник: October Group
Проект

K-City получил РНС

Девелопер October Group планирует завершить строительство первой очереди проекта - офисной башни площадью 22,5 тыс. кв. м - в 2028 году.
07.05
Источник: Space 1
Игроки рынка

В Space 1 JET не осталось мест

Вакантность по сети достигла нулевого уровня со сделкой по аренде 36 рабочих мест поставщиком продовольственных и непродовольственных товаров в пространстве на Белой Площади.
07.05
Источник: CRE
Сделка

Владельцы «Мария-Ра» приобрели Дом Третьяковых

Особняк площадью 6 500 кв. м на Кузнецком Мосту могут переделать в офисный центр.
12.05
Источник: CRE
Сделка

Sminex арендовал 7 100 кв. м в Space 1 Balchug

Аренда 944 рабочих мест в гибком пространстве на Садовнической улице может стоить от 60 до 70 млн рублей в месяц.
12.05
Источник: ГК "Риотэкс"
Проект

ГК "Риотэкс" рассказала о строительстве «Технопарка Раменское»

В рамках первой очереди проекта завершены монолитные работы складского и офисного центров. Завершение строительства первой очереди запланировано на октябрь 2025 года. 
12.05
Источник: Capital Alliance
Проект

Capital Alliance выводит на рынок БЦ Avium

В первой очереди запланировано 77 000 кв. м офисов (от 95 до 1 300 кв. м). Ввод запланирован на 2028 год.
12.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre