Ricci: Пик выхода иностранных компаний из офисов уже пройден

Аналитики компании подвели предварительные итоги первого квартала 2023 года на рынке офисной недвижимости Москвы. За отчетный период введено только 26,9 тыс. кв. м офисов, вакантность на 0,7 п. п. Всего за год может быть введено порядка 200 тыс. кв. м офисных площадей.

1863
Изображение взято из источника: Ricci

Общие тренды

В начале 2023 года наблюдалась высокая активность на рынке офисной недвижимости - рынок постепенно отходит от прошлогодних шоков. Появляется интерес компаний к поиску офисных помещений, в том числе с целью переезда в более качественный объект, освобожденный ушедшими компаниями. На рынке отмечается активность в части заключения новых сделок, без учета договоров по пересогласованию.

Тем не менее, вакансия остается на высоком уровне, особенно это касается более дорогих зданий с устаревшей отделкой.

Собственники стремятся удерживать экспонируемые ставки на прежнем уровне, однако многие арендодатели демонстрируют лояльность по отношению к арендатору, в частности дают право выхода через 1,5 -2 года с начала аренды. Совокупная экономия на общие коммерческие условия (дисконт к ставкам, арендные каникулы, скидки на первый год) может доходить до 30%.

Иностранные арендаторы продолжают отказываться от площадей, в связи с чем на рынке появляются хорошие предложения с качественной отделкой и мебелью. Однако пик выхода из российского рынка иностранных компаний был пройден в 2022 г.

Сохраняется низкая девелоперская активность – девелоперы заняли выжидательную позицию, стараясь оценить стабильность спроса на рынке.

 



По итогам I квартала 2023 года вышло 2 новых объекта совокупной площадью 26,9 тыс. кв. м - кластер «Ломоносов» (23 200кв. м) и Lucky (Здание 2 - 3 700 кв. м).

Ввиду переноса сроков окончания строительства по ряду офисных комплексов, стоит ожидать, что ввод по итогам года окажется ниже значений 2022 г., несмотря на заявленный на текущий момент объем в 400 тыс. кв. м. Прогнозируемый объем ввода на конец 2023 года может составить не более 200 тыс. кв. м.


По предварительным данным уровень вакантности в I квартале 2023 года сократился на 0,7 п. п и составил 11,8%.

Сокращение отслеживается во всех классах, что является следствием ухода с рынка крупных офисных блоков и постепенной стабилизации деловой активности первых трех месяцев 2023 года.

Однако объем вакантных площадей по-прежнему сохраняется на высоком уровне (в сравнении с I кв. 2022 г. отклонение +2,8 п. п.).

Средневзвешенная арендная ставка по итогам I квартала 2023 года фактически сохранилась на прежнем уровне (-1,86%) и составила 21 500 руб./кв. м/год (совокупно по всем классам А, B+ и B). Минимальное снижение вызвано структурными изменениями предложения - уходом дорогих блоков с рынка.



Материалы по теме

Источник: CRE
Исследования рынка

Maris: За первый квартал в Петербурге ввели 1 400 кв. м гибких офисных пространств

Аналитики компании Maris подвели итоги 1 квартала на рынке гибких офисных пространств в Санкт-Петербурге и сделали прогноз на 2023 год. Общий прирост предложения в сегменте должен составить порядка 15 тыс. кв. м. Также аналитики отмечают снижение недельных тарифов в среднем на 12% за счет активного стимулирования спроса операторами.
28.03
Источник: CRE
Экспертный анализ

NF Group: В офисах Петербурга все (вакантность и ставка) растет, как на дрожжах

Аналитики консалтинговой компании NF Group в Санкт-Петербурге подвели предварительные итоги I квартала 2023 года на рынке офисной недвижимости класса А. С начала года были введены в эксплуатацию новые здания сети бизнес-центров «Сенатор» на Миллионной улице. Доля свободных площадей в офисах высокого класса увеличилась на 7% и составила 161 тыс. кв. м. Несмотря на рост объемов пустующих офисов, средние арендные ставки продолжают увеличиваться за счет вывода на рынок нового дорогого предложения. По итогам I квартала 2023 года средневзвешенная арендная ставка составила 2 312 руб./кв. м в мес., включая НДС и операционные расходы, что на 1,4% больше по сравнению с декабрем 2022 года.
23.03
Источник: CRE
Точка зрения

Спрос на офисы сократится на 50% в I квартале года

Объем новых сделок на офисном рынке Москвы в первом квартале 2023 года составит около 200 тыс. кв. м, считают аналитики компании Asterus. Этот показатель будет ниже прошлогоднего почти на 50%.
17.03

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre