Ricci: Пик выхода иностранных компаний из офисов уже пройден

Аналитики компании подвели предварительные итоги первого квартала 2023 года на рынке офисной недвижимости Москвы. За отчетный период введено только 26,9 тыс. кв. м офисов, вакантность на 0,7 п. п. Всего за год может быть введено порядка 200 тыс. кв. м офисных площадей.

1710
Изображение взято из источника: Ricci

Общие тренды

В начале 2023 года наблюдалась высокая активность на рынке офисной недвижимости - рынок постепенно отходит от прошлогодних шоков. Появляется интерес компаний к поиску офисных помещений, в том числе с целью переезда в более качественный объект, освобожденный ушедшими компаниями. На рынке отмечается активность в части заключения новых сделок, без учета договоров по пересогласованию.

Тем не менее, вакансия остается на высоком уровне, особенно это касается более дорогих зданий с устаревшей отделкой.

Собственники стремятся удерживать экспонируемые ставки на прежнем уровне, однако многие арендодатели демонстрируют лояльность по отношению к арендатору, в частности дают право выхода через 1,5 -2 года с начала аренды. Совокупная экономия на общие коммерческие условия (дисконт к ставкам, арендные каникулы, скидки на первый год) может доходить до 30%.

Иностранные арендаторы продолжают отказываться от площадей, в связи с чем на рынке появляются хорошие предложения с качественной отделкой и мебелью. Однако пик выхода из российского рынка иностранных компаний был пройден в 2022 г.

Сохраняется низкая девелоперская активность – девелоперы заняли выжидательную позицию, стараясь оценить стабильность спроса на рынке.

 



По итогам I квартала 2023 года вышло 2 новых объекта совокупной площадью 26,9 тыс. кв. м - кластер «Ломоносов» (23 200кв. м) и Lucky (Здание 2 - 3 700 кв. м).

Ввиду переноса сроков окончания строительства по ряду офисных комплексов, стоит ожидать, что ввод по итогам года окажется ниже значений 2022 г., несмотря на заявленный на текущий момент объем в 400 тыс. кв. м. Прогнозируемый объем ввода на конец 2023 года может составить не более 200 тыс. кв. м.


По предварительным данным уровень вакантности в I квартале 2023 года сократился на 0,7 п. п и составил 11,8%.

Сокращение отслеживается во всех классах, что является следствием ухода с рынка крупных офисных блоков и постепенной стабилизации деловой активности первых трех месяцев 2023 года.

Однако объем вакантных площадей по-прежнему сохраняется на высоком уровне (в сравнении с I кв. 2022 г. отклонение +2,8 п. п.).

Средневзвешенная арендная ставка по итогам I квартала 2023 года фактически сохранилась на прежнем уровне (-1,86%) и составила 21 500 руб./кв. м/год (совокупно по всем классам А, B+ и B). Минимальное снижение вызвано структурными изменениями предложения - уходом дорогих блоков с рынка.



Материалы по теме

Источник: CRE
Исследования рынка

Maris: За первый квартал в Петербурге ввели 1 400 кв. м гибких офисных пространств

Аналитики компании Maris подвели итоги 1 квартала на рынке гибких офисных пространств в Санкт-Петербурге и сделали прогноз на 2023 год. Общий прирост предложения в сегменте должен составить порядка 15 тыс. кв. м. Также аналитики отмечают снижение недельных тарифов в среднем на 12% за счет активного стимулирования спроса операторами.
28.03
Источник: CRE
Экспертный анализ

NF Group: В офисах Петербурга все (вакантность и ставка) растет, как на дрожжах

Аналитики консалтинговой компании NF Group в Санкт-Петербурге подвели предварительные итоги I квартала 2023 года на рынке офисной недвижимости класса А. С начала года были введены в эксплуатацию новые здания сети бизнес-центров «Сенатор» на Миллионной улице. Доля свободных площадей в офисах высокого класса увеличилась на 7% и составила 161 тыс. кв. м. Несмотря на рост объемов пустующих офисов, средние арендные ставки продолжают увеличиваться за счет вывода на рынок нового дорогого предложения. По итогам I квартала 2023 года средневзвешенная арендная ставка составила 2 312 руб./кв. м в мес., включая НДС и операционные расходы, что на 1,4% больше по сравнению с декабрем 2022 года.
23.03
Источник: CRE
Точка зрения

Спрос на офисы сократится на 50% в I квартале года

Объем новых сделок на офисном рынке Москвы в первом квартале 2023 года составит около 200 тыс. кв. м, считают аналитики компании Asterus. Этот показатель будет ниже прошлогоднего почти на 50%.
17.03

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre