По итогам 2022 г. средний размер сделки в сегменте складской недвижимости в Московском регионе сократился на 43% и составил 12 153 кв. м, тем самым показав наименьшее значение с 2014 г. При анализе складских сделок с объектами класса А, средний размер заключенных договоров в данном сегменте составил 15 877 кв. м, показав снижение на 32% по сравнению с 2021 г. В классе B+/- также наблюдается спад на 60% до 5 167 кв. м.
Снижение среднего размера сделки связано с тем, что, во-первых, многие компании пересматривают стратегии развития и осторожно подходят к выбору дополнительных площадей. Во-вторых, в силу высокой активности в 2021 г., в некоторых отраслях на 2022 г. наблюдается излишек занимаемых складских помещений, вследствие чего сейчас у игроков нет потребности в крупных складских площадях.
Наиболее существенное сокращение среднего размера сделок в Московском регионе наблюдается в сегменте традиционного ритейла. В 2022 г. средняя запрашиваемая площадь компаний этого сектора составляла 4 тыс. кв. м, что на 86% меньше показателя 2021 г.– 32 тыс. кв. м. Подобное снижение обусловлено активностью 2021 г., в то время как в течение прошлого года компании закрывали преимущественно точечные пробелы небольшими складскими блоками, удовлетворяя локальные потребности в помещениях. Компании таких сегментов, как дистрибьюторы и производственные компании, сохраняют запросы по складам на уровне начала года. Наиболее крупные сделки закрывали онлайн-ритейлеры – средний размер сделки в этом секторе составил около 29 тыс. кв. м, однако это ниже результата за 2021 г. на 36%.
Наиболее востребованными направлениями, как по числу сделок, так и по объему спроса являются южные районы столицы. При этом самое большое значение среднего размера сделки фиксируется в Восточном и Юго-восточном направлениях: 26 432 кв. м и 24 686 кв. м соответственно.
Снижение среднего размера сделки связано с тем, что, во-первых, многие компании пересматривают стратегии развития и осторожно подходят к выбору дополнительных площадей. Во-вторых, в силу высокой активности в 2021 г., в некоторых отраслях на 2022 г. наблюдается излишек занимаемых складских помещений, вследствие чего сейчас у игроков нет потребности в крупных складских площадях.
Наиболее существенное сокращение среднего размера сделок в Московском регионе наблюдается в сегменте традиционного ритейла. В 2022 г. средняя запрашиваемая площадь компаний этого сектора составляла 4 тыс. кв. м, что на 86% меньше показателя 2021 г.– 32 тыс. кв. м. Подобное снижение обусловлено активностью 2021 г., в то время как в течение прошлого года компании закрывали преимущественно точечные пробелы небольшими складскими блоками, удовлетворяя локальные потребности в помещениях. Компании таких сегментов, как дистрибьюторы и производственные компании, сохраняют запросы по складам на уровне начала года. Наиболее крупные сделки закрывали онлайн-ритейлеры – средний размер сделки в этом секторе составил около 29 тыс. кв. м, однако это ниже результата за 2021 г. на 36%.
Наиболее востребованными направлениями, как по числу сделок, так и по объему спроса являются южные районы столицы. При этом самое большое значение среднего размера сделки фиксируется в Восточном и Юго-восточном направлениях: 26 432 кв. м и 24 686 кв. м соответственно.
Виктор Афанасенко, региональный директор департамента складской и индустриальной недвижимости Nikoliers: «Сейчас мы наблюдаем снижение среднего размера сделки на складском рынке в Московском регионе, что связано с пересмотром компаниями планов развития на ближайшую перспективу. Онлайн – и офлайн ритейл, основные потребители складов последние несколько лет, брали площади с запасом, и в текущей ситуации имеют возможность скорректировать свои планы либо отложить реализацию некоторых проектов. В прошлом году компании решали свои оперативные вопросы, будучи ограниченными в возможности адекватного прогнозирования бизнеса и планирования. К концу 2022 г. бизнес частично адаптировался к новым условиям: на место ушедших брендов пришли новые, были найдены решения по новым схемам логистики, ряд компаний укрупнились, девелоперы стали более активно рассматривать строительство под заказ, компании снова стали обсуждать развитие бизнеса с корректировкой на новую реальность. При сохранении текущей ситуации, по нашим оценкам, в 2023 г. средний размер сделок будет увеличиваться, укрупнение сделок будет происходить в первую очередь за счет дальнейшего развития и укрупнения компаний e-commerce, e-grocery, food и non-food retail, производства, логистики, дистрибуции».