И про бизнес, и про парк

Об истории появления бизнес-парков в России и за рубежом, функциональном наполнении, преимуществах и важности для городской среды рассуждает Дмитрий Иконников, главный архитектор организации UNK architects

1109
Изображение взято из источника: Пионер

Исторически в городах формировались деловые центры, которые и по сей день ярко выражены в мегаполисах.  Но еще в начале 1950-х в Великобритании бизнес-кластеры стали переноситься за город, это было связано с недостатком свободных площадей в центре, стоимостью аренды и развитием транспортной инфраструктуры. В 1960-70-х годах пригородные офисные центры стали появляться и в США. Изначально они создавались как центры деловой активности, но со временем стали обрастать рекреационными зонами и социальной инфраструктурой, дополнившими деловые постройки. Компании стали использовать качество и дизайн офисного пространства в качестве поддержки HR-бренда, все большее внимания уделялось дополнительным возможностям для отдыха сотрудников, не покидая рабочего места. Ряд американских и европейских компаний, размещающих свои штаб-квартиры в пригородных офисных парках не первое десятилетие сегодня либо перестраивают их, таким образом, чтобы они имитировали городскую среду, либо переселяются обратно в город.

Для Москвы понятие бизнес-парков достаточно новое. Они появляются в районах бывших промзон, занимают обширные площади и сразу включают в себя не только места приложения труда, но и общественные пространства, кафе, рестораны, фитнес-центры с бассейном, благоустроенные территории. Все эти блага цивилизации доступны не только для резидентов бизнес-парка, но и для жителей близлежащих домов. Это всесезонные площадки, где могут устраиваться всевозможные праздники, ярмарки, кинопоказы, заливаться катки. Таким образом задача сделать офисное пространство «вторым домом», где сотрудники могут проводить как можно больше времени с комфортом, выходит за пределы офисного здания. 

В Москве бизнес-парки могут располагаться в промзонах в черте города с существующей плотной застройкой в непосредственной близости к крупным городским магистралям. В этом случае предполагается, что значимая часть сотрудников будет пользоваться общественным транспортом и в большой парковке нет необходимости, ее делают минимального размера на территории. Если же бизнес-парк прилегает к МКАД, привлекательной для арендаторов будет большая парковка. При этом строительство открытой парковки будет значительно менее затратным, чем многоуровневой подземной.

Наличие вокруг зеленой зоны станет еще одним преимуществом для сотрудников. Здесь они получают и возможность прогуляться в обеденный перерыв, и привлекательный вид сквозь панорамное остекление. Экономическим преимуществом для застройщика будет довольно простая форма малоэтажных строений, возведение которых также можно разделить на несколько очередей. Это позволит застраивать территорию в несколько этапов и вводить в эксплуатацию отдельные корпуса по мере строительства. 

При создании бизнес-парков на периферии городских агломераций, чтобы перенести трудовые ресурсы из центра, наиболее удачно будет наличие поблизости не только комфортного жилья для сотрудников, но и такие точки притяжения, как производство, а также крупные учебные заведения. Так, например, важным моментом развития Кремниевой долины стало создание Стэнфордского индустриального парка. Из-за резкого увеличения числа студентов Стэнфордский университет искал дополнительные источники финансирования и было принято решение сдавать свободные земли университета в долговременную аренду для использования в качестве офисного парка. Чтобы решить вопрос устройства на работу бывших студентов предпочтение отдавали высокотехнологичным компаниям. Сегодня Кремниевая долина остаётся ведущим центром такого рода?— в частности, получая треть всех?венчурных капиталовложений, которые делаются в Штатах. 

Создавая новые центры притяжения в промышленных районах Москвы, окруженных плотной городской тканью, мы сокращаем время, которое тратит человек на дорогу от дома до работы. Этому способствует и возможность отказаться от личного транспорта в пользу общественного. С учетом роста населения и расширения границ города, а также нежелания сотрудников возвращаться в офисы после пандемии и всех прелестей удаленной работы, концепция, позволяющая им работать рядом с домом и в комфортных для здоровья условиях – достаточно перспективна. 

Сегодня площадь бизнес-парков в Москве достигает 1 млн. кв.м. Частично веденный в 2023 году в эксплуатацию бизнес-парк Останкино, который проектировали UNK, логично вписался в городскую ткань предусматривает различные всесезонные активности и сценарии использования прилегающей территории.  В будни это возможности для отдыха сотрудников, в выходные дни возможно проведение различный мероприятий, в том числе массовых, в вечернее время там можно устраивать кинопоказы на открытом воздухе, можно прогуляться по освещенной благоустроенной территории или посетить кафе и рестораны, а зимой эти площадки можно отвести под открытый каток или Рождественскую ярмарку. 

Подобная преображение территории - реновация мертвой ткани города, продолжение его развития. Ведь сегодня офис – это среда для общения с командой, обмена идеями, рабочая атмосфера.  

Поскольку зарубежные бизнес-парки имеют уже долгую историю, мы можем наблюдать как происходит их реновация и выход на новый этап, в отличие от первичного освоения территории в Москве. И то, как они обрастают новыми функциями. Например, реновация бизнес-центра корпорации Bell Labs Holmdel Complex. Это модернистское здание классика архитектуры Ээро Саааринена, было в свое время знаковым проектом, потом было заброшено, а сейчас обрело новую жизнь. В 2000-х казалось, что это огромное устаревшее морально здание было обречено. Но благодаря его новому владельцу здание преобразилось и стало многофункциональным. В просторном атриуме сотрудники проводят перерыв на обед, едят в различных ресторанах с разнообразной кухней, общаются, могут заняться спортом на травяном поле, могут даже сыграть на рояле, который там установили, даже городская библиотека переехала на его территорию. По выходным там открывается фермерский рынок, и огромная зеленая территория оживает. Своеобразный центр города в стенах бывшего гигантского офисного центра. 

В России наиболее интересным опытом последних лет разновидность бизнес-парков - бизнес техно парки, часто связанные с университетами. Например, Сколково, Иннополис и строящийся сейчас ИНТЦ МГУ «Воробьевы горы». 



Материалы по теме

Источник: CRE
Экспертный анализ

Stone Hedge: Половина строящихся офисов в Москве уже продано

По данным Core.xp, количество сделок купли-продажи на офисном рынке Москвы по итогам первого полугодия 2023 г. на 48% превысило показатель аналогичного периода первой половины 2022 года. При этом в качественных бизнес-центрах на продажу со сроком готовности до 2027 года доля реализованных площадей составляет 52%, подсчитали аналитики Stone Hedge.
04.07
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Продажи офисов наращивают объемы

По итогам первого полугодия 2023 года объем заключенных сделок купли-продажи достиг отметки в 124 тыс. кв. м, что превышает результат аналогичного периода прошлого года в 2 раза и уже составляет 79% от итогового показателя 2022 года.
04.07
Источник: Пресс-служба Multispace
Точка зрения

Съезжать нельзя остаться: как понять, что бизнесу нужен сервисный офис

Для большинства компаний переход к новому формату работы — это сложный многоступенчатый процесс, и офис, который является центром деловой активности бизнеса, не может оставаться в стороне от этих перемен. Директор по стратегии и продажам сети гибких офисов Multispace Елизавета Голышева подготовила гайд, объясняющий, почему ответом на вызовы, стоящие перед бизнесом, становится сервисный офис.
03.07

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre