Коворкинг по-японски: какие особенности приживаются на нашем рынке

Коворкинги в Японии становятся все более популярными и разнообразными — от капсульных рабочих пространств до полноценных сервисных офисов. Татьяна Шараева, партнер консалтинговой компании OfficeFlex, обратилась к опыту коворкингов в Стране восходящего солнца и рассказала, какие их особенности могут быть применимы в условиях российского рынка.
1233
Изображение взято из источника: OfficeFlex

Особенности рынка коворкингов в Японии

Есть несколько характерных черт, которыми можно описать рынок коворкингов в Японии. Это объективные условия, они влияют на развитие рабочей среды и отличают японские коворкинги от известных и привычных нам.
 

Дефицит пространства

В островной стране, а особенно в столице Токио недвижимость стоит колоссально дорого. Пространства мало физически, мало его и для маневров в ценовой политике. Поэтому японские операторы коворкингов стремятся находить нестандартные решения для обустройства рабочей среды, конкурируют за счет гибкого сервиса и необычного дизайна.
 

Нашествие цифровых кочевников

Несмотря на то, что для проживания и удаленной работы в Японии необходимо подтвердить сотрудничество с местными компаниями, эта страна является одним из популярных направлений трудовой миграции. Правительство идет навстречу тем, кто хочет работать в Японии, и готовится к запуску визовой программы для цифровых кочевников. В свою очередь операторы коворкингов стремятся создать удобную среду для международной аудитории, сохраняя аутентичный японский колорит, но с оглядкой на европейские стандарты.
 

Социальные тренды

Несмотря на строгие стандарты корпоративной культуры в Японии, все больше людей предпочитают работу на удаленке и гибкий график работы. Ковид доказал всем, в том числе и трудоголикам-японцам, что продуктивная возможна и за пределами бизнес-центров. Продолжительный опыт удаленного взаимодействия побудил некоторые фирмы полностью отказаться от физического офиса. Как следствие, вырос спрос на рабочие пространства вне дома. Люди стремятся наладить баланс между работой и частной жизнью, и коворкинги становятся благодатной почвой для роста таких стремлений.

Пример движения навстречу социальным трендам: компания Sanza после первой волны пандемии переоборудовала капсульный отель в Токио в бюджетный коворкинг. Здесь можно поработать в уединении, а после освежиться в онсэне (традиционной японской сауне) и переночевать в спальной капсуле. Что примечательно, коворкинг доступен только для клиентов-мужчин.

 

Развитие субкультур

Япония славится разнообразием субкультур. У молодой аудитории пользуются популярностью комиксы манга и манга-кафе. Манга-кафе — это что-то вроде недорогих хостелов, где можно перекусить, переночевать, посидеть за компьютером и читать комиксы без ограничений. В некоторой степени они составляют конкуренцию коворкингам, хотя об удобной среде и продуктивной атмосфере для работы здесь говорить не приходится. Поэтому в коворкингах Японии можно встретить стилизованные элементы дизайна и выделенные зоны с атрибутами субкультуры. Здесь также проводят тематические мероприятия — для завоевания лояльности и нетворкинга.
 

Инновации

Япония славится технологическими достижениями, как и уникальными подходами к управлению и организации бизнес-процессов. Коворкинги активно их используют, внедряют новые технологии и создают инновационную цифровую инфраструктуру для работы и сотрудничества. Например, есть коворкинги на полном цифровом управлении, в которых вы не встретите ни одного администратора. В наших реалиях это пока сложно себе представить.
 

Внимание к дизайну и эстетике

С точки зрения дизайна сложно найти более разношерстную среду, чем коворкинги в Японии. Как аксиома, все они имеют стильный и современный дизайн, который создает приятную и вдохновляющую атмосферу для работы. Одни делает упор на минимализм и природную эстетику, другие создают футуристические пространства, третьи следуют смелым визуальным трендам, характерным для субкультур. Учитываются предпочтения любого сегмента аудитории.

Здесь хочу обратить внимание на коворкинг премиального уровня Pangaea Digital Garage в Токио, спроектированный норвежским архитектурным бюро Snøhetta. Ключевым элементом дизайна выступает так называемая супермебель — конструкция из деревянного кедра, «вьющаяся», словно лента, вдоль всего пространства. Из двухъярусной скамьи она перетекает в столы, за которыми можно работать сидя или стоя, затем снова изгибается и меняется.

 

Гибкие планы и условия

Коворкинги в Японии предлагают гибкие условия, включая почасовую, дневную или месячную аренду рабочего места, а также аренду офисного блока для команды. Это позволяет пользователям выбирать оптимальные условия работы в соответствии с их потребностями и бюджетом.
 

Социальное взаимодействие

Японское общество борется с проблемой одиноких людей, причем уже на государственном уровне. Поэтому многие коворкинги в Японии активно поощряют обмен идеями и сотрудничество между разными предпринимателями и профессионалами. Они организуют различные мероприятия, встречи и семинары, чтобы создать возможности для общения и сотрудничества.
 

Городская инфраструктура

Япония известна своей удобной инфраструктурой и транспортной сетью, и коворкинги здесь не исключение. Они располагаются в удобных местоположениях, часто недалеко от станций метро или железнодорожных вокзалов, что облегчает доступ и перемещение для предпринимателей.
 

Культурные ценности

Посещение коворкинга в Японии — своего рода культурный опыт, возможность погрузиться в японскую культуру и традиции. Многие коворкинги организуют мероприятия, где предприниматели могут познакомиться с японской кухней, искусством, языком и другими аспектами культуры. Это создает уникальную атмосферу, помогает предпринимателям войти в контакт с местными сообществами и расширить мировоззрение.
 

Что российские коворкинги могут взять у японских

Полагаю, нам есть что взять у японских коллег в части дизайна и инновационных решений в управлении. Что же касается гибкости тарифных планов и проведения мероприятий, в российских коворкингах такие практики давно и успешно применяется. А с точки зрения пространственных решений мы во многом выигрываем. Недвижимость для бизнеса у нас дорога, но не так, как в Японии, нам есть где развернуться.

Удачным примером сочетания японских традиций в дизайне и европейских стандартов будет новый проект TheOffice в Москве. Он представляет собой коворкинг современного типа — сервисный офис. Это полностью оборудованный офис-коворкинг, который сдается в аренду под ключ, и все вопросы по его обслуживанию берет на себя управляющая компания.

В интерьере TheOffice выделяются элементы японской эстетики. Сочетание светло-серых матовых поверхностей, дерева, стекла, легких перегородок создает эффект присутствия в современном японском коворкинге с традиционными элементами.
Пространство объединяет 4 автономных корпоративных блока вместимостью до 75 человек. Для каждого блока предусмотрена инфраструктура: ресепшн, кабинет руководителя, гардеробная, кофе-поинт, переговорные, принтеры, мягкая зона, телефонные кабины, парковочные места на подземном паркинге. Сервисный офис откроется в третьем квартале 2023 года. 


Материалы по теме

Источник: CRE
Рейтинг

«Метриум»: Топ-5 самых умных офисных зданий в мире

«Умные» технологии проникают не только в жилищное строительство – тренд на превращение здания в сложную интеллектуальную систему охватывает и офисы. Аналитики «Метриум» делятся примерами пяти самых «умных» бизнес-центров мира, которые сами добывают электричество, анализируют эффективность использования пространства, знают в лицо всех резидентов и даже помогают им поддерживать физическую форму.
31.07
Источник: CRE
Экспертный анализ

Офисные лофт-пространства - по-прежнему в спросе

По данным на июль 2023 г. уровень вакансии на столичном рынке составил менее 12%, снизившись за 4 года почти на 5 п.п.
 
27.07
Источник: Pridex
Экспертный анализ

Pridex: Финансисты больше всего вкладываются в fit-out

Компании финансового сектора обеспечили более 75% всех инвестиций в создание офисных пространств в 2022 году. Ещё 16% пришлось на компании промышленной сферы, доля IT-компаний составила менее 4%.

 
14.07

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (11-17 ноября)

Новости офисной недвижимости, как по части сделок, так и по части новых проектов и архитектурных концепций, открытия в новосибирской «Ауре», назначение в Kalinka и новый проект в формате light industrial.
17.11
Источник: Самолет
Назначения

Анна Акиньшина - новый гендиректор «Самолета»

Ранее Анна занимала должность финансового директора группы. 
18.11
Источник: ГК «Кортрос»
Проект

«Кортрос» дал старт Tate

В основание башен Tate в районе Марьиной рощи залили первый куб бетона.

 
18.11
Источник: domclick.ru
Аукцион

Москва предлагает бизнес в ЮЗАО

Предприниматели могут приобрести коммерческое помещение в Ломоносовском районе.
 
18.11
Источник: Profit Management
Открытие

В «Мёбельбурге» открыли лекторий и коворкинг

Управляет объектом компания Profit Management.
18.11
Источник: Пресс-служба MR Group
Открытие

MR Group открыла офис продаж Jois

Состоялось открытие офиса продаж премиального проекта Jois от MR Group.
 
15.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre