Торговое место пусто не бывает

Смогли ли западные бренды, ушедшие из России в прошлом году, возродиться в новом качестве? Об этом рассуждает руководитель отдела коммерческой недвижимости Barnes International Moscow Александр Буянкин.
1109
Изображение взято из источника: CRE
2022 год ознаменовался беспрецедентным уходом из России многочисленных иностранных брендов. Это коснулось практически всех отраслей: общепит, известные марки одежды, прессы и другие сферы жизни. Но особенно заметным стало в ритейле, где одни названия бесконечно сменяли другие. Так, по данным портала всезапомним.рф, продавцы одежды и обуви находятся на пятой строчке среди компаний, которые чаще всего покидали Россию с февраля прошлого года. Речь идет примерно о 7% рынка. Новые марки, действительно, оперативно появляются и максимально стараются предоставить адекватную замену, но получится ли у них стать полноценной альтернативой успешных брендов, и какие сложности при этом могут возникнуть?

Как отмечает Fashion Consulting Group, после ухода иностранных компаний количество магазинов российских брендов в торговых центрах Москвы выросло на 20–30%. Также аналитики говорят о том, что продажи российских дизайнеров выросли на 10−25%, а цены поднялись на 30% даже в дисконтных сетях, но удалось ли еще недавно небольшим сетям занять лакомые площадки, которые им оставили международные бренды, и спешат ли они это делать — пока вопрос.

Причем сегодня он остро стоит не только для небольших сетей, уже существовавших в России и планирующих расширение, но и для новых брендов, в том числе и международных. Так недавно появилась информация о том, что бренд Maag, пришедший на смену Zara, планирует закрыть часть своих магазинов, к слову, в самой компании эту информацию опровергли. Получается, что Maag, не удалось стать «Zaraзаменителем»? На самом деле, не совсем так, хотя стоит отметить, что Zara выстраивала свой бренд на протяжении многих лет, став международным брендом с именем, а Maag, вышел на рынок недавно, и компании, в силу обстоятельств, пришлось открыть сразу большое количество магазинов, что, конечно, для нового бренда невероятно рискованно.

Тем не менее нишу занять удалось, но получится ли закрепиться на российском рынке и стать достойной заменой, пока не ясно. Дело тут не только в том, что линейка товаров отличается от привычных, но и в том, что молодому бренду приходится делать свои первые шаги в довольно турбулентное время падения покупательской способности, да к тому же бороться с параллельным импортом. Впрочем, у сети есть все шансы закрепиться на российском рынке: в обозримой перспективе возвращения международных брендов не планируется, если оно вообще будет когда-нибудь возможно.

Тем не менее нельзя сказать, что Россия стала совсем закрытым рынком. Только за 2022 год, согласно подсчетам NF Group. в страну пришли 11 международных брендов. Для сравнения: в 2021 году таких ритейлеров было 15. Как оказалось, больше всего новых брендов пришло в Россию из Турции (5) и из Китая (2). Несмотря на санкции, один новый бренд пришел в Россию из США и один — из Италии.

Хотя, если все же возвращение в обозримой перспективе состоится, то таких «вкусных» локаций, как раньше, международным брендам уже не видать: торговое место пустым не бывает, да и собственники помещений не будут уже настроены столь лояльно, глядя на прецедент. Дело все в том, что многие международные бренды в своих коммерческих условиях аренды закладывали процент товарооборота. И в тот момент, когда они ушли, собственники ничего не получали. Это была для них реальная проблема, как минимум, это приведет к совершенно другим условиям аренды. Скорее всего, уже сегодня многие собственники торговых помещений пересмотрели свои взгляды и зафиксировали какую-то понятную и удобную для себя ставку. Поэтому, такого отношения, какое было раньше, уже, скорее всего, не будет, потому что собственники прекрасно будут понимать, что, к сожалению, международный бренд — это ненадежный арендатор.

Конечно, судить об этом пока рано, но собственник в локациях, переживших непростые времена, как, например, сейчас Столешников переулок, найдет способ себя обезопасить. К примеру, это могут быть специфические условия расторжения договора аренды. В любом случае для многих собственников помещений, у которых есть объекты в топовых локациях, наверное, факт возвращения международных брендов будет, ну, скажем так, достаточно сложный для самих брендов, потому что собственники уже не будут прямо относиться к этому с wow-эффектом.

В любом случае говорить о возвращении всем известных компаний пока рано, а вот привыкать к новым приходится. Да и самым брендам тоже несладко, заняв топовые локации своих иностранных коллег, они не получают той же прибыли, что приводит к определенным финансовым потерям, ведь ставки аренды по-прежнему высоки, и, скорее всего, как говорилось выше, зафиксированы. Однако время освоиться на российском рынке у массовых брендов есть.

А вот с люксовым сегментом дела обстоят сложнее: адекватной замены таким брендам, как Chanel или Dior, до сих пор нет. Как раз у них проблем с возвращением на рынок не будет. Во-первых, потому что они являются флагманами в своем сегменте не только в России, но и в других странах. Кроме того, столь успешные компании при желании могут позволить себе любую ставку аренды и любую локацию, даже если они будут нести убытки, ведь в данном случае гораздо важнее будет репутация. А нам пока что остается лишь наблюдать за развитием уже существующих и появлением новых брендов на российском рынке.


Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: За полгода в Петербурге открылось 64 магазина в фэшн-сегменте

Согласно данным консалтинговой компании NF Group, в I полугодии 2023 года в Северной столице количество открытий в фэшн-сегменте превысило количество закрытий на 68%. За шесть месяцев на улицах города открылось 64 магазина одежды, обуви и аксессуаров, а закрылось 38, что является рекордным соотношением за последние четыре года.
01.08
Источник: CRE
Исследования рынка

Уход иностранцев некритично повлиял на вакантность в ТЦ

Доля вакантных торговых площадей в Москве составляет 13%.
 
28.07
Источник: CRE
Экспертный анализ

Знакомьтесь – новые бренды

Во втором квартале 2023 г. на российский рынок вышло в два раза больше новых брендов, чем кварталом ранее.
 
 
 
24.07

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: IPG.Estate
Игроки рынка

IPG.Estate получила БЦ Green Lines на эксклюзив

Компания назначена эксклюзивным партнером по сдаче в аренду офисов в петербургском бизнес-центре площадью около 7 тыс. кв. м.
10.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre