Торговое место пусто не бывает

Смогли ли западные бренды, ушедшие из России в прошлом году, возродиться в новом качестве? Об этом рассуждает руководитель отдела коммерческой недвижимости Barnes International Moscow Александр Буянкин.
1124
Изображение взято из источника: CRE
2022 год ознаменовался беспрецедентным уходом из России многочисленных иностранных брендов. Это коснулось практически всех отраслей: общепит, известные марки одежды, прессы и другие сферы жизни. Но особенно заметным стало в ритейле, где одни названия бесконечно сменяли другие. Так, по данным портала всезапомним.рф, продавцы одежды и обуви находятся на пятой строчке среди компаний, которые чаще всего покидали Россию с февраля прошлого года. Речь идет примерно о 7% рынка. Новые марки, действительно, оперативно появляются и максимально стараются предоставить адекватную замену, но получится ли у них стать полноценной альтернативой успешных брендов, и какие сложности при этом могут возникнуть?

Как отмечает Fashion Consulting Group, после ухода иностранных компаний количество магазинов российских брендов в торговых центрах Москвы выросло на 20–30%. Также аналитики говорят о том, что продажи российских дизайнеров выросли на 10−25%, а цены поднялись на 30% даже в дисконтных сетях, но удалось ли еще недавно небольшим сетям занять лакомые площадки, которые им оставили международные бренды, и спешат ли они это делать — пока вопрос.

Причем сегодня он остро стоит не только для небольших сетей, уже существовавших в России и планирующих расширение, но и для новых брендов, в том числе и международных. Так недавно появилась информация о том, что бренд Maag, пришедший на смену Zara, планирует закрыть часть своих магазинов, к слову, в самой компании эту информацию опровергли. Получается, что Maag, не удалось стать «Zaraзаменителем»? На самом деле, не совсем так, хотя стоит отметить, что Zara выстраивала свой бренд на протяжении многих лет, став международным брендом с именем, а Maag, вышел на рынок недавно, и компании, в силу обстоятельств, пришлось открыть сразу большое количество магазинов, что, конечно, для нового бренда невероятно рискованно.

Тем не менее нишу занять удалось, но получится ли закрепиться на российском рынке и стать достойной заменой, пока не ясно. Дело тут не только в том, что линейка товаров отличается от привычных, но и в том, что молодому бренду приходится делать свои первые шаги в довольно турбулентное время падения покупательской способности, да к тому же бороться с параллельным импортом. Впрочем, у сети есть все шансы закрепиться на российском рынке: в обозримой перспективе возвращения международных брендов не планируется, если оно вообще будет когда-нибудь возможно.

Тем не менее нельзя сказать, что Россия стала совсем закрытым рынком. Только за 2022 год, согласно подсчетам NF Group. в страну пришли 11 международных брендов. Для сравнения: в 2021 году таких ритейлеров было 15. Как оказалось, больше всего новых брендов пришло в Россию из Турции (5) и из Китая (2). Несмотря на санкции, один новый бренд пришел в Россию из США и один — из Италии.

Хотя, если все же возвращение в обозримой перспективе состоится, то таких «вкусных» локаций, как раньше, международным брендам уже не видать: торговое место пустым не бывает, да и собственники помещений не будут уже настроены столь лояльно, глядя на прецедент. Дело все в том, что многие международные бренды в своих коммерческих условиях аренды закладывали процент товарооборота. И в тот момент, когда они ушли, собственники ничего не получали. Это была для них реальная проблема, как минимум, это приведет к совершенно другим условиям аренды. Скорее всего, уже сегодня многие собственники торговых помещений пересмотрели свои взгляды и зафиксировали какую-то понятную и удобную для себя ставку. Поэтому, такого отношения, какое было раньше, уже, скорее всего, не будет, потому что собственники прекрасно будут понимать, что, к сожалению, международный бренд — это ненадежный арендатор.

Конечно, судить об этом пока рано, но собственник в локациях, переживших непростые времена, как, например, сейчас Столешников переулок, найдет способ себя обезопасить. К примеру, это могут быть специфические условия расторжения договора аренды. В любом случае для многих собственников помещений, у которых есть объекты в топовых локациях, наверное, факт возвращения международных брендов будет, ну, скажем так, достаточно сложный для самих брендов, потому что собственники уже не будут прямо относиться к этому с wow-эффектом.

В любом случае говорить о возвращении всем известных компаний пока рано, а вот привыкать к новым приходится. Да и самым брендам тоже несладко, заняв топовые локации своих иностранных коллег, они не получают той же прибыли, что приводит к определенным финансовым потерям, ведь ставки аренды по-прежнему высоки, и, скорее всего, как говорилось выше, зафиксированы. Однако время освоиться на российском рынке у массовых брендов есть.

А вот с люксовым сегментом дела обстоят сложнее: адекватной замены таким брендам, как Chanel или Dior, до сих пор нет. Как раз у них проблем с возвращением на рынок не будет. Во-первых, потому что они являются флагманами в своем сегменте не только в России, но и в других странах. Кроме того, столь успешные компании при желании могут позволить себе любую ставку аренды и любую локацию, даже если они будут нести убытки, ведь в данном случае гораздо важнее будет репутация. А нам пока что остается лишь наблюдать за развитием уже существующих и появлением новых брендов на российском рынке.


Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: За полгода в Петербурге открылось 64 магазина в фэшн-сегменте

Согласно данным консалтинговой компании NF Group, в I полугодии 2023 года в Северной столице количество открытий в фэшн-сегменте превысило количество закрытий на 68%. За шесть месяцев на улицах города открылось 64 магазина одежды, обуви и аксессуаров, а закрылось 38, что является рекордным соотношением за последние четыре года.
01.08
Источник: CRE
Исследования рынка

Уход иностранцев некритично повлиял на вакантность в ТЦ

Доля вакантных торговых площадей в Москве составляет 13%.
 
28.07
Источник: CRE
Экспертный анализ

Знакомьтесь – новые бренды

Во втором квартале 2023 г. на российский рынок вышло в два раза больше новых брендов, чем кварталом ранее.
 
 
 
24.07

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre