Уход иностранцев некритично повлиял на вакантность в ТЦ

Доля вакантных торговых площадей в Москве составляет 13%.
 
1070
Изображение взято из источника: CRE
На текущий момент суммарная доля вакантных площадей в торговых центрах Москвы составляет 13%. Из них в статусе «потенциальная вакансия», т.е. площадей операторов, приостановивших работу в России, – менее 1 п.п., следует из отчета #MARKETBEAT, который подготовили аналитики Commonwealth Partnership (CMWP).

Потенциальный риск роста вакансии в два раза, сложившийся в середине прошлого года на фоне приостановки деятельности многих торговых операторов, не реализовался. Крупные международные операторы, принявшие окончательное решение о статусе своего бизнеса на территории РФ, «дали зеленый свет» как локальным, так и иностранным игрокам, пришедшим на российский рынок из дружественных стран. Они заместили пустующие площади, что способствовало заметному сокращению процента простаивающих торговых точек.

На середину прошлого года порядка 11% площадей было занято операторами, приостановившими деятельность. В то время как по состоянию на июль 2023 г. реальная вакансия выросла только на 1 п.п. в целом по рынку. Еще порядка 1% торговых площадей занято операторами, не принявшими окончательное решение о своей деятельности в России – даже если они решат закрыть свои магазины, это не сильно повлияет на уровень свободных площадей в ТЦ.
«В целом на рынке наблюдается незначительное изменение количества вакантных площадей за минувший год. Резкий взлет потенциальной вакансии прошлого года был сбалансирован постепенным замещением опустевших площадей уходящих из России международных операторов. Высокий процент свободных площадей в торговых центрах «супер-регионального» формата связан с уходом с российского рынка таких гигантов как IKEA и Decathlon. На данный момент на отечественном рынке нет операторов, способных быстро заполнить опустевшие пространства», – отметила Ольга Антонова, партнер, руководитель департамента торговой недвижимости CMWP.

На текущий момент 70% международных брендов, из тех, кто заявлял об изменениях, приняли окончательное решение по статусу бизнеса в России. При этом 30% (по количеству операторов) все еще остаются в статусе приостановки деятельности и инвестиций. В основном эту долю составляют премиальные бренды, общая площадь магазинов которых не превышает 1% от общего стока торговых площадей. Если они примут окончательное решение уйти из России, то высвободившиеся площади лишь в незначительной степени повлияют на уровень вакансии.

Строительная активность остается сдержанной как в Москве, так и в регионах, нередко наблюдаются случаи переноса открытий на более поздние сроки. Всего за 1 полугодие 2023 г. новое строительство в столице составило 27  тыс. кв. м – состоялось открытие МФК Митино Парк.

Ввод отдельных крупных проектов на стадии девелопмента может оказать влияние на кратное увеличение показателя. На этапе строительства с заявленным сроком ввода в эксплуатацию в 2023 г. находится еще 347 тыс. кв. м. Однако аналитики CMWP прогнозируют, что до конца года введется порядка 80 тыс. кв. м. Во-первых, ТПУ Селигерская (145 тыс. кв. м) – есть вероятность, что открытие торговой составляющей сместится на 2024 год. Во-вторых, анонсы открытий части проектов ADG Group были перенесены на более поздние сроки этого года, в ряде случаев – на 1-2 кв. 2024 г.

В регионах России также наблюдается умеренное количество введенных объектов. Крупные проекты откладываются, поэтому строительная активность остается сдержанной. Так, например, в Екатеринбурге строительство ТЦ «Золотой» (147 тыс. кв. м) с запланированным сроком ввода в 2023 г. было продлено еще на 2,5 года.
«Оборот розничной торговли и индекс потребительской уверенности демонстрируют положительную динамику, а потребительское поведение претерпевает фундаментальные изменения. Наблюдаемая тенденция роста доверия к отечественным маркам и готовность потребителей к изменению набора привычной продуктовой корзины могут послужить дополнительным стимулом роста для российских производителей: развитие собственных торговых марок розничных сетей и вывод на рынок новых брендов», – прокомментировала ситуацию Татьяна Дивина, руководитель департамента исследований и аналитики CMWP.
 


иГРОКИ РЫНКА

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Антонова Ольга

Консалтинг и брокеридж

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Материалы по теме

Источник: CRE
Исследования рынка

В питерских ТЦ снижается вакантность

Доля свободных площадей в торговых центрах Санкт-Петербурга к концу 2023 года может снизиться до 6%.
 
17.07
Источник: CRE
Исследования рынка

Nikoliers: С начала 2023 года в регионах России открылось 4 торговых центра

По данным консалтинговой компании Nikoliers, в первые полгода 2023 года в России, включая Москву и Санкт-Петербург, ввелось 77,2 тыс. кв. м качественных торговых площадей. Всего в регионах страны открылось четыре торговых центра общей площадью 30,9 тыс. кв. м. На фоне ухода иностранных брендов российские ритейлеры используют новые возможности для развития и привлечения внимания покупателей, запуская новые линейки товаров и открываясь в обновленных форматах.
11.07
Источник: Nikoliers
Экспертный анализ

Nikoliers: Торговые центры в Москве и вводятся, и заполняются

По данным консалтинговой компании Nikoliers, по итогам первых шести месяцев 2023 года в Москве и городах-спутниках ввелось 46,3 тыс. кв. м торговых площадей, что почти вдвое больше показателя за аналогичный период 2022 года. Уровень вакантности постепенно снижается за счет выхода новых иностранных брендов на российский рынок, а также активной экспансии российских ритейлеров.
05.07

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (11-17 ноября)

Новости офисной недвижимости, как по части сделок, так и по части новых проектов и архитектурных концепций, открытия в новосибирской «Ауре», назначение в Kalinka и новый проект в формате light industrial.
17.11
Источник: Самолет
Назначения

Анна Акиньшина - новый гендиректор «Самолета»

Ранее Анна занимала должность финансового директора группы. 
18.11
Источник: ГК «Кортрос»
Проект

«Кортрос» дал старт Tate

В основание башен Tate в районе Марьиной рощи залили первый куб бетона.

 
18.11
Источник: domclick.ru
Аукцион

Москва предлагает бизнес в ЮЗАО

Предприниматели могут приобрести коммерческое помещение в Ломоносовском районе.
 
18.11
Источник: Profit Management
Открытие

В «Мёбельбурге» открыли лекторий и коворкинг

Управляет объектом компания Profit Management.
18.11
Источник: Пресс-служба MR Group
Открытие

MR Group открыла офис продаж Jois

Состоялось открытие офиса продаж премиального проекта Jois от MR Group.
 
15.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre