Согласно данным консалтинговой компании NF Group, доля иностранных собственников торговых центров сократилась с 33% в начале 2022 г. до 27% – в июне 2023 г. К концу 2023 г. она может уменьшиться до 8%, если будут проданы торговые центры, принадлежащие международным компаниям. На фоне восстановления рынка за счет активного развития российских ретейлеров объем свободных площадей в торговых объектах Санкт-Петербурга с начала года снизился на 1,5 п. п. и составил 9,1%. До конца года он может уменьшиться до привычных 6%. Сокращение вакантности наблюдалось во всех типах торговых центров, но в большей степени было заметно в региональных комплексах, где доля свободных площадей снизилась почти в два раза и составила 2,5%. Причиной тому стало восстановление покупательского трафика за счет открытия магазинов крупных российских брендов. Из 55 торговых центров Санкт-Петербурга 30 объектов заполнено на 95% и выше, в семи свободными остались более 20% площадей.
По итогам I полугодия 2023 г. в Санкт-Петербурге работают 55 качественных торговых центров арендопригодной площадью 2,15 млн кв. м. С начала года не было открыто ни одного нового торгового центра. На завершающей стадии строительства находятся два проекта в северной части города – первая очередь «Экопарк» в Мурино арендопригодной площадью 18 000 кв. м и «Парк Молл» арендопригодной площадью 40 000 кв. м. Если эти объекты будут введены, то 2023 год может стать рекордным по объему открытий торговых комплексов за последние семь лет.
Большая часть торговых центров в Санкт-Петербурге принадлежит российским девелоперам. Доля иностранных собственников после продажи ТЦ «Невский Центр» и ТЦ «Парк Хаус» в 2023 г. сократилась до 27%. В начале 2022 г. они владели 33% площадей, к концу 2023 г. их доля может сократиться до 8%, если будут проданы торговые центры, принадлежащие иностранным компаниям.
С января по июнь 2023 г. доля свободных площадей в качественных ТЦ Санкт-Петербурга снизилась на 1,5 п. п. и достигла уровня 9,1%. Сегмент восстанавливается: на смену ушедшим зарубежным брендам пришли российские ретейлеры.
Вакантность в торговых центрах на рынке Санкт-Петербурга распределена крайне неравномерно: 30 объектов из 55 заполнены на 95% и более. В 18 объектах вакантно от 5% до 20%, а в семи комплексах пустует более 20% площадей. Основной объем свободных площадей составляют помещения, ранее занимаемые шведским брендом товаров для дома, а также помещения закрытых кинотеатров.
Снижение вакантности наблюдалось во всех типах торговых центров, но в большей степени было выражено в региональных объектах («Европолис», «Гранд Каньон», «Жемчужная Плаза» и др.), где с января 2023 г. доля свободных площадей сократилась на 2,7 п. п. и составила 2,5%. Здесь наиболее активно происходит восстановление покупательского трафика благодаря открытию магазинов крупных российских ретейлеров, в том числе с новыми концепциями. Например, Zarina запустила мужскую линейку одежды, магазины Mango и «Рив Гош» открылись после ремонта.
В июне 2023 г. наибольший объем свободных площадей наблюдался в суперрегиональных торговых центрах, к которым относятся «Мега Дыбенко», «Мега Парнас», «Питерленд» – 14% (-1,4 п. п). В районных («Электра», «Фиолент», «Смайл») вакантно 6,2% (-2,7 п. п.), в окружных («Южный Полюс», «Академ Парк», «Капитолий») – 8,8% (-0,1 п. п.).
По итогам I полугодия 2023 г. в Санкт-Петербурге работают 55 качественных торговых центров арендопригодной площадью 2,15 млн кв. м. С начала года не было открыто ни одного нового торгового центра. На завершающей стадии строительства находятся два проекта в северной части города – первая очередь «Экопарк» в Мурино арендопригодной площадью 18 000 кв. м и «Парк Молл» арендопригодной площадью 40 000 кв. м. Если эти объекты будут введены, то 2023 год может стать рекордным по объему открытий торговых комплексов за последние семь лет.
Большая часть торговых центров в Санкт-Петербурге принадлежит российским девелоперам. Доля иностранных собственников после продажи ТЦ «Невский Центр» и ТЦ «Парк Хаус» в 2023 г. сократилась до 27%. В начале 2022 г. они владели 33% площадей, к концу 2023 г. их доля может сократиться до 8%, если будут проданы торговые центры, принадлежащие иностранным компаниям.
С января по июнь 2023 г. доля свободных площадей в качественных ТЦ Санкт-Петербурга снизилась на 1,5 п. п. и достигла уровня 9,1%. Сегмент восстанавливается: на смену ушедшим зарубежным брендам пришли российские ретейлеры.
Вакантность в торговых центрах на рынке Санкт-Петербурга распределена крайне неравномерно: 30 объектов из 55 заполнены на 95% и более. В 18 объектах вакантно от 5% до 20%, а в семи комплексах пустует более 20% площадей. Основной объем свободных площадей составляют помещения, ранее занимаемые шведским брендом товаров для дома, а также помещения закрытых кинотеатров.
Снижение вакантности наблюдалось во всех типах торговых центров, но в большей степени было выражено в региональных объектах («Европолис», «Гранд Каньон», «Жемчужная Плаза» и др.), где с января 2023 г. доля свободных площадей сократилась на 2,7 п. п. и составила 2,5%. Здесь наиболее активно происходит восстановление покупательского трафика благодаря открытию магазинов крупных российских ретейлеров, в том числе с новыми концепциями. Например, Zarina запустила мужскую линейку одежды, магазины Mango и «Рив Гош» открылись после ремонта.
В июне 2023 г. наибольший объем свободных площадей наблюдался в суперрегиональных торговых центрах, к которым относятся «Мега Дыбенко», «Мега Парнас», «Питерленд» – 14% (-1,4 п. п). В районных («Электра», «Фиолент», «Смайл») вакантно 6,2% (-2,7 п. п.), в окружных («Южный Полюс», «Академ Парк», «Капитолий») – 8,8% (-0,1 п. п.).
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group: «Рекордный рост вакантности в торговых центрах Санкт-Петербурга в 2022 г. был связан с уходом ряда международных брендов, но уже в первом квартале 2023 г. мы понимали, что при сохранении текущего положения дел дальнейшего увеличения свободных площадей не будет. К концу первого полугодия 2023 г. ситуация не только стабилизировалась, но и начала меняться в лучшую сторону. Мы фиксируем снижение доли свободных площадей в торговых центрах, что связано не только с нулевым уровнем ввода новых площадей, но и с высоким интересом активных игроков рынка к качественным объектам. Начинает меняться ситуация с пустующими помещениями в крупноформатных торговых центрах, что сразу сказывается на трафике. Несмотря на смену собственников, в торговых центрах остаются локальные команды. Они хорошо известны рынку и уже выстроили определенный формат работы, понятный арендаторам, что, в свою очередь, приведет к высоким темпам заполнения свободных помещений, а общий тренд на активное поглощение площадей должен сохраниться до конца года».
Девелоперская активность по строительству новых торговых центров смещается в северную часть города, где строятся ТЦ Hollywood, «Парк Молл» и два торговых центра в Мурино – «Экопарк» и «Небо». К концу 2024 г. эти локации будут перенасыщены торговыми площадями, а основная конкуренция за потребителя будет происходить за счет качества концепции, маркетинга и мероприятий, направленных на работу с целевой аудиторией торгового центра.
Пик роста вакантности пройден в конце 2022 г., и в дальнейшем ожидается снижение доли свободных площадей до привычных для рынка значений (около 6%) к концу 2023 г. Открытие новых магазинов как российских, так и иностранных брендов приведет к постепенному росту покупательского трафика.
Высокая активность ретейлеров и достижение торговыми центрами оптимальных показателей по заполняемости будут приводить к постепенному росту запрашиваемых арендных ставок для новых арендаторов.
Пик роста вакантности пройден в конце 2022 г., и в дальнейшем ожидается снижение доли свободных площадей до привычных для рынка значений (около 6%) к концу 2023 г. Открытие новых магазинов как российских, так и иностранных брендов приведет к постепенному росту покупательского трафика.
Высокая активность ретейлеров и достижение торговыми центрами оптимальных показателей по заполняемости будут приводить к постепенному росту запрашиваемых арендных ставок для новых арендаторов.