NF Group: В преддверии бума 2023 года вспоминаем, как мало инвестиций в торговую недвижимость было до сих пор

Эксперты консалтинговой компании NF Group проанализировали динамику инвестиционной активности в торговом сегменте коммерческой недвижимости России. По итогам 2022 года показатель достиг уровня в 40,7 млрд рублей, превысив показатели 2020 и 2021 годов – 16,4 млрд рублей и 21,8 млрд рублей соответственно. Тем не менее, этот результат все еще ниже показателей допандемийных периодов, которые составляли в среднем 75 млрд рублей. В 2022 году 41% вложений в торговую недвижимость пришелся на Москву и Московскую область, еще 41% – на регионы, 18% – на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. В структуре инвестирования в торговую недвижимость лидирующей группой покупателей выступали девелоперы, которые совокупно вложили более 19 млрд руб. или 47% от всех инвестиций в торговую недвижимость. На втором месте – инвестиционные компании и частные инвесторы с долей в 37% и общим объемом вложенных средств на уровне 15,3 млрд руб. По итогам I квартала 2023 года объем инвестиций в торговые центры составил 5,8 млрд руб. Годовой результат 2023 года, как минимум, превысит 80–90 млрд руб., что станет рекордом с 2017 года по РФ. Ранее такие высокие показатели были только до 2014 года.
1368
Изображение взято из источника: NF Group
По итогам 2022 года совокупный объем инвестиций в торговую недвижимость составил 40,7 млрд руб., что существенно выше результатов 2020–2021 гг., когда показатель составил 16,4 и 21,8 млрд рублей соответственно. При этом, стоит отметить, что объемы инвестиций в торговую недвижимость России в период 2015–2019 гг. в среднем составляли 75 млрд руб. в год, таким образом результат 2022 года все еще остается меньше, чем фиксировалось ранее.
 
По итогам I квартала 2023 года объем инвестиций в торговые центры составил 5,8 млрд рублей, однако, учитывая анонсированные к закрытию сделки, по итогам года результат может оказаться на уровне прошлого периода или выше, что говорит о положительной динамике инвестирования в торговую недвижимость.
 
Алексей Новиков, управляющий партнер NF Group: «Инвесторы рассматривают торговую недвижимость благодаря ее высокой доходности, которую можно получить за счет пассивного управления. В целом в ретейле есть возможности для увеличения доходности, в том числе, за счет реконцепции объекта и замены якорных арендаторов. На примере сделок по покупке ТЦ “Ярмарка” в Астрахани и ТЦ “Торговый квартал” в Набережных Челнах мы видим, что такие объекты могут быть упакованы в ЗПИФ УК «Парус Управление Активами», при этом Property Management берет на себя УК, а инвесторы будут получать стабильные ежемесячные выплаты дохода от арендного потока с минимальным включением в процессы управления активом. Таким образом, через ЗПИФы в них могут вкладываться разные категории инвесторов».
 
Среди крупнейших сделок 2022 года с торговыми центрами можно выделить приобретение ГК «Ташир» торгового центра «Шелковый Путь» за 9-10 млрд рублей, а также продажу ТРЦ «Охта Молл» в Санкт-Петербурге (6-8 млрд рублей).
 
По мнению Евгении Хакбердиевой, регионального директора департамента торговой недвижимости NF Group, если ранее сделки по покупке объектов и земельных участков совершались с целью развития новых проектов, то сейчас они связаны в основном с изменениями в структуре собственников в связи со уходом иностранных собственников и замена их российскими. На данный момент рост инвестиций не ведет к увеличению объемов строительства на рынке торговой недвижимости, однако появление новых инвесторов может привести к дальнейшему развитию этого сегмента.
 
Если говорить о региональной структуре инвестирования, то в 2022 году 41% вложений в торговую недвижимость пришелся на Москву и Московскую область, еще 41% – на регионы, оставшиеся 18% – на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. При этом, для сравнения, в общем объеме инвестиций в тот же период лидировала Москва с долей в 69%, а доля регионов не превышала 10%. Среди регионов РФ наибольший объем инвестиций пришелся на Астрахань (31%) и Рязань (25%). Среди прочих городов, где были реализованы торговые объекты, – Оренбург, Набережные Челны, Тюмень.
 

 


В структуре инвестирования в торговую недвижимость лидирующей группой покупателей в 2022 году выступали девелоперы, которые совокупно вложили более 19 млрд рублей или 47% от всех инвестиций в торговую недвижимость. На втором месте – инвестиционные компании и частные инвесторы с долей в 37% и общим объемом вложенных средств на уровне 15,3 млрд рублей.
 


В целом, даже учитывая структурные изменения в торговом сегменте, связанные как с пандемией, так и с уходом международных брендов, сегмент все еще остается привлекательным для инвесторов. Несмотря на невысокий результат I квартала, ожидается, что годовой результат превысит показатель прошлого периода, что в общем объеме инвестиций заметно увеличит долю торговой недвижимости.
 
«На рынке давно не фиксировалось такое количество сделок с торговыми центрами, сколько было заключено в 2022 году. По итогам I квартала 2023 года мы наблюдаем рост интереса к торговому сегменту, что обусловлено дисконтами на объекты, где собственниками выступают иностранные компании, а также тем, что инвесторы готовы направлять свои свободные средства в новые для себя сегменты, чтобы диверсифицировать бизнес. Еще одним фактором повышенного спроса является формирование фондов недвижимости на рынке, которые собирают в портфель разные виды и классы объектов и реализуют эти ЗПИФы», добавляет Евгения Хакбердиева.

 


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Хакбердиева Евгения

Консалтинг и брокеридж

NF Group

NF Group

Новиков Алексей

Материалы по теме

Источник: CRE
Исследования рынка

ТРЦ и гостиницы – самые инвестиционно привлекательные

Торговая и гостиничная недвижимость лидируют в объеме инвестиций в коммерческую недвижимость России, подсчитали в IBC Real Estate. Текущий объем сделок с начала 2023 г. в этих сегментах торговой и гостиничной превысил годовой показатель прошлого года в 1,8 и 2,4 раза соответственно.
24.05
Источник: CRE
Экспертный анализ

CMWP: Прогноз по вводу новых ТЦ в Москве – 80 тыс. кв. м

По итогам первых трех месяцев 2023 года рынок торговой недвижимости столицы не увидел новых открытий, следует из отчета #Marketbeat, который подготовили аналитики Commonwealth Partnership (CMWP).
05.05
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: В Москве за три месяца ввели только один новый ТЦ, но по площадям это в 1,5 раза больше, чем годом ранее

По данным консалтинговой компании NF Group, по итогам первых трех месяцев 2023 года ввод торговых площадей в Москве составил 27 тыс. кв. м (GLA), что на 54,3% больше, чем за соответствующий период 2022 года. Всего за I квартал на рынке состоялось одно техническое открытие торгового комплекса. Средний уровень вакантности в торговых центрах Москвы увеличился на 1,2 п. п. в годовой динамике, составив 14,5%. Максимальные базовые ставки аренды в ТЦ Москвы приходятся на помещения в зоне фуд-кортов и «островной» торговли в действующих крупных объектах с высоким трафиком и достигают 180 тыс. руб./кв. м/год, в районных – до 100 тыс. руб./кв. м/год. К концу 2023 года, согласно заявленным планам девелоперов, объем нового ввода в Москве может составить 176,6 тыс. кв. м торговых площадей: таким образом, планируемый ввод окажется на 42,8% выше показателя 2022 года. Однако в течение года существует вероятность корректировки даты ввода некоторых новых проектов, анонсированных к открытию в 2023 году.
19.04

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (28 октября - 4 ноября)

Переговоры о покупке БЦ «Росбанк Плаза», новые проекты Stone и ХСА, реконцепция липецкого ТРЦ «Европа», крупная сделка «Сберлогистики», новости Coldy и Level Group, и другие статьи - в нашей традиционной подборке за неделю.
04.11
Источник: NF Group
Игроки рынка

ТРЦ «Европа» в Липецке обновят

Эксклюзивным консультантом и автором новой концепции торгово-развлекательного центра площадью 60 тыс. кв. м выступает NF Group. 
01.11
Источник: Coldy
Игроки рынка

Компания Coldy запустила направление брокериджа

Специалисты помогут инвестору найти арендатора на помещения в проектах компании и договориться с ним по условиям аренды.
31.10
Источник: Fashion House Group
Открытие

«Fashion House Шереметьево» принял Putin Team Russia

В московском аутлет-центре «Fashion House Шереметьево» открылся магазин Putin Team Russia.
 
31.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Займемся с любовью: почему российским отельерам всё-таки придётся работать над сервисом

Постоянное удорожание стоимости отдыха в России при параллельной общей инфляции, спаде покупательской способности и переходе ряда потенциальных клиентов к сберегательной модели поведения всё-таки вынудят игроков индустрии гостеприимства отказаться от бизнеса по принципу «вас много – мы одни». Даже на фоне полузакрытых границ, бума внутреннего туризма, самого острого за тридцать три года дефицита средств размещения, кадров и исторического нежелания потенциальных соискателей «быть обслугой», работать над сервисом придётся, начиная с зимнего сезона. При этом нужного количества персонала не только в отрасли, но и в стране нет и не будет, а роскошью в итоге станет обслуживание людьми людей.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
01.11
Источник: CRE
Сделка

Экс-Deloitte арендовала 5 200 кв. м в БЦ Dubinin’Sky

В настоящее время ее офис располагается в БЦ «Белая площадь». Консультантом сделки выступила компания Ricci.
02.11
Источник: Инпром Эстейт
Открытие

«Детский мир» заменил «Леонардо» в «Мармеладе»

Магазин детских товаров занял помещение площадью 1 000 кв. м в ТРЦ «Мармелад» в Таганроге. 
31.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre